Почему безликий бренд не работает: разбираем на примере девелопера «Самолет»

История о том, как можно быть крупным и классным девелопером, но это не имеет никакого значения, если клиенты не знают бренд в лицо

Привет! Мы — Группа «Самолет», один из крупных девелоперов Москвы и Московской области. За шесть лет работы мы построили и ввели в эксплуатацию 1,5 млн кв. м жилья.

В 2019 году мы столкнулись с тем, что покупатели слабо знакомы с компанией как с брендом — рекламировались только отдельные проекты. Мы начали менять ситуацию и решили рассказать в цикле статей на своем примере, почему компания без бренда не работает и что мы сделали чтобы это изменить:

Почитать, как менялся «Самолет»:

С чего всё начиналось

Раньше у группы компаний не было единого бренда как такового: только номинальное название юридического лица «Самолет Девелопмент» и десяток проектов со своим фирменным стилем, которые никак не связаны между собой. Отделу маркетинга приходилось поддерживать и актуализировать рекламные материалы не одного бренда, а девяти, не было никакой системности. Это было дорого и неэффективно.

Осенью 2019 года маркетинговые аналитики Kantar оценили рынок первичной жилой недвижимости Москвы и Московской области. По результатам исследования, о Группе «Самолет» знал только 51% аудитории, и то с подсказкой, а спонтанно вспомнили о компании 32%. Желание что-то купить высказали всего 3,4%. Это говорило о том, что в восприятии людей у компании нет сформированного бренда. Единственная ассоциация — доступное по цене жилье, но этого было недостаточно.

По результатам исследования KANTAR осень 2019 г.

Зачем нужно что-то менять

По цене и по расположению объектов «Самолет» был дискаунтером на рынке. Проектов на фоне конкурентов немного, но все они — комплексного освоения на большой территории.

Со временем изначальную бизнес-модель пришлось менять: раньше у нас преобладала микрорайонная застройка домами с кирпичными фасадами. Клиенты расценивали их на уровне панельных домов, но в 2019 году мы поняли, что нужно менять подходы к формированию генпланов, фасадов, благоустройства.

В глазах аудитории мы не производили впечатления надежного застройщика, потому что люди ничего о нас не знали: не было ярко выраженных положительных или отрицательных ассоциаций, связанных с брендом.

Стратегия «строить быстро, продавать дешево» хорошо сработала на старте: об этом говорили рост прибыли и высокая маржинальность. Но она не годилась на новом этапе развития компании. Именно это подтолкнуло к переменам.

В этом году мы запланировали репозиционировать бренд в своем сегменте и ближе познакомить потенциальных клиентов с «Самолетом».

В погоне за сиюминутной выгодой девелоперы часто забывают о прописных истинах: знание бренда вызывает доверие у покупателей, а качественная, заметная и цельная коммуникация позволяет в будущем сократить вложения в рекламу. В итоге наши клиенты получат заботливого застройщика и качественное жилье, а мы — продажи и повышение бизнес-эффективности.

Что решили сделать

Нужно было за короткий срок избавиться от «побочных» брендов и привести к единообразию все рекламные материалы и сайт. Параллельно мы начали большую работу по формированию бренд-платформы и фирменного стиля.

В основе мы оставили спокойный синий цвет — он уже ассоциировался с «Самолетом», — но немного поменяли его оттенок. Он хорошо передает наши ценности: комфорт, надежность и постоянное развитие.

Эволюция в дизайне макетов наружной рекламы: от индивидуальных стилей каждого ЖК до единого фирменного стиля бренда

У «Самолета» не было узнаваемого лица, поэтому пришлось создавать его с нуля. В начале 2020 года вместе с агентством the Clients мы запустили свой первый имиджевый ролик, который рассказывал не о проектах, а о самой компании:

Первый имиджевый рекламный ролик группы «Самолет» 2019–2020 г.

Вообще создание имиджевого ролика, когда под ногами нет утвержденной бренд-платформы и мы не можем показать продукт во всей красе, — это непростая задача, но всё получилось.

Несмотря на распространенное мнение, что интернет как рекламный канал вытесняет телевидение, пока что для имиджевых кампаний лучше всего работает сочетание ТВ и онлайн-рекламы. По результатам опросов, реклама девелоперов наиболее заметна на билбордах — 52%, на телевидении — 43%.

Путь на цифровизацию

Новый визуальный стиль — это не просто «фасад», а отражение внутренних процессов, происходящих в компании. Менялись не только картинки, но и процессы между нами и нашими клиентами.

Мы ориентируемся на молодых людей и семьи, которые планируют купить свое первое жилье. Они активно пользуются интернетом и цифровыми сервисами и ищут себе квартиры в районах, где есть инфраструктура и куда можно заехать и сразу жить.

Обращаясь к запросам целевой аудитории, мы поняли, что нужно стать такой девелоперской компанией, с которой удобно общаться даже с телефона и не выходя из дома, и сейчас создаем целую цифровую инфраструктуру для пользователей: от онлайн-консультации и бронирования на сайте до личного кабинета собственника. Одновременно мы переводим на цифровые рельсы внутренние процессы.

Всё это нужно, чтобы нашим клиентам было удобнее оплачивать счета, передавать значения счетчика, общаться с управляющей компанией и решать всякие бюрократические вопросы, которые обычно отнимают много времени.

Но о цифровизации будет отдельный большой рассказ.

Насколько это правильный путь, мы поняли в апреле этого года, когда в Москве ввели режим самоизоляции: мы запустили кампанию, где рассказали о сервисе покупки квартир онлайн и о том, что это просто сделать даже в карантин. Рекламу показывали и по телевизору, размещали на билбордах в городе и в интернете, так что наши потенциальные клиенты смогли увидеть ее не менее пяти раз. В итоге во втором квартале этого года доля онлайн-сделок выросла с 0 до 10%. Это много, учитывая, что пока мало кто готов купить квартиру онлайн.

Что дальше?

Изменения, связанные с бренд-платформой и цифровизацией, были полезны не только нам — они напрямую касаются наших клиентов. Меняя процессы внутри, мы меняем процессы между компанией и клиентом, чтобы ему было удобнее с нами работать и жить.

В 2020 году мы перезагрузили маркетинг, стали последовательными в коммуникациях, поменяли подходы, и это дало свои плоды. Когда спрашивают, чем профессиональный маркетинг отличается от обычного, я предлагаю посмотреть на пару ключевых метрик:

Мы сэкономили 200 млн рублей по сравнению с прошлым годом и сократили долю рекламных расходов на 33%. При этом в три раза увеличили инвестиции в бренд.

Стали лидерами на ТВ и прибавили 60% к брендовым запросам — тратим меньше, а получаем намного больше благодаря системной работе.

Роман Абдуллин, директор по маркетингу и рекламе Группы «Самолет»

В наше время компании часто думают об упаковке, а не о том, какой она приносит результат, мы же стремимся к эффективному маркетингу: смотрим, как сработала рекламная кампания, креативы, выросла конверсия или нет. Это главный показатель работы.

Волшебной таблетки у нас не было, вагона времени тоже, поэтому изменения происходят параллельно, иногда приходится на ходу подстраиваться под обстоятельства. Как мы идем по этому пути — скоро расскажем, оставайтесь с нами! 😉

0
172 комментария
Написать комментарий...
Neyara

Про самолёт всем известно о знаменитом брате одного из владельцев. По счастливой случайности все стройки почему-то именно на подведомственной этому брату территории строятся (что наводит на определённые мысли). А ещё в жопе мира, без транспорта какого либо, без инфраструктуры, 25-этажные человейники по московским ценам.
PS. прошу прощения, 33х- этажные человейники.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

Ваш комментарий - это прямо полный пакет всех типичных ассоциаций о Самолете. А попробуйте посмотреть немного под другим углом: 60% россиян живут в фонде, построенном в 1945–1995 гг. Самым "новым" домам из них -  почти 30 лет. В проектах Самолета живет уже больше 100 000 человек и для них мечта о собственном доме стала реальностью именно у нас, и если есть выбор жить в четвером в коммуналке в комнате 9 метров в центре Москвы или в собственной квартире ( в ипотеку) в хорошем современном доме у МКАД, но с развитой инфраструктурой, школой и детским садом, закрытым двором с охраной и адекватными соседями - какой вариант вы выберете?

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Да! Давайте поэтому строить 33х этажное говно.
В доме у МКАД - БРАВО!!! Там такой шум, что его слышно даже с закрытыми окнами. У спутника даже шумоподавителей не стоит. Большое путилково - там уже всё вокруг стоит, из мортонграда по часу выезжают, ездит 2 маршрутки и всё + ещё ваши человейники. Что толку от вашего расширения трассы, если оно упирается в 2х полосную дорогу с 2х сторон, а на мкад выезд только на внешнюю сторону, а сейчас и разворота на внутреннюю фактически нет, только у строгино или новой риги (всего километров 6 в одну сторону).

