Карьера
Alexey Arefev
56 785

Как продакту работу искать

История одного продакт-менеджера, который менял работу. Все наблюдения и рекомендации этого материала основаны на банальном субъективном мнении (то есть опыте) и не являются обязательными к исполнению.

В закладки
Аудио

Подготовил продакт-менеджер и автор Telegram-канала для продактов.

Начало

Уже полтора года я занимаюсь развитием продукта в одной компании. Меня взяли практически на старте, и за это время мы с командой проделали неплохую работу. Пересобрали интерфейсы, притащили аудиторию, усилили бэк и многое другое. Казалось бы, что ещё надо? Развивай себе, тащи дальше, но…

Внутри начинает что-то чесаться. Там, где-то в груди. Хочется чего-то ещё. Денег? Вроде да, но не только же в них дело. Ещё чего? Развития? Да. Драйва, каких-то вызовов, что ли, как бы это пафосно ни звучало. Так и начался поиск новой работы.

Критерии

По всем правилам эффективного менеджмента мне нужно было сперва определиться с критериями поиска. Короче, ответить себе чётко на вопрос «Чего я конкретно хочу?».

Для меня это была непростая задача, потому что «внутренний чес» нужно было перевести в реальную метрику. Я же продакт, я так в своих продуктах делаю. Что я, для своей новой работы так не смогу?

Мозговые усилия, внутренние противоречия, несколько итераций — и вот критерии для новой работы определены:

  • Денег не ниже ХХХ рублей в месяц.
  • Задачи приблизительно вот такого масштаба (примеры: запуск нового продукта, управление продуктовой командой, ещё что-то, от чего вас прёт).
  • Отрасль (банки, образование, СМИ, игры).
  • Компания входит в топ-5-10-17 отрасли.

Теперь, я мог переходить к следующему шагу — сбору каналов, в которых буду искать работу.

Каналы

За полтора года немного выпадаешь из потока. Нужно работу идти искать, а где? Вроде был hh.ru, ну окей, резюмешка уйдёт туда, а ещё что? Где сейчас продакты работу ищут?

В результате изысканий мой список был следующим:

  • Знакомые.
  • hh.ru.
  • GeekJob.ru
  • Facebook.
  • Telegram-каналы (@antirabstvo, @forproducts, @forchiefs).
  • Агентства, которые спарсили меня с hh.ru.

Разместил резюме, где нужно. Подписался на каналы и людей в Facebook, которые работали в интересных для меня компаниях, а дальше начал обрабатывать поток запросов. Отвечал на звонки, письма, где-то писал и звонил сам. Текущего списка каналов было более чем достаточно.

Дальше началось самое «мясо» — переговоры и контакты.

Переговоры и контакты

Надеюсь, вы прочитали абзац про критерии, потому что именно на этом этапе они спасут ваше время.

Когда вам начинают поступать звонки или вы сами ищите подходящее место работы, критерии помогают фильтровать огромный поток информации.

Как это работает:

  1. Пришёл запрос или звонок: «Здравствуйте! Мы вас хотим пригласить (поехал скрипт).
  2. Задаёте уточняющие вопросы по критериям: «Денег сколько, задачи, отрасль?»
  3. Понимаете, будет ли продолжение: да или нет.

Обратите внимание, насколько просто и быстро обрабатывается запрос. Сразу понятно, подходит вам оффер или нет. Экономите время и себе, и HR-менеджеру. Win-win, мазафака.

В моём случае всё работало именно так. Контакты проходили максимально просто, и уже с первых двух-трёх минут (для телефонных звонков) было понятно, продолжать обсуждение или сказать о том, что не смогу принять предложение.

Ещё интереснее становится потом, когда ты понимаешь, что продолжать стоит.

Детали в переговорах

Первый контакт состоялся, и вы договорились на вторую итерацию с потенциальным работодателем. Это может быть звонок, встреча, конфколл, неважно. Самое время обсудить детали.

После нескольких встреч где-то в районе филейной части моего тела образовалось жжение. Я подумал, что нужно собрать чек-лист вопросов, которые должен задать продакт на собеседовании, чтобы не попасть в ловушку. Довольно легко упустить важные моменты, с которыми тебе потом придётся работать. Лучше о них узнать на берегу, чем потом хвататься за голову.

И вот, во время следующих звонков и встреч я уже записываю ключевые моменты, которые нужно обсуждать на переговорах. Так появился мой чек-лист.

Чек-лист для переговоров

Вы пришли на переговоры, собеседование или конфколл. Вас спрашивают о чём-то, уточняют опыт, говорят о направлении, которое нужно закрыть в компании, и так далее. Наступает ваша очередь задавать вопросы. Вы достаёте телефончик с заметочкой и начинаете:

1. Какую задачу мы должны решить? (Что конкретно нужно сделать.)

2. Какие метрики успешности, KPI? (Определены ли они.)

3. Что сейчас сделано, какой статус задачи? (Уже начали что-то пилить или с нуля.)

4. Архитектура продукта (обмен данными be, fe, api, внешние системы).

5. Ресурсы: команда, методологии и инструменты?

  • Скоуп команды (be, fe, qa, analytics, design).

  • Методологии разработки (Scrum, Kanban).
  • Инструменты (Jira, Trello, ещё что).

6. Кто заказчик внутри или структура подчинения? (стейкхолдеры, лпр).

7. Кто принимает конечное решение о составе задач в спринте?

8. Взаимодействия со смежными подразделениями? (маркетинг, продажи, контент).

9. Бюджет и условия оффера?

10. Сколько дней на принятие решения? (Когда ждать обратную связь от работодателя.)

11. Был ли другой продакт на этой позиции до меня? Если да, то почему ушёл? (Найдёте в Facebook потом этого продакта и спросите почему).

Этот список вопросов круто помогал мне структурировать информацию о компании и принимать решение о дальнейших действиях. Эдакий детальный скоринг. Если на первом контакте вы фильтруете через критерии, то здесь прогоняете детали через чек-лист.

Допустим, всё вас устраивает и вы идёте на следующий шаг, скорее всего, это тестовое задание.

Тестовое задание

Не буду вдаваться в долгие рассуждения о том, стоит ли делать тестовое. Ситуация следующая — если вам нравится место, то делайте. Других вариантов нет.

У меня бомбило всегда, что, делая тестовое, ты даёшь свои «драгоценные идеи» фактически просто так. Но с другой стороны, иного способа, как тебя проверить, у работодателя нет. Если только это не рекомендация, которая даёт тебе «волшебный билет» на должность.

Бюрократия и оффер

Если вы прошли тестовое, то скорее всего, дальше пойдут вопросы документов, проверки службой безопасности и прочее. Это занимает какое-то время, но нас интересует только оффер. То есть конкретная бумага (обычно скан в почте) с подписью руководителя и всеми ранее оговоренными условиями.

После того как вы получили оффер, остаётся оговорить даты выхода на новое место и выйти в положенный срок. А дальше — жизнь удалась, what a beautiful life!

В моём случае приблизительно так и было. Получил несколько офферов. Ещё раз посмотрел на критерии. Соотнёс с инфой, которую вытащил на собеседовании, и принял решение. Вышел на новое место.

Напоследок

Хотел бы сказать, что процесс поиска работы — это отдельная работа. Без предварительной подготовки и фокуса он может обернуться сжиганием вашего самого важного ресурса — времени. Надеюсь, что моя история поможет вам его сберечь.

Успехов!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Alexey Arefev", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 27, "likes": 78, "favorites": 212, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 80460, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sun, 25 Aug 2019 13:48:33 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 80460, "author_id": 63265, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/80460\/get","add":"\/comments\/80460\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/80460"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199121, "last_count_and_date": null }
27 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
22

В итоге устроился водителем в убер?

Ответить
7

Отличная статья! Совсем недавно искала работу в Москве (продуктовую, но со скромными исходными), столкнулась с тем же. Нужен и чтец, и жнец, и на дуде игрец, и желательно за еду. В итоге что - найти позицию продакт менеджера оказалось проще в Германии.
Решила для себя, что дело в отсутствии денег на развитие специалистов внутри компании, а еще в отсутствии понимания, как таких спецов развивать. Поэтому и ищут "звезд", которые будут с первого дня приносить миллионы. Находят ли?

Ответить
1

феерично конечно) представляю что в других отраслях. А за год, с момента написания поста- как изменилась ситуация?

Ответить
0

Во многих компаниях появилась позиция CPO, но функции у Продактов так и остались только в разработке. Сиутация на рынке сильно изменилась - гиперконкуренция усилилась и чтобы выжить нужны Продакты со стратегическим мышлением. Нанимать такого уровня экспертов в России просто не умеют, т.к. прошлый опыт не применим и нет методов оценки.

Ответить
0

Из вашей же статьи- кроме озвученных gopractice и agilix появились ли толковые курсы на продакта? или путь только один - позиция в digital-компании любого уровня и оттуда уже органический рост до менеджера продукта?

Ответить
1

Появился ProductMindset . Тоже можно порекомендовать для начинающих. Достаточно прикольный формат, методично, совмещенный с митапами, домашками и т.п. Кстати, начался в Понедельник. Подпишитесь на телеграм-канал https://t-do.ru/ProductMindset, чтобы получать анонсы о митапах и полезные материалы программы.

Ответить
1

Статья топчик. Внутри тот еще бардак: сделать все во вторник и тонны пользователей в среду. Вот тебе 110к в Москве.

Ответить
1

годная статья, спасибо

Ответить
1

Отличный материал! Частично он меня вдохновил на написание этой статьи.

Ответить
2

Какое тестовое задание делали?

Ответить

Комментарий удален

1

Были разные: от анализа пользовательских сценариев до роадмэпов для новых продуктов.

Ответить
5

Как-то куцо!

Ответить
5

Никакой конкретики) довольно абстрактные рекомендации подходящие project/product/head и тд ))

Ответить
3

Непонятно что делали до поиска и что делаете на новом месте

Ответить
2

1. Прошло уже полтора года, как я занимаюсь развитием продукта в одной компании.
2. Внутри начинает что-то чесаться.
3. Так и начался поиск новой работы.
4. Короче, ответить себе четко на вопрос «Чего я конкретно хочу?».
5. Отрасль (банки, образование, сми, игры…)
А с чего вы решили, что за те же 1.5 года вам в новой отрасли не надоест продукт, который вы делали? Если вы достигаете KPI -> получаете то, что оговорено в оффере - что может не устраивать? Казалось бы, если все настроено и работает - в спокойном темпе фичи внедряй....

Ответить
1

Алексей, спасибо за статью! Скажите, пожалуйста, что делаете, когда еще до первой встречи с бизнесом (т.е. либо это прямо требование в анкете, идущей вместе с резюме, либо после одного звонка с HR. Но заработная плата и бонусы ещё не известны) предлагают сделать задание, трудоёмкость которого по оценке составляет несколько дней?

Ответить
3

Решай для себя, на сколько тебе интересна эта компания. Но чаще лучше лесом слать ;)

Ответить
2

Поддержу Ильяса, если вам компания симпотизирует, то делайте, вариантов нет. Были случаи, когда стратегию приходилось писать полноценную или ресерч рынка делать, чтобы пройти этап. По-другому никак. К сожалению, никто не защитит ваше время и интеллектуальную собственность на этапе задания.

Был один случай, когда мне заплатили за тестовое, но отказали в оффере. Это был единственный случай в жизни.

Ответить

Комментарий удален

1

Был опыт , где на вопрос о ресурсах так ответить и не смогли.
(То есть понятны задачи, понятна мотивация - только какими силами это делать , вопрос)
Отказался, хотя компания топовая.
До сих пор не уверен в верности своего решения, так как задачи были очень интересны.

А так - мне достаточно первого, третьего и девятого пункта.

Ответить
1

Отличный пост, думаю структурированные вопросы будут большим плюсом ..

Ответить
0

Судя по статье больше похоже, что ты не продакт менеджер, а продакт оунер

Ответить
1

К сожалению, в рамках российского рынка это лишь вопрос копирайта. Хоть холдером проекта назови. Важен функционал и компетенции.

Ответить

Комментарий удален

0

“У меня бомбило всегда, что, делая тестовое, ты даёшь свои «драгоценные идеи» фактически просто так. Но с другой стороны, иного способа, как тебя проверить, у работодателя нет. “
Очень часто собеседования превращаются именно в вытягивание «супер идей» под соусом тестового задания,а как с этим бороться не очень понятно.
В итоге оказывается что лучше всего работает именно рекомендация!
За интересную статью спасибо!

Ответить
0

Да, к сожалению так и есть. Один из лучших способов получить идеи с рынка, это создать вкусную вакансию, поговорить со спецами и всем отказать по факту....

Ответить
0

Ага, идеи ведь так дорого стоят. Примерно около 0 🤦🏻‍♂️

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }