Как банки завоëвывают поколение Z. Новый тренд и новые форматы

Поколение Z выходит во взрослую жизнь. Этим молодым людям не подходят форматы, которые банки предлагают миллениалам, поэтому пришло время банковских продуктов нового поколения. Изучили особенности предпочтений зумеров и сделали небольшой обзор банковских предложений для подростков.

Пандемия коронавируса меняет мир с немыслимой скоростью. Работа и покупки уходят в онлайн, наличные деньги всë больше выходят из оборота, подростки учатся дистанционно и больше не собираются на шопинг в торговых центрах. Маркетологи и сервис-дизайнеры изучают новые потребности клиентов — появляются новые решения и продукты. Не остались в стороне и банки — они обратили внимание на новую реальность и целевую аудиторию.

Доля населения младше 19 лет в России, США и Европе примерно одинаковая — 20—25 %. Это огромная часть будущих клиентов банков, для которых на рынке очень мало предложений.

RoosterMoney’s сделали исследование о карманных деньгах в США. Согласно их отчëту 73% родителей регулярно выдают детям деньги на карманные расходы. Общая сумма в год составляет 41 миллиард долларов, при этом 26% подростков получают эти деньги на банковский счëт, а не наличными. 15% целиком распоряжаются своими финансами, а ещё 15% распоряжаются большей их частью. 23% детей использовали кредитную карту родителей или опекунов для оплаты покупок онлайн.

За границей 2020 год стал поворотным в развитии банковских продуктов для подростков: обновляются уже существующие приложения, появляются новые.

Мы в Surf следим за мировыми трендами. Посмотрели, что банки предлагают подросткам, какие для них появились финтех стартапы, и сделали обзор.

Поколение Z — люди нового формата

Мир меняется, а вместе с ним и предпочтения, нужды, восприятие и особенности мышления людей. То, что нравилось миллениалам, уже не подходит поколению Z — детям, рождëнным с 1997 по 2007 годы. Значит, к продуктам нужен другой подход, новые ориентиры и форматы.

Исследования и опросы говорят нам о том, что современные подростки хотят совершать покупки онлайн, контролировать финансы и повышать финансовую грамотность. Вопреки ожиданиям, от банков они хотят не только взаимодействия онлайн, но и офлайн.

CivicScience изучали потребительский интерес к банковским филиалам и обнаружили, что зумеры посещают офисы банков чаще, чем представители других поколений. Оказалось, что современные подростки больше беспокоятся о своëм финансовом благополучии, чем их предшественники, и больше хотят учиться.

Самое интересное открытие в исследовании СivicScience: если в банке есть кафе и возможность бесплатно перекусить и выпить кофе, поколение Z приходит туда чаще. При этом им важен не сам факт бесплатной еды, им нравится атмосфера и чувство общности.

Если учесть бесплатную еду и чувство общности с коллективом, скажем, бесплатную чашку кофе и возможность купить круассан — при прочих равных для банка этого может быть достаточно, чтобы навсегда завоевать привязанность молодых клиентов, — заключают в CivicScience.

Формат приложений для поколения Z тоже меняется. Это первые дети, которые с рождения выросли на цифровых технологиях. Они не делят мир на реальный и виртуальный: друзья из соцсетей так же важны, как и реальные. В приложении им нравится:

  • Видео, а не текст. Они имеют клиповое мышление и чаще остальных поколений смотрят YouTube.
  • Простота и скорость интерфейса: хотят получать услуги за одно нажатие.
  • Возможность учиться и держать под контролем свои траты.

Обычно целевая аудитория детского и подросткового банкинга — родители. Именно на их нужды и желания ориентируются банки, создавая продукт. Мы можем это увидеть на примере как традиционных банков, так и самых популярных приложений для детского и подросткового банкинга: американских Greenlight и FamZoo, британского GoHenry, австралийского Whilst Spriggy.

В 2020 мы увидели разворот в другую сторону: банки начинают обращаться к подросткам не через родителей, а напрямую.

Current — семейный банк из США

Current позиционирует себя как семейный банк. Подросткам он предлагает научиться грамотно управлять своими финансами. Новых интересных фишек нет, всë как у всех:

  • дебетовая карта без овердрафта,
  • родительский контроль,
  • деньги за задания,
  • скучный дизайн карты,
  • лимиты и блокировки покупок определённой категории.

Кажется, что этот продукт больше ориентирован на родителей, чем на детей. Тем не менее, у Current больше миллиона скачиваний. Секрет в удобстве, низкой конкуренции и социальной составляющей: подросток — владелец карты — становится частью сообщества. Current активно продвигает себя в TikTok — например, через рэпера и блогера с почти тремя миллионами подписчиков Ерика Букера.

На главной странице сайта сразу понятно, что целевая аудитория Current — молодые люди примерно 14-20 лет

Greenlight — многолетний лидер по скачиваниям в США

У Greenlight так же много скачиваний, как и у Current. Этот сервис ещё больше ориентирован на родителей, чем на детей. На своëм сайте Greenlight напрямую обращается к взрослым и предлагает:

  • полностью контролировать расходы подростков,
  • получать уведомления о любом действий по счëту, будь это покупка в магазине или достигнутая цель накоплений,
  • ставить плату за задания вроде «погулять с собакой» и «выучить уроки».

Фишек, ориентированных на увлечения подростков нет, они просто могут пользоваться счëтом. Разве что дизайн у карты необычный — за 10 $ можно поставить свою фотографию.

В 2020 году Greenlight привлëк дополнительные инвестиции и стал сотрудничать с JP Morgan. Скоро появятся новые фишки и форматы, ориентированные на подростков, а не их родителей.

На карту Greenlight можно нанести свою фотографию

Step — новый финтех стартап

В 2020 году среди банковских продуктов для подростков появился финтех-стартап Step. Он сразу привлек к себе внимание громкими новостями про сумму привлечëнных инвестиций: более 50 млн долларов от «королевы TikTok» Чарли Д'Амелио, певца Джастина Тимберлейка, дуэта The Chainsmokers и фонда актера Уилла Смита. Step позиционирует себя как банк только для подростков.

  • Родительский контроль минимальный: никаких платных заданий, только слежение за расходами и быстрый перевод карманных денег на карту с любого банковского счëта.
  • Step делает упор на онлайн и использование Apple и Google pay, но пластик тоже есть.
  • Дизайн карты футуристичный, можно выбрать из нескольких вариантов.

Фишка Step, которой нет ни у кого: возможность строить кредитную историю до 18 лет без классической кредитной карты. Для этого нужно открыть специальный счëт — депозит. Как только подросток израсходует деньги на основной карте, ему откроется «кредит»: деньги с депозита, который потом нужно будет пополнить.

Продвижение идëт быстро: сервис предлагает $3 за каждого друга, который скачает приложение. Это повышает популярность банка и удовлетворяет потребность подростка быть модным и принятым в среде таких же, как он.

Step привлекает клиентов отсутствием дополнительных платежей и обещает, что не введëт их никогда

Copper — родители почти ничего не решают

Ещё один сервис, выстреливший в 2020 в США, — Copper. Это приложение, которое создано специально для подростков, а не их родителей.

Подростки могут:

  • совершать покупки онлайн и оффлайн,
  • следить за расходами,
  • переводить деньги на другие счета,
  • запрашивать деньги в других банках: брать взаймы у друзей или просить у родителей.

Всë как у взрослых — с минимальным родительским контролем и без оплачиваемых заданий.

Copper делает акцент на финансовой грамотности и предлагает подросткам быть не просто современными, но и умными — разбираться в финансах. Для этого в приложении есть специальный контент от финансовых экспертов. Таким образом Copper снимает с родителей ответственность за финансовое обучение детей: «Наше приложение учит подростков принимать решения. Присаживайтесь и наблюдайте».

Copper ориентируется на подростков, а не родителей, поэтому предлагает тратить деньги как сумасшедшим, но ответственно

Традиционные банки и новые сервисы, подхватившие тренд

Большие банки старого формата в 2020 тоже уловили тренд развития подросткового банкинга, но подошли к делу традиционно: попытались охватить одновременно и детей, и подростков через своих клиентов — родителей.

В марте Revolut начал выпускать детские карты с номером на задней стороне — чтобы его никто не видел, когда ребëнок показывает карту друзьям или хвастается в соцсетях. JP Morgan решил не делать собственное приложение — начал сотрудничать с Greenlight и предлагает для своих клиентов отдельный аккаунт в этом сервисе. Британский HSBC открыл для подростков возможность пользоваться электронным кошельком PayMe.

Традиционные банки вдохновляются примером австралийского CBA, который сделал детскую программу «Dollarmites» ещё в 1931 году и вырастил лояльных клиентов. Сейчас треть клиентов CBA — люди, которые прошли в детстве обучение в «Dollarmites». Работает ли эта схема в век TikTok или банкам пора искать новые возможности и форматы, увидим через несколько лет, когда поколение Z сделает свой выбор.

По примеру американских стартапов развиваются и сервисы для подростков в других странах. Французы запустили сервис Kard, который по заявлению основателей ориентируется на подростков напрямую. Правда, их сайт больше создан для родителей, а дизайн скорее детский, чем подходящий зумерам.

В Испании быстрыми темпами развивается Rebellion. Основной массе их клиентов от 16 до 25 лет, но зарегистрироваться можно с 14. В Швеции набирает популярность сервис Gimi, который делает упор на обучение детей и подростков финансовой грамотности.

Семейный банкинг в России только в начале пути своего развития. У нас мало предложений для семей, пара полноценных приложений для детей и почти ничего нет для подростков, кроме молодëжных карт.

Эту нишу попытался занять «банк для хипстеров» — сервис «Рокетбанк», но после окончания сотрудничества с «Открытием» ему пришлось переключиться на самозанятых. Теперь на российском рынке на месте молодëжных сервисов пустота.

А тем временем старшим зумерам уже 23 года, они становятся полноценными финансовыми участниками и скоро станут основными потребителями банковских продуктов. Мы в Surf думаем, что поколение Z в конечном итоге выберет новые форматы и возможности и пойдëт в те банки, которые живо и быстро откликнутся на их потребности.

А вслед за зумерами уже подрастает поколение альфа, которое обещает быть ещё более осознанным и более продвинутым в потреблении контента. Банкам пора обратить внимание на подростков, которые вскоре изменят нашу реальность, и не забыть про семейные истории в целом: ниша всë ещё свободна.

Ответим на ваши вопросы про мобильные приложения, семейный, детский и подростковый банкинг. Напишите нам

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Igor Chimbur
 Поколение Z — люди нового формата

Очередная псевдоумная мысль про то, что очередное поколение новые формат

 То, что нравилось миллениалам, уже не подходит поколению Z — детям, рождëнным с 1997 по 2007 годы.

Подходит еще как.

 Исследования и опросы говорят нам о том, что современные подростки хотят совершать покупки онлайн

Ого, как и все остальные

 контролировать финансы и повышать финансовую грамотность

Кто-то повышает свою финансовую грамотность, кто-то нет. Причем тут разница поколений. Во многом воспитание и окружение влияет.

зумеры посещают офисы банков чаще, чем представители других поколений
 Оказалось, что современные подростки больше беспокоятся о своëм финансовом благополучии, чем их предшественники, и больше хотят учиться

Авторы связали две несвязные вещи и выдали это за очередную псевдоумную мысль. 

 если в банке есть кафе и возможность бесплатно перекусить и выпить кофе, поколение Z приходит туда чаще

А представители других поколений туда не будут чаще приходить?

  им нравится атмосфера и чувство общности

Это нравится не только им. Очередная ахинея.

  клиповое мышление

Это огромный минус, отсюда всякая херня типа сторис в банковских приложениях.

 Простота и скорость интерфейса: хотят получать услуги за одно нажатие

Это хотят не только они.

 Возможность учиться и держать под контролем свои траты

Причем тут поколение Z? Это актуально для всех поколений.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кириллов

И вот из-за этих 20-25 процентов остальным засирают всё вокруг своими сторисами, которые почему-то не являются отключаемой опцией.

Ответить
Развернуть ветку
Вова Крист

Откуда такой наив - типа новое поколение отличается от предыдущего?... Кока-кола столет продается...  Оксфорд 600 лет обучает студентов одному и томуже.... Теорема пифагора работает 2000 тыщи лет... Золото добывают более 5 тысячи лет- ценности везде всегда одинаковы. Банки просто надеются на импульсивность подростков- успеть первым... Каждый подростокдумает что "его чувства самые сильные а по факту у всех людей одинаковые потребности....

Ответить
Развернуть ветку
Гурген Мовсесян

У Tinkoff Junior уже 500.000 пользователей.
Я думаю в России такая пустота прежде всего, потому что в своей массе родители не могут себе позволить карманные деньги для детей. (Не беру в расчет Москву и Питер)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Спивакова

Мне кажется, даже не столько не могут позволить, сколько отсутствует такая культура в принципе. Ребёнок не воспринимается как отдельная личность, у которой могут быть свои потребности. Плюс самостоятельность и финансовая грамотность тоже не в приоритете.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Турьев

У подростков в приоритете а у их бедных родоков просто не всегда есть деньги. Но вообще для родителей дети все равно самое важное. А карманные деньги есть у всех мне кажеться просто суммы разные. 

Ответить
Развернуть ветку
selecadm

Или родитель кинул Тинькофф и смысла пополнять Tinkoff Junior нет, потому эти деньги уйдут в счёт погашения долга. Я же знаю, как Тинькофф одобряет матерям-одиночкам по липовым 2-НДФЛ, не бьющимся по базам.

Ответить
Развернуть ветку
Карина Спивакова

У меня дети пользуются Тинькофф Джуниор, им зашла тема с накопительными счетами, ощущение что они зарабатывают свои первые деньги процентами) копейки, но это не родители им дали, а банк начислил - приятно)

Ответить
Развернуть ветку
Nemiro Ilia

Тинькоф свою программу Junior по-мойму бодро пропихивают везде

Ответить
Развернуть ветку
Роман Акопов

Это клип за 10 лямов

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Сейчас дети более финансово грамотные из-за того, что им дают родители эти финансы)) у других поколений такого не было.

Раньше можно было хоть какие системы придумываться банкам, но зачем если у детей не было денег? Я давно не слыхал, что бы кто-то выносил двухлитровую банку с водой во двор, что бы пить.

Я сильно удивлюсь, если финансы этих детей стоят того, что бы банк тратил миллионы долларов на рекламные компании. Да, вы привлечёте аудиторию и дети откроют все свои счета и будут вместо копилки держать деньги в банке, а потом что?))) если вы будете предлагать плохие условия, они легко вас променяют. При выборе открытия серьёзного счета критерии у всех поколений одинаковые.

Это как при обмере валюты. Мы используем не тот банк где у нас счета, а где курс выгоднее.

Банки сейчас экспериментируют, пытаясь завоевать аудиторию в зачаточном состоянии, но я сомневаюсь в успехе данного эксперимента. Да, это нужно было сделать, так как в копилках уже деньги не держат, но привлекать аудиторию молодую раздражая постоянных клиентов - такое себе занятие.

Хотя... Может я просто не имею представления о том какими карманными средствами располагают сейчас многие дети. Но, мне кажется, что ситуация в стране не располагай к тому, что бы давать детям еженедельно хотя бы пару тысяч на карманные расходы

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

это ты по себе судишь. большинство до сих пор держат счета в сбере. я родичам предлагал заработать несколько тыщ на новогодних акциях тинька - ни в какую. когда-то у них были проблемы с непонятными комиссиями банка и всё - теперь туда ни ногой!

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Если не секрет, сколько тебе лет? Это никакого отношения не имеет к предыдущим комментариям и моему отношению к собеседнику, но возможно ты подтвердишь мою теорию.
Я предполагаю что тебе до 20 лет, возможно 17 где-то или меньше.

Если я угадал с возрастом, то мой первый комментарий попал прям в точку! Ты сейчас уже смотришь на банк с позиции выгоды маленькой. Пока у вас нет серьёзных сбережений (хотя бы пол миллиона или миллион), вы по другому смотрите на банк. Как только ты начнёшь зарабатывать деньги на постоянной работе, ты больше будешь думать не о акциях проводимые банком в НГ, а о том как себя развивать быстрее, что бы больше заработать и о том где надежнее держать деньги, что бы они ещё что-то приносили пока лежат. Я не знаю ни одного взрослого человека, который из-за какой-то акции банка будет выводить свои сбережения с одного банка в другой на один месяц. Слишком много усилий это стоит, что пока может быть не заметно. И как итог, тратить большие деньги на рекламные компании данной возрастной группы глупое занятие, так как в момент когда вы будите иметь настоящую ценность для банков, вы их легко смените из-за переоценки выгоды)) Плюс, такое отношение к счетам плохо сказывается на истории твоей, что в последствии может повлияет на невыдачу кредита или ипотеки.

П.с. Я мог ошибиться с возрастом, что будет немного обидно) но надеюсь, что при любом раскладе мои слова и предположения никак тебя не обидели.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Я - миллениал, и мои потребности в банковских продуктах ограничиваются пластиком, с которого можно без комиссии пополнять различные платежные сервисы и выталкивать деньги с кредиток на другие карты. За кэшбеком особо не гонюсь, пока он у нас вне правовых рамок.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

А как это расходится с моими словами?