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

сложно и бессмысленно вести конструктивный диалог с человеком, основной аргументацией которого является тезис о том, что "дома-говно". 
Назовите мне хотя бы одного девелопера, который строит  доступные дома в массовом сегменте в центре Москвы, как вы говорите  не "говно", а из дорогих качественных материалов, еще и малоэтажной застройки?
Скорее ваш комментарий говорит о том, что Вы слабо знакомы с категорией недвижимости и особенностями бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Если я говорю - дом у мкад, значит имею ввиду дом у МКАД
Ещё с их сайта - 25 минут пешком до м. Строгино! Через МКАД! Пешком!
Если говорю - дома - говно, значит это действительно говно! В 33х этажной башне 16 квартир (конур) на этаже 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

приезжайте сами в Спутник ( явно там не были) и посмотрите, как выглядит двор, подъезд, что из инфраструктуры будет построено. А потом возвращайтесь сюда и обсудим.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

 бизнес-модель девелопера , особенности формирования продукта и цены на него, чуть более сложна и многогранна, чем максима "у вас говно"

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Как бизнес - ок, но только в российских реалиях и с братом губернатором. Тут ни кто не спорит.
Но выдавать говно за конфетку и прямо врать про "нет 33х" этажек - это зашквар.
Кстати, про транспортную доступность - вообще ни одного слова не сказали. Давайте пообсуждаем как 6 полосная трасса с выездом только на внешнюю сторону мкад и 2х полосными концовками с двух других сторон тоже удачное решение. Или несуществующая трасса до пятницкого шоссе (там километров 7 наверное крюк до мкада будет) сильно спасёт ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

а вы не хотите порассуждать о том, как так получилось, что в одной из самых богатых с точки зрения ресурсов страны в мире социальные обязательства государства должны выполнять частные компании? 

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

У брата совладельца лучше спросите. Почему "частной компании" разрешение на строителсьтво подписывают без инфраструктуры его родственник.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

я не вижу у Вас конструктивного желания обсудить содержание статьи, поэтому продолжать с Вами диалог, это как пытаться ответить  да или нет на вопрос "вы еще не перестали пить коньяк по утрам"

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Shibaev

ой, я хочу. Это позорная практика с двух сторон. Причем откровенно коррупционная (ладно, ок, способствующая коррупции). Чиновники подписывают откровенно ебанутые проекты типа вашей 33-этажной башни (и да, столько этажей - это бред), а застройщики обязуются построить социнфраструктуру и передать на баланс города. Кстати, в общем и целом, если не говорить про коррупцию, то в чём проблема-то? Застройщик отнюдь не благотворительностью занимается, а получает прибыль, земля и разрешение на строительство часто предполагает какую-либо нагрузку. Если вы думаете, что вам около Хангер-Лейн в Лондоне дадут построить такую 33-этажную херню (ладно, вообще не дадут, конечно), не разоряясь на инфраструктуру для района, то вы крайне заблуждаетесь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

Dennis, отвечал пользователю Neyara, я тоже за беззлобность и за диалог, к чему Вас и призываю;

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Neyara

Где это вы дома в центре Москвы строите? 
33 этажа - малоэтажная застройка? ок

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

Вы не поняли аналогию. Таких компаний нет и не будет. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Роман Сенчихин

Вот спасибо, вроде рассказали о маркетинге, а обсуждаем что угодно, кроме него

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кобзон Хиггса

У маркетинга есть корни, бэкграунд, часто не совсем позитивный. Обсуждать голый маркетинг — глупо. Так мы вполне можем высказать "респект и уважуху" застройщикам концентрационных лагерей, к примеру.

Откуда негатив? От отсутствия цифр. Затраты на блок маркетинга по годам, затраты на размещение рекламы по годам/площадкам. Выводы можно делать по ним, а не по характеристике типа "классный". Снижение затрат на стагнирующем рынке не стоит называть экономией.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Abdullin

1. Могли бы, пожалуйста, быть детальнее тезис раскрыть про стажирующий рынок? Это ваши ощущение относительно рынка девелоперов в Московском регионе? или можно пруфы приложить?

2. Не понял причинно-следственной связи. У вас ест негативно настрой, но вроде бы никто не должен/обещал вам в паблике выгрузить всеобъемлющие данные и цифры.

Если у вас есть желание и экспертиза, которую можно конвертировать в результатное, то мы готовы вам предложить поработать вместе (серьезно, взять вас на контракт или в штат). Давайте делать маркетинг еще лучше, теперь уже вместе 😉

Ответить
Развернуть ветку
169 комментариев
Раскрывать всегда