Сколько стоит открыть швейный цех в России и можно ли заработать на серийном пошиве одежды Статьи редакции
Истории трёх предпринимателей: производителей верхней одежды и товаров для детей, а также брендированной и спортивной одежды.
Бренд верхней одежды Dreamwhite
- Город: Санкт-Петербург.
- Первоначальные инвестиции: 8 млн рублей.
- Год открытия швейного цеха: 2019.
Dreamwhite основал в 2016 году предприниматель Алексей Ильин из Санкт-Петербурга. Его семья занимается продажей одежды с 1999 года.
За 2017 год Dreamwhite выпустила 4000 изделий, оборот составил 32 млн рублей. Первоначально Ильин работал со сторонними швейными цехами по договору, однако партнёры показались предпринимателю недостаточно гибкими: например, не могли оперативно внести изменения в коллекцию.
Тогда в начале 2019 года Ильин открыл собственное швейное производство. Предприниматель нашёл помещение в Петербурге площадью 400 м². Стоимость аренды таких помещений составляет от 300 до 900 рублей за 1 м². Ильин не уточнил, во сколько ему обходится аренда.
Главное преимущество в собственном производстве, считает предприниматель, — скорость изменений. Можно менять процессы под изделия, которые нужно выпустить прямо сейчас, увеличить объём производства, уменьшить.
Он заметил: умение подстраиваться под изменение спроса положительно влияет на продажи и количество остатков. Например, в 2019 году спрос на тренчи вырос в несколько раз, а на пальто снизился. По словам Ильина, такие тренды сложно предвидеть, нужно перестраиваться на ходу.
В запуск цеха он вложил 8 млн рублей, из них большая часть ушла на закупку оборудования. На ремонт, в который входили новая система вентиляции, предприниматель потратил около 1 млн рублей. Все средства Ильин взял из оборота, инвестиции не привлекал. Часть оборудования закупил в лизинг.
В цехе — две зоны: поточная и экспериментальная. Задача первой — выпускать коллекции, второй — прорабатывать новые модели до тех пор, пока не получится рыночный вариант.
За неделю поточный цех может выпускать до 200 единиц продукции, экспериментальный — 50–70 единиц. Экспериментальные модели иногда продаются, но окупить затраты ими нельзя.
Сейчас производстве работают 20 швей, конструктор, дизайнер и главный технолог. Однако швей требуется в два раза больше — но найти сотрудников не так просто, рассказывает Ильин: молодёжь на такое производство идти не хочет, так как надо работать руками, а зарплаты невысокие.
Объявления на сайтах с вакансиями результатов не приносят, швеи приходят в основном по рекомендациям знакомых из этой области.
На производстве Dreamwhite планирует выпускать около 5000 изделий в год. Это пальто, куртки, плащи. Остальные позиции, в том числе аксессуары, компания продолжит изготавливать на заказ на других швейных предприятиях. Всего в год бренд выпускает до 15 тысяч изделий.
Средняя стоимость пальто — 12 тысяч рублей, плаща — 8000 рублей. Оборот за 2019 год вырос по сравнению с 2018 годом, но сумму Ильин уточнить отказался.
В 2020 году компания намерена повысить цены. Своё производство накладывает дополнительные издержки, а прежде вещи стоили дешевле, чем у конкурентов из масс-маркета вроде Zara. Сейчас наценка составляет 100–150%.
Предприниматель сотрудничает с несколькими российскими поставщиками тканей и фурнитуры. На российском рынке выбор невелик, считает Ильин. Две главные проблемы: качество ткани и её наличие. Бывает, что новая поставка материала, с которым работали прежде, плохого качества или бракованная.
Поэтому Ильин не заказывает большие партии. Но при этом пока не решается заказывать из-за рубежа, из Италии. При таком объёме производства компания не сможет ждать доставку несколько месяцев.
Бюро по разработке одежды 2BD-studio
- Город: Люберцы.
- Первоначальные инвестиции: 3,1 млн рублей.
- Год запуска: 2014.
Наталье Кондратьевой 35 лет, пошивом одежды она занимается с 2004 года. В 20 лет начала учиться на модельера-конструктора в МГПУ и одновременно работала швеёй на крупной московской фабрике. После университета перешла из швейного цеха в конструкторский.
Постепенно предпринимательница набрала базу клиентов и стала работать на дому. Она оформила ИП и наняла в помощницы швею. Первоначально они занимались разработкой лекал (для этого Кондратьева приобрела специальное ПО) и созданием образцов-эталонов продукции для производств.
Со временем Кондратьева увидела, что у клиентов есть потребность в производстве одежды большими партиями — и решила запустить швейный цех.
В 2014 году она арендовала в Люберцах двухэтажное здание площадью 200 м² за 100 тысяч рублей в месяц. На ремонт и оборудование склада для сырья Кондратьева потратила около 600 тысяч рублей.
2 млн рублей ушло на оборудование: две швейные машины, плоттер для печати лекал, оборудование для распаривания и утюживания. Инвестиции — собственные накопления, помощь мужа и сестры.
С момента запуска цеха с Кондратьевой работала одна швея. Предпринимательнице было сложно найти персонал, так как, на её взгляд, квалифицированные сотрудники в последнюю очередь обращают внимание на малоизвестные ИП. А начинающих швей она нанимать не хотела: не было времени обучать. Поэтому на поиск персонала также ушло несколько месяцев.
Сейчас цех полностью укомплектован под серийное производство. Компания закупает ткани и оснастку для оборудования в Китае, Корее, Германии, Турции. В Китае Кондратьева работает с менеджером, который обеспечивает доставку тканей в Россию.
Предпринимательница огорчена, что в России рынок сырья для текстильной промышленности слабо развит и неконкурентоспособный. В 2016 году, когда отношения между Россией и Турцией ухудшились, поставку с тканями задержали на таможне на три месяца.
На операционные расходы, включая аренду и коммунальные платежи, зарплаты, закупку сырья, уходит около 2 млн рублей ежемесячно. 200 тысяч рублей компания вкладывает в развитие, на закупку нового оборудования.
С цехом постоянно сотрудничают 20 российских компаний. Главные клиенты — средний бизнес из Москвы. Для него компания отшивает брендированные коллекции, спортивную и повседневную одежду, разрабатывает лекала, принты для тканей. С большинством заказчиков подписаны договоры о неразглашении, поэтому Кондратьева не называет их и не может показывать продукцию.
Среди клиентов есть также молодые дизайнеры, для которых предприятие отшивает первые коллекции.
Основные каналы привлечения клиентов — сайты вроде shveynik.online, социальные сети. В Telegram есть сообщество Hacking Fashion, где общаются между собой представители индустрии. Оттуда также приходят клиенты.
В 2020 году 2BD-studio планирует выйти на европейский рынок.
Бренд детской одежды «Мимими»
- Город: Рязань.
- Первоначальные инвестиции: 500 тысяч рублей.
- Год запуска: 2015 год.
В 2015 году у Михаила Сурыгина родился сын. На выписку он хотел найти необычный конверт, но не смог: все рисунки были однотипными и неинтересными.
Сурыгин понял, что с похожей проблемой наверняка сталкиваются и другие родители, и проанализировал рынок. Он увидел спрос на детские изделия с необычными рисунками — и начал печатать их на тканях и относить рулоны в ателье — для отшива готовых изделий вроде пледов.
Через несколько месяцев Сурыгин арендовал помещение и открыл швейный цех, а перед этим получил сертификат на продукцию (детские товары необходимо сертифицировать).
Он оформил ИП и собрал документы на материалы и вместе с образцами одежды отправил на испытания в московскую лабораторию. На услугу сертифицирования предприниматель потратил 35 тысяч рублей.
