{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Падение на 89% и рост на 56%: «худшие» и «лучшие» акции российских компаний за девять месяцев 2022 года — версия РБК Статьи редакции

Редакция «РБК Инвестиции» составила рейтинги лидеров и «аутсайдеров», торгующихся на Мосбирже как минимум с конца 2021 года по 30 сентября 2022-го. Для обеих групп есть два списка: с данными за третий квартал и результатами за все три.

Итоги первых девяти месяцев 2022 года

Кто пострадал

  • С января 2022 года по сентябрь включительно котировки 239 акций и депозитарных расписок российских компаний сократились с среднем на 32,31%. Подорожали лишь 12 бумаг, а остальные 227 подешевели.
  • Сильнее всего упали котировки «СПБ Биржи», владельца «Вымпелкома» Veon, «Полиметалла», ИТ-поставщика Softline, инжинирингового холдинга «Группа ГМС», сети супермаркетов «Светофор», сервисов HeadHunter и «Циан», «ЕвроМедЦентра», а также банка ВТБ. Их среднее снижение составило 77,32%.
  • Объяснить удешевление некоторых акций попробовали опрошенные РБК аналитики. На «СПБ Бирже», вероятно, сказался запрет на продажу бумаг из «недружественных» стран «неквалам»: с 1 октября операции ограничены, а с 2023 года будут запрещены вовсе.
  • Veon рискует лишиться листинга на NASDAQ, поскольку стоимость её бумаг не превышает $1 — это против правил биржи. «Полиметалл» теряет в цене, помимо прочего, из-за «слабых операционных показателей» и падении стоимости золота. У Softline, по данным источников, сократились доходы и ушла часть международных партнёров.
  • Бумаги ВТБ могли пострадать из-за решения банка не выплачивать дивиденды за 2021 год. А «Циан» и HeadHunter, считают аналитики, зависят от масштабирования бизнеса, но оно вряд ли возможно при «неустойчивом и слабо прогнозируемом» росте количества вакансий и объявлений.

Кто вырос

  • Средний рост остальных 12 бумаг составил 28,38%. Больше всех подорожали акции предприятия цветной металлургии «Электроцинк» — на 56,68%. Точных причин аналитики не называют, но среди возможных — подорожание цинка, а также «торговля на инсайдерском факте».
  • Авиастроительная «Иркут» — вторая в списке лидеров — привлекает инвесторов, поскольку возьмётся за производство самолётов, которые смогут заменить Boeing и Airbus (их больше не поставляют в Россию). А «Росбанк», помимо прочего, подрос на фоне сделки с французской Societe Generale.

Итоги третьего квартала 2022 года

Кто пострадал

  • В период с июля по сентябрь 2022 года 38 бумаг из 243 подросли в цене, остальные же «ушли в минус», снизившись в среднем на 16,6%. Десять худших за это время упали в среднем на 40,78%.
  • Кортировки алюминиевой «Русал» и сталелитейной НЛМК слабели из-за сокращения цен на большинство промышленных металлов. Причины последнего тренда — повышение ставки Федеральной резервной системы США и замедление экономического роста в Китае.
  • «Сургутнефтегаз» дешевел, поскольку инвесторы были не уверены в ликвидности его активов — примерно 90% «кубышки» компания хранила в долларовых депозитах.

Кто вырос

  • За третий квартал 38 подорожавших бумаг выросли в среднем на 12,47%. Лидером за этот период вновь стал «Электроцинк» — его акции взлетели на 76,59%.
  • Рост стоимости депозитарных расписок TCS Group — владельца банка «Тинькофф» — аналитики объясняют тем, что компания сохраняла прибыльность в первых двух кварталах и продолжала наращивать клиентскую базу.
  • Ozon подросла, поскольку смогла выйти на безубыточность «на уровне EBITDA» во втором квартале. X5 Retail Group «успешно переложила возросшую продуктовую инфляцию на потребителя». А cети «О'кей» помог, помимо прочего, рост выручки во втором квартале и первом полугодии.
0
145 комментариев
Написать комментарий...
Илья Ефимов
Авиастроительная «Иркут» — вторая в списке лидеров — привлекает инвесторов, поскольку возьмётся за производство самолётов, которые смогут заменить Boeing и Airbus
Потом инвесторы неожиданно узнают, что всё было на словах, да да да)
Ответить
Развернуть ветку
Андрей К.

Инсайдом владеете, видимо?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей К.

Я конечно понимаю, что идеи о том, что в России все и везде плохо разделяет много людей. Но тем не менее авиаотросль не в такой уж и жопе находится, как принято считать.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Макарычев

Поделитесь инсайдом)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К.

Да какой тут инсайд. Все в открытом доступе.
- Суперджет. Проблема в двигателе, его нет отечественного. Сейчас разрабатывают. Планы оптимистичные, я бы смотрел на 25 год ввод отечественного двигателя и коммерческой эксплуатации полностью на отечественных компонентах.

"https://aviation21.ru/sertifikaciya-dvigatelya-pd-8-budet-uskorena/";

- МС-21. Двигатель есть - ПД-14. Из не отечественного - авионика. Не настолько критично, поскольку у нас хорошая авионика у боевых самолетов, что равно есть специалисты, которые смогут и гражданскую разработать. Так же считаю, что старт всего возможен не раньше 25 года.
"https://www.russiapost.su/archives/283017";

Таким образом, у нас есть вполне реальная возможность производить полностью свои самолеты в ближайшее время. Двигатель и авионика - важные компоненты, но все что уже сделано важно не менее.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Сделать то обязательно сделают, сомнений в этом нет, но разве это подъем? Проблема то с платежеспособным спросом. Один-два-десять самолетов ничего не изменят.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К.

В планах коммерческий выпуск по 30 бортов в год. Думаю, что с 2027 года это будет реально. До этого времени, полагаю, что максимум до 20 бортов.

На самом деле у нас не так все плохо. Фиаско было бы если бы даже фезюляжа не было. А внутренний спрос на самолеты огромный, под такие деньги наладить выпуск вполне возможно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Понятно, что самолеты будут или свои или не будет никаких. Но для окупаемости нужны большие тиражи выпуска. Иными словами, вложенные деньги, инвестиции отобьются нескоро, особенно при таком мизерном годовом выпуске.
Повлияет ли это на рост акций авиапроизодителей?
Не уверен.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей К.

Полагаю, что на окупаемость тут вообще смотреть не стоит. Уверен, что это безвозвратные субсидии от государства.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Соглашусь, но акции и инвестиции они всё же про рынок.

Ответить
Развернуть ветку
142 комментария
Раскрывать всегда