Обзор: Как попасть в колдунщики Яндекса (спойлер: легко)
Всем привет. Это статья о том, как работают колдунщики Яндекса, зачем они нужны бизнесу и как в них попасть. Вокруг них много мифов, многие думают, что они недоступны обычным смертным. На самом деле, там все просто — с колдунщиками могут работать все, для этого не нужно быть ИТ-гигантом.
Три мифа о колдунщиках
В двух словах: колдунщики — это элементы выдачи, которые сразу отвечают на вопрос пользователя. Часто приходится слышать мифы о колдунщиках Яндекса — они особенно распространены среди клиентов и начинающих веб-мастеров. Вот мой личный хит-парад популярных заблуждений:
Миф №1: «Колдунщики доступны только самому поисковику»
Этот миф даже стал инфоповодом: несколько компаний («Авито», ЦИАН, 2ГИС и другие) обвинили Яндекс в том, что попасть в его колдунщики сторонние сервисы не могут. Теперь ФАС хочет, чтобы Яндекс обеспечил равный доступ к колдунщикам для всех компаний. Самое поразительное, что попасть в колдунщики давно может любой желающий — например, это сделали около 30 тысяч интернет-магазинов.
Миф №2: «Яндекс ворует позиции в выдаче»
Идея в том, что колдунщики якобы занимают позиции в выдаче, которые могли бы достаться сайтам. На самом деле, колдунщик — это дополнительная позиция в выдаче. Они не влияют на положение ваших сайтов, вы по-прежнему можете получать поисковый трафик.
Миф №3: «Колдунщики делают выдачу неконтролируемой»
Ок, мы научились оптимизировать сайты, а потом появились колдунщики и все испортили. Опять же, верно обратное: колдунщики делают выдачу более контролируемой. Благодаря ним, в выдаче появляются площадки, с которыми вы можете работать. Сейчас расскажу об этом подробнее.
Как попасть в колдунщики Яндекса
Итак, содержание колдунщиков по брендовым запросам можно контролировать. Главный совет: работайте с обратной связью, общайтесь с пользователями и следите за актуальностью информации на сайте. Я проанализировал методичку Яндекса и собственный опыт, чтобы составить несколько рекомендаций, которые помогут получить хороший результат от колдунщиков.
Список организаций
Когда люди ищут что-то вроде «где купить пиццу на ВДНХ», появляется колдунщик с каруселью релевантных организаций. Там отображаются адрес, фото, время работы, оценки, отзывы — в общем, информация, которая помогает людям принять решение о том, стоит ли обращаться именно к вам. Где Яндекс берет данные для этого колдунщика? В карточке компании из Справочника — и ее содержанием можно управлять.
Добавьте информацию о компании в Справочник и дождитесь проверки модераторами, чтобы получить синий бейджик верификации. Организации с бейджем вызывают больше доверия. Заполнение всех полей карточки повышает рейтинг компании в глазах алгоритмов Яндекса. Другой способ попасть в сниппет — разметить сайт с помощью Schema.org, тогда робот Яндекса сможет корректно обработать информацию и добавить ее в Справочник.
Ах, да, у вас должно быть много отзывов (само собой, положительных) — мотивируйте клиентов рекомендовать вас на Яндекс.Картах, напоминайте об этом после покупки. Обязательно отвечайте на негативные отзывы — Яндекс это учитывает при формировании рейтинга.
Рецепты
Идеальный вариант для кулинарного сайта: человек ищет рецепт борща, видит колдунщик с фотографиями и кратким описанием шагов, после чего может перейти по ссылке за подробностями. Попасть в этот сниппет можно, добавив на сайте разметку Recipe стандарта Schema.org или создав турбо-страницы с разметкой для рецептов. Такая возможность доступна только для чисто кулинарных проектов: не удастся привлечь трафик на корпоративный сайт с помощью рецепта вареников, которые готовила бабушка директора.
Товарный сниппет
Интернет-магазинам доступны разные варианты колдунщиков — например, сниппет с галереей предложений и богатый сниппет для товара. Остановлюсь подробно на одном из них — товарном сниппете. Этот колдунщик показывает рейтинг магазина на Маркете, рейтинг товара, фото и цену. Удобно для пользователей — можно сразу понять, есть ли в магазине нужные товары. И удобно для бизнеса — это шанс привлечь дополнительный трафик и совершить продажу. Чтобы попасть в колдунщик, нужно сформировать товарный фид в формате YML и загрузить его через специальный интерфейс. Модераторы проверят его в течение пары дней — после этого сниппет появится в поиске.
Не Яндексом единым: пытаемся занять место в колдунщиках Google
Свои колдунщики есть и у Google — там они называются OneBox. Хорошая новость: в колдунщики Google тоже можно попасть. Плохая новость: это не всегда тривиальный процесс.
Пожалуй, самый «вкусный» гугловый колдунщик для бизнеса — это, собственно, Google My Business. Он показывает дополнительную информацию в ответ на запрос с упоминанием бренда — например, часы работы, адрес и т.д. Для магазинов или ресторанов — то, что нужно.
Как же туда попасть? Здесь начинается самое интересное: сперва придется зарегистрироваться в сервисе Google Мой бизнес и пройти там верификацию. У кого-то это получается быстро, но некоторые компании жалуются, что ждать верификации приходится месяцами. Как повезет, в общем. Затем нужно заполнить профиль и внимательно следить за отзывами, которые оставляют вам пользователи Google. Работайте с негативом, отвечайте на вопросы — чем больше отзывов и ваших реакций на них, тем выше шансы попасть в колдунщик. И не забудьте про микроразметку на сайте — она поможет Google быстрее получить данные о вашей компании.
Чуть проще дело обстоит с некоторыми другими колдунщиками, например, со сниппетом Google Images, который показывает релевантные изображения по запросу. При клике на картинку пользователь переходит на сайт — это может стать хорошим источником трафика. Чтобы попасть в этот колдунщик, нужно использовать оригинальные картинки в хорошем разрешении, заполнять атрибуты title и alt, добавлять ключевые слова в названия файлов (например, stiralnaya-mashina-vyatka-avtomat.jpg), а также внедрить разметку schema.org.
Вывод
Колдунщики — удобный инструмент для пользователей, но и бизнесу не стоит их игнорировать. Они доступны всем, на их содержание можно влиять, чтобы привлекать клиентов. Еще раз напомню алгоритм: зарегистрируйтесь везде, используйте возможности всех сервисов поисковика, актуализируйте информацию о своей компании и настройте разметку там, где это уместно.
Ооооокей, Илья. Спасибо за уж очень лояльный Яндексу разбор (второй по счету) и подмену понятий. Давайте на минуточку остановимся на «мифах» и парочке примеров. Итак, присаживайтесь поудобнее, берите попкорн.
«Теперь ФАС хочет, чтобы Яндекс обеспечил равный доступ к колдунщикам для всех компаний». Подмена. Речь не о колдунщиках и якобы невозможности в них попасть. Прочитайте на досуге текст предупреждения. ФАС хочет, чтобы Яндекс перестал давать ПРЕИМУЩЕСТВО (техническое, визуальное и иное) своим сервисам.
Рассказать вам, что такое преимущество? Ну вот, например, https://prnt.sc/1184moz Весь первый экран. А вы не скажете, как нам простым смертным получить такой сниппет в органике? Ну только давайте без этого «продолжайте улучшать свой сайт».
Яндекс пользуется положением, где это оправдано, где это не оправдано и в откровенно бредовых случаях. Еще парочка примеров. А что же мы увидим в выдаче, если интент информационный? Вуаля - https://prnt.sc/1184l2v
Итак, к чему это приводит. Что будет, если к любому (откровенно бредовому) запросу добавить слово «услуги»? Пожалуйста — https://prnt.sc/11859wu. Здесь не первое место у Услуг, но пугает абсолютно бесстыдное автоматическое добавление расширенного блока (противоречащего здравому смыслу, а иногда и закону) в органику.
Продолжаем разбирать подмену понятий. Преимущество в выдаче — это еще и когда вот так - https://prnt.sc/1185c2g Расшифровать вам этот длинный скрин? Дело было так. Яндекс Маркет выиграл аукцион на приоритетное размещение в Яндекс Директе над и под результатами выдачи. Также Яндекс Маркет только лишь из-за релевантности занимает две позиции в органической выдаче. Это сарказм. Надеюсь, понятно.
