{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Воровать — это гадко и мерзко. Как обнаружили воровство на 500 тысяч рублей в месяц в ритейле и как этого избежать

В статье расскажу, как получилось вскрыть обман и пресечь воровство у продавца сотовых телефонов. Также поделюсь мыслями, как всего пара простых правил поможет на 95% предотвратить воровство. Если у вас ритейл, потратьте пару минут, прочитайте эту статью и обезопасьте себя от возможных проблем.

Про нас

Всем привет! На связи Миша Кузьмин из Сейлсконтрола. Мы с помощью контроля по видео камерам увеличиваем продажи и улучшаем клиентский сервис в хореке и ритейле. А теперь еще и оберегаем от воровства.

Обычно я пишу про фастфуд, но сейчас хочу разобрать кейс воровства из ритейла, как мы его обнаружили и как этого избегать.

Про клиента

Клиент — продавец сотовых телефонов. Бизнес работает в России. Ребята продают как сами аппараты так и услуги: установку программ в телефон, наклейку защитных плёнок, в общем все как всегда и как у всех. На точке постоянно находятся пару сотрудников. Есть контакт центр, который консультирует клиентов по продажам и обслуживанию. Знаю что есть даже amoCRM, но в этой статье это неважно (кстати, для менеджеров, которые продают по телефону мы тоже подключаем клиенту нашу услугу). Писать будем про оффлайн бизнес и контроль продаж, который к сожалению не оцифрован пока еще у 95% компаний России.

Как и практически у любого бизнеса в России у клиента висят камеры над кассовой зоной и все диалоги с клиентами записывается: видео и аудио. Понятно что никто за сотрудниками ни системно ни как-то еще не наблюдал, поэтому и привлекли salescontrol.

От себя добавлю, что просто повесить камеры — это всего лишь видимость безопасности. К сожалению, многие предприниматели рассуждают на уровне «а ля, повесил камеру и воровства не может быть или оно исчезнет». Не исчезнет. Дальше опишу почему.

Как и что воровали

Воровство делилось на несколько составляющих:

  1. Менеджеры в зале, оказывающие услуги, не заводили позиции по услугам в чеки. Кто будет разбираться что и как вносит человек в кассовый аппарат?
  2. Иногда менеджеры просто не пробивали чек на услуги. То есть на телефон, конечно, чек выдавали, а вот на услуги и аксессуары уже нет.

Как обнаружили воровство

По звуку мы слышали как сотрудники предлагали те или иные услуги, а клиенты с ними соглашались и покупали. В системе это отражалось. А вот в чеках этого не было. То есть в нашей системе мы видим предложение о допродаже, видим согласие клиента, видим даже категории согласия. А в чеках этого не было. Приведу отчет для наглядности.

Пример отчета взят из другой категории — хореки.

При детальном изучении выяснилось, что менеджеры обманывают и воруют деньги у собственника систематически и это не разовая ошибка.

Мы сразу уведомили об этом собственника и вручную еще проверили кучу актов продаж где еще более подробно и детальнее выяснили факт мошенничества.

Что делать чтобы не допускать воровства

Ниже опишу основные мысли как с помощью простых правил избегать воровства.

  1. Сразу пробивать чек. Если у вас есть камеры и вы смотрите самостоятельно, обязательно контролируйте этот момент. Мы это контролируем.
  2. Если сотрудник не пробивает чек (мы кстати об этом его оповещаем в телеграмм вместе с управляющим), сразу же исправляйте ситуацию. Тут должно быть железно и строго. Если человек не исправляется, увольняйте или меняйте его на другую позицию.
  3. Если у вас есть камеры, хотя бы несколько раз в день в разное время слушайте и смотрите как продают менеджеры. Ну или если у вас нет на это время, подключите микро тариф в сейлсконтроле за 4 990 ₽, это доступно для любого бизнеса.
  4. Если проблема стоит остро и у вас есть подозрение в нечистоплотности людей, используйте табличку с надписью «Если вам не пробили сразу чек или там не хватает позиций, покупка за наш счет при звонке по телефону…». Сделайте в срм отдельную воронку и такие звонки кидайте в этот канал, добавьте уведомления себе в телеграмм и вотсап, чтобы быть всегда начеку. Это очень хорошо и системно работает.
  5. Если человек попался на воровстве, сразу увольняйте и вызывайте полицию. Не спускайте дело на самотек и не прощайте это. Другие компании в будущем обязаны знать, что нанимают вора. Не слушайте слезливые истории как все плохо и тяжело в этом мире. Это манипуляции. Воровать нельзя и точка.
  6. Проверяйте сотрудников перед приемом на работу на наличие подобных историй. Если на должность управляющего идет человек, у которого был аналогичный негативный опыт, подумайте много раз, а стоит ли его принимать в свой коллектив? Как проверять? Да элементарно можно даже просить справку о несудимости. Также неплохой практикой будет пробить человека на элемент задолженностей. Коллекторы своё дело знают и устраивают человеку психологический террор. Ему нужно деньги отдавать любыми способами, возможно, в такой ситуации ему лучше предоставить работу без соприкосновения с финансами (продажи по телефону, например).
  7. Создавайте правильную культуру. Культура нетерпимости к вранью и воровству поможет вам добиться того, что таких сотрудников будут «выдавливать» их коллеги.

Последний пункт, считаю самым важным. Когда появится правильная культура табличку можно будет убрать.

Понятно что по ревизии легко искать недостачу товара, а с услугами в этом плане все тяжелее. Но перечисленных выше примеров будет достаточно, чтобы на 95% защититься от элементарного воровства.

