{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Что не так с VK

С вами рубрика «Следствие ведёт Белоусов». Разберёмся, что не так с компанией Mail.ru Group, она же VK.

В России мало похожих компаний, но ближе всех по профилю «Тинькофф» и «Яндекс». Для начала посмотрим на динамику стоимости акций этих компаний за пять лет:

И за последние 12 месяцев:

  • Акции «Яндекса» упали на 2%.
  • Акции «Тинькофф» выросли на 165%.
  • Акции Mail.ru Group упали на 51% (до смены собственника падение составляло 42%).

Почему же падает оценка инвесторов такой замечательной компании?

Ей принадлежат «Одноклассники», «Вконтакте», «Ситимобил», «Самокат», «Юла», Delivery Club, Skillbox, Geekbrains, игровой бизнес. В «Википедии» подробнее.

Простой ответ: EBITDA и прибыль компании почти не растут.

Более того О2О, совместный бизнес со «Сбером» (владение по 45,01%), увёл всю компанию в минус и выбраться оттуда не получается.

Совокупно О2О жжёт 8 млрд рублей в квартал.

Без учёта участия VK в совместных предприятиях и ассоциированных структурах компания является прибыльной, рассказал Александр Осин. За второй квартал прибыль составила 2,3 млрд рублей, что на 33% меньше аналогичного периода прошлого года.

Наибольший убыток группе принесло участие в совместном предприятии со «Сбером» в сфере транспорта и доставки еды — «О2О Холдинг», отметил эксперт «Фридом Финанса». Его активами являются Delivery Club, «Самокат», «Ситимобил», Foodplex, «Кухня на районе» и ряд других.

Убыток СП, приходящийся на долю VK, во втором квартале составил 3,9 млрд рублей, что вдвое больше показателя за аналогичный период прошлого года.

Цитата из колонки РБК

У VK не хватает запасов наличных и чистой прибыли, чтобы финансировать все свои стартапы. Глубоко убыточны доставка еды и сервисы мобильности.

Год назад компания привлекла $600 млн для финансирования новых бизнесов. И сожгла их все за прошедший год.

Каких результатов компания смогла добиться сожжёнными деньгами?

Темпы роста в ключевых проектах группы год к году за три квартала 2021 года.

О2О (убыток 3,88 млрд за квартал):

  • «Самокат» — +470%.
  • «Ситидрайв» — +100% (данные неточны).
  • Delivery Club — +53%.
  • «Кухня на районе» — +27%.
  • «Ситимобил» — +8,5%.

СП с Alibaba (убыток 1,21 млрд за квартал):

  • AliExpress (доля 15% в СП) — +126%.

Основной бизнес:

  • «Вконтакте» и «Одноклассники» — +17%.
  • My.Games — +2,3%.

Стартапы:

  • «Юла» — +28%.
  • Образовательные проекты — +95%.

В отчётности компании больше данных.

Отчёт VK за квартал: выручка выросла на 19%, до 30,41 млрд рублей, большая часть пришлась на игры и рекламу Статьи редакции

Компания опубликовала результаты за третий квартал на Лондонской бирже.

Какие выводы можно сделать из динамики?

Значительно (по венчурному) растёт только проект «Самокат» (х4.5 год к году).

При этом его основатели уже телепортировались в США и привлекли там инвестиции. «Самокат» уже более года растёт без участия основателей и требует серьёзного фокуса и инвестиций.

Основной бизнес группы (ВК, ОК и игры) стагнирует.

«Юла», запущенная как конкурент «Авито» (напомню, его оценивают в $10 млрд), показывает динамику +28%, несмотря на существенные вливания в медийное продвижение на ТВ и глубокую интеграцию в ВК.

Проект «Юла» все ещё убыточен и с текущей динамикой роста никогда не догонит «Авито». Но как только отключат маркетинг, выйдет в плюс.

EdTech показывают хорошую динамику. Заслуга группы (и Бориса Добродеева) в правильных и своевременных поглощениях. К слову, EdTech растёт как на дрожжах у всех, такой тренд.

«Like Центр» Шабутдинова по динамике значительно опережает остальных, в том числе проекты VK.

Когда я учился в университете, нам рассказали про главное правило в бизнесе: усиливай сильное, отбрасывай слабое. Иногда это называют фокус. В случае с Mail.ru Group это означало бы сфокусироваться на развитии «ВКонтакте» и «Одноклассников». В новые проекты вливать не более ХХ% от чистой прибыли.

При общей годовой прибыли в ±10 млрд рублей в год, компания тратит по 20-30 млрд в год на развитие стартапов. Не нужно быть гениальным экономистом, чтобы увидеть в этих цифрах проблему.

Мой вердикт — VK нужна коррекция среднесрочной стратегии и серьёзные ротации в топ-менеджменте. Oh wait!

Если вам понравилась колонка, буду рад видеть вас среди подписчиков телеграм канала «Репродуктор Белоусова» или в Фейсбуке. Я пишу о гаджетах, трендах, бизнесе и иногда публикую конспекты деловых книг.

#vk

0
123 комментария
Написать комментарий...
Kit

Самое поганое нововведение это то что в ленте у тех кто у меня в друзьях отображается моя деятельность, т.е. если я в какой то группе клиент напишу, то это отобразится у них. Нах это надо, как будто в душу лезут, как появился теоеграм с удовольствием туда перебрался. А вк сейчас медленно умирает. Мне почему то кажется что штат у них слишком раздут, и всю эту ораву надо кормить.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Приветов

Ага, я тоже с этого охереваю)) ВК изначально и обогнал одноклассников, потому что в ОК отображалось, кто посещал страничку, а в вк нет. А теперь ты заранее не знаешь, какие твои действия к каким последствиям приведут.

Та же шляпа была в самом майл.ру изначально. В их этой сети МойМир или как там ее, где сливалась вообще вся инфа, которую ты делал на проектах Майл ру, хоть в Ответах ответил, хоть в комментах в новостях. Удалил все нахер и больше не пользовался их проектами.

Ответить
Развернуть ветку
120 комментариев
Раскрывать всегда