Как делать контент для людей, а не поисковых систем
6 лет назад команда PROактивных молодых людей решила создать маркетинговое агентство DigitalMust. Вооружились знаниями, купили симпатичный цветок в офис и начали искать первых клиентов.
Мы фанаты максимально точечного подхода к digital. Никакой стагнации и однотипных схем. Для каждой компании делаем собственную стратегию продвижения и далее превращаем ее в план, который можно пощупать.
Одна из важных частей продвижения в поисковых системах - это контент. Активный переспам текста несвязанными между собой ключевыми словами остался позади. Сейчас у поисковиков в приоритете экспертные статьи с многоуровневой структурой. А если еще и дополнения в виде таблиц, графиков и списков есть, то сразу оценка 10 баллов. Все для пользователя, ведь LSI-тексты – это контент, который будут читать именно люди, а не роботы.
Между Пандой и Баден-Баденом: предыстория LSI
История интернета – это долгая и захватывающая битва между оптимизаторами и поисковыми системами за попытку вывести страницы с текстовым контентом в ТОП. И сдвиг произошел. Примерно 10 лет назад нечитаемые SEO-простыни уступили место полезным LSI-статьям.
Развитие искусственного интеллекта привело к появлению «умных» алгоритмов. Никто не знает, когда именно был скачок и машины научились глубоко анализировать семантику. По мнению опытных копирайтеров это могло произойти в конце первого десятилетия нынешнего века. В тот период времени интернет был переполнен статьями, туго нафаршированными ключевыми словами.
SEO-копирайтинг бывает бессмысленным и беспощадным:
- ключи в заголовке, мета-тегах, подзаголовках, основном тексте
- использование прямого вхождения в первых 100 символах
- небольшой объем
Пользователь кликает по ссылке, но почему-то попадает на сайт с навязчивой рекламой и рецептом борща с пампушками. Вебмастер получил деньги за увеличение трафика на сайте, пользователь получил негативный опыт, рекламодатели пожали плечами – мол, бывает. Довольны остались не все.
Слом системы произошел в 2011 году, когда Google выкатил первую «Панду» — инновационный поисковой алгоритм, который произвел радикальные изменения в выдаче. Глобальная паника, последовавшая за ним, показала команде it-гиганта, что они двигаются в правильном направлении. В 2013 миру представили фильтр «Колибри» и стало окончательно ясно: правила изменились.
Яндекс не отставал: после ковровых бомбардировок методом АГС российская компания перешла к «Палеху» и «Королеву». В 2017 появился главный враг всех оптимизаторов — «Баден-Баден», который сдает ЕГЭ по русскому лучше большинства выпускников.
Если вы могли подумать, что машины научились думать, то нет - этого не произошло. Однако благодаря возросшей мощности они начали анализировать большие массивы данных, учитывать не просто ключи, но их словоформы, тематические слова, синонимический ряд и похожие запросы. Оптимизаторы приспособились. Так и появился LSI-копирайтинг.
Что из себя представляет LSI
LSI – это аббревиатура от Latent Semantic Indexing, переводится как скрытое семантическое индексирование. Иногда используют латентное, но это некорректно по нормам русского языка. Нейросеть использует в работе LSA (Latent Semantic Analysis) – алгоритм, который ранжирует тексты не по отдельным ключам, а на основе факторного анализа логических взаимосвязей между словами (контекста). То есть попасть в выдачу с рецептом блинов, а на странице предлагать борщ и видеоигры уже не получится.
Простыми словами LSI – это способ индексирования текстов, основанный на LSA, «умном» алгоритме, который «говорит» на нормальном языке и всегда проверяет контекст.
В результате такого копирайтинга мы получаем экспертные тексты, которые раскрывают перед нами тематику и отбивают у пользователя желание возвращаться со своим вопросом в выдачу в поисках другого источника.
В идеале это настолько захватывающий и грамотно поданный контент, что пользователь дочитывает его до конца, комментирует и даже рекомендует в соцсетях. Если повезет, читатель надолго остается на сайте, переходит к следующим публикациям, подписывается или совершает какие-то необходимые вебмастеру действия.
Пример: пользователь пришел на страницу из выдачи по запросу «рецепт блинов». Он встретил не просто сухое перечисление ингредиентов, но подробное описание процесса приготовления с фото или видео, полезную информацию о калорийности и БЖУ. Вдобавок ему порекомендовали сковородку, рассказали о специальных смесях и начинках, предложили почитать больше о Масленице и знаменитых кулинарах. Тут все остались довольны.
В поисках ключей
Есть два варианта создать экспертный контент, который понравится «умным» алгоритмам. Первый – взять интервью у профи или найти автора, который в теме. Второй — использовать LSI-ключи для построения скелета статьи.