Оснащение швейного цеха обошлось в 400 тысяч рублей. Предприниматель купил раскроечный стол, гладильный стол, оверлок и несколько швейных машин. Этого оборудования достаточно, чтобы выпускать простые изделия небольшими сериями. Ещё 100 тысяч рублей ушло на первые зарплаты для швей и ткани.
Первое время на производстве работала одна швея. Постепенно штат увеличили до пяти швей, наняли технолога, который следит за качеством продукции и начальника производства.
Помимо конвертов для новорождённых, компания стала шить товары, полезные молодым родителям: прогулочные конверты для колясок на зиму, муфты и варежки на коляску, детские пледы, пледы для детских фотосессий.
Чтобы отшить первую крупную партию, Сурыгин взял кредит на 3 млн рублей в Рязанском областном фонде поддержки малого предпринимательства. Товары разместил в онлайн-магазинах вроде Wildberries и Ozon. За несколько месяцев удалось продать 5000 предметов.
В 2018 году оборот компании составил 12 млн рублей, в декабре 2019 года — приблизился к 50 млн рублей. Чистую прибыль Сурыгин не раскрывает.
Четверть продукции (товары небольшими партиями и технически несложные) Сурыгин отдаёт в работу в собственный швейный цех, остальное — на аутсорс.
Весь готовый товар, отшитый сторонними фабриками, проходит контроль качества и упаковывается в цехе Сурыгина, а затем отправляется в магазины.
Сурыгин регулярно посещает отраслевые мероприятия для привлечения новых клиентов. В этом году на выставке «Мир детства» он заключил контракты на 1 млн рублей с предпринимателями из Казахстана и Белоруссии. На него обратили внимание сетевые интернет-магазины «Дочки-Сыночки» и «Буду мамой».
Сейчас в штате 15 человек — это и административный, и рабочий персонал. Ежемесячные операционные расходы варьируются от 2 до 3 млн рублей.
Комментарий недоступен
Пока за такие деньги будут находится люди с квалификацией - роботов там не будет
А что не так с квалификацией? В регионах это обычная зарплата, если предприятие стабильно дает объем работ то нету ни каких проблем зарабатывать больше.
Не так - только с размером оплаты труда за квалифицированный труд.
Пока на автомойках мойщики «стоили» менее 20тр в мес, все мойки были «ручные». Сейчас же с тарифами 40-50тр в мес уже рентабельно делать роботов
Квалификация это понятие относительное, что бы научится шить на одной машинке и выполнять несколько операций, вам не надо заканчивать институт, так же сейчас по стране закрыты или закрываются техникумы где обучали швейному делу, и там не только на машинках шить учили. Вот и получается что в провинции у женщины без образования есть несколько вариантов выбора, или в условный "магнит" за 25т. или в швеи податься за те же деньги, но с возможностью заработать больше ибо есть сделка, у а если еще и повезет с предприятием на котором есть стабильный объем работ, то это просто счастье будет, так и все 35+ можно получать в месяц, а это уже деньги.
Вот 35+, имхо, нынче - это уже минимальный уровень оплаты, дающий хоть какой то уровень жизни. Мне грустно, что работник с квалификацией соглашается на 25. Кассир в супермаркете - все же работа гораздо менее квалифицированная - для ее основания нужно примерно час времени, наверное.
Реальность от "температуры по больнице" ниже, а человеку кушать хочется всегда, а учитывая что рынок труда в провинции только уменьшается, вот и получаем 25+ это очень хорошо.
Вот как раз с провинцией я знаком. Там проблема - в отсутствии бизнеса: одна торговля и бюджетники. Поэтому когда есть относительно успешное производство - это сразу заметно более высокий уровень жизни. Да, там где у всех зп около 15тр и 25тр будет хорошим уровнем - но это уже сильная провинция типа мелкого Регионального городка
Так никто не хочет идти кассиром. Это тоже делает рынок. Все эти рассказы, что мол дворник столько получает... так иди дворником. Не идут. 20-25к даже в Москве и области в банках платят клеркам. Это как минимум высшее образование и так далее.
Операционист в банке на 25тр - стартовая позиция для студентов без опыта. Едва ли они там больше пары лет сидят - дольше только если тебя совсем не интересует карьера (например, женщин, ориентированных на семью - типа, уйти потом в декрет и не париться)
Это в объявлениях разве что... Снаружи МКАД зарплаты от 19 тысяч.
В курсе. Я всю жизнь далеко от мкада живу!
Только я не про то, какие зп бывают в провинциях - а про то, какие зп на производстве - особенно успешном.
Кстати - погуглил вакансии в нске: 35-40тр много вакансий
а сварщик сотку
А вот и нет. Среднее специальное из заборостроительного. Да и высшее образование, конечно, не все получают так, что приходилось стараться и учиться. Когда дипломы есть у каждого второго, не считая каждого первого, не нужно считать высшее образование признаком квалификации.
Не знаю как у Вас в Новосибирске.
А в других местах везде мойки самообслуживания.
Мойки самообслуживания у нас малопопулярные : машины грязные очень, и климат у нас холодный - мойка должна быть тёплой.
Поэтому 90% рынка - классические мойки с мойщиками! Но я считал - сейчас китайский робот за 5мр в среднем за точку вполне себе окупается года за 1.5. Думал даже поставить как эксперимент)
вообще то у нас теплые мойки самообслуживания тоже есть и оч популярны зимой, я например брезгую мыть машину мойщиком, мне нравится самому мыть. Иначе, отдаешь в 1.5-2 раза больше, а машина все равно остается грязной.
У нас - это где? И почему если у вас они есть и вам лично нравится самому мыть машину - это заслуживает обобщения?
Знакомых тоже спрашивал, почти все кто работает честно, то есть не на режим, экономят и моют сами в самомойках, моют ландроверы, джипы, не нищие.
Просто в этот редкий момент когда из одного сервиса ведровер уже выдали, а в другой они ещё не поехали - они хотят быть ближе друг к другу.
Посмотрел 2ГИС. Моек больше 500. Самообслуживания - менее 50, и туда входят обычные мойки где возможно самообслуживание. Такой расклад.
Не обычная, а хорошая вообще-то.
https://vc.ru/amp/75911
Это статистика. Она очень малопоказательна: там и бюджетники, и охранники.
А мы - про отрасль, где добавленная стоимость создаётся. Тут должно быть иначе
Поэтому там не средняя, а медианная зарплата.
И что меняет принципиально медианная вместо средней?
В том, что средняя у 4 человек, которые получают 10 000 рублей, 100 000 рублей, 100 000 рублей и 500 000 рублей — 177 500 рублей, а медианная — 100 000 рублей.
Меняет то, что логично платить людям сопоставимо с медианной зарплатой, на которую данный кандидат может претендовать.
Вы мне сейчас про то, чем является медиана рассказали - а я это знаю. Я спросил другое: что это меняет в контексте беседы?
Мне от Вашего вопроса не по себе.
У Вас точно свой бизнес с годовым оборотом в 300+ млн рублей?
Либо нет, либо за рулем Вашей "Infinity QX/ BMW X6", вы уже не понимаете реальное положение дел.
Вы точно поняли в чем вопрос то?
Я сказал, что за в 25тр - это низкая оплата труда для квалифицированной работы в предприятии, создающем добавленную стоимость. Про уровни зп я в курсе в целом по многим отраслям.
К чему была статья про уровень зп?
К тому что реальные зп на уровне 25к, если не брать в расчет москву.
Я знаю, я в курсе.
Просто зп на производстве должна быть повыше средней - так как на успешном производстве создаётся добавленная стоимость. И оплата квалифицированного труда должна быть выше как минимум средней зп - это же логично!
Логично.
