Две правки в договоре, которые сделают работу Digital-агентства проще и сэкономят время и деньги
Примерно в 95% договоров, даже в сфере IT и Digital, не хватает двух важных пунктов. Почему они важны и как адаптировать под современность «рыбы» прошлого века, которые я встречаю у потенциальных поставщиков услуг, расскажу в этой статье. И дам конкретные формулировки, которые стоит добавить в ваш шаблон.
Всем привет, меня зовут Татьяна Никанорова, основатель и руководитель Консалтингового центра Профдело. С 2006 года помогаем малому и среднему бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы, а также настраивать управленку и анализировать финансы.
Два момента, которые я правлю в таких договорах.
- Первый момент. Прописываю ЭДО с простой электронной подписью через e-mail, в т.ч. для претензий.
- Второй момент. Предусматриваю возможность одностороннего отказа от договора, если это услуги.
ЭДО простой электронной подписью по e-mail
В большинстве договоров написано, что их можно подписывать по e-mail. Но это не то же самое, что подписание простой электронной подписью.
Допустим, у вас указано, что по e-mail можно подписать договор. Это разрешено законодательством — Гражданским кодексом. Но это означает, что так можно подписать только договор и допсоглашения к нему. А всё остальное:
- претензии;
- акты оказанных услуг или выполненных работ;
акты сверок
и ряд других документов нужно будет подписывать традиционным образом: либо на бумаге с отправкой Почтой России или курьером, либо по ЭДО с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Давайте я поясню термин «Простая электронная подпись»
Простая электронная подпись или ПЭП — это подпись, которая формируется без криптошифрования и подтверждает подписание документа конкретным лицом. В качестве ПЭП может выступать пара логин/пароль от e-mail или пара номер телефона/push-код.
Это не исчерпывающий перечень простых электронных подписей, вы можете придумать свою комбинацию, которая с достаточной степенью надёжности будет идентифицировать подписанта. Еще больше информации о ПЭП можно узнать здесь: Первый попавшийся сайт с достоверной и понятной инфой о ПЭП и Чуть больше инфы о разных электронных подписях вообще.
Отправка документов по e-mail может считаться отправкой с подписанием простой электронной подписью. Для этого в договоре нужно написать, что применяется простая электронная подпись в виде e-mail. Тогда документы, отправленные письмом с указанного в договоре адреса, будут считаться подписанными простой электронной подписью.
Здесь важно сказать, что бухгалтерские документы, например, акты оказанных услуг, акты выполненных работ можно подписывать простой электронной подписью. Но сканы, отправленные по e-mail, это не то же самое.
Чтобы документ считался заверенным простой электронной подписью, нужно соблюсти правила:
- порядок подписания через ПЭП должен быть прописан в договоре;
- в том же договоре должны быть указаны юридически значимые адреса электронных почт сторон.
Фактом подписания является транзакция с одного почтового адреса на другой, и оба адреса должны быть указаны в договоре. А отправка скана по емейлу, если емейлы не прописаны в договоре в качестве юридически значимых, а ПЭП в качестве надлежащего способа подписания не имеет юридической силы.
Включите предложенные формулировки в раздел «Общие положения».
Возможность одностороннего расторжения договора услуг
Я считаю возможность цивилизованно отказаться от сотрудничества величайшим достижением современности. И ГК РФ со мной согласен — для договоров оказания услуг и договоров подряда (выполнения работ) это прямо предусмотрено в законе.
Меня спросили: "Зачем нужно дополнительно прописывать какие-то правила одностороннего расторжения в договоре, если это и так разрешено?" Объясняю.
Да, действительно, законодательством предусмотрено одностороннее расторжение договора оказания услуг, а точнее односторонний отказ от исполнения договора. При этом тот, кто отказался от договора, должен компенсировать другой стороне неудобства, связанные с отказом, а именно:
Заказчик обязан возместить исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы.