Под такими ключами скрываются слова и короткие фразы, объясняющие и дополняющие запрос, который пользователь вбивает в поиске. Все вместе они формируют подходящее семантическое ядро.
Бесплатно собрать релевантное ядро можно тремя способами:
- подсказки от Яндекса и Google во время ввода ключевого слова в поиске
- «связанные запросы» или «люди ищут», располагающиеся внизу страницы выдачи
- известные сервисы Wordstat.Yandex и Google AdWords
Собранные слова необходимо отсортировать с учетом релевантности, чтобы в статью с рецептами случайно не попал спортивный инвентарь или топоним.
Важно помнить, что выдача зависит от региона и истории поиска авторизованных пользователей. Слова можно дополнить, проанализировав конкурентов. Также ключи можно собирать с помощью платных сервисов (WordTracker, Serpstat и другие). Процесс автоматизирован и занимает меньше времени. Любой каприз за ваши деньги, так сказать.
Пишем реально полезный LSI-текст
Текст – основной инструмент продвижения. Чтобы написать глубокую экспертную статью, копирайтеру нужно получить подробное ТЗ и погрузиться в тему. Тогда собранная информация и семантическое ядро будут максимально релевантны выбранной проблеме.
Алгоритм написания текста:
- вокруг SEO-запроса сформировать тематическое ядро с LSI-ключами
- разработать структуру. Написать план будущей статьи, разбить текст на смысловые блоки, придумать заголовок первого уровня и подзаголовки
- прикинуть, какую информацию лучше подать инфографикой, найти видео или фото
- проработать введение и выводы
- равномерно распределить LSI-ключи по тексту. Рекомендуем основной запрос окружать дополнительными
Для контента очень пригодятся комментарии, цитаты, экспертные заключения. Сама статья должна быть написана копирайтером гладко, с соблюдение tone of voice. Не забываем и про маркетинговую составляющую. Все рекомендации, ссылки и советы должны быть естественно вписаны в текст.
LSI-текст – это все таки экспертный контент, поэтому необходимо тщательно проверять факты и опираться на официальные данные. Информация должна быть актуальной и уникальной не только по антиплагиату, но и по смыслу. У текста должна быть собственная структура и стилистика, копипаст сейчас мало интересен пользователям.
SEO и LSI: в чем разница
Несмотря на заявления маститых гуру, LSI-тексты не свидетельствуют о смерти SEO, а скорее расширяют и дополняют функционал. Поисковая оптимизация прекратила использование устаревших методов и повернулась лицом к пользователю.
Бывает так, что статья соответствует требованиям, красиво оформлена, содержит тщательно собранные LSI-ключи, но не находит отклика в сердцах посетителей. Все дело в том, как она написана, ведь авторский слог никто не отменял. Сухой скучный стиль, грамматические и орфографические ошибки, неинтересное изложение: все это отпугивает избалованного выбором читателя.
А есть ли плюсы
LSI – самый продвинутый способ понравиться не только людям, но и машинам.
Из плюсов можно отметить:
тематическое ядро поднимает информативность контента
- на LSI-статьях дольше задерживаются, чаще дочитывают и не бросают, что значительно снижает процент отказов
- у всего ресурса повышается ранжирование по низкочастотникам и хвостам
появляются новые пользователи
меньше риска попасть под фильтры за спам
Экспертный контент нравится посетителям. Они готовы его расшеривать, рекомендовать знакомым, использовать в обычной жизни. Возрастает ценность LSI как продающего инструмента.
Однако есть и недостатки:
- поисковые алгоритмы не учитывают многозначность слов
- в отличие от людей, машины не оценят иронию и метафоры, а цитаты посчитают плагиатом
- цена качественного LSI выше, чем бездумного SEO
Статья по канонам скрытого семантического индексирования – это не просто ключевые слова в окружении подходящей по смыслу семантики, украшенные списками. Так просто нейросети не обмануть, они научились «понимать» написанное, анализируя за микросекунды огромные пласты данных.
Рубленые фразы и оптимизаторские штампы не пройдут: такая статья не понравится читателю. Он быстро уйдет, а робот поймет, что с пользовательскими факторами что-то не так, и понизит страницу в выдаче.
Единственно правильный способ написать хороший текст с LSI (поневоле вынужден был употребить эту остомудевшую всем хренотень) - это максимально полно раскрыть заявленную в нем тему. Поясню на примере. Если вы пишете текст про экскурсии по Москве, то вы априори упомянете в нём такие слова, как "куда сходить", "Арбат", "Третьяковка" и т.д. Если же вы даете написать этот текст дешевому копирайтеру а-ля 150 рэ за килознак, то он, ограниченный объёмом текста, будет компилировать текст из этих и других слов и фраз и выдавать это за "раскрытие темы".
