Дизайн-марафон: эффективный тимбилдинг, который помогает находить прорывные решения
Redmadrobot Design Lab об инструменте для дизайн-команд, благодаря которому можно прокачать «креативную мышцу» и ещё больше влюбиться в свою работу.
В ИТ-мире наслышаны про хакатоны (англ. hackathon, от hack — «хакер» и marathon — «марафон»). Это специальные соревнования для ИТ-команд: программисты, дизайнеры, менеджеры собираются, чтобы в сжатые сроки (от дня до недели) решить какую-то проблему.
Мы подумали, что стоит организовать что-то не менее драйвовое для дизайнеров, чтобы они отвлеклись от рутины и размяли креативную мышцу. Так, три года назад у нас появились дизайн-марафоны, которые теперь проходят каждый квартал.
Опыт хорошо себя зарекомендовал, и теперь мы устраиваем такие марафоны не только для себя, но и для других. Уже прошел марафон для «Сбербанка», в планах — вовлечь в креативные соревнования как можно больше компаний. Но обо всем по порядку.
Как появилась идея
Мы искали формат, чтобы встряхнуть дизайнеров, помочь им вынырнуть из текущих проектов. В итоге вывезли ребят на день из офиса, дали им время непринужденно пообщаться и вместе покреативить. На абстрактную задачу мы получили не менее абстрактные решения, но главное — увидели, что формат зашел.
К слову, до этого выезда мы уже пытались тестировать разные развивающие форматы. Например, давали дизайн-группе разные задачки для проработки на неделю, но это не вызвало живого интереса. А вот выездной марафон-тимбилдинг зажег команду.
Параллельно добавили соревновательный элемент и оценку решений: команды голосуют по 3 параметрам — уникальность, реализуемость, новизна. Выигрывает лучший проект не только с точки зрения идеи, но и того, можно ли его воплотить.
Критерий реализации — очень важный. Всё-таки марафон не просто игра: итоги работы команд мы всегда стремимся использовать в практике, поэтому со временем стали организовывать встречи по конкретным проектам.
Например, два марафона были посвящены переосмыслению ключевых продуктов «Яндекса» — «Почты» и «Поиска». Мы участвовали в тендере с другими студиями, и формат марафона позволил нам собрать интересные идеи. И в итоге «Яндекс» реализовал нашу идею — робота-собеседника.
Как все устроено
Мы проводим марафоны каждый квартал. Это нормальный ритм, чтобы формат не приелся, но и чтобы участники не «утонули» в рутине. Каждому мероприятию предшествует глубокая подготовка.
Сначала идеи обкатываются на группе менторов, затем темы передаются участникам. Иногда это происходит в день марафона прямо на площадке, а иногда заранее, если темы фундаментальные и требуют детальной проработки, исследования рынка, сбора данных.
Так или иначе в день марафона вся работа кипит, потому что всего за один день участникам нужно успеть провести аналитическую работу, сформировать гипотезы, обсудить решения и подготовить презентацию — полноценно отработать задачу.
Все дизайн-марафоны мы делаем своими силами. Лидирует проект дизайн-директор. На темы нас зачастую вдохновляет рабочий календарь — например, предстоящая презентация, текущий проект, наболевшая история или проблема-возможность.
Вся работа традиционно проходит в командах из 3–5 человек. Мы уделяем большое внимание формированию этих команд: в каждой есть лидер-фасилитатор и участники, с разными скиллами и опытом.
Изначально марафоны были ориентированы на дизайнеров, но постепенно мы стали приглашать коллег из других подразделений: разработчиков, аналитиков и др. Новые участники могут дать свежее видение темы, а также изнутри посмотреть на работу дизайнеров.
Методология
Существуют различные методологии, которые позволяют по-разному решать задачи, например, мы любим экспериментировать с CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools).
CRAFT — методология, придуманная Василием Лебедевым из школы креативного мышления «ИКРа». Самое важное, что надо знать об этой методологии — она рассматривает коммуникацию людей и объектов, как системы социальных взаимоотношений.
Например, коммуникация между человеком и билбордом, человеком и смартфоном, человеком и телевизором и так далее. В ее основе лежат три понятия форма, драма и польза.
Василий о продуктах, реализованных с помощью методологии CRAFT:
Дизайн по «крафту» — это форма социальных отношений. Как пример существуют определенные отношения в поликлинике (между врачом и пациентом), в вузе (между студентами и преподавателями), в банке, кафе, такси и так далее. Если эти формы «смешивать» между собой, можно придумать неординарные и смелые решения.
На одном марафоне мы устраивали CRAFT-штурм для программы лояльности крупной сети магазинов, предложив участникам список форм коммуникации для «микса»: пляж, бассейн, бар и другие. Вышли те еще гибриды, но параллельно нашлось и множество инсайтов. Участники разбирали, что такое бассейн, какие там есть активности.
Очевидно, что есть большое общее пространство, где люди плавают. Можно ли сделать программу лояльности, где много клиентов находятся вместе?
Появляется идея, что это может быть совместный чат. Появляется новый вопрос: «Общаются ли люди на дорожках, когда плавают?» и так далее. Так продукт начинают рассматривать под очень необычным углом.
С декомпозицией той или иной формы отношения можно начать задавать очень неожиданные вопросы, ответы на которые будут проводить к интересным и точным решениям.
CRAFT — отличная методология для раскачки креативной мышцы. У неё низкий порог входа, поэтому рекомендуем её всем, кто хочет попробовать дизайн-марафоны.
Кейс: дизайн-марафон про медицину будущего
Помимо CRAFT-методологии, еще есть сервис-дизайн (в ядре которого находится методология дизайн-мышления), и мы часто его используем у себя.
Сервис-дизайн — это подход к проектированию сервисов и трансформации бизнес-процессов, в центре которого — человек, его эмоции и опыт.
Мы задали общую тему о медицине и ЗОЖ, а участникам нужно было самим исследовать эти области, чтобы определить «узкие» места и предложить решения.
Мы специально не обозначили проблематику, потому что среди базовых навыков дизайнера всегда должно быть умение выявлять боли пользователей, формулировать их в правильные фичи и проектировать их.
Дизайнер в первую очередь проектировщик взаимодействия, ему важно уметь искать лучшие решение взаимодействия в разных каналах коммуникаций. Чем глубже он поймет проблему пользователя, тем быстрее и точнее получится её решить с помощью сервиса или продукта.
Команда из двух аналитиков, менеджера и арт-директора до марафона изучила открытые источники, а также провела опросы пациентов и медиков, по итогу которых получила список «болей» аудитории.
Ко дню марафона у нас накопилось достаточно «мяса» для генерации идей. Анализ конкурентной среды показал, что на рынке есть множество продуктов для клиентского сервиса. Но они затрагивают только сегмент аудитории, готовой платить за медицинское обслуживание.
Поэтому мы решили сконцентрироваться на решении для врачей, что в свою очередь улучшило бы и опыт пациентов.
Уже на предварительном этапе у участников появилось много гипотез, из которых нужно было выбрать главные для проработки. Команда сформулировала ключевую идею следующим образом:
По итогам интервью стало очевидно, что 12 минут — критически мало на качественный прием и врач «тонет» в бумагах, а пациенты в итоге недовольны медицинскими услугами и идут за помощью в Google и «Яндекс».
Команда предположила, что ситуацию можно было бы улучшить, если:
- Врач уже знал бы все жалобы пациента и ему не нужно задавать стандартные вопросы (допустим, это минус 3 минуты его времени).
- У врача была бы под рукой семейная история болезней — что экономило бы еще минуты 2. Мы представили, что решением могла бы стать врачебная мобильная база с данными пациента и ЛК пациента, где люди могли бы указывать необходимые данные.
Так как многие любят сами ставить себе диагнозы, участники подумали о чат-боте, который открывается в первом запросе поисковика. Искусственный интеллект мог бы собирать анамнез и отправлять его врачу.
Таким образом, в идеальном мире процесс выглядел бы так: пациент заполняет электронную анкету перед посещением доктора, на основе которой можно поставить предварительный диагноз. Для уточнения диагноза в системе формируется чек-лист осмотра, который позволит уточнить диагноз.
Врач тратит время только на кликах в чек-листе. В системе будет точное распознавание базовых болезней, терапевту будет нужно верифицировать состояние пациента и создать направления к узким специалистам, на исследования и анализы в один клик. После определения диагноза в системе автоматически формируются рекомендации по лечению. Врач его подтверждает или редактирует.
В систему мог бы быть встроен голосовой помощник, который помогал фиксировать комментарии сразу в базе.
В конце дизайн-марафона команда разработала концепт того, как этот сервис мог бы выглядеть.
Кейс: прокачать «Сбербанк ID» на марафоне
Мы увидели, что формат марафона нравится людям и полезен компаниям: он даёт рост вовлеченности и мотивации, а также развивает лидерские качества специалистов и настраивает на командную работу. Поэтому мы стали предлагать формат рынку и уже провели дизайн-марафон для «Сбербанка».
В марафоне было четыре смешанные команды: от нас участвовали 4 ментора, 4 дизайнера, аналитики, а от «Сбербанка» — дизайнеры, аналитики и продакт-менеджеры.
Участники разрабатывали решения для «Сбер ID», в центре обсуждений — вопросы авторизации, автозаполнения полей, решения для облегчения процесса авторизации, совершения покупок и оплаты на сайтах партнеров и прочие.
Зачем компаниям дизайн-марафоны
По данным Deloitte, обучение и развитие персонала включены в топ HR-трендов. Для нас дизайн-марафон оказался тем самым форматом, который сразу работает на несколько направлений:
- Устраиваем тимбилдинг, чтобы команда могла неформально пообщаться.
- Даем креативные задачки для поддержания тонуса.
- Создаем реальные решения для продукта и сервисы с нуля.
- Создаем площадку, где можно разобраться с новой методологией или фреймворками, опробовать их, а затем использовать в работе.
- Поддерживаем здоровый рабочий адреналин и творческую атмосферу — в общем, «роботы не заржавеют».
Хотите перезагрузить свою дизайн-команду, создать концепт продукта или проработать гипотезы до уровня сценариев? Попробуйте провести собственный дизайн-марафон по техникам из статьи или напишите нам, мы поможем [email protected]
Не охвачена организационная составляющая. Место, время, транспорт, еда... Но судя по всему просто утром на целый день приезжали в какое-то пространство, видимо всё же в городе. Хотя мне кажется, уровень креативности можно поднять, если это будет происходит за городом и с ночёвкой. Таким образом можно будет выйти из обыденного контекста и включить креативную мышцу на полную.
Так и есть — снимали на день площадку в городе. Штормили и ели там же. С ночевкой не тестировали, но идея хорошая. Спасибо!
Вот бы попасть бесплатно на такое мероприятие к кому то)
Хорошее и полезное решение. Как раз в прошлом году задумался над тем, что проходит большое количество хакатонов, но нет подобного для дизайне. При том, что дизайн достаточно обширное понятие, которое тесно связано с практически любым действием (проектом, бизнесом и т. п.). Хорошим плюсом является не только то, что вы собрались о чем-то подумать и скреативить, а то, что делаете это с определенной методикой, которая при этом не мешает выходить за рамки.
спасибо)
Причем тут дизайн?
А что для Вас дизайн?
А что для Вас дизайн?