Пример
Клиент заказал услуги контекстной рекламы, и агентство уже подготовило рекламную кампанию для загрузки в личный кабинет, когда клиент вдруг передумал работать и отказался от исполнения договора. Но исполнитель уже проделал определенную работу, понес затраты — их было бы неплохо компенсировать. Если в договоре ничего не сказано, исполнителю придется доказывать фактический размер расходов — это трудно, если специалисты у вас на окладе. Или придется отказаться от компенсации, что и делают 99% агентств.
Исполнитель, который хочет отказаться от исполнения договора, обязан компенсировать заказчику убытки.
Пример
Вам попался токсичный заказчик, который уже второй месяц не может согласовать рекламные креативы и источает тонны яда в коммуникации. Ваша команда приняла решение не работать с таким.
Если в договоре нет никаких указаний на этот счет, заказчик может вам сказать: «Я не запустил к новому году рекламную кампанию и не сделал продаж на 1 000 000 ₽ — это мои убытки. Компенсируйте!». И в качестве доказательств покажет вам результат прошлогодней новогодней кампании, где он заказывал такую же точно услугу и сделал дополнительно прибыли на 1 000 000 ₽.
Такой убыток называется недополученной прибылью. Он тоже подлежит возмещению, если об этом ничего специально не написано в договоре.
Что будет считаться убытком и в каком объеме его компенсировать — всегда трудный вопрос для обеих сторон, и поэтому лучше зафиксировать этот момент в договоре письменно. Закон дает право предпринимателям заранее самим договориться о разумной сумме денежной компенсации в случае такого отказа — это разрешает Постановление Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16.
Некоторые юристы считают, что слово "убытки" уже включает в себя упущенную выгоду, но на мой взгляд лучше дописать отдельно, чтобы уж точно ни у кого не возникло сомнений.
Если в работе с новым заказчиком вы направляете ваш шаблон договора — у вас все козыри на руках. Вы даже можете сделать компенсацию при отказе от исполнения договора частью вашего УТП. Вы сможете говорить заказчику: «Смотрите, если вдруг что-то пойдет не так, мы друг другу не понравимся и захотим прекратить работу в середине месяца — я вам верну все деньги».
Подытожу
Если вы заказчик — проверьте в чужой «рыбе», что вам придется компенсировать. Если ничего не сказано — это прекрасно, исполнитель замучается доказывать свои расходы.
Если вы исполнитель, и это ваш шаблон — рекомендую указать в договоре, что недополученную прибыль при отказе от исполнения договора вы не компенсируете. А ваша компенсация представляет собой возврат полученного аванса — в большинстве случаев этого будет достаточно.
- Для всех — предусмотрите ЭДО простой электронной подписью.
Проверьте ваши договоры — может быть, некоторые их положения немного устарели? Или отдайте договоры на анализ нам: наш юрист приведёт вашу «рыбу» в порядок по стандартам Профдело.
Не бойтесь нам писать — там отвечают живые люди, а рекламу через этот чат мы никогда не рассылаем.
Мои предыдущие посты:
про электронную подпись было интересно
Спасибо большое
Если вижу на фотке грустное лицо и шесть пальцев - значит рисовал ИИ
он еще только учиться рисовать) через годик другой посмотрим как он будет рисовать
Я рисую хуже, поэтому доверили ИИ важнейшую миссию подготовки картинки к статье :)
У вас в первом шаблоне "электронная почта", а во втором "емейл". Не стоит ли унифицировать? Если да, то какая формулировка лучше — электронная почта?
Спасибо за наблюдательность. Формулировки взяла из разных документов :) В своих документах (компании Профдело) я ввожу термин Емейл и далее везде пишу именно его. Клиентам, особенно консервативных отраслей, частенько пишем "электронная почта".
Вам в вашем документе однозначно стоит унифицировать. В статье попозже тоже подправлю.
Выбирайте тот термин, что ближе и понятнее вам и вашем клиентам.
ЭДО, например, для ИП и самозанятых выдается только при наличии постоянной регистрации. Этот нюанс некоторые не знают. Если есть только временная регистрация - увы
Благодарю, очень полезная информация