LSI в руках неопытного дешевого копирайтера - это как спички с ножом в руках у трехлетнего ребенка. А вот такие вот горе-пропагандисты этих всех "магических текстовых формул", вроде вас, лишь потворствуют тому, чтобы как можно больше плодилось дешевых копирайтеров с "LSI головного мозга" и заказчиков уровня "LSI обязательно и 10 баллов по Главреду".
Зачем вы тиражируете этот инфоцыганский бред про LSI? Есть контекстные векторы. Есть допотопный алго, который ПС никогда не использовали. И есть коопирайтыри, которые слышали звон. Может, хватит уже?
Может хватит что?) Не совсем понятна мысль про инфоцыган, ну да ладно.
Мы же здесь не про цепи Маркова рассказываем. Написание контента с учетом LSI слов сильно лучше помогает занять хорошие позиции.
Ой вей.
Каких LSI? Зачем LSI? Почему вы контекстные векторы называете LSI? Таких алгоритмов - выше крыши. Почему вы выбрали именно этот, с учетом того, что он никогда не использовался ПС?
Встречный вопрос. Что за контекстные векторы? Про LSI все знают и применяют, но вектора это что-то непонятное
Нету в SEO и поисковых системах никакого LSI, это шаманство чистой воды. Билл Славски запустил когда-то в паблик - и понеслась.
LSI использовали для работы с мелкими БД начиная с 90-х, плюс в некоторых алгоритмах антиспама это применялось. Для индексации же в рамках интернета алгоритм в принципе неприменим, технически.
Пора бы уже вообще не упоминать LSI в рамках поисковых алгоритмов - не было там такой индексации никогда и не будет. Во времена алго-трансформеров живём уже несколько лет, BERT, MUM и YATI в работе, а тут всё LSI мусолят мифический.
Давайте ещё tf*idf с Ципфом обсудим, а потом - шаманские бубны с куриными лапками.
Сорян за экзальтацию, меня эта тема вымораживает наглухо, я обычно сразу на нецензурщину перехожу при упоминаниях.
Речь не про алгоритм, а про слова задающие тематику (LSI фразы).
Нет никаких LSI-фраз. Есть семантические контекстные векторы, которые официально используются Яндексом (со времен "Палеха" и "Королева") и Гуглом (есть в патентах). И есть большие динамические корпуса, на которых обучается нейросеть. Всё остальное - это какие-то жуткие измышления коопирайтырей, пытающихся продать свои услуги.
"бетховен, апассионата, мп3" - "бетховен, собачий корм, СЗАО", - "бетховен, актеры, смотреть онлайн" - вот и всё, что нужно коопирату для работы. Остальное - пыль в глаза потенциальному клиенту.
Да хоть как назови. Все привыкли к LSI фразам.
Любой алгоритм работает на текстовой релевантности и эти фразы как раз влияют на нее. Или вы это будете отрицать?
Не только на текстовой. Туда ещё сильно вшиты ПФ.
Но собственно, в релевантности и ключ. Как вы эти ваши "LSI" рассчитываете? Вот даже в этой статье - просто вся та дичь и собрана. Синонимы, абстрактная "тематика", "люди также искали" - это мусор, который в реальной работе не поможет никак. У вас два запроса, отличающихся одним ключом, могут подразумевать разные интенты и разные страницы. Притом сегодня - одни, а завтра - другие.
Шаманство тем и плохо, что создаёт иллюзию понимания и умения, но на практике - бесполезно.
Я не рассчитываю. Я собираю семантику и уже от нее отталкиваюсь. Какие фразы целиком использовать, а где только хвосты (они же LSI слова получаются).
Как могут быть "связанные запросы" https://disk.yandex.ru/d/XtMbFoy43leGjA мусором, когда они предназначены как раз для того, чтобы максимально полно закрыть поисковый запрос?
Накрутки, пустышки, другой интент?
И речь-то не о запросах, а о связанной семантике в рамках документа, которая якобы что-то там. А по факту - см. скриншот. Формально - кластер один. Фактически - разные страницы в рамках одного сайта, а то и страницы, заточенные под разные запросы.
Ну так оно. Кластеризуешь семантику/запросы на инфо/коммерцию, естественно. Потом думаешь, как разместить слова в документе.
Ну вот как по мне - это уже устаревшая модель, очень абстрактная. Небинарность сейчас - это уже не только про людей, и в каждом конкретном случае нужно оценивать структуру ранжируемых документов, а не просто абстрактный тип интента.
Вот по примеру выше, чего хочет пользователь - купить готовое? Заказать проект? Заказать проект и строительство? Достаточно ли будет карточек проектов, или нужен объёмный информационный текст? Или маркетинговая посадка? И что с вспомогательным контентом - таблицы, отзывы, фолио, видосы?
Выглядит так, что всё определяет скрытая от нас информация о пользовательских сигналах - а вовсе не слова в рамках документа. Слова там всё равно будут примерно одни и те же у всех.
Насколько я помню, контентные векторы лезут из NLP. Та еще заморочка, особенно если скрещивать с SEO. )))
Виктор, что нужно чтобы сайты лезли в ТОП?
Прокаченный сайт и качественные тексты
Давайте разберем как пишется статья для сайта в средних агентствах:
Берется запрос, он же является основной темой статьи.
Хорошо если в ТЗ еще разбиваются блоки и внутри каждого блока НЧ ключи прописываются для копирайтера. Но чаще всего берется только один основной ключ и рядом отправляются НЧ ключи по типу вставь сюда и так сойдет.
Потом данные клиенты приходят к нам со словами почему наш сайт не в ТОПе. Кроме текстов там, конечно, много что еще нужно делать.
Но вернемся к контенту.
Добавив просто список LSI слов в ТЗ для копирайтера сильно улучшает качество статьи и ее видимость про прочих равных.
Ответил на вопрос зачем LSI?
"список LSI слов"
Опорные слова )
Можно и так называть.
Главное чтобы качество контента было на высоте и запросы в ТОПе
"Добавив просто список LSI слов в ТЗ для копирайтера сильно улучшает качество статьи и ее видимость про прочих равных. Ответил на вопрос зачем LSI?"
LSA/LSI - это метод работы с информацией. Причём для машинного обучения. Т.е. машину обучают нашему языку, потом она обрабатывает информацию в соответствии с поставленными задачами: организует базу данных, сортирует тексты и веб-документы, пишет (пока не очень) тексты на нашем же языке.
То, что специфические термины применяют где попало, - беда нашего "копирайтинга" (прости Г-ди) и/или хитрый план "опимизаторов". А потом плодятся и путаются под ногами эти псевдо-термины и веб-документы, заточенные под них.
Без шелухи процесс выглядит так:
Есть запрос от заказчика. Например: "Мы продаём чай. Чёрный, зелёный и пр. Хотим, чтобы нас находили в Интернете." В переводе на современный сеошный язык:
1) найти все запросы, которые имеют отношение к теме;
2) распределить по группам (1 группа=1 страница сайта);
3) к группам запросов приложить списки ТОП-10;
4) копирайтер смотрит запросы группы и читает (=анализирует) топовые документы. Если не надеемся на копирайтера, читаем за него и составляем план (или даже конспект) этих документов. Похоже на обычные способы работы с текстом, известные уже в школе (как написать изложение, сочинение, реферат). Объединяем информацию, полученную при сборе семантики и анализе ТОПа.
*
При таком подходе очень сложно пройти мимо:
а) слов, которые позволяют идентифицировать ключевые запросы документа (важно для поисковых роботов);
б) смыслов, которые позволяют действительно однозначно и полно ответить на вопрос пользователя.
Ага-ага.
Ща, 5 сек.
Издревле, на Руси все ели блины. Рецепт блинов? Не было раньше такого заморского слова – все просто готовили их на чем, да как придётся. На молоке, на сметане, да на тесте добром.
Рецепты блинов некогда было читать, а уж тем более и читать онлайн бесплатно, ибо не было компьютеров на Руси, все познавалось опытным путём. Берёшь сковороду, да на огне готовишь блинцы. Получались блины что по рецепту, что без рецепта – страсть как вкусные! Сковорода тоже была або какая – не до жиру было на Руси, что было под рукой, на том блины и готовили. Не задавались вопросом добры люди, на какой сковороде готовить блины, да по какому рецепту! Просто брали молоко, сметану и тесто, да готовили блины быстро – минут за 5.
Готовили блины на Масленицу… Масленица – это известный праздник…
Читать дальше (скрытый текст).
Вспомнился текст в категориях на одном сайте: "Купить [товар] в интернет-магазине недорого - легко!"
:D
мы бы порадовались рекламе сковородки :)
Рецепты оладий ему ещё, оладьи - тематические!
–
Комментарий удален модератором
Простым языком рассказано о современном интернет-копирайтинге для людей, далеких от поискового продвижения. Спасибо.
На самом деле не все так однозначно, но к идеальному восприятию LSI нужно стремиться. Жаль, не все от нас зависит. )))
Ну хоть вы как сотрудник этого учреждения поясните - что за LSI то?
Тем более, вам тут всё понятно и полезно.
"Этого" – какого? )))
Через вордстат для посадки определяется ядро, после вокруг ядра пишется человеческим языком текст с синонимами, прямыми вхождениями и другими ништяками.
Вот, вы же сумели сказать без упоминания (всуе) термина (LSI).
а чем плохо упоминание термина ?)
Термин левый и кривой. А его растиражированность очень мешает говорить на нормальном языке о правильных вещах.
Павел, добро пожаловать в команду!)
жду оффер на мыло!)