Как спасать туристический бизнес в 2020 году?
Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о том, как спасать туристический бизнес в пандемию
В прошлый раз я писал то же самое о ресторанном бизнесе, подробно прочитать об этом можно по ссылке ниже. У туристического бизнеса сейчас всё намного хуже, чем у ресторанного: последние ещё хоть как-то выживают, а у туризма просадка в 10 раз. Авиа закрыли, ж/д работает так себе, за границу не выпускают – в общем, творится полный треш, а кушать хочется.
Мой знакомый владелец туристического бизнеса рассказал, что теперь они работают из дома: офис закрыли, большинство сотрудников уволили, оставив только самых ключевых – ужались до минимума. Он надеется, что к Новому Году ситуация восстановится, и бизнес снова пойдёт в гору, но лично я в этом очень сомневаюсь.
Вторая волна только стартовала, до Нового Года – чуть больше двух месяцев, времени просто слишком мало. У нас в городе даже сейчас уже 90% коек занято, а в Москве вообще полный швах. Так что надеяться на Новый год, пожалуй, не стоит: лучше уже сейчас готовиться к самому худшему и начать думать о том, как выживать в ближайшие полгода: при самом хорошем сценарии только тогда всё выровняется хотя бы до половины прежнего уровня.
Как работают турагентства
Для тех, кто не очень знаком с туристическим бизнесом, расскажу, как работает стандартное агентство.
Турагентство – это точка, которые заключают договоры с туристическими операторами. Туроператоры – это те, кто непосредственно производит тур, а агентства – те, кто их продаёт. Как и в любом агентском бизнесе, они работают на большом обороте и получают небольшой процент от продаж. Их задача – продать как можно больше, чтобы оплатить не только свои расходы (офис, зарплаты, бухгалтеры), но и получить прибыль, которая входит в тот же процент от продаж.
Сейчас объём продаж уменьшился в 10 раз: постоянные затраты стали сильно превышать доход, не говоря уже о прибыли, которой давно нет. Именно поэтому большинство владельцев турбизнеса сделали то же, что и мой знакомый: всё поназакрывали, чтобы хоть как-то минимизировать денежные потери, и доживают теперь на накопленные деньги.
Доживут явно не все, но зато тех, кто вовремя подсуетился и поднакопил денег, в будущем ждёт сильный рост. Их слабые конкуренты закроются, то есть при том же объёме рынка получится занять большую долю на рынке. Вот такой вот краткий экономический экскурс в туристический бизнес.
Кстати говоря, я завёл второй YouTube-канал: если в этом блоге я рассказываю про IT, запусках проектов и лайфхаках, то там я буду больше размещать аналитику, экономические обзоры и прочие статьи на подобную тематику. Уже выложил обзор франшизы OZON, разобрал, что в итоге выходит по прибыли, что можно с этого получить и стоит ли игра свеч.
Турагентство, как объект инвестиций
Но вернусь к турагентствм. Разберёмся по направлениям: все понимают, что когда-нибудь кризис закончится. Пусть не сразу, но люди снова начнут ездить в разные дальние страны, вести бизнес по перевозкам, будут путешествия, экскурсии и многое другое. Иными словами, в долгосрочной перспективе это достаточно хорошая инвестиция.
Давайте рассмотрим вложения не как слив денег в умирающий бизнес, а как «покупку акций». Давая оборотный капитал на нынешнее время в обмен на долю в турагентстве, вы покупаете её навсегда. Соответственно, покупая долю в турагентстве за низкую цену (а сейчас она ниже плинтуса), в будущем эта доля будет стоить кратно больше.
Принцип биржевой торговли в том, чтобы купить долю компании в тяжёлое время с уверенностью, что она поднимется, и её долю можно будет продать на пике.
Ещё одно лирическое отступление: все знают, что нефтянка бывает на таком дне, что бочка уходит по 12 долларов, но нефтянка как была, так и останется, стратегическим направлением России. Соответственно, можно предположить, что если нефтянка сейчас на дне, правительство всё равно её хоть как-то будет спасать. А потому, купив сейчас акции Татнефти, Лукойла или чего-то ещё подобного на самом дне, после спасения нефтяного бизнеса вы сможете продать акции и заработать много денег.
Инвестирование приложением
Здесь принцип такой же. Туристическая сфера всё равно поднимется, так что вкладываться в неё стоит. Вопрос только, чем. Пяти миллионов, например, у меня нет. Поэтому я могу предложить турагентствам сделать приложение бесплатно с комиссией за заказы.
Это приложение будет хорошим инструментом для того, чтобы перевести аудиторию в онлайн. Вы берёте и начинаете рекламироваться по своим клиентам, приводить их в приложение/сайт. Или по базе конкурентов, которые не могут прийти в офис ногами, но гуглят и находят вас: вы можете предложить им поставить приложение и оформить тур через вас.
В итоге можно будет набрать много клиентов и зарабатывать больше: ваш оборот уже становится выше, причём автоматизировано, без пропорционального роста на менеджерские затраты. Дальше, когда к следующему сезону рынок «отпустит», вы можете это приложение выкупить: вместе со всей наработанной клиентской базой и софтом.
Грубо говоря, я, как инвестор, выхожу из бизнеса, оставляя вам актив в виде приложения. В конечном счёте в выгоде обе стороны: я зарабатываю больше, чем при прямой продаже приложения, а вам это позволяет сейчас выстроить лояльную работу с клиентами, забрать себе клиентов от конкурентов и в будущем выкупить рабочее и эффективное приложение. Не нужно будет вписывать меня в долю, чтобы я потом перепродавал её третьим лицам: я вкладываюсь софтом.
Почему я уверен, что эта идея хорошая? Давайте откроем вордстат и посмотрим, что в нём есть интересного. Кроме поиска по словам в нём есть такой полезный инструмент, как «история запросов». Это как раз та самая динамика по частоте спроса. Например, если в конце 2018 и в 2019 году было что-то около 400 тысяч запросов «купить авиабилет», то в апреле 2020 был явный спад, а летом – резкий рост.
Люди засиделись, начали постепенно открывать страны, и пошёл рост на авиабилеты. Сейчас вторая волна, и уровень снова снизился, но явно виден очередной «верблюжий горб»: когда вторая волна закончится, будет повтор летнего подъёма. Такого, который выше даже обычных показателей прошлых лет: на пике он достиг 800 тысяч вместо 400-450 в среднем по прошлому году.
Именно в этом я вижу потенциал туристического рынка: запустив сервис тех же авиабилетов и забрав себе весь этот трафик, можно достичь высот в следующем году. Вся эта аудитория, что гуглит авиабилеты – это как раз те люди, что потеряли своего привычного турагента, и сейчас нуждаются в новом. Может, они летают по России, может, туда, где открыто, может, они ищут его на перспективу в будущем, но, в любом случае, это как раз та самая точка контакта с вашим потенциальным клиентом, с которой нужно работать.
С ж/д билетами примерно то же самое, что было летом прошлом года. Была маленькая просадка, но всё равно отскочила: люди знали про коронавирус и полную шляпу, но спрос, тем не менее, сохранился.
Туры стали покупать меньше: сейчас все понимают, что за рубеж не попасть. Вот когда откроют границы, тогда и можно заказывать – к следующему сезону.
Точно так же можно проанализировать любые запросы, на которой вы специализируетесь. Вот ссылка, переходите, проверяйте свои запросы, чтобы узнать, насколько у вас большие потенциалы, ищут ли ваши направления в корону, и по итогу примите верное решение.
У современной модели турагентства нет будущего. В докоронавирусную эпоху уже назревали проблемы - клиенты уходили в онлайн. В онлайне тоже самое, что и в агентстве, только проще, дешевле, и можно почитать живые отзывы об отеле, а не слушать частное мнение турагента. И забронировать тур можно за 5 минут, не выходя из дома. Оффлайн агентства обречены на вымирание - при снижении объёмов они сразу уходят в минус. У онлайн агентства меньше постоянные издержки, а обороты в расчете на одного живого сотрудника гораздо выше, т. к. туристы выбирают и бронируют сами. Современные онлайн агрегаторы имеют настолько удобный поиск и систему фильтров, поиск наименьшей цены и т. п. что идти в живое агентство просто незачем. Примерно тоже самое, что ходить в агентство по поиску информации, вместо того, чтобы погуглить самому.
Вот я и предложил классическому агентству пеерйти в онлайн в кризисную волну
"Их слабые конкуренты закроются, то есть при том же объёме рынка получится занять большую долю на рынке." Дальше читать не стал, тур бизнес значит просел в 10 раз, а у остальных все заебись. Турбизнес в россии был рассчитан на лов мидл класс, тот который в кредит в турцию в олл инклюзив тагилить ездил. Все что повыше отличается наличаем денег и мозгов и через тур агентов тупо не ездят. Премиум сегмент отдельная тема, но его и почти никогда не было. Так вот этот лоу мидл российский собирает мелочевку на макарошки и думает как продать почку чтобы оплатить кредиты.
Давайте уже писать честно, гражданин «спасатель»:
-Мне нужно спасти СВОЙ БИЗНЕС, а то с этой пандемией совсем швах и заказов нет, т.к. денег ни у кого нет, поэтому давайте я вам сделаю приложение, в обмен на комиссию с продаж.
А то что бизнес этот и так низкомаржинальный, и доп. комиссия не только съест всю маржу но и заставит работать в минус - Вы как-то упускаете.
Да понятное дело что чел пытается стать доп прокладкой между клиентом и туриком, чтобы свой доход иметь. Это не то чтобы плохо но идея далека от благородной.
Какие-то ниши он выбирает совсем неоптимальные. Есть же горячие темы: банкротства, семейное право, психиатрия/наркология - вот и продавай там лиды.
Я не продаю лиды, я предлагаю конкурентное преимущество в виде софта. А указанные направления тоже рассматриваю, просто там мне от читателей VC ничего не нужно и это не относится к теме проекта
Почему? Вы товары покупаете исключительно от производителя, фукая на "прокладки" в виде торговых центров? Вот честно честно?
Да нет, у меня как раз куча заказов, просто рассматриваю более маржинальные инструменты вложения часа программиста
Ну и уже традиционное: «разработчик мобильных приложений» не может разработать себе сайт, который будет нормально отображаться на экране телефона )))
Что с вами такое? Неужели так трудно освоить вёрстку🤷🏻♂️
Спасибоза заботу. Не вижу смысла тратиться на разработку сайта с портфолио, когда для этого есть конструктор за 12 тыс в год. И да, у конструктора есть ограничения типа этого, чюно для вас будет открытием, что клиентам на это срать.
Я могу сделать сайт на любом бесплатном движке и он будет выглядеть отлично, какие 12 тыс??
Делайте
Портфолио не надо. Просто ровный лендинг. Но Вам срать на клиентов
Гыгы - туры? В Тольятти трупы хранить негде - закрыли роддом - теперь там хранить будут. А вы туры?
Могилку бронировать будете?
Нихрена не отскочило. Да, в августе и сентябре было больше заказов, чем в период самоизоляции, но с начала октября полная жопа... как в авиа, так и в жд. про туры и экскурсии и говорить не приходится. Бизнесы, которые подсуетились выживают за счет командировочников. говорю как представитель крупного OTA
А с юмором и пониманием сарказма у Вас не очень. Бабушка на улице с журналом Avon тоже представитель крупной косметической компании
Ну вот. примерно такую мысль и хотел донести - к НГ явно не нормализуется, а приложение позволит оставаться в контакте с клиентами и сэкономить на работе менеджеров
А что у вас за приложение?
Какая от него польза турагентству?
Ноу-хау: оформление и выбор тура онлайн и даже оплатить картой можно (не наличкой!!!) чтоб не стоять с квитанцией в очереди Сбербанка
Польза в том, что автоматизируется работа менеджера, которого можно уволить
Чем это лучше срм?
Crm должен вести человек
Мне кажется, что вы не до конца понимаете внутренние процессы в турагентстве
Значительная часть околотуристических поездок - это по путевкам в санатории, подлечиться.
