{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Неудобный сайт = враг конверсий. Влияние на usability

Пользователи уходят с сайта, оставляют негативные отзывы, не дожидаются ответа менеджера, жалуются на нерабочую корзину и в итоге уходят к конкурентам, которые рады предложить им свои товары. В итоге снижается процент конверсии, что ведет к снижению прибыли.

SEO-специалисты зачастую игнорируют показатели конверсии, не упоминая его в своих отчетах. Но если сайт в итоге не приносит лидов, то клиенту будет все равно, какие показатели посещаемости с поиска и позиции в ТОП-10 поисковых систем.

Если вам все это знакомо, то вы столкнулись с ошибками в дизайне и usability— это именно то, из-за чего потенциальные клиенты и уходят на другие сайты. В эти ошибки входят как и оформление сайта, так и навигация по нему; адаптивная верстка, работающие формы заявки, информация о компании и многое другое.

Сразу оговорим – в плохих примерах мы не будем упоминать название сайта. У нас нет желания кого-то "потопить", вывести на чистую воду и т.д. В хороших примерах упоминать названия проектов стоит, чтобы понимать, на кого ориентироваться.

Оглавление

Проблемы с поиском товара

Иногда из поиска необходимого товара владельцы сайтов любят устраивать целый квест, который может стоить недополученных заказов. Вроде всем известные правила: поиск стоит настроить таким образом, чтобы подбор товаров был гибким и учитывал ошибки пользователей.

Хороший пример. На сайте Ozon при вводе общего запроса "эппл" вы попадаете на брендированную категорию, где представлены все товары от Apple. Таким образом, вы можете посмотреть как iPad, iPhone, так и дополнительные аксессуары к ним:

Плохой пример. Вам поручили купить аппарат дуговой сварки. Забегая вперед, скажем, что в выдаче легко найти подходящий инвертор:

Но вбивая данный запрос на одном из крупных сайтов по сварочным аппаратам, вы так легко его не найдете:

При этом на сайте данная категория представлена почти сразу в сварочных аппаратах. Чем руководствуется логика поиска – остается только гадать:

Решение в следующем: про поиске товара на сайте пользователь должен понять, что интент его запроса учитывается. Если по каким-то причинам поиск нельзя подстроить под пользователя, предложите ему перейти на основные категории сайта или в каталог, и поискать что-то там.

Сайты, у которых нет адаптивной верстки

85% потенциальных клиентов, по версии неизвестного источника, уходят с сайта, если на нем "кривые" категории, "поехавшая" шапка, карточки товаров не сортированы по фильтру...

Если серьезно, некоторые владельцы считают, что раз есть мобильная версия – это решает все проблемы. Но мобильная версия ≠ адаптивная! (или что ещё хуже, нет верстки сайта под любые устройства, кроме ПК). Первая оптимизируется только под телефоны, а адаптив затрагивает любые устройства, не ломая структуру сайта.

Адаптивную верстку нельзя сделать за 2 минуты – для этого нужна полноценная работа программиста. В отличии от мобильной версии, которая является дублем основного сайта.

Пример хорошей адаптивной верстки. С помощью консоли в Google Chrome смотрим сайт на отзывчивом устройстве:

Меняем ширину устройства на, допустим, 1000px. Видим единственный недочет, что баннеры не подстраиваются полностью под тестируемый экран. В остальном сайтом довольно удобно пользоваться с нашего наугад выбранного разрешения:

Возьмем сайт похожей тематики, но в другом городе. При разрешении 400х882px все вроде бы неплохо:

Меняем ширину экрана на (опять наугад) 800px. И видим:

– меню в шапке сайта, которое наехало на график работы, контактные данные и геолокацию;

– кнопка "заказать звонок" практически без отступов прилегает к основному меню с каталогом;

– появились дополнительные элементы-артефакты.

В таких случаях можно и нужно протестировать сайт на корректность и адаптивность сайта с помощью инструментов разработчика. Также не лишним будет воспользоваться сервисом Google Mobily Friendly.

Никому не нравятся неудобные сайты. У вас может быть прекрасный проект, лучшее УТП на рынке, дизайн от Артемия Лебедева – но если ресурс интуитивно непонятен для пользователи, на телефоне показывается лишь часть сайта, а корзина пропала из шапки – популярностью он пользоваться не будет, ровно как и приносить вам лидов.

Вывод один: зовите верстальщиков!

Много лишней информации

Мозг современного человека устроен так, что он хочет найти нужную информацию за несколько секунд. Он уже не воспринимает лонгриды в описании товаров и уходит с часовых обзоров. Во все виновато клиповое мышление – но что плохого в том, что мы будем адаптироваться под реалии 2022?

Информационные проекты. Когда человек ищет как остановить кровь, в выдаче поисковых систем могут попасться статьи о том, что такое вообще кровь и каких видов она бывает. Согласитесь, это очень утомительно, когда кровь идет из раны вотпрямщас.

Бесит? Да. С таких сайтов обычно возвращаются обратно в поиск.

Именно поэтому в последнее время набирают популярность быстрые ответы прямо в поисковой выдаче сайта:

Чтобы попасть в блок быстрых ответов, вам нужно:

  • Оптимизировать статью как под ВЧ, так и под НЧ поисковые запросы. Постарайтесь не разгонять текст не на 20к знаков, а уложиться в краткий и емкий ответ в вашей статье.
  • Оптимум ответа в статье: 300-500 знаков.
  • Вывести статью (сначала саму страницу) в ТОП-10 нужной поисковой системы.

Коммерческие проекты. И ещё раз о контенте. До сих пор встречаются сайты, на категориях которые расположены тексты объемом более 2к-3к символов. Вопрос: кто будет их читать, кроме копирайтера или владельца сайта, особенно в интернет-магазинах?

