Стабильность важнее роста прибыли: почему десяткам тысяч компаний в Японии удаётся существовать веками Статьи редакции
Изоляция от мира побудила японцев бережно относиться ко всему, что они создают. Поэтому предприниматели ценят качество и традиции. В то же время они боятся рисковать, так как неудавшийся бизнес может восприниматься как неудача или позор, и это тормозит появление новых компаний.
Пересказ материала BBC.
В 2019 году в Японии было больше 33 тысяч компаний старше 100 лет — их называют «шинисе», что дословно означает «старый магазин», пишет издание. Например, среди них:
- Старейший в мире отель «Нисияма Онсэн Кэюнкан», открытый в 705 году в префектуре Яманаси.
- Кондитерская «Ишимондзия васукэ» в Киото, сладости в которой продают с 1000 года.
- Строительная компания Takenaka из Осаки, созданная в 1610 году.
Фирмы чтят традиции и передают бизнес из поколения в поколение
Tsuen Tea — старейший чайный дом, открывшийся в 1160 году в пригороде Киото. Его нынешний владелец Юсуке Цуен говорит, что он не мог не взять на себя управление семейным бизнесом.
По словам предпринимателя, он никогда не сомневался, что продолжит семейное дело. «Сейчас я управляю компанией, которую создали мои предки. Иначе наследию пришёл бы конец. В детстве нас спрашивали про работу мечты, и уже тогда я знал, что приму руководство», — рассказывает Цуен.
В стране много компаний-долгожителей, похожих на Tsuen Tea, пишет издание. Многие из них — небольшие семейные предприятия, которые занимаются гостиничным бизнесом или производством пищевых продуктов.
Для японцев важнее стабильность, а не рост прибыли, говорит профессор Высшей школы менеджмента Киотского университета Ёсинори Хара, десять лет проработавший в Кремниевой долине. По его мнению, это главная причина, почему в Японии так много компаний-«шинисе».
Японские предприниматели могут усыновлять преданных сотрудников — они становятся частью семьи и наследуют бизнес. Так поступали, например, в Suzuki и Panasonic.
Предприятия остаются в одной сфере десятки лет
В Киото находится ещё одна компания, которой больше 100 лет — Nintendo. Её в 1889 году основал ремесленник Фусадзиро Ямаути.
Сначала она производила игральные карты для японской игры «ханафуда», а в 1985 году совершила революцию в сфере домашних развлечений, представив консоль Nintendo Entertainment System. «Nintendo — хороший пример предприятия, которое придерживается "ключевой компетенции"», — говорит Ёсинори Хара.
Это один из основных принципов, благодаря которому древние компании продолжают существовать. По словам Хары, ключевая компетенция Nintendo — создание развлечений.
Во многих компаниях-долгожителях уделяют особое внимание качеству обслуживания — и это способствует их процветанию. Хозяева стараются угадать, чего хотят их клиенты. Для обозначения качественного сервиса в японском языке существует термин «омотэнаси». Он особенно актуален для рёканов — традиционных японских гостиниц, где к посетителям относятся как к членам семьи.
Шесть поколений семьи Акеми Нисимура управляли гостиницей «Хирагия» в Киото. В 2018 году рёкан отметил двухсотлетие. За это время в нём останавливались актёр Чарли Чаплин и дизайнер Луи Виттон.
По словам Нисимура, высокий уровень обслуживания клиентов — залог долголетия гостиницы.
«Разговоры по душам — вот что ценится в гостиницах рёкан», — говорит женщина. В её семье из поколения в поколение передаётся тетрадь, где детально прописано, как вести себя с гостями. «Однако запросы гостей индивидуальны, поэтому всегда нужно учитывать желание клиента», — отмечает Нисимура.
«Главные ценности японских компаний — приверженность семейному бизнесу, преемственность, качество, общность и традиции, а не финансовая логика, — говорит Сасаки. — Поэтому у фирм-долгожителей особый статус, они пользуются социальными льготами».
Как традиции мешают инновациям
Хотя японцы гордятся процветающими компаниями-«шинисе», развитие местных стартапов они называют вялым, пишет издание.