Но где оно это производтсво?
Его и не осталось совсем.
Если люди шьют одежду - и ее покупают - вот вам и производство! Вопрос: зачем в таком бизнесе ориентироваться на персонал и бизнес модель сую-эконом сегмента? Оплачивая 25тр вы получите персонал, который немотивирован и точно думает о работе с другой зарплатой. Это даже для пятёрок и их кассиров вредно - а тут достаточно квалифицированная работа.
Вы всё правильно написали. Еще хотел добавить что швеи которые делают работу быстро и качественно начинают в какой то момент включать "дурачка" и получается следующая картина, что бы заработать 40т ей приходилось отшивать условно 1000 изделий, потом ты поднимаешь расценки и говоришь что надо постараться и отшивать немного больше, а получается что она отшивать стала меньше. Вот заработала она свои 40т, а дальше начинает опаздывать на работу, или шить медленнее, чаще чайку попить. И после получается что такие СУПЕР-швеи начинают бегать по производствам и искать уже не ту работу где она сможет больше заработать, а ту где меньше надо работать и получать столько же. И учитывая что сейчас очередной виток роста мелких производств и получается что владельцы получают швею с завышенными расценками и малой эффективностью. Вот как то так.
а вы себя поставьте на место швеи. 8 часов заниматься монотонной работой, затем придти домой, убирать, готовить, заниматься с детьми. вы готовы этим заниматься всю жизнь? или может захотите хотя бы поменьше 8 часов в день работать, чтоб хоть какие-то силы на себя оставались???
Много лет назад у швей был свободный график работы, приходи на производство когда тебе удобно и уходи тоже. Думали тем самым лояльность получить, и по первому времени это работало, после начался разброд и в момент когда надо было выйте в выходной на несколько часов что бы доделать важную партию, никто не вышел, даже за высокие расценки. После этого ввели строгий режим работы, с 8 до 17, с перерывом 12-13, плюс курить выходят по одному. И о чудо, производительность стала выше. Зп у швей увеличились сами собой, потому что они стали больше шить в место того что бы бегать "по своим делам". С тех пор производство выросло в 3 раза.
А после этого появились статьи в которых пишут, что швей не найти. Да, вы взяли за горло тех, кто уже приобрел навык и кому деваться некуда. Но молодое поколение практичнее старого - и на такие скотские условия не пойдет.
Зп швей увеличились сами собой - а вот это уже действительно чудо. Вода в вино не превратилась часом?
Вы не правы, только в нашем городе 4 швейных производства, и есть покрупнее, но никто от нас не ушёл из за денег. То что молодёжи мало это действительно, 70% это женщины от 30 до 40 лет, 20% это от 40 и старше. И только 10% молодежи от 24лет.
В чем я не прав? Вы же только подтвердили мои слова - старикам уходить некуда (в одном городе всего 4 конторы - договориться не платить нормальных зарплат и не переманивать друг у друга сотрудников - дело одной встречи). И молодые не идут, как я и сказал.
Посмотрел бы я на вас как вы бы сговорились с другими производствами, вас даже слушать не будут. Молодые не идут к нам не из за того что не хотят швеями работать, а из за того что уезжают в область и там швеями работают. Иваново - город невест), если поймете о чем речь.
Элементарно. 4-участника это несерьезно. И десятки договариваются на раз, когда речь идет от снижении затрат и обрезании костов.
В иванове был 2005 и 2014. Уже в 2005 он не был городом невест, местные мужики очень раздражались, когда по старой памяти приезжие его так звали.
Молодые не идут, потому что могут найти значительно лучшие условия - о чем я писал выше.
Найти швею действительно проблема.
Когда то мне подсказали хороший способ. Спросить себя - чего мне нужно чтобы стать швеёй? Что меня могло бы на это мотивировать? Ну и потом снижать аппетиты, уменьшать ожидания.
В столице швея получает от 40, но дефицит все равно есть, несмотря на объемы и маржу, производительность швеи все равно ограничена.
Вы пошли бы работать швей за 40 тыр в ДС? На описанных выше условиях?
Я нет, но рынок таков.
Не спорю. И будет хуже. Во всех "производственных специальностях" как мне кажется.
Неа, в столярке меньше 50 платить не получится
Хуже я не про оплату. Я про наличие специалистов. Оплата будет расти некоторое время, до тех пор пока данный вид бизнеса не станет в принципе не выгодным и тогда зп снова упадет и сильно.
"никто не вышел, даже за высокие расценки" - Оплата при этом хоть и выше, но почасовая. С точки зрения работника, нет смысла "убивать" выходной из-за, например, четырех рабочих часов.
Оплата сдельная, в швейке только сдельная, почасовой не видел.
Есть и фикс зп, но смотрят на производительность.
У нас только зав производством и технолог ака лекальщица на окладе.
Если производство большое, то проще купить раскройный чпу
Пока не настолько большое.
Совместно с 4 коллегами купить большой станок на совместное юрлицо
Это не тот бизнес где шеринг возможен.
Нереально раскроенное перевозить?
Не реально договориться и использовать оборудование совместно, это как делить одну женщину).
Почему? Делаете совместное предприятие, договариваетесь о порядке очереди на выполнение работ - и используете.
То, что этого ещё не сделали - не значит что это невозможно. Мы вот конкурентам отдельные позиции ассортимента делаем под их маркой, нам норм.
[Истерический смех] Вы знаете я сто раз предлагал различным производителям сотрудничество с конкурентами и наоборот. Во всех случаях на меня смотрели как на душевнобольного.
Видимо, зависит от людей и отрасли. Я часто вижу моменты сотрудничества конкурентов.
Вот нынче у нас сотовые компании будут делать совместную инфраструктурную компанию под 5G - хороший кейс
Сотрудничество бывает, но каждое предприятие очень индивидуально. Все шьют вроде одно и тоже, но каждый по своему.
Просто сделать совместный этап производства с этим дорогим станком и снизить издержки всем - хороший вариант для всех: вы же больше конкурируете с другими, чем с друг другом. Поэтому помочь друг другу - вполне рациональная и здравая идея.
Специфика бизнеса. Просто есть свои нюансы.
А какие ньюансы вы видите? Технологические?
И технологичные и организационные. Сейчас технологичные это то что бы использовать например машину для раскройки по лекалам, необходимо что бы лекала были изготовлены в специальном ПО, а у нас некоторые работают по старинке на картоночке. Еще есть определенные условия для количества слоев ткани для кроя, одному надо маленькое количество другому большое, и так далее. Плюс большинство небольших предприятий работают на модели ФАСТ-фешен, т.е. когда делают небольшие партии на модель, но множество моделей, и смотрят какие выстрелят и уже потом решают делать вторую большую партию или нет. У каждого предприятия свои нюансы, так же и оборудованию по нанесению принтов относится. Одни раньше отдавали на аутсорс наносить, любое количество и любые принты, а потом решили типа купим свое оборудование и сами будем делать себе, не будем ждать очередей и т.д., а в итоге оборудование на 100% загрузить не удалось, краски используют самые дешевые из за того что себестоимость для себя дороже получается из за небольших объемов, а большие объемы некуда сбывать. Попытки привлечь заказчиков на принты успехом не увенчались, дорогая себестоимость получается чем у специализированных компаний. И это только часть сложностей.
Ну - то есть часть компаний почти готова к кооперации - просто есть ряд технологических и организационных проблем! Думаю, можно регулярно предлагать такие варианты. У нас в отрасли так и получалось
Вы неправильно мотивировали людей немного не того типажа. Впрочем, сами разобрались потом. Свободный график может хорошо работать для творческих мотивированных адекватных граждан - и то руку на пульсе нужно держать.
ну если не знать, что такое медиана в статистике то да