{"id":13827,"url":"\/distributions\/13827\/click?bit=1&hash=c40d87c2e9241b4dec3daa5e00aba54f022662a886ce414d47751f3bb544f906","title":"\u0411\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u044b \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0436\u0430\u0440\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u00bb \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0435 \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u044b","buttonText":"\u042d\u0442\u043e \u043a\u0430\u043a?","imageUuid":"c56f5afd-b182-533a-9023-5eca56ca88dc","isPaidAndBannersEnabled":false}

Бухгалтер — агент налоговой

Давайте откровенно: бухгалтерский учет в том виде, как это принято в России, не нужен ни владельцу, ни руководителю малого бизнеса. Бухучет в России малому бизнесу нужен только для одного — считать и платить налоги, и при этом, чтобы не «прилетело» от налоговой.

На фото: автор статьи

Меня зовут Татьяна Никанорова, я руковожу финансовой экосистемой Профдело. В этой заметке я расскажу как легко и просто проконтролировать бухгалтерию:

  • как большинство из вас делают это сейчас;
  • где слепые пятна;
  • как вас могут подставить бухгалтеры и даже проверяющие.

Дам пошаговую инструкцию как безболезненно и быстро организовать внутреннюю проверку.

Как предприниматели контролируют бухгалтерию

Есть 3 уровня контроля, доступные предпринимателю.

  1. Краткосрочный — на дистанции 3–6 месяцев. В текущем режиме вы наблюдаете, что ваш бухгалтер как-то там платит налоги, формирует какие-то платежки в банке, и при этом вам не прилетает требований на уплату налогов. Или прилетает, но вы точно знаете, что так и должно быть, потому что налоги вы сами не захотели платить по каким-то причинам.

  2. Среднесрочный — на дистанции 1–1,5 года. Раз в год вы оплачиваете счет на систему сдачи отчетности по ЭДО, и предполагаете, что главбух что-то там сдает. При этом возможно, что главбух даже с вами согласовывает какие-то цифры, только не понятно, правильно это или нет. А налоговая не блокирует ваши счета за несдачу отчетности.

  3. Долгосрочный — на дистанции 3–5 лет. Прошло уже много лет, а «полет нормальный», то есть к вам не пришла выездная налоговая проверка, и не прилетело других проблем. Вы смело рекомендуете своего бухгалтера коллегам-предпринимателям со словами «Мы с М. работаем уже 3 года, и никаких проблем». Такое поведение налоговой, а точнее отсутствие нежелательных реакций, часто трактуется предпринимателями как «у меня все окей в бухгалтерии».

К сожалению, скорее всего у вас не всё окей, если вы не проходите регулярную профессиональную проверку у специалиста — бухгалтера или аудитора.

Что же на самом деле происходит в вашей бухгалтерии?

Мы провели более 200 аудитов баз 1С в рамках услуги «экспресс-аудит», и только 1 из 20 аудитов получает от нас пометку «В целом очень хорошо, учет качественный». А что же 19 из 20? А там всё печально. Вот три самых ярких момента.

1. «Краснота» в базе 1С

Красная цифра в базе в 99% случаев указывает на техническую ошибку. Бухгалтер провел какую-то операцию с нарушением методологии учета — либо проводки неверные, либо где-то аналитика не «схлопнулась», либо забыл сделать какую-то запись.

Учет в базе 1С придуман таким образом, что если делаешь все верно по методологии, то налоги считаются правильно, и отчетность заполняется корректно.

Сама по себе «краснота» не проблема. Проблема в том, что она с большой степенью вероятности означает ошибку, влекущую недоимку налога, штрафы, пени и ошибки в отчетности. Или большую переплату налогов в бюджет.

2. Сданная отчетность не соответствует базе 1С

Такое часто бывает, когда сначала сдали отчетность кое-как, а потом задним числом в базе всё подровняли. А в отчетности — забыли. Или специально не стали корректировать, побоявшись гнева директора, которому придется рассказать об ошибке и потом доплачивать налоги

А еще такой косяк иногда маскируют уплатой налога «на всякий случай». Бухгалтер рассказывает директору сказки о том, что в налоговой всегда бардак, поэтому нужно держать на всякий случай переплату, чтобы «если что», не было штрафа. В подавляющем большинстве случаев это сигнал о том, что бухгалтер маскирует какие-то косяки в учете.

Часто такая проблема возникает еще и тогда, когда бухгалтер плохо знает 1С. Он что-то делает в базе, но отчетность «сама» не формируется. Бухгалтер не знает как исправить, получает «красноту» (см. пункт первый) и идет делать отчетность в другой программе вручную. Просто вставляет в бланки цифры, которые считает нужными, и сдает. Если по какой-то причине ваш бухгалтер не формирует отчетность в 1С, не выгружает ее оттуда в спецпрограмму, а вручную делает — даю 146%, что там проблемы.

3. Ошибки в учете и в налогах

Большинство бухгалтеров любят работать с услугами, потому что считают это самой легкой отраслью. Если вы почитаете группы бухгалтеров-аутсорсеров, то увидите, что они ненавидят розницу, не любят работать в торговле, терпеть не могут агентские сделки и не рассматривают вакансии в производственных компаниях. Почему? А потому что там проводки сложнее — там нужно чуть чуть подумать. У меня это до сих пор вызывает недоумение, но факт есть факт.

Проблемы наступают тогда, когда бухгалтер приходит работать в IT, думая что это те самые «услуги», а там на него сыплются:

  • агентские сделки;
  • эквайринги;
  • расчеты с фрилансерами и самозанятыми;
  • платежи за рубеж;
  • работа с иностранными заказчиками, ВЭД;
  • НДС, который «налог на гугл» — да, он снова к нам вернулся!

Небольшой перечень возможных косяков:

  • путают комиссионера и комитента;

  • забывают, что по агентскому договору посредник не может работать за свой счет;

  • теряются при получении рассрочки от Яндекса;
  • уверены, что Яндекс.Касса сама пробивает чеки и это фискальная касса;
  • считают таймпэд конечным клиентом;
  • забывают убрать взнос в ФСС с оплат по договорам ГПХ (до 2023 года);
  • забывают уплатить НДС с платежей за иностранные онлайн-сервисы;
  • забывают уплатить НДС с оплат за услуги иностранных ИП (белорусских или казахстанских, например);
  • отражают в расходах на УСН «доходы – расходы» то, что нельзя, например маркетинговые услуги, услуги копирайтеров.

Почему же налоговая молчит

У налоговой есть свои критерии проверки.

  • Не заплатил налог — это видно в дедлайн в лицевом счете, и прилетает требование об уплате налога.

  • Не сдал декларацию — сразу после дедлайна прилетают и требование, и блокировка счета.

Но налоговая в обычном режиме не проверяет базы 1С малого бизнеса, и не может видеть в них косяки до поры до времени.

Как вскрываются проблемы

Косяки вскрываются при случайных ситуациях.

При встречной проверке

Проверяют вашего контрагента. У вас запрашивают регистры бухучета и документы. Если предоставить регистры с ошибкой, данные не сойдутся, налоговая насторожится и будут проблемы.

Обычно в таких ситуациях главбухи «линяют» либо в момент получения требования, либо в момент когда прилетает проблема. Предлоги увольнения самые невинные: выгорела, не развиваюсь, заболела бабушка, предложили работу лучше. Главбух спокойно увольняется, предприниматель неспешно ищет нового, а тем временем приходят штрафы за неотправленные квитанции на требования и вызовы из налоговой. Проблемы нарастают.

При убытке

В самом убытке нет ничего страшного — это обычная ситуация. Более того, полученный убыток может помочь сэкономить на налогах, если в учете всё верно. Но есть маленькое «но» — налоговая имеет право проверить все документы, которые привели к формированию убытка, а это по сути все доходы и расходы — аналог выездной проверки, но только онлайн, и не за три года, а за один.

Если налоговая политика была выбрана неверно, или директор требует агрессивной оптимизации, ни один бухгалтер не подпишется под проверкой. Поэтому бухгалтеры не любят показывать налоговой убытки. А также, если бухгалтер не уверен в качестве учета — он тоже не захочет проходить проверку убчтка. Если вы считаете, что ваша компания «белая и пушистая», а бухгалтер боится показать убыток и требует «заплатить хоть 1 рубль» — это маркер проблем в учете.

При смене бухгалтера

Ваш бухгалтер по каким-то причинам уволился, вы нашли нового. И вот новенький вам сообщает «радостную» новость, что в учете всё плохо, и требуется восстановление за три полных года плюс текущий.

Этот критерий не совсем однозначный, так как я знаю бухкомпании, которые специально промышляют «восстановлением учета». Они открыто говорят, что не берут на обслуживание без восстановления, а на восстановлении «срубают нехило бабла». Этичность данного поведения вызывает у меня огромные сомнения, и бросает тень на всё бухсообщество. К сожалению, на сегодняшний день нет методов борьбы с недобросовестными бухкомпаниями, и я не знаю как вам понять, разводят вас или нет, если вы сами — не бухгалтер.

Мы в Профдело для себя однажды решили, что этичность нам важнее. Поэтому мы никогда не очерняем предшественника и не выставляем счета на восстановление «автоматом». Мы принимаем компании на ведение, и, если видим критичные ошибки в прошлом, тогда обсуждаем с владельцем — чем это чревато в цифрах, сколько стоит восстановление и каковы шансы что это обнаружат.

Тем не менее, при смене бухгалтера часто можно получить в наследство некачественный учет, и тогда действительно потребуется восстановление. Восстановление — это дорого. Это, по сути, заплатить снова за то же самое, только сразу за 3 года и по более высокой ставке. Часто восстановление требуется там, где руководитель экономил на квалификации бухгалтера.

Как же подстраховаться, чтобы не «прилетело от налоговой»?

Решение простое — регулярно приглашать профессионалов проверять свой бухучет.

Как называется тот, кто может качественно проверить бухгалтерию:

  • Главный бухгалтер или бухгалтер по налогам. Специалист, который каждый день работает «руками» с бухгалтерией и в 1С.

Вам не подойдут:

  • Аудитор, если он не работает последние 3 года главным бухгалтером. Аудитор заточен на другие проверки — на обязательный аудит, который, к сожалению, не дает нужную картину и стоит в 10 раз дороже.

  • Налоговый консультант, если он не работает последние 3 года главным бухгалтером. Налоговый консультант знает всё о налогах, может проконсультировать вас по выбору систем налогообложения или как платить в той или иной ситуации. Но он не знает, как это отражается в 1С, и не видит проблемы в цифрах, глядя в базу 1С.

Какие варианты проверок существуют:

  1. Экспресс-аудит базы 1С. Делают аутсорсинговые компании, но некоторые недобросовестно запугивают заказчика, «разводя» его на восстановление учета.

  2. Проверка состояния лицевого счета в ФНС. Я погуглила и не нашла других компаний, которые бы делали такую проверку как отдельную услугу. Действительно, такая проверка очень сложна в исполнении — нужно иметь очень цепкий ум и легко ориентироваться в запутанных табличках ФНС. Это умеют не более 5% всех главбухов, 90% из которых банально не хотят этим заниматься.

Когда проверять

  • Раз в год перед закрытием года — в ноябре или в феврале;

  • Перед увольнением главбуха;

  • Перед окончанием испытательного срока нового бухгалтера.

Как проходит экспресс-аудит базы 1С — пошаговая инструкция

  • Вы предоставляете базу 1С — архивную копию или доступ к онлайн-базе в режиме «только для чтения».
  • При заказе проверки состояния лицевого счета вы предоставляете также сверки и выписки из лицевого счета по списку проверяющего.
  • Проверяющий изучает базу (и лицевой счет, если заказывали), находит ошибки и спорные моменты и фиксирует их в отчете.

  • Вы получаете отчет — он должен быть написан понятно и с цифрами. Не просто «ужас-ужасный-вас-скоро-посадят» и куча незнакомых терминов. А очень четко и доступно — что не так, как должно быть и сколько денег в рублях здесь можно потерять. И, главное, как это исправить. По нашим рекомендациям главбух может внести необходимые изменения или предпринять действия. А можем сделать и мы сами — но, естественно, по отдельному договору.
  • В идеале должна быть возможность напрямую поговорить с проверяющим и голосом спросить непонятные вам моменты.

Если хотите пример такого отчета — напишите нам в корпоративную телегу https://t.me/profdelobot с фразой «Хочу пример отчета на экспресс-аудит», мы вам отправим образец. Посмотрите, как это должно выглядеть.

Сколько стоит такая проверка

Побуду немного кэпом, но у всех по-разному. Одно известно точно — это не делают бесплатно. Если вам предлагают «бесплатный экспресс-аудит» — это будет что-то поверхностное, рекламное, возможно собранное автоматически. Вы, как представители IT и DIGITAL, точно знаете, как делаются «бесплатные» аудиты сайтов — рекламные завлекалочки для клиентов «не в теме».

Цена такого аудита не может быть меньше 10 000 ₽ за проверку базы (обычно от 15 000 до 30 000) и 15 000 ₽ за сверку с налоговой (могут брать от 15 000 до 50 000).

Тезисно о важном:

  1. 95% проведенных нами аудитов показали критичные проблемы в бухгалтерии, которые приведут к большим штрафам.

  2. Квалификации предпринимателя недостаточно, чтобы проверить своего бухгалтера, если предприниматель сам не является бухгалтером.

  3. Скорее всего у вас не всё окей, если вы не проводите регулярную профессиональную проверку учета.

  4. Бухгалтеры часто увольняются, когда «запахло жареным», при этом прямо о проблемах не говорят.
  5. Бухгалтеры на самом деле не любят нести ответственность за «грехи» и распоряжения руководства.

  6. Если бухгалтер убеждает «не показывать убыток» — у вас проблемы.
  7. Если бухгалтер убеждает заплатить побольше «на всякий случай» — у вас проблемы.
  8. Восстановление учета — это очень дорого.
  9. Некоторые бухфирмы недобросовестно «разводят» клиентов на восстановление учета.

  10. Я не нашла на бухрынке никого, кроме нас, кто бы оказывал услугу «проверка состояния учета в налоговой» — это сложно и всем лень.

  11. Экспресс-аудит стоит несравнимо меньше, чем ликвидация возможных проблем.

Другие наши статьи на VC:

Подписывайтесь на Мой канал в Telegram — там я публикую много полезного про безопасный бизнес для предпринимателей, ИТ-компаний, digital-агентств и не только.

0
3 комментария
Наталья Руднюк

Я отношусь к тем, кто раз в год смотрит, хорошо ли там все у меня....

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова
Автор

Индивидуальному предпринимателю, работающему на себя, может быть и не страшно. А вот если работать с работниками - точно нужно смотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Руднюк

да, я пока без сотрудников)

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 3 комментария
null