Мари Мацузаки работает в токийском образовательном стартапе Queue. Она отмечает: «В Японии чтят “шинисе”, и немногие рискуют открыть своё дело — к новым проектам относятся с недоверием. Мне было трудно объяснить близким, чем именно я занимаюсь и где работаю».
Мацузаки рассказала, что из своего выпускного класса она одна, вероятно, ушла в молодую организацию. «В других странах не осудят прогоревшего предпринимателя, если он получил ценный опыт. В Японии же к неудачам относятся негативно».
Профессор MIT Майкл Кусумано согласен с Мацузаки. Он несколько лет продвигал инициативы в области предпринимательства и инноваций в Токийском университете науки. По его словам, закрытие компании или её продажа издавна воспринимаются как неудача или даже позор.
Однако не всё так гладко и у компаний-долгожителей, пишет BBC. Например, строительная организация Kongo Gumi, основанная в 578 году, закрылась в 2006 году из-за долгов — спустя более чем 1400 лет существования.
По мнению Матцузаки, в будущем японским фирмам необходимо объединить сильные стороны двух бизнес-моделей: новые технологии и быстрое принятие решений с ключевыми ценностями «шинисе».
- А почему у вас нет склада?
- Мне партнер каждое утро привозит комплектующие.
- А если НЕ привезет?
- Он 30 лет привозит.
- Но он же может заболеть.
- У него есть сын.
В.Овчинников. О Японском бизнесе.
овчинников - лучшее что есть для знакомства с японской культурой
Комментарий недоступен
Джобс так apple привел в чувства когда вернулся.
а потом ковид и пиздец всем производствам. Вот из-за этой японской хуйни
Если не привезет, то ничего страшного, привезёт на следующее утро.
У японцев – тысячу
А если он покончит с собой?
Название источника можно увидеть или ссылку?
Для такой стабильности нужна истинная политическая стабильность, т.е. стабильная сменяемость власти, чтобы не доводить народ до бессмысленного и беспощадного бунта разрушающего все до основания.
А у нас то царь до последнего сопротивляется конституции, то партия застой везде насаждает, а сейчас так вообще в средневековье пытаемся вернуться судя по количеству вводимых в строй храмов.
Типа как император в Японии? )
Про стабильную сменяемость власти ведущую к политической стабильности это наивно конечно.
А то сменяемость власти прямо обогатит и осчастливит народ? Типа, МРОТ вырастет до европейских максимумов? Или народ будет радоваться тому, что клоуны в Кремле будут постоянно меняться - для разнообразия?
Более того подход японцев это стабильность не только бизнеса, экономики но и экологии. Будучи в Японии обратил внимание на то что рядом с огромными городами рядом соседствует леса и никто не стремится там построить новый район или новый бизнес-центр. Т.е. внимание в отношении места где они живут дает очень большое уважение к ним самим.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
это тебе навальный напел, а ты как дурачок повторяешь?
для большей стабильности нужно избавиться от любой власти.
Комментарий недоступен
😯
Папаня!
Про сферу стартапов и инновации очень верно сказано. Банковская система, например, на 20 лет отстала от той же России. Показательно что IT, во многом инновационная отрасль, в Японии полный отстой. Допотопные сайты из нулевых, ужасный UX.
Забавно, кстати, что японцам это все нравится. Взять например сайт jalan - локальный booking. Там есть версия на японском и английском. И вот на японском сайт просто невыносимо плох. Консервативные японцы пользуются только своими сервисами, потому что им западные продукты "непривычны".
То есть в японии нельзя по куару украсть все деньги с тинькова? Или изменить кодовое слово по телефону зная паспортные данные?
Пфф… каменный век
как вам сказать... Это у меня еще на уровне роутера обрезка части баннеров идет. И это еще яндекс...
В Японии средняя ставка по ипотеке 3%, в России - больше 10%
С Ux на этом японском сайте все хорошо, все основные блоки на своем месте и все понятно. А цвета(UI) это дело вкуса
Кому в 21 веке нужны Ваши сайтишки? Всё, что нужно большинству населения - в телефоне, в приложениях.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Говорят японки сильно и безусловно любят гайдзинов, что те становятся даже слишком самоуверенными
Лучше вам не знать, что было с ними дальше
Скрепы и стабильность. Хороши, когда не бодаешься с сильными имра сего, как некоторые. Их Хиросима научила.
Спорно. Вон Китай тихой сапой, вроде и бадается, но сделал всё без конфликтов. Но нужно отметить, что они и не были на радаре как соперник, конкурент изначально. То есть тут не факт, что сыграла их мудрость. Сейчас же мы видим, что они появились на радаре и мудрость уже не особо работает.
Японская культура и ее представители не похожи ни на одну другую, так что для нас это просто диковинка для удивления.
В наших условиях ни один японец не выдержит, как и наши в их.
Зы про хикикомори почитайте - ни один русский на такое не сможет, а если сможет - попадёт в психушку.;)
Ну пол двача таких в России
Про задротов почитайте
Комментарий недоступен
пол мира уже плюс минус хикикомори
Комментарий недоступен
Это пример поведения людей без собственности, без прошлого, без традиций, без квалификации, ленивых, соответственно, без уважения к труду и его результатам.
Ничто из перечисленного не входит в менталитет японцев.
очень рекомендую посмотреть
https://www.youtube.com/watch?v=0il1-dWX1vU
Японская аудиотехника всегда была знаком качества, до которого современные балалайки даже близко не дотягивают. И очень интересен сам процесс создания по истине очень высокого качества, лучшего в мире.
Это история, она в прошлом.
Помню заказывал стволики высокого качества напрямую у производителя PDI из Японии. Цена этого товара в РФ была +300% к цене в Японии. Все пришло очень быстро буквально за 3-4 дня в РФ и обошлось с доставкой долларов в 40. Цена согласно чеку продавца.
И я решил узнать сколько реальная стоимость доставки. Пробил по номеру накладной. Оказалось что производитель не просто отправил мне заказ бесплатно, но ещё и доплатил сверху за доставку. Выходило что-то около 65$ за доставку. Причём товар был высокого качества + подарки ещё долларов на 20$. И это не единичный случай подобных заказов у мелких производителей в Японии.
Порой просто коньюктура рынка меняется, и если бизнес не успевает за ней, то он исчезает. Стабильности в современном бизнесе, к сожалению, не так и много
Интересная статья! Не поставишь в пример многие наши компании, которые сначала следят за качеством выпускаемой продукции, а потом гонятся за увеличением прибыли закрывая глаза на недочеты и претензии клиентов.
Количеством самоликвидаторов Япония впечатляет до сих пор.
Это же не с бизнесом связано.
Вот пример, когда всё строится на семейных ценностях и истории своего народа. То чего у нас нет, пока нет!
Все-таки национальные особенности в купе с экономикой, способной в рост - одни из главных факторов такого стабильного существования.
Но не будет забывать, что японские компании во многом имеют успешную экспансию в другие страны и не сказать, что японцы не чураются максимизировать прибыль. Тот же рынок автомобилей, электротехника
Мне кажется что они заработали уважение за качество что после порадило саму максимизацию прибыли и поэтому они просто стараются делать все на высшем уровне, а прибыль после этого сама придет
Крутяк
Японцы молодцы
Тут целые этносы и ящыки моложе гостиницы в Японии.
Прочитал:
Японские предприниматели могут усыплять преданных сотрудников
К вопросу о численности японских стартапов...
Так в России то же самое, только в гос.бизнесе и в аппарате чиновников и правительства
Зато у них в этих корпорациях какие-то вообще адские условия труда, для европейцев это было бы рабством
Первое впечатление от посещение Токио в 90х, - каждый бомж читает WSJ или сводку биржевых новостей. Потому как, среди них много в прошлом предпринимателей.
Информативный пост)
слышал что у японцев, при переходе из одной компании в другую теряется надбавка к зп за стаж работы, и им нужно начинать сначала, и мол они именно поэтому могут всю жизнь работать в одной компании
А как-же Минамата?Культура у них.
Получается у них нет классической конкуренции. Одни монопольные бизнесы, которые полянку давным давно застолбили?
Што?