Санатории в основном (при) закрыты.
А болячки не спят, развиваются.
Для этой категории оставшихся поневоле дома туристов нами придуман "санаторий на дому".
Читайте https://vc.ru/tribuna/170110-kak-poluchit-more-v-vanne-i-dobavit-zdorovya-doma-za-smeshnye-sotni-rubley-365-dney-v-godu
Это откуда у вас такая статистика? Ростуризм говорит о другом
Статистики нет, верно.
Просто мне звонят-пишут наши торговые представители и отдельные покупатели-юрлица: ехать некуда, санатории не принимают (многие перепрофилированы под Ковид заболевших).
В регионах своя политика.
Общая статистика в том, что большинство туров - это турко-египто-эмираты ол инклюзив, на который офисные сотрудники копят весь год.
Итак, наша краткая беседа началась с моей фразы:
"Значительная часть околотуристических поездок - это по путевкам в санатории, подлечиться.".
околотуристических поездок - подлечиться.
Я только об этом.
И наша компания создала заменитель этой тусовки.
Автор, с чего такие убеждения, что все заработает и эта инвестиция будет прибыльной? Есть понимание насколько это длительная инвестиция? С чем Вашему софту конкурировать в этом "Красном океаном"? И отдаете вы себе отчет в эффективности традиционной турагентской модели?
Самое главное - разложить всё по иным доступным "полочкам".
Я прекрасно представляю финансовые возможности региональных и столичных агентств.
Если посмотреть доступные данные мониторинга компаний, и это "так и есть" -
то, да, заработки были, и, на сейчас - "оборвались".
Если задачей было "пакетирование" услуг малоизвестных мест (но вполне привлекательных), скупка со скидкой и раннее бронирование, работа с переводчиком, так как в некоторые направления созваниваться на английском довольно неудобно на "той стороне", и эти направления также не
из дешёвых, в плане предложения каким-либо агентством, то теперь, акцент можно перевести на оформление путешествий с довольно дорогим сопровождением.
Изоляция стран имеет исключения, и, если иностранная "бюрократия" по карману компании, то и продажа направлений в не закрытые (локально, внутри стран) комплексы и апартаменты, возможна.
В ином случае, будет использован сервис наподобие Booking, со всеми этими Google Translate и чатами.
В любом случае - если туристический "круг" разбивается на "осколки" оставшихся без заработков европейских коллег (там компенсация строгая), турецких владельцев, быстро меняющих сферу бизнеса, как и представители туристического "клана" другой половины Земли, с их экскурсиями и своеобразным (часто и без вирусов), изолированным бытом, то компаниям лучше переключиться (или вложить средства в локальный досуг.
Это может быть спорт, это может быть ресторанный сектор, расширенный в новые меню, гостиничные услуги с вводом техник и сервисов, которые люди полюбили в путешествиях.
При всей затратности, нужно всё же попробовать. Пускай даже сначала в самом наиболее насыщенном спросом регионе.
P.S. Расширение с новыми сервисами в локальном варианте - это не новый web ресурс - это та же реклама от уже известных заведений.
а смысл ?)))
зачем спасать корабль который все равно утонет
А я вот считаю, что не утонет. Кризис пройдёт, а отдыхать в другие страны люди будут летать
Коллеги, не слушайте стервятника) Существуют способы создать и сайт, и мобильное приложение, и СРМ систему не беря ни за процент, ни в учредители хитровыделанных кодеров, пишите, расскажу бесплатно!
Хвалёные ОТА конечно молодцы с чудо-интерфейсами на инвесторские бабки, только нафига они тогда такие гордые и независимые встают на колени и ползут в офлайн, открывают агентства, нанимают тех же менеджеров и предлагают свою франшизу?
А сравнить инвестиции в нефть с туризмом вообще апофеоз около-недо-полу-экономической кодерской логики!)) Кодеры же и экономистов могут собой заменить, и турагентов, и вообще всех, пока их самих не заменил искусственный интеллект, упс, стек оверфлоу!))
Вы какую-то шизофазию написали. Зачем в личку? Напишите здесь, только чтобы понятно было.