С другой стороны, пользователю надо выбрать подходящий для себя товар, например, велосипед на новый сезон. Клиент может не понимать разницу в конкретных моделях, и тут лучше ему помочь.

Довольно лояльно к своим клиентам подходит Яндекс.Маркет, предлагая почитать обзоры экспертов при выборе товара:

Плохой пример: когда на категории сайта есть только один непонятный текст (ещё нужно куда-то звонить! Для поколения Z, например, это немыслимо), а блог спрятался где-то в подвале сайта:

Отсутствие сопутствующих и аналогичных товаров

Казалось, причем тут юзабилити и дополнительные продажи при оформлении заказа на сайте. "Всё это касается только коммерческих факторов, внедрение которых одобряет клиент" – так рассуждает обычно начинающий SEO-специалист.

Представьте, что вы решили купить себе недорогую электрогитару – вы играли в молодости на нейлоновой классике, а сейчас захотелось чего-то помощнее. Воспользуемся теми же сами знаниями из молодости и будем ориентироваться на стандартный Stratocaster от Fender Squier.

Окей, мы с вами выбрали нужный товар в интернет-магазине и оформили заказ:

И наступает важный момент, которые могут учесть в основном те, кто занимается музыкой. Для электрогитары нужен минимальный набор в виде комбика (усилителя), шнура, ремня и педалей (по желанию).

Как это можно учесть, не зная специфику ниши? Через предлагаемые карточки товаров.

Тот же самый Muztorg при заказе гитары предлагает комбоуситель, чехлы и струны:

А при выборе самой гитары вы сможете посмотреть аналогичные ей, если вас не устраивает цена или самого товара нет на складе:

В плане юзабилити тут как раз предусмотрено всё – и ассортимент, и возможность купить нужные товары, которые пропустит начинающий музыкант. Клиент понимает, что здесь учитываются его потребности, а самим сайтом пользоваться удобно и приятно.

Юзабилити (от англ. usability — «удобство и простота использования, степень удобства использования»), также удобство использования, пригодность использования, эргономичность — способность продукта быть понимаемым, изучаемым, используемым и привлекательным для пользователя в заданных условиях.

Wikipedia.org

В заключение

На сегодняшний день при огромном выборе онлайн-магазинов пользователь не будет терять время на неудобный и нелогичный сайт. Здесь не прощаются такие ошибки, как простыня текста, непонятный поиск, отсутствие полезной информации. Это неизбежно приведет к снижению конверсию и оттоку клиентов.

SEO-специалист не только продвигает сайты, а ещё и анализируют, делая рекомендации, как улучшить ресурс и внедрить на него полезные фишки.

Милана Шахова
Бессменный Head of SEO в Lezhebokov
0
15 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Такие же проблемы могут возникнуть с покупкой реактора холодного синтеза

Ответить
Развернуть ветку
Милана Шахова

Ходовой товар, жаль, на Озоне нет)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Letov
И в итоге вы будете вбивать в интернет-магазины не "аппарат дуговой сварки", а артикулы и модели.

100% и чаще всего "аппарат дуговой сварки" вбивают сами seo-шники и изредка их руководство, желая понять на каком месте они в Яндексе.

И юзабилити... при дешевых продавцах, с нулевой мотивацией продавать, консультирующих клиентов если это что-то сложнее кофеварки не поможет.

А для тех, у кого среди клиентов больше юрлиц, на сформированном рынке чаще ищут название популярного бренда.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Екатерина все же писала интереснее) а в вашей чувствуется как будто вам просто поручили написать статью и вы решили просто выполнить задачу и скорее заняться своими делами.

Ответить
Развернуть ветку
Lezhebokov
Автор

Понятия не имеем, о какой Екатерине идет речь)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Прошу прощения, Елизавета)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Юрьевич

Последний пример с гитарами показывает часто повторяющуюся ошибку. Раздел с "Похожими товарами" должен отображать похожие товары, но с чуть большей стоимостью. Upsale же

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Зависит от задачи. Чаще всего этот раздел - для перелинковки.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

А если пользователь заскролил в «похожие» в надежде найти вариант чуть дешевле?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

По-хорошему - надо вкрячивать не один блок, а два минимум - up-sale и cross-sale.
На страничку китайского "фендера" можно вставить ссылки на мексиканского, он подороже. Особого толка не будет, потому что если я наскрёб на китайца - мекса рассматривать уже не стану. Но вот недорогие комбики, педали, струны тут вполне уместны.
С точки же зрения SEO оба блока в любом случае - про перелинковку, уникализацию контента и выстраивание графа.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов
SEO-специалисты зачастую игнорируют показатели конверсии, не упоминая его в своих отчетах.

Всё зависит от бюджета. Какой бюджет = такие и работы.

SEO-специалист не только продвигает сайты, а ещё и анализируют, делая рекомендации, как улучшить ресурс и внедрить на него полезные фишки.

А еще делает кофе, доставляет еду, заправляет принтер, дает советы по налоговой отчетности. Ну ладно, это все шутки.

На самом деле интернет-магазину достаточно визуально всё содрать с любого маркетплейса, зашить в свою семантику и логику. Пользователи мыслят шаблонно. Если интернет-магазин соответствует базовым визуальным паттернам - покупать будут, конверт будет.

Ответить
Развернуть ветку
Наиль Батыршин

"На самом деле интернет-магазину достаточно визуально всё содрать с любого маркетплейса, зашить в свою семантику и логику" - и в чем тогда ИМ будет отличаться от маркетплейса?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

В отсутствии сотен миллионов покупателей)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Акулов

Отсутствием бренда.
Отсутствием живых отзывов.
Иногда более высокими ценами.
Медленной доставкой.
Работой в черную - нал/переводы на карту.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда