Сундучок продакта: чек-лист материалов, который вам жизненно необходим
Мы в Carrot quest устали тонуть в море материалов для продакт-менеджеров низкопробного качества и собрали список must-see-статей, каналов, блогов и подкастов, где не льют в уши ерунду про продуктивность, выгорание и лидерство, а всё очень жизненно и по делу.
Агрегатор статей на абсолютно разные темы. Прелесть этого бота в том, что вы можете выбирать интересующие вас темы и частотность рассылки. Среди разделов есть маркетинг и продакт-менеджмент. А ещё у них есть канал в Telegram (@theunicornrus_bot).
Telegram-каналы
Тем, кто особенно заинтересован во взламывании роста, вам сюда! Денис Мартынцев, автор канала, рассказывает обо всём, что связано с Growth Hacking, управлением продуктами и командами роста. Здесь можно найти материалы про циклы роста, Т-образные навыки growth-менеджера, а также разные интервью и разборы кейсов. Никаких советов о том, как прокачать навыки лидера, и слава богу!
Чат для продактов. Будет полезно тем, кто хочет узнать мнение коллеги, спросить совета или договориться на коридорку.
Product Analytics — это агрегатор статей про продуктовую аналитику. Здесь собраны все актуальные материалы про метрики для аналитики и их применение.
Сергей Тихомиров, автор канала, обещает честно и без ванильки рассказывать о продуктовом менеджменте, разных методологиях, аналитике и data-driven-подходе. Что ж, выходит действительно неплохо, об этом говорит количество подписчиков. Вообще, Сергей довольно простым языком объясняет довольно сложные вещи, за это ему отдельный плюс.
В этом канале Костя, дизайнер в Intercom, делится своими мыслями по поводу дизайна продуктов, общается с крутыми чуваками из сферы и делится новостями. Будет полезно и продактам, чтобы быть в курсе дизайнерского дела.
Владимир Миролюбов, CEO Epicstars, знает всё о продуктовой боли и ежедневно делится ею в своём канале про запуск, релиз и рост продуктов.
Telegram-канал с разборами кейсов digital-компаний и ошибках, которые они совершают. Автор канала Александра Клименко не пишет о том, как не сгореть на работе, огромное спасибо ей за это!
Аня Булдакова, автор канала, за свою недолгую карьеру уже успела стать экс-Яндекс и экс-Intercom, теперь ведет Telegram с 18 тысячами подписчиков (на секундочку). Аня делится своим опытом, записывает интервью с зарубежными продактами, пишет анонсы к мероприятиям.
Статьи
В интервью Олег рассказал о своих первых проектах, сути продакт-менеджмента и о том, что учиться стоит на своих ошибках.
Статья из блога Ани Булдаковой на Medium о том, как она начала свой путь в продакт-сфере. Небольшой спойлер: до начала успешной карьеры продактом Аня работала журналистом.
Конспект митапа с командой из Product Heroes, курса для продакт-менеджеров. Ребята рассказали, какими навыками должен обладать продакт, какие скиллы качать, а также как проводить коридорные тестирования.
Грустная и едкая статья о том, как всё устроено в продуктовом мире в России на самом деле. Я бы поделила на два этот пессимистичный настрой и отметила, что в статье очень подробно описано, где искать работу продактам, кто именно нужен на рынке, какие есть варианты и как не удавиться от бесконечного стресса.
А вот тут всё очень по делу и с офигенными скриншотами из фильма «Бешеные псы». Алексей делится своим опытом, как он искал работу продакта. Что примечательно — к поиску работы Алексей подошёл как к продуктовым задачам: просчитал метрики оценки, задачи и критерии.
Блоги
В блоге Intercom есть отдельный раздел, посвящённый развитию продукта и дизайну. Здесь вы найдёте статьи и подкасты о том, как создать онбординг, почему дизайн всему голова, какой ключевой ингредиент в успешной работе продуктовой команды и так далее. Отдельно стоит отметить экспертность всех материалов. Ребятам однозначно можно доверять.
Эндрю Чен — аналитик и предприниматель с огромным опытом работы в Growth-Hacking-командах в таких компаниях, как Uber и Andreessen Horowitz. Эндрю рассказывает про всё, что связано с ростом: что такое фреймворк роста, какие ошибки бывают в прогнозировании новых продуктов, как собрать команду роста и так далее.
Брайн Бэлфор, основатель Reforge и в прошлом вице-президент по росту в HubSpot, пишет про продукты и их рост, а ещё уделяет много внимания разным метрикам. Из последнего был материал о том, как запускать продукты, чтобы максимизировать рост, который мы перевели.
Блог Олега Якубенкова про аналитику, продукты и, конечно же, метрики. Отдельное спасибо за разбор интересных кейсов и полезные инсайты про A/B-тестирование. Лично в моём топе головокружительная история Любы Вязниковой, жены Олега, о том, как она запустила приложение по контролю за временем, проведённым в смартфоне, ещё до того, как это стало мейнстримом. Доход приложения вырос до $500 тысяч, а теперь на него «точит зуб» сама Apple.
Иван, основатель сервиса подбора психологов «Мета», создатель продуктового курса и просто прекрасный человек, в своём блоге делится рецензиями на прочитанные книги по менеджменту и маркетингу, а также разбирает подкасты и интервью известных предпринимателей и просто умных людей и рассказывает о результатах работы своего проекта.
Видео
Александра Клименко, ведущая программы, приглашает в гости предпринимателей, руководителей продуктов, основателей стартапов и обсуждает с ними детали создания и развития успешных продуктов, методологии и фреймворки, а также ошибки и провалы в управлении.
30 бесплатных лекций от «Яндекса» про продакт-менеджмент. Я бы назвала это полноценным курсом, где от простого к сложному рассказывают про основы управления продуктами.
Курсы
Курс, который хвалят все. Название «Симулятор» говорит само за себя — на курсе вы становитесь настоящим продакт-менеджером, а директор отсыпает вам задачки на выполнение. Это позволяет прокачать практические навыки и учиться на ошибках.
Курс обещает прокачать вас до уровня джуна и предлагает достаточно много практики. Каждый студент за время обучения успевает поработать с четырьмя продуктами.
Курс Ильи Красинского направлен на прокачку именно практических навыков. Так как продакт ценится именно за свой опыт реализованных проектов, то на курсе вам не будут читать лекций: только практика, только разбор реальных кейсов, только хардкор.
Из курса вы узнаете про основные метрики оценки продуктов, о том как устроен жизненный цикл продукта, как собрать команду, проводить исследования и тестирования. От вас потребуется около 13 часов свободного времени в неделю.
Курс платный, но вы всегда можете запросить финансовую поддержку, если вы, допустим, студент или помогаете бабушке, живёте с десятью кошками и у вас нет лишних денег на курс — главное подробно прописать всё в письме. В моём случае хватило объяснения того, что я бедная студентка из России. Документов прилагать не нужно.
Бесплатный двухнедельный курс от Udacity. Курс подходит тем, кто уже немного разбирается в продакт-менеджменте. Программа поделена на пять больших уроков. В план обучения входит изучение аудитории, подготовка к релизу продукта, запуск, привлечение пользователей и аналитика результатов.
Подкасты
Организаторы конференции Product Sense уже около года ведут свой подкаст о продакт-менеджменте. Ребята приглашают в гости знающих людей и разговаривают с ними о том, что важно в создании продукта: инструменты, кейсы, фреймворки, идеи, люди, вдохновение. Слушать можно как на официальном сайте, так и на Soundcloud или в Apple Podcasts.
Ещё один подкаст от организаторов конференций, но уже Growth Marketing Stage и ConfidenceConf. Павел Педенко и Ярослав Степаненко, ведущие программы, общаются с продактами, маркетологами и предпринимателями об их опыте работы, как устроены разные процессы в их компаниях и как они решают возникшие трудности.
Подкаст от Романа, который, как вы уже поняли, продуктивный. Роман общается с предпринимателями в ИТ-сфере о том, как устроен их бизнес, в чём ценность продукта для пользователей и как они её доносят до клиентов.
Если вы устали от бесконечных интервью про продакт-менеджмент, продуктивность, эффективность, командность и прочее, специально для вас «Полусладкий подкаст». Ребята пьют разные сорта винишка в разных выпусках прямо как в передаче «Парфенон». Получается не так хорошо и с большим количеством мата, но темы выпусков интересные. В последнем обсуждали экологию, отпуск и совсем немного маркетинг.
Если вы можете позволить себе слушать подкасты на английском, вам крупно повезло. В этом подкасте вы не только сможете послушать интервью с продактами из Google, Facebook, LinkedIn, Spotify, Twitter, но и подкачать английский, что вдвойне приятно.
В еженедельном подкасте от Product Hunt обсуждают глобальные проблемы с умными людьми. В одном из недавних эпизодов гостем программы был Нир Эяль, автор книги «На крючке».
В списке книг, обязательных к прочтению, мы писали про Intercom on Product. Если вам лень читать, вот ссылка на подкаст.
Мэгги Кроули, ведущая подкаста и директор по продакт-менеджменту в Drift, общается с монстрами продакт-менеджмента. В последнем эпизоде в гостях был Райан Сингер, главный по стратегии в Basecamp. Темой обсуждения была приоритизация. Приятного прослушивания.
Больше подкастов богу подкастов! На случай если вам вечно мало, у нас есть генератор случайных подкастов на каждый день. Тут и про продукты, и про маркетинг, и про продуктивность, конечно же, а ещё в подборке вам могут встретиться научпоп-программа или разговоры об искусстве.
Фильмы и сериалы
После такого огромного списка материалов на «почитать и послушать» хотим предложить вам немного расслабиться, ведь все мы знаем, что продакт-менеджеры выгорают быстрее, чем другие коллеги. Ниже мы собрали небольшой список фильмов и сериалов, которые помогут отвлечься от работы, но при этом оставаться в диджитале.
Сериал про гиков из Кремниевой долины, которые работают над своим проектом и им всё время жутко не везёт. Это просто очень смешно и в то же время жизненно.
Мрачный и очень красивый сериал про теорию заговора и беспощадных хакеров, которые на самом деле хотят изменить мир к лучшему, но у них это плохо получается. Отдельно стоит отметить идеально подобранные саундтреки.
Если вам вдруг захотелось вернуться в прошлое, посмотрите компьютерщиков. Вся комедия строится вокруг трёх сотрудников техподдержки, которым не везёт ни в работе, ни в личной жизни.
Вдруг вы не смотрели. «Социальная сеть» — кино о том, как создавалась Facebook и как можно потерять всех друзей и стать миллиардером.
Книги
Книга Intercom сделана на основе статей про продакт-менеджмент из блога и обязательна к прочтению. Здесь много практических советов, которые будут полезны как джунам, так и уже прокачанным продактам. Если тяжело читать на английском, есть перевод.
Эта книга — основа основ маркетинга. Здесь про то, как выбрать подходящую стратегию выхода на рынок, если у вас высокотехнологичный продукт, а также какие существуют группы потребителей и как находить с ними контакт. Если совсем нет времени читать, у нас есть подробный конспект.
Автор книги и основатель PayPal Питер Тиль рассказывает о том, что существует два вида прогресса — горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный прогресс — это развитие уже существующих продуктов. Эти продукты уже были кем-то придуманы и созданы, здесь идёт развитие от одного и далее.
Горизонтальный прогресс приводит к жесткой конкуренции. В то время как вертикальный прогресс, движение от нуля к единице, подразумевает под собой создание совершенно новых продуктов, которые в будущем приведут к невероятному росту и возможностям.
«На крючке» о том, как прокачанные компании запускают продукты, которые входят в привычку или вызывают зависимость у пользователей. Нир Эяль, автор книги, объясняет, как устроена модель крючка — четырёхэтапный процесс, который помогает компаниям возвращать клиентов снова и снова.
Книга про аналитику входит в серию бестселлеров про бережливый стартап. В книге рассмотрены базовые подходы к аналитике на каждом этапе развития разных типов бизнеса: интернет-магазин, онлайн-сервисы, мобильное приложение, маркетплейс и так далее.
И конечно же, в книге большое внимание уделяется метрикам, за которыми следует следить. Отдельный плюс книги в разборе большого количества реальных кейсов стартапов.
Книга, которую должен прочитать каждый уважающий себя продакт-менеджер. Автор книги Мартин Каган раскладывает по полочкам, в чём суть управления продуктами и как сделать так, чтобы ваш продукт действительно полюбили и не забыли через пару минут.
Надеемся, вы прочитаете хоть что-то из нашего чек-листа, а не просто добавите статью себе в сохранёнки. Да-да, мы знаем, как это бывает на самом деле! Желаем вам не выгорать ни на спичечку, а ещё личностного роста и бесконечной радужной продуктивности 😋
Автор: Александра Каменских.
Комментарий недоступен
То есть "сериалы" вас не смутили? СЕРИАЛЫ для продактов!
Это больше для фана, зачем всё так близко к сердцу воспринимать))
Теперь так джинса называется — "для фана"?) Ценность этой статьи для читателя — ноль, должность продакта и так сейчас девальвирована, а вы еще дальше её закапываете своей бездарной графоманией.
Складывается ощущение, что подборку формировал человек не разбирающийся в продакт-менеджменте. А вам так не кажется?
Статья ради статьи, ну и ради рекламы Carrot quest.
И какие ужасные картинки в статье, зачем они?
Как человек занимающийся продуктом, может делать такую статью?
Почему вы так негативно настроены? А картинки вам чем не угодили? Вам больше нравятся фотостоковые?
Если вы продакт, буду очень рада узнать, что читаете))
Комментарий недоступен
Интересная подборка, спасибо!
К книгам можно еще добавить « Как создать продукт, который полюбят: Опыт успешных менеджеров и дизайнеров» Скотт Хёрф
Ваще огонь! Уже в закладках.
Крутая подборка! надеюсь что однажды я все таки соберусь и изучу все-все-все что здесь есть
Мистер Робот - сериал про Продукт и для Продактов, дооо, так и есть. Судя по всему вставили в подборку прочитав автоматический перевод описание с кинопоиска.
А вот "Halt, Catch Fire" - не добавили, потому что в списках сериальной попсы не светится.
С упомянутыми телеграм-каналами следует быть осторожными (почти на все подписан), ибо холократия и бесконечное натягивание "совы на глобус", "agile на любую команду" и "каСдев на любую ситуацию".
Высокий хайп и низкий порог входа на позицию "Продакт Менеджера ртом" за последние пару лет сильно девальвировали значимость этой позиции, отдаляя ее от системности и приближая к затыкиванию дыр на основе trial-and-error.
Может это и не так плохо, энтропия должна дойти до точки бифуркации.
Класс, отличная подборка, спасибо)
Комментарий недоступен
Если совсем нет опыта, прочитайте эту статью Ани Булгаковой: https://medium.com/no-flame-no-game/как-начать-свой-путь-в-продакт-менеджменте-e02e3e0fb29c и пересказ митапа с ребятами из курса для продактов: https://www.carrotquest.io/blog/kak-stat-productovym-geroem/. А вот курс от Яндекса (бесплатная серия лекций на YouTube) https://www.youtube.com/watch?v=s3fNhgt7gBc&list=PLEs8EuAPI73Bj78n7-BIW3s1we0r15yJl&index=2
С сериала.
Еще чат от Go Practice не указали)
Что за чат?))
t.me/askkevin
А да, канал в телеграме) Мы решили, что про GoPractice и так много рассказали
Что такое договориться на коридорку?
Думаю, речь о "коридорных тестированиях".
https://t.me/FreshProductGo/59 тут еще больше фильмов собрали:
1. Стажёр (фильм, 2015). Уроки из фильма:
— Обязательно заказывайте у себя и пользуйтесь своим продуктом
— Обязательно пользуйтесь продуктами конкурентов
— Находите время на участие в технической поддержке, общайтесь с пользователями. Трейлер - https://youtu.be/0FuvGYV-9oc. Подробнее тут - https://t.me/FreshProductGo/35
2. Человек, который изменил всё (фильм, 2012). «Есть богатые команды и есть бедные команды, потом 50 метров го*на, а затем мы». Эта цитата в начале фильма задает тон происходящему. Менеджер команды понимает, что конкурировать деньгами не получится и находит способ, как при помощи математики и метрик собрать команду, способную побеждать. Трейлер - https://youtu.be/nd2j9SC0u00
3. Основатель (фильм, 2016). Любимейший фильм о посроении бизнесе-империи. Настойчивость - это готовность без устали менять тактику, не меняя стратегии. Неподражаемый Майкл Китон в роли Рэя Крока - отца-основателя бизнес-модели МакДональдса. «Ты когда-нибудь остановишься? Наверное, никогда». Трейлер - https://youtu.be/j3Cqaz1uE5I
4. Социальная сеть (фильм, 2010). Художественный фильм про Цукерберга и создании Фейсбука. Про ту безжалостную жесткость, которая порой необходима, чтобы построить топ-компанию. Трейлер - https://youtu.be/54izAMhnj0c
5. Кремниевая Долина (сериал, 2014-2019) - альманах всевозможных фейлов в IT-стартапе - всё, что может пойти не так, вы с 99% вероятностью увидите в этом смеходробительном шедевре, от которого трудно оторваться. Трейлер - https://youtu.be/fh16QS6gEqQ
...
С коллегой, продакт-менеджером Human Genesys (https://t.me/zero2one) выпустили подборку фильмов о бизнесе и продукте на праздники, чтоб вы не заскучали!
1. Стажёр (фильм, 2015). Уроки из фильма:
— Обязательно заказывайте у себя и пользуйтесь сво...
С коллегой, продакт-менеджером Human Genesys (https://t.me/zero2one) выпустили подборку фильмов о бизнесе и продукте на праздники, чтоб вы не заскучали!
1. Стажёр (фильм, 2015). Уроки из фильма:
— Обязательно заказывайте у себя и пользуйтесь своим продуктом
— Обязательно пользуйтесь продуктами конкурентов
— Находите время на участие в технической поддержке, общайтесь с пользователями. Трейлер - https://youtu.be/0FuvGYV-9oc. Подробнее тут - https://t.me/FreshProductGo/35
2. Человек, который изменил всё (фильм, 2012). «Есть богатые команды и есть бедные команды, потом 50 метров го*на, а затем мы». Эта цитата в начале фильма задает тон происходящему. Менеджер команды понимает, что конкурировать деньгами не получится и находит способ, как при помощи математики и метрик собрать команду, способную побеждать. Трейлер - https://youtu.be/nd2j9SC0u00
3. Основатель (фильм, 2016). Любимейший фильм о посроении бизнесе-империи. Настойчивость - это готовность без устали менять тактику, не меняя стратегии. Неподражаемый Майкл Китон в роли Рэя Крока - отца-основателя бизнес-модели МакДональдса. «Ты когда-нибудь остановишься? Наверное, никогда». Трейлер - https://youtu.be/j3Cqaz1uE5I
4. Социальная сеть (фильм, 2010). Художественный фильм про Цукерберга и создании Фейсбука. Про ту безжалостную жесткость, которая порой необходима, чтобы построить топ-компанию. Трейлер - https://youtu.be/54izAMhnj0c
5. Кремниевая Долина (сериал, 2014-2019) - альманах всевозможных фейлов в IT-стартапе - всё, что может пойти не так, вы с 99% вероятностью увидите в этом смеходробительном шедевре, от которого трудно оторваться. Трейлер - https://youtu.be/fh16QS6gEqQ
6. Лучше звоните Соулу (сериал, 2015-2020) - в фокусе юрист из сериала «Во все тяжкие» Соул Гудман. История о том, как человек, начавший с нуля, проходя через кризисы и перешагивая препятствия, находит свою нишу в жёстком адвокатском мире. Трейлер - https://youtu.be/5pSaF2HORjc
7. Революционная OS (документалка, 2001). Неплохой экскурс в историю создания операционных систем GNU, GLP, Linux. В фильме основатели Open Sourse рассказывают о появлении концепции свободного ПО. «Революционная ОС» — отличный гайд по разработке бизнес-модели и лишнее доказательство того, что наличие миссии у проекта является одним из главных факторов его конкурентоспособности. Фильм - https://youtu.be/n1F_MfLRlX0
8. Внутри мозга Билла: расшифровка Билла Гейтса (документальный сериал, 2019). Мы все знаем Билла по Майкрософту, но этот человек неутомим и продолжает влиять на мир даже тогда, когда вроде бы всё шансы против него. Он борется с дизентирей, строит перерабатывающие заводы и готовит реформацию ядерных реакторов. Трейлер - https://youtu.be/LacUea9StvE
9. Пираты силиконовой долины (документалка, 1999). Легендарная история о появлении домашнего персонального компьютера и его развитие. «Пираты силиконовой долины» — отличное пособие по тому, как нужно вести себя с инвесторами и своими подчиненными. Но главное, что фильм дает понять: любой бэкграунд в виде детских увлечений, переживаний, странных хобби — такие же важные составляющие успешного предпринимателя, как ум и самоорганизация. Трейлер - https://youtu.be/eg22jY92VFg
10. Стартап(dot)ком (документалка, 2001). Документальный фильм, в основе которого лежит история создания компании GovWorks двумя друзьями детства. Фильм демонстрирует сразу несколько полезных бизнес-кейсов: от того, насколько неправильно расставленные управленческие акценты могут погубить любую многообещающую компанию, до секретов поддержания нормальной атмосферы в команде в условиях кризиса. Смотреть на англ. - https://youtu.be/ibuiUXOTE4M
https://www.imdb.com/title/tt2361509/?ref_=nv_sr_1
— Обязательно заказывайте у себя и пользуйтесь своим продуктом
— Обязательно пользуйтесь продуктами конкурентов
— Находите время на участие в технической подде...
https://www.imdb.com/title/tt2361509/?ref_=nv_sr_1
— Обязательно заказывайте у себя и пользуйтесь своим продуктом
— Обязательно пользуйтесь продуктами конкурентов
— Находите время на участие в технической поддержке, общайтесь с пользователями
— Раскатывая изменения, не забывайте о ключевых метриках продукта и на какую проблему направлено данное изменение
— Берите ответственность за результат на себя. Вы же продакт)
— Умейте ошибаться
— Научитесь правильно интерпретировать результаты работы и экспериментов
— и “Никогда не поздно начать сначала”)