Как посчитали что воровство составляло 0.5 млн ₽ в месяц

При обнаружении мы начали делать проверки за прошлые периоды и в ручную искать аналогичные истории. Получилось что в месяц воровали примерно на 0.5 млн рублей.

Про нас

Про Сейлсконтрол: с помощью видео камер и ежедневного мониторинга сейлсконтрол помогает повысить продажи на 10-25% и практически исключить негативные отзывы от клиентов. А теперь еще и воровство :)

Подходит: магазинам, кофейням, пиццериям, пекарням и даже фитнес клубам на входе — в общем, везде где люди работают и коммуницируют с людьми.

У нас, разумеется, есть бесплатный пробный период, а для подключения сервиса не надо ничего докупать, платить, ждать и долго согласовывать. Запускаем сервис за 74 часа и стоит он от 4 990 рублей в месяц.

Если у вас ритейл и вы хотите оцифровать оффлайн продажи, пишите нам и за 2 дня и без доп. затрат на оборудование (при наличии камер со звуком) мы запустимся и вы будете спокойны.

Было бы интересно в комментариях услышать ваше мнение на счет воровства и борьбы с ним.

Спасибо что дочитали, желаю спокойной и хорошей торговли.

0
573 комментария
Написать комментарий...
Anti Anti

Есть утверждения дескриптивные (как есть/бывает) и нормативные (как должно быть).
Нормативное: воровать плохо.
Тоже нормативное: у работодателя нет морального долга перед работником платить ему такую зарплату, чтобы у работника не возникало позыва воровать.
Дескриптивное: бывает, что работники воруют.
Тоже дескриптивное: чем меньше зарплата, тем выше вероятность, что работники будут воровать.
Эти утверждения не противоречат друг другу.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузьмин
Автор

Не согласен. Воровство не зависит от заработной платы. Уши растут от образования в семье. Если человеку говорить — воровать нельзя и точка. В любых обстоятельствах. Он и воровать и не будет.

Ответить
Развернуть ветку
alice fox

знаете, вы своим постом пробудили мои воспоминания :)
История была конечно неприятная, но тогда я был молод и здоров, поэтому вспоминается приятно. В общем, история первого воровства в моей жизни: Учась в 5 классе, я шел пешком домой из бассейна. Не пообедав перед этим. А 2 часа в воде + час перед тем в спортзале калории жгут очень хорошо. До дома идти было еще далеко, поэтому зашел в гастроном и попытался (неудачно увы) спереть пирожок с мясом и рисом. (кажется 5 копеек стоил). Так вот, к чему все это: если очень хочется есть, про то, что "воровать нельзя" вспоминается очень смутно.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузьмин
Автор

Ну можно ведь было попросить продать в долг, оставить портфель на крайний случай в залог, а потом занести деньги. Объяснить как-то. Хоть попытаться :)

Ответить
Развернуть ветку
alice fox

:)))))) Ой, не смешите. В городе, в котором ежегодный миграционный прирост составлял 150ч по комсомольским путевкам и столько же откинувшихся, без права переезда в центральную часть страны, был очень специфический менталитет. ЧЧВ. Ну, и воровство повальное, везде, где можно и где рисковано.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузьмин
Автор

)))) понял.

Ответить
Развернуть ветку
alice fox

Кстати, вас возможно утешит, что нынче я не то что не ворую, а и монетку с земли не поднимаю. На еду и сверх того хватает, а мараться по мелочи вредно для самоуважения.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузьмин
Автор

Я не судья. У меня с вами аналогичная позиция. Пусть каждый сам решает что для него правильно. Мою позицию вы знаете :)

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

Не согласен. Есть, разумеется, склонность (которая спектр, а не бинарная величина), и всегда есть обстоятельства, в большей или меньшей степени подталкивающие к тем или иным действиям. Эти два фактора как бы "перемножаются". То есть, само по себе наличие склонности не отменяет того, о чем я толкую.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузьмин
Автор

умно вы пишите :) особенно про спектр, а не двоичный выбор. Я не верю в обстоятельства, которые должны подтолкнуть человека начать красть. Даже скажу больше, мне вообще не важны обстоятельства: украл — вор. Точка. Я размышляю очень категорично, понимаю. Но это моя позиция.

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

Обстоятельства никому ничего не должны. Они просто случаются, и люди в зависимости от обстоятельств делают тот или иной выбор. Это не значит, что укравший не виноват. Это не значит, что выбора не было, и укравший не субъектен. Это не значит, что укравший — не вор. Это не значит, что нет других факторов, влияющих на готовность украсть (ваша работа — один из таких факторов). Это просто значит, что обстоятельства оказывают влияние на выбор людей, и зачастую не случайным образом.

Большинство людей можно поставить в обстоятельства, в которых они будут вынуждены красть. Например, красть пищу, чтобы не умереть с голоду. И по крайней мере часть из них будет продолжать говорить: "украл — вор; да, и я в том числе, можете меня наказать". Ничто из этого (и вообще сказанного мной выше) не оправдывает работников, которые крадут у ваших клиентов. Это просто контрпример к вашему утверждению, что не бывает таких обстоятельств. А контрпримера достаточно одного; дальше теорию можно развить, исходя из того, что люди разные и имеют индивидуальные склонности и индивидуальный "порог" совершения аморальных поступков.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кузьмин
Автор

Да, теорию можно развить, но сил нет. Статья и комменты из меня высосали столько энергии, что больше не могу :)

Я вас услышал.

Ответить
Развернуть ветку
570 комментариев
Раскрывать всегда