А вот здесь https://prnt.sc/1185k7t Яндекс, видимо, тестирует новый сервис Яндекс Maps? Иначе как объяснить эти два странных результата в органике?
Продолжать? Пользователи и специалисты видят и документируют сотни подобных примеров каждый день. Их набралось уже на книгу. А что вы? Вы же представитель Яндекса, насколько помню из комментариев. Почему вы держите нас за дебилов? Хотя, это, видимо, корпоративная политика. Вопрос, снимается. Извините.
Как уже писал ранее - разделяю праведный гнев в отношении Яндекса. В части присутствия его сервисов в выдаче в том числе (если не в первую очередь). Но хочется быть объективным, хотя понимаю, что здесь это не совсем принято.
То, что пишете про аукцион Директа, наверное имеет место, тут не скажу, не мой профиль.
Но если говорим про приоритетную выдачу, вот мой первый экран по вашему же запросу:
Комментарий недоступен
А вот по информационному запросу Magsafe. Первые блоки реклама, обратите внимание - не только Яндекса. Информационный сниппет сбоку, кажется достаточно заметным?
Комментарий недоступен
А вот просто ради чистоты эксперимента давайте посмотрим на Гугл.
Комментарий недоступен
Тоже рекламный ответ с товарами. Можно продолжать, но еще раз: все хотят попасть в колдунщик на первый экран выдачи. Понятное желание. У собственных сервисов поисковика таких возможностей явно больше. С этим и предстоит разбираться ФАСу. Но прежде чем говорить о том, что путь в расширенные ответы выдачи закрыт остальным, давайте будем изучать вопрос. Об этом и пишу.
В аукционе выигрывает тот кто назначил большую ставку. Вот пример, где Яндекс проигрывает:
Автор или действительно не понимает разницу между колдунщиками и расширенными сниппетами, или заведомо все смешивает в кучу.
Вопрос в том, что даже в расширенных сниппетах, и то нет добросовестной конкуренции.
Колдунщики — это элементы поисковой выдачи, которые отвечают на ваш вопрос прямо на странице с результатами поиска. Это может быть прогноз погоды, картинка, перевод слова, расписание электричек и многое другое. Данные для колдунщиков поступают из официальных источников (например, график отключения горячей воды).
https://yandex.ru/support/search/wizards.html
Автор, какое отношение к этому имеет микроразметка и блок организаций из Справочника ?
Вы говорите о колдунщиках в поисковой выдаче, я же — о колдунщиках по брендовым запросам. Я делал на этом акцент в начале статьи
Акцент делали, а реализовать пробовали?
Какие брендовые запросы? Примеры свои посмотрите
Вам же уже объясняли, что "колдунщик по брендовым запросам" - это расширенный сниппет в поиске. Вот пример нашего сниппета со статьями и Справочником - http://prntscr.com/11abx46 .
На колдунщики напрямую повлиять сложно - Яндекс это пишет в ответах на запросы в ТП.
Совершенно бессовестная подмена понятий. Обогащенный ответ - это не колдунщик. Колдунщик - это вот что
Вообще-то обогащенных ответов с десяток видов, и колдун - это один из них. Матчасть вам в помощь)
расширенные сниппеты и блоки Яндекс.Справочника - это не колдунщики!
Матчасть вам в помощь)
Колдунщики развиваются и ими можно считать все обогащённые ответы на поиске
Это теперь можно считать официальным мнением Яндекса? Илья, вы с каждым ответом только себя топите. Посоветуйтесь с PR службой. А то получается, что любой комментатор в ветке знает про Яндекс больше вас.
Должен расстроить, но колдунщик это и есть обогащенный ответ:
Термин «колдунщики» применяется к поиску Google в российском интернет-маркетинге условно, по аналогии со спецэлементами SERP Яндекса. Функционал расширенных ответов в выдаче Google и за ее пределами называется OneBox.
https://blog.promopult.ru/sales/koldunshhiki-google.html#h3_1
Илья, да вы мой кумир теперь! Научите переобуваться?
Это пост о том, как можно выкручиваться в текущих реалиях. Не вижу противоречия в том, чтобы считать, что Яндекс не прав, но при этом найти варианты того, что уже сейчас доступно и можно использовать и в Яндексе, и в Гугле. Про это много уже статей в сети, я не открываю что-то новое, но тема актуальная, поэтому решил написать
"Это пост о том, как можно выкручиваться в текущих реалиях"
Беда в том, что этот пост как раз не об этом. Вы здесь ни слова не говорите о том, как выкручиваться. Вы преподносите материал так, что всё не просто хорошо, а прям-таки замечательно, а мы глупенькие не пользуемся этим.
На эту тему сотни статей. Борьба за поисковое пространство, в том числе с помощью регистрации в сервисах Яндекса, имеет место быть. Но только вы искажаете истину и преподносите всё так, что ФАС необоснованно предъявляет требования. "Глупая ФАС не знает, что можно легко попасть в колдунщики Яндекса любому желающему". Вот как это выглядит.
Как легко попасть в рецепты... Конечно! Делаешь микроразметку рецептов, Яндекс подтверждает её корректность, но говорит, что сам решает, показывать их на выдаче или нет. И, конечно, решает не в вашу пользу...
А сюда расскажете, как попасть?) Или этот блок мифический?
Господи да элементарно же. Нужно просто построить свою железную дорогу
Прочитал "мифы" в начале и понял, что автор дичь дальше будет втирать. В следующий раз как- то более завуалировано пишите, а то тут прям видно, что вы на коленях стоите причмокивая или к батарее привязаны (моргните три раза, если вас держат силой).
Илья, скажите, какой сайт у вас попал в колдунщики яндекса (чтоб именно вы его туда поставили!). Как вы пишете "легко"... Сайт, список запросов, по которым он в колдунщике, плиз, в студию!! А мы посмотрим, проанализируем, как он мог туда попасть.)))
Я - фрилансер, веду несколько сайтов: зоомагазин, ламинат, автосервис, кафе. По договору не могу раскрывать своих клиентов. Справочник, Карты - все использую для продвижения. Турбо еще, но там непонятно пока есть ли профит, Дзен и Кью - темные лошадки (непонятно как с ними работать и насколько это оправдывает трудозатраты)
"Справочник, Карты - все использую для продвижения."
Илья, на справочнике Яндекс не заканчивается(к тому же карты берут данные из справочника). Вы говорите о простоте попасть в колдунщик, однако примеры показать не можете. Всё время ссылаетесь на Справочник, хотя это капля в море колдунщиков Яндекс. Раз уж вы подняли тему "КолдунщикИ", то раскрывайте тему целиком.
На данный момент у меня мнение, что кроме Справочника вы ничего не делали
Комментарий недоступен
Илья, пора новый аккаунт заводить и восхвалять Яндекс, на этом аккаунте вы не справились.
Давно себе доказал, что имею больше трафика с Mail ru и Google.
покажете проекты с трафик от мейл.ру?)
НЕ НАДО ТУДА СМОТРЕТЬ У МЕНЯ БРАТ ОТ ТАКОЙ ФИГНИ УМЕР ПИШУ С МИКРОВОЛНОВКИ
Для спорщиков: колдунщики относятся к обогащённым ответам по классификации самого Яндекса:
https://yandex.ru/support/search/wizards.html
Если нужна более подробная инфа, как работать с сервисами Яндекса и Гугла - мы выпускали статью-расшифровку выступления на эту тему, мб кому-то будет полезно:
https://vc.ru/marketing/204246-koldunshchiki-yandeksa-i-google-kto-eto-i-kak-oni-vliyayut-na-vash-biznes
Колдунщик яндекс маркета зло. Отбирают у бизнеса клиентов, и заставляют его пользоваться агрегатором, даже если там сервис для клиента будет хуже. Надеюсь ФАС их угомонит наконец. И они уже признали, что существует рынок поиска - поздравляю предпринимателей с этим событием! Закон о конкуренции работает в поиске. Ждём дальнейшего развития событий)
Я думаю пора уже блокировать темы со словам Яндекс, чем быстрее забудем про этот поиск, тем быстрее он сам вымрет. И в бизнес школах на примерах говно поиска будут учить как делать не нужно.
Комментарий удален модератором
Все же видят, что здесь только одно бесплатное место?
Помогите ! А как попасть в этот именно этот блок платно ?? Кто нибудь знает ? Это Яндекс подписка ? Через Яндекс справочник. Бесплатный способ понятен.