Негативный опыт - это самое сильно, что есть. Если люди доверяют банку, а потом вдруг уходят, они не вернутся в этот банк уже. Вернуть клиента обратно почти невозможно, для этого делают ребрендинг. В вашем случае они не банк меняли, а системе не верят и у них есть на это право и основания.

Я же говорил, что дети открыли счёт и это их дело. Но когда дети начнут зарабатывать деньги серьёзные какие-то, они по другому будут оценивать счета. Это логично и понятно. Или думаете условия банка одинаковые если на счету 5тр и там траты по 150р в неделю или если туда ежемесячно штука баксов хотя бы падает в месяц и траты постоянные.

Выбрав банк потом в осознанном возрасте, они его поменяют только при каких-то серьезных обстоятельствах, но это к моей изначальной мысли уже не относится

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

а по моему ты переобулся в воздухе - сначала писал, что люди рациональны и способны сменить банк в любой момент, а теперь что раз выбрав банк, они его фиг поменяют

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

Переобулся? Ты считаешь себя на столько авторитетным человеком, что человек в сети изменит своё мнение из-за двух твоих строчек, которые не имеют никакой доказательной базы? Очень самонадеянно.

Люди меняют банк при скоплении многих факторов. Я немного расстроен, что это приходится объяснять. Реклама с блоггером, который не имеет к изначальной ЦА никакого отношения может служить «последней каплей». Альфачи не имеют каких-то супер выгодных условий в чём-либо, говорю это как их бывший клиент. Они просто были (может и есть) надёжным банком с хорошим сервисом. Для меня стало последней «каплей каплей» когда в течении нескольких месяцев меня одолевали мошенники при каждом пополнении счета, а Альфачи говорили «наш банк не занимается данными вопросами». Такое было, может что-то изменилось, но проверять это я не стану уже))

Никто в здравом уме не откажется от банка, который их всем устраивает, но вот ролик их так взбесил, что они пошли туда где Гарик Харламов или Вася Вакуленко

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

То что я написал сейчас, это про взрослых людей. Про детей я написал в первом комменте

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Так вот откуда ноги растут.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Субботин

В России активно пользуется спросом Тинькофф Джуниор, все больше и больше, говорю со стороны как сотрудник банка , но в статье этого нет))

Ответить
Развернуть ветку
Surf
Автор

Про Тинькофф Джуниор мы говорили в трёх предыдущих статьях :) Только на третью почему-то ссылка никак не хочет прикрепляться.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Цыганков

То что это нужно было сделать - факт. Дети хотят быть похожими на родителей и у них есть карманные расходы. Поэтому сделать это и разрекламировать по имеющимся ресурсам с минимальными затратами - это верно было бы.

Но речь скорее должна идти не о том, пользуются это популярностью или нет, а о способах рекламы. Ту позицию, что начинают занимать банки показывав всем видом, что аудитория детей по важности на одном уровне со взрослыми - глупость.

Реклама с Моргенштерном у серьёзного банка - привлекла аудиторию молодую и они открыли копилки свои у них, но мне интересно сколько было жалоб и закрытых счетов от взрослой аудитории.

Взрослый человек не должен видеть навязчивую рекламу детских счетов, так как «звезды» детей обычно вызывают только стыд. Я не видел рекламу Тинькофф Junior и это явно показатель качества маркетологов, потому что я не ЦА этого.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Для ВВП молодежь и пожилые люди тоже в приоритете, а кто должен оплачивать весь гешефт? Правильно, экономически активное население. Но у них и обороты денежных средств сильно побольше, и поэтому они «теплые» клиенты для банков. Подростков же надо вовлекать.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Поверь мне, бесплатное кофе или печеньки в офисах банка мотивируют куда сильнее, чем Джуниор пластик, которого везде навалом. Я свою первую карточку получил в Русском стандарте ещё в 2010 году, когда мне было 17. А к 20 годам успешно закрыл 2 потребительских кредита на покупку ноута и планшета. Сейчас имею 2-3 кредитки и ни в чём себе не отказываю.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Константинович
> Copper — родители почти ничего не решают

я так понимаю, если б не мамка, то вообще ничего не порешалось бы :))

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда