{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Любовь, забота и поддержка — не «ньюэйджевская» блажь, а долгосрочно выигрышная бизнес- и HR-стратегия Статьи редакции

Насилие в команде — долгосрочно проигрышная стратегия.

Привет, меня зовут Ваня Замесин. Я предприниматель, основатель «Меты» и Focus Calendar. Веду канал @zamesin в Telegram и блог zamesin.me.

К сожалению, насилие в коммуникации очень привычно и массово распространено для русских людей. 90-е были временем насилия: бизнесы отжимались налево и направо.

В 2021 году, слава богу, физическое проявление насилия на улицах сошло на нет, но оно осталось в психике русских людей и массово проявляется как домашнее насилие, абьюз, психологическое насилие, сарказм...

Я уверен, что проявления насилия в команде — однозначно проигрышная стратегия на горизонте нескольких лет, даже если краткосрочно приносит огромную прибыль.

Агрессивный, холодный, жестокий и «кровожадный» руководитель, которому плевать на состояние своих сотрудников, может показать на горизонте пары лет рост GMV и прибыли, и акционеры будут счастливы. Агрессивный руководитель нанимает таких же агрессивных сотрудников.

Из такой команды и от такого руководителя будут уходить сильные сотрудники, по рынку будет распространяться мнение «в XXX никто не хочет работать, там плохо», и через год компания формально будет существовать, но уже без костяка команды, которая строила бизнес.

Даже если акционеры краткосрочно выбирают игнорировать «недовольство» команды на фоне растущих метрик, долгосрочно, они проиграют.

Огромный плюс ИТ-индустрии заключается в том, что знание движется очень быстро: мы вынуждены учиться быстрее и быстрее проверять гипотезы, так как все это делают, а ранее созданное знание мы потребляем как не в себя из тренингов и книжек. И привычка проверять гипотезы и быстро двигать знание в работе переносится на работу над психикой.

Я уже сейчас вижу слом нормы восприятия агрессивных руководителей и коллег с «у него такой особенный стиль руководства, зато эффективный» на «агрессивный мудак, не хочу с ним работать, я лучше пойду на меньше денег, но в команду, в которой все будут друг о друге заботиться».

Поскольку наша тусовка довольно тесная, то знание про агрессивного руководителя и коллегу неизбежно облетит рынок за год-два и с ним/ней никто не захочет работать.

Самое классное заключается в том, что любовь, забота и поддержка — не просто ньюэйджевская блажь, а долгосрочно выигрышная бизнес- и HR-стратегия.

Я уверен, что классные специалисты долгосрочно будут выбирать руководителей и команды, в которых они чувствуют себя хорошо, в которых они могут заниматься своим любимым делом, а не обслуживать абьюзивные механики руководителей и жить в страхе, даже если не будут показывать «сверхдостижения» за счёт круглосуточного ********* [вкалывания] под страхом увольнения или унижения.

Если вы чувствуете себя плохо в коммуникации с руководителем или коллегой, можете прочитать коротенькую методичку что делать в такой ситуации:

Не работайте с руководителями-мудаками

Периодически слышу истории ребят, что им тяжело с их руководителем, «руководитель постоянно указывает мне на ошибки», «высмеивает меня перед командой», «постоянно недоволен мной», «я постоянно чувствую себя говном»..

Мне каждый раз станови...
Не работайте с руководителями-мудаками

Периодически слышу истории ребят, что им тяжело с их руководителем, «руководитель постоянно указывает мне на ошибки», «высмеивает меня перед командой», «постоянно недоволен мной», «я постоянно чувствую себя говном»..

Мне каждый раз становится грустно, когда я слышу такие истории и почти всегда рекомендую сделать две вещи:
1. Принести эту ситуацию психотерапевту, потому что проблема может быть в искажённых фильтрах восприятия.
2. Если после разбора с психотерапевтом выясняется что руководитель действительно токсичен в коммуникации—дать руководителю обратную связь про это. Если не принимает—искать работу с более адекватным руководителем.

Основные принципы

1. Работа и коммуникация с руководителем и с командой должна быть в кайф
2. Бывают тяжёлые моменты, когда ты или команда или руководитель косячат, их нужно быстро и конструктивно разбирать
3. Неадекватная и токсичная коммуникация между руководителем и сотдруником неприемлема. Развивающую обратную связь все дают друг другу по принципам ненасильственной коммуникации
4. При этом, всегда нужно сначала исключить ошибку на твоей стороне.

Нужно исключить ошибку на своей стороне

Если вам хреново в коммуникации с руководителем, я считаю важным сначала разобраться в своих фильтрах восприятия перед тем как признавать, что руководитель ответственен в неприятных ощущениях от коммуникации: может быть моя психика переоценивает нейтральный фидбек и у меня запускается какой-то травматичный процесс, и в объективной реальности это не совсем здоровая реакция.

Возможны три неадекватных ситуации в коммуникации руководитель <> герой:
1. Руководитель даёт адекватную обратную связь: «мы не укладываемся в срок, давай постараемся срезать углы, чтобы успеть», а психика героя вешает неадекватную эмоциональню окраску: «он не видит как я стараюсь и бесконечно ругает меня»—это проблема фильтра восприятия героя
2. Руководитель даёт неадекватную обратную связь: «хуже макета я ещё в жизни не видел! Ты вообще слушал что я тебе в прошлый раз сказал! Переделывай это говно», а герой не воспринимает её как неадекватную. Герою хреново от такой коммуникации, но он не видит в ней ничего неадекватного. «ну да, сделал говно, пойду переделаю, я ничтожество». Проблема в том, что фильтр восприятия не обучен на то, что это неадекватная коммуникация
3. Руководитель даёт неадекватную обратную связь «говно, переделывай», герой чувствует что это неадекватная обратная связь, но ничего не делает с этим. Проблема в бездействии.

К сожалению, я видел очень много ситуаций, когда руководители измывались над своей командой, а команда смотрела им в рот, не отдавая себе отчёт что это совершенно неадекватная коммуникация.

Поэтому, если вы чувствуете себя плохо в коммуникации с руководителем, рекомендую принести это психотерапетвту со словами «слушай, что-то мне плохо от коммуникации с моим руководителем, помоги разобраться» и психотерапевт поможет понять в какой из трёх ситуаций вы находитесь и поможет выйти из этих ситуаций.

Не бойтесь эскалировать или увольняться

Допустим, вы выяснили, что руководитель явно токсичен в коммуникации с вами, вы решились ему про это сказать, а он вас высмеял. После этого нужно идти к его руководителю и рассказать ему об этом.

Если общий руководитель игнорирует/обесценивает или проявляет такие же токсичные паттерны [обычно, паттерны коммуникации повторяются в цепочке руководства], не бойтесь искать команду, в которой руководитель будет как минимум адекватен в коммуникации с вами.

Интервьюируйте вашего будущего руководителя при найме на работу

Есть вопросы, через которые можно примерно понять коммуникативные паттерны руководителя, например:
∙ представьте, что я сотрудник, который вёл очень важный проект, перед которым вы отчитываетесь перед генеральным директором, а я приношу вам новость, что мы не запустимся в срок. Ваша реакция?
∙ расскажите пожалуйста про последние два конфликта в вашей команде. Как они произошли?
∙ я уже в третий раз приношу вам на оценку решение, которое вас не устраивает, а это очень важный проект. Ваши действия

Играйте в долгосрочные игры с постоянными партнёрами, говорит нам Равикант:

Почему я считаю что подавляющее большинство бизнесов неизбежно придёт к лидерству и управлению через любовь, заботу и поддержку: если психика человека научилась видеть насилие, в здоровом окружении она не может его развидеть.

Только травматичные события могут привести к регрессу психики до состояния «не вижу насилия». То есть если человек пошёл на психотерапию, то он неизбежно придёт к неприятию насилия. Он будет «заражать» таким видением реальности всех окружающих.

Я вижу этот эффект везде и он только усиливается. Ковид и 2020 год, на мой взгляд, ещё сильнее ускорили этот тренд. Любовь, забота и поддержка — это вирус, который неизбежно заразит всех. Даже если на это уйдёт сто лет. Осознанность необратима.

Насилие в команде — долгосрочно проигрышная стратегия.

#hr

0
70 комментариев
Написать комментарий...
Бабка в засаде

Тут такой любопытный момент.
Руководитель не может быть оторван от реальности. Если и он его подчинённые выросли в определённом культурном слое, то взаимопонимания не будет если не будут использоваться понятные всем термины.
Плюс. Автор намешал в кучу любовь и ненасильственное общение. Что вообще не одно и то же. А иногда - даже противоположные вещи. Вежливый руководитель может поставить сотрудников в такие условия, что они охуеют и взвоют, уж поверьте мне ;) и наоборот, родители могут искренне любить ребёнка но орать на него матом и отвешивать подзатыльники если увидят что он курит. 
Не надо мешать в кучу эмоции человека и его поведение.
А уж в некоторых прогрессивных компаниях, где все такие типа позитивные, выжмут все соки переработками и выкинут нахер через пару годиков когда перегоришь 

Ответить
Развернуть ветку
Tee Shark

А я бы просто отправил читать Библию. Или Коран. Или Трипитаку. А лучше Тору. Там все вопросы обсуждались неоднократно. И даже инфоповод будет офигенный — "братья зумеры, я нашёл мудрости тысячелетней давности"!

Ответить
Развернуть ветку
Tee Shark

Извините. "Братья и сёстры, а также небинарные слушатели", конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Лакостов

Ну почитай Коран, там же голову сломаешь без муллы

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда