Как сделать викторину для болельщиков с помощью QR-кода и чат-бота «ВКонтакте», кейс ХК «Динамо»
Мы сделали викторину с помощью чат-бота ВКонтакте для хоккейного клуба «Динамо». Каждый десятый болельщик на стадионе отсканировал QR-код, который транслировался прямо на кубе над ледовой ареной в перерыве матча, и прошел игру.
Чат-бот не только поднял настроение зрителям, но и оказался эффективным маркетинговым инструментом.
Викторину разработал ХК «Динамо» в партнерстве с командой ВКонтакте на платформе для чат-ботов и рассылок в мессенджерах TextBack. Для своих создателей эта игра стала еще более интересным квестом, чем для болельщиков, но об этом чуть позже.
Викторина глазами болельщиков
С трибун это выглядело так: начинается перерыв, и вместо стандартных роликов на кубе высвечивается QR-код. Диктор на весь стадион объявляет начало викторины и приглашает болельщиков проверить свои знания о любимом клубе, воспользовавшись смартфоном.
Пользователи сканируют QR-код и попадают в личные сообщения группы. Желающих оказалось много. Это особенность ивентов: когда ты видишь, как люди вокруг тебя достают телефоны, сканируют код и начинают что-то там делать, выигрывать призы, хочется сделать то же самое. В онлайне такой вовлеченности добиться намного сложнее.
Из 10 тысяч болельщиков в стадионе более 1000 просканировали QR-код и запустили игру. Это 10%!
Как только открывается диалог, приходит приветственное сообщение от имени сообщества.
Поочередно чат-бот присылает десять вопросов по истории клуба с вариантами ответов, а в конце считает набранные баллы и подводит итог. От сканирования кода до объявления результатов проходит всего три-пять минут.
Обратите внимание: весь процесс, включая подсчет голосов, происходит внутри диалога — болельщик ни разу не покидает привычный ему мессенджер ВКонтакте, и не получает ни одной ссылки на внешние ресурсы.
Викторина глазами создателей и разработчиков
Работа над созданием викторины шла в несколько этапов:
- Прописали логику бота
- Подготовили контент
- Сделали чат-бота на платформе TextBack
- Разработали скрипт для подсчета голосов
Прописали логику бота
Логика чат-бота была проста: он встречал попавшего в диалог человека приветственным сообщением с предложением начать игру, а как только получал согласие — поочередно задавал десять вопросов.
На каждый вопрос было по четыре варианта ответов, зашитых в кнопки. За каждый правильный ответ чат-бот начислял игроку по одному баллу, а после финального вопроса подсчитывал результаты.
Тем, кто заработал восемь и более баллов, чат-бот отправлял поздравление с победой. Игроков, которые набрали менее 8 баллов в викторине, просто благодарили за участие. Победителям после викторины дарили стикеры ВКонтакте.
Написали тексты сообщений бота
Десять вопросов по истории «Динамо». Вопросы довольно сложны, и чтобы ответить на них правильно, нужно хорошо знать игроков и интересоваться жизнью хоккейного клуба. Для новичков среди болельщиков ответы не очевидны, а чтобы было почти невозможно пройти квест методом рандомного подбора, к каждому вопросу сделали по четыре варианта ответов, вместо двух.
На скриншотах ниже видно, как выглядели два финальных сообщения с результатами викторины. Одно с поздравлениями для победителей, а второе с благодарностью за участие для проигравших.
Структуру бота, вопросы викторины и тексты сообщений разработала команда ВКонтакте.
Сделали чат-бота на платформе TextBack
Простого чат-бота с вопросами и ответами можно собрать очень быстро, за считанные часы или даже минуты, если не программировать его с нуля, а использовать платформы, предназначенные для этого. Для создания игрового чат-бота ВКонтакте и «Динамо» выбрали TextBack.
Все вопросы квиза с вариантами ответов собирались в одной автоворонке. На скриншоте ниже показано, как это настроено внутри платформы.
Это же сообщение с кнопками-вариантами ответов в диалоге ВКонтакте:
При выборе ответа пользователю присваиваются теги — специальные метки внутри платформы, с помощью которых потом подсчитываются результаты.
Сообщений с результатом викторины мы сделали 10. В финале квиза нужно было сообщить не только победа это или нет, но и общее количество правильных ответов, для болельщиков это важно. Поэтому мы сделали 10 разных вариантов.
Для того, чтобы чат-бот смог сам посчитать результаты викторины и выдать соответствующее набранным баллам финальное сообщение, понадобилось расширить функционал платформы TextBack.
Разработали скрипт для подсчета результатов
Команда TextBack столкнулась с нетиповой технической задачей — сделать квиз, который от начала до конца проходит внутри мессенджера. Стандартная механика проведения квиза с использованием инструментов мессенджер-маркетинга выглядит так: человек отвечает на вопросы бота, а в финале получает сообщение с ссылкой на внешний ресурс для того, чтобы узнать результат.
Мы же хотели сделать так, чтобы вся викторина проходила внутри диалога ВКонтакте без перехода на сторонние сервисы. Дополнительный шаг в виде перехода по ссылке всегда уменьшает количество людей, прошедших игру от начала до конца. У кого-то не открылась ссылка, кто-то просто не захотел ее открывать, а может в суете не понял, чего от него хотят. Особенно это актуально на ивентах, где все происходит на ходу с мобильного телефона.
Результаты
Около 10 000 человек было в стадионе в день матча.
Более 1000 человек перешли в диалог с ботом по QR-коду и начали игру.
89% участников прошли викторину от начала до конца.
73 человека в стадионе оказались знатоками истории клуба по результатам викторины и получили призы.
Активность в группе в день матча
После матча почти 250 человек захотели вступить в сообщество «Динамо».
При этом все болельщики, которые считали QR-код и вступили в диалог с ботом, открывают техническую возможность написать им сообщение от имени группы. Мы не рекомендуем отправлять спам в таких случаях, это раздражает, и люди будут просто отписываться от сообщений. Но можно после квиза предложить человеку подписаться на рассылку ВКонтакте с важными новостями клуба, многие болельщики были бы рады получить такую возможность.
Итоги
Чат-бот ВКонтакте, который создавался как развлечение для болельщиков, оказался полезным smm-инструментом: люди стали активнее подписываться на группу, смотреть фотографии и другие разделы. Активность в группе «Динамо» возросла в день матча в том числе благодаря викторине.
QR-код позволяет очень легко, буквально в пару кликов перевести участников мероприятия в мессенджер.
Интересно, но в перерыве здоровый болельщик на здоровой арене обычно стоит в буфет за алкогольным пивом и горячими сосисками.
Код показывали ещё в начале периода, ну и в процессе игры бывают паузы. Суммарно раза 3-4 был показан.
Кейс ради кейса. Бизнес-польза от него не раскрыта либо отсутствует
Собрать базу из 10тыс подписчиков Целевой аудитории ито дорогого стоит! Поздравляю! Мы тоже такие квизы в мессенджере делаем. Очень эффективный инструмент. Можно приводить людей и?постами изтцелевыз групп. Например : Проверь себя, насколько хорошо ты знаешь свою команду.
Из групп милоионников люди переходят тысячами!