Coub — TikTok, который не случился
В 2012 году на свет появился coub.ru — сервис коротких, зацикленных видео, а пользователь сразу приняли и полюбили его. Помню, как я впервые посмотрел там что-то, и было ощущение, будто этот сервис я знаю с детства.
Следующие 2 года Coub активно рос — виральность была просто бешеная. Но потом что-то пошла не так. Сервис стал неудобным, рост замедлился — чуда не случилось. И в этом посте я хочу разобрать, какие именно ошибки допустили Миша Табунов и его команда.
В общей сумме у меня получилось насчитать 8 факапов. Условно они разделены на интерфейсные и маркетинговые. К каждому пункту будет приведено описание, обоснование неудобства и пример решения. Перечисление в некоторых местах идет от простого к сложному.
Бонусом я разбавил статью своими любимыми коубами ;)
Интерфейсные
1. Замкнутость на сторонних сервисах
Все время существования Coub делает ставку на виральность. Восемь лет назад она бралась в основном из vk и fb. Поскольку соц. сетям нужно было повысить свою ценность, они позволяли встраивать сторонний контент в свои ленты и лички. Однако со временем начали появляться соц сети с лок-ин контентом.
Например, если я захочу распространить коуб через сториз - я должен буду выгрузить коуб к себе на устройство и загрузить в инсту. В итоге, это будет совсем другой контент, который не приводит новых пользователей на coub.com.
В качестве решения для привлечения пользователей можно было бы попробовать формат всё тех же сториз. Это по-настоящему эффективный вариант, которому не смог сопротивляться даже YouTube, и который взял на вооружение даже LinkedIn (хотя казалось бы, при чем тут они).
2. Отсутствие встроенной аудиотеки
Основная суть большинства коубов - это создание диссонанса в голове пользователя при помощи сходства или расхождения видеоряда и дорожки. То есть к коубу нужно найти музыку. На данный момент можно подтянуть аудио из ролика YouTube, указав ссылку либо загрузив файл с устройства. Это занимает время.
Оптимальным решением было бы а) добавить аудиотеку, как это сделали инстаграм с тиктоком; б) накапливать публичнодоступную аудиотеку из файлов, загруженных пользователями.
3. Нет Ответочки
В первые годы на Coub были популярны челленджы. Пользователи соревновались, кто круче подберет видео к звуку или звук к видео. Доходило до того, что половина видео в ленте содержали в заголовке "answer to - /URL/".
При таком формате, пользователю, чтобы восстановить цепочку, нужно скопировать мышкой ссылку, вставить её в новую вкладку и посмотреть ролик. Это если с веб-версии. В приложении все еще хуже: тебе нужно запоминать линк, вбивать его в браузере, дальше браузер тебя перекидывает в приложение на новое видео, но слетает просмотр ленты с предыдущим видео.
Учитывая, что цепочки могли быть длинной до десятка роликов, занятие очень рутинное. Это один недостаток. Другой недостаток, что цепочки могли рваться - и тогда будет утерян трендсеттер, он/она получит меньше просмотров - значит, меньше мотивации пользоваться сервисом.
Обращу внимание, что кнопка recoub - но она всего лишь превращает просматриваемый ролик в заготовку для твоего варианта. А функционала "ответочки" в ней нет.
Хорошим примером здесь будет Twitter с его тредами. Пользователь точно знает, что его ответ не пропадет.
4. Рекомендательная система
Я нагуглил интервью, где Михаил очень странно странно отзывается...
Если по-простому, в социальных сетях рекомендательная система является стратегическим направлением. Ее ни в коем случае нельзя отдавать на аутсорс. Это во-первых.
Во-вторых, интерфейс Coub по тем временам был уникален: пользователю за один момент на экране показывается одна единица контента, и приложение снимает максимальное количество метрик с высокой точность. Тикток сделали точно такое же решение - и не случайно. Дело в том, что при такой структуре интерфейса разработчики могут получать очень чистые и всегда актуальные данные, а такие данные - залог успешного внедрения ML.
Все 8 лет существования сервис дает рекомендации на основе банального "трендинг" - то есть у чего много просмотров, то и покажем тебе. Первые 2-3 года пользователи Coub генерили контент очень высокого качества, поэтому такой подход не особо вредил. Однако даже при самом высоком качестве не будет такого, что один ролик удовлетворит 100% пользователей.
Маркетинговые
5. Отсутствие маркетингового продвижения во внешней среде
Я никогда и нигде не видел рекламы Coub - и в интервью есть подтверждение (по крайней мере на 16-й год), что команда выезжает только на виральности. Как мы уже обсудили выше, соцсети пошли в направлении локин - то есть не дают полноценно встраивать чужой контент к себе, а от себя не дают пути перехода.
Тут снова приведу в пример Тикток (не зря же он в заголовке висит). У ребят была мощная база из лояльных американских школьниц. Но когда рынок перенасыщен продукцией (соцсетями), а количество часов в сутках остается прежним, нужно использовать все возможные способы продвижения. И Тикток в первые годы существования буквально завалил интернет рекламой себя.
6. Отсутсвие внутреннего продвижения контентмейкеров
Очень быстро в Coub появилась еженедельная/ежемесячная/годовая подборки. Проблема в том, что эти подборки, как и сам сервис, фокусировались на роликах, а не на тех, кто их делает.
Тут Тикток уже можно привести в качестве контр-примера, мол, они не промоутят своих пользователей, а только их контент. Но тут нужно учитывать специфику содержимого. На тиктоках в большинстве случаев представлен сам автор, то есть публика, просматривая контент, видит и кумира. В случае же Coub, контент производный, как мы обсудили выше - автора никто не видит, о его существовании в большинстве случаев зрители не задумываются. В итоге, меньше мотивации создавать, потому что статусная составляющая не удовлетворена.
Решить эту проблему можно несколькими путями: это могут быть дайджесты, как в аппсторе (где часто знакомят пользователей с разработчиками), либо кураторы, как в спотифае. Еще можно взять пример с Кнопки Ютуба.
7. Токсичная модель монетизации
Через 3-4 года после запуска качество контента на Coub начало заметно падать, и в тот момент началось вот что: после каждого второго ролика проскакивала реклама, причем реклама была повторяющаяся. В тот момент я подумал, что ребята почуяли жареное и решили срубить бабла и свалить.
Когда пользователь такое видит, появляется отторжение. По сути, это ускоряет скатываение сервиса, который и так уже скатывается. Время не отмотать, поэтому пускай будет советом на будущее.
Заключение
Эта статья была попыткой разобрать продуктовые/стратегические ошибки в социальных сервисах. Надеюсь, у меня получилось описать и обосновать их. Если есть какие-то дополнительные мысли или с чем-то несогласны - приглашаю в комментарии.
P.S. В этом году Coub был выкуплен Комитетом, а продактом является Влад Цыплухин - я желаю ребятам успехов в развитии сервиса. И если кто-то из вас это читает, то у меня вопрос: Вы нафига топовую 🤘 кнопку заменили бездушным ♥?! Ведь это было визитной карточкой Coub.
Так а, может, все проще? Платформы похожи технически, но принципиально разные по сути. Примерно, как тетрис и промышленный контроллер, где и там и там есть экранчик с похожим разрешением и процессоры могут работать с похожей частотой, но вот, почему-то их не принято сравнивать в обзорах.
Тикток даёт пресловутые 15 минут славы тебе, а коуб - твоему контенту в отрыве от тебя. Тикток даёт иллюзию, что тут можно стать суперзвездой, - расстояние до мечты в один ролик. А коуб вообще не про это. Коуб не даёт даже иллюзии...
Ты верно говоришь: какое окружение построят создатели сети, так и будут себя вести пользователи и контент.
Но у любой социальной сети (в широком смысле, включая Доту и религии) есть три измерения: статусная, материальная и развлекательная полезность.
Чтобы твоя сеть заработала, нужно развивать ее хотя бы в двух направлениях, а лучше во всех трёх. В случае же Coub полноценным было только одно — развлекательное измерение.
Скорее так - развлекательная полезность. Статусность здесь необязательная опция, а монетизация - вообще пятое колесо.
Коуб просто морально устарел. На смену ему пришли новые видеосервисы, более продвинутые и интересные. Это нормально
На ютюбе слово КОУБ в какой то момент вытеснило слово ПРИКОЛ, и сейчас все делают нарезки коубов.
Всё проще:
1. Отсутствие локализации + русская аудитория. В итоге иностранцы вынуждены смотреть каждый второй ролик на русском языке или локальные российские мемы.
2. Плохая реализация. Всё глючит, заедает, тормозит и вот-вот развалится.
3. Нет комментов, нет общения, кривые личные кабинеты. Всё криво и неудобно.
Верните козу!!! Не хочу сердечки жамкать, хочу козу кидать кубам!!!!
Кстати, всегда хотел спросить. А какие планы у Комитета на коуб? Обновлений давно не было. Что они пытаются сделать? Или они задумали жесткий pivot? А то похоже, что они купили сервис, а теперь жалеют. Он даже в category top в App store не выходит, хотя там надо ~60 людей в день набирать, чтоб в 200 попасть.
Тоже постоянно задаюсь этим вопросом. Я думал сделают сразу же какую-то нативную интеграцию с ним или хотя бы что-то - но вот вообще тишина.
Комитет писал уже в какой-то статье. Вот здесь подсказка: https://vc.ru/team/108386-ios-razrabotchik
Я сам когда-то делал не плохие коубы и сейчас сервис кажется просто застыл и работает сам по себе... Есть куча вещей, которые хотелось бы увидеть, обновить, поработать с маркетингом, но комитет почему-то совсем на него забил. Мне коуб нравиться, но он совсем не развивается и куда катиться не понятно((
https://tsya.ru/
Что тикток, что коуб это мусор. И хорошо что коуб медленно загибается, на одну помойку с "контентом" будет меньше.
Но ведь VC это про бизнес, про зарабатывание денег в правовом поле, про новые возможности, а не про моральные аспекты.
Coub - это клон z0rge флешовых зацикленных видео с музыкой,родом из нулевых. 4chan и все такое
Да, z0rg.de точно, огонь сайт.
https://z0r.de/
Даже жаль что он на флеше, уйдёт эпоха
Мы перед сном с моей женой смотрим coub. Это уже традиция :)
Тебе сколько 50-80?
Обратная связь верная, но это "данные из будущего", это сейчас мы в мире победившего тиктока знаем, как надо было.
А в момент развития Coub, ну или Vine, например, с очень похожей судьбой, этого всего ещё не было: сторисов, лок-ина в социалках, битвы рекомендательных систем.
Сейчас, если делать Coub 2, то указанные в статье условия будут необходимыми для успеха, но достаточными они уже не будут, надо что-то новое поверх.
Особенно понравился пункт про "замкнутость на сторонних сервисах". В своих инициативах постоянно ловлю что-то такое. Сложно сказать не "я сделаю вот эту штуку для фэйсбука", а "я сделаю вот эту штуку и буду ей конкурировать с фэйсбуком". Ну и на старте конкурировать скорее всего будет невозможно. Надо, видимо, планировать заранее переход от дополнения к стороннему сервису на свой собственный сервис.
Кстати я думал, что Комитет воскресит Коуб.
Не получилось, не фартануло ¯\_(ツ)_/¯
Да, уже вроде год как купили, а изменений не видно. Обычно, к моменту покупки уже есть какой-то план развития.
Комментарий недоступен
Почему-то нигде не пишется сумма, видимо не разглашают
Комментарий недоступен
Вы нафига топовую 🤘 кнопку заменили бездушным ♥?! Ведь это было визитной карточкой Coub, уроды?
А мне нравиться..)
Просто многим сложно объяснить:
{ЧТО} Загружаем ролики для раскрутки.
{КОМУ} Назначение роликов - аудитория Интернет, вероятно клиентам.
{УРОВЕНЬ} Возраст и интересы аудитории (поиграется с приложением, не обратит внимание на продукт, или же ролик "зацепит")
{ФИНАЛ} Приложение должно "подыгрывать" продавцу, быть "увлекательнее" нажимающему экран смартфона.Дальнейшее зависит от медиа вовлекания, насколько медийщик преподнёс суть, не сказал ли он просто "вот оно счастье и лёгкость, решение всех проблем" (что "заезжено")
Просто у коуба очень слабая социальная составляющая:
- нет комментариев
- нельзя написать сообщение автору
- нет сообществ и прочих объединяющих инструментов
- нельзя настроить ленту или скрыть какое то видео
в этом плане лента коуба это как телевидение, некий монолит: "вот, смотри что мы тебе показываем или выключай".
А так в коубе часто зависаю, чисто для настроения посмотреть что то, а тикток с его подростками-дегенератами и олечкой бузовой нахрен не нужен.
про бузиху с языка снял
Рекламы сервиса и правда не было нигде, а она была бы кстати хотя бы когда закрыли Vine, интерфейс в плане "сделать coub с другой звуковой дорожкой" не самый простой даже в веб версии (мобильной не пользовался, но там, наверное, не проще), можно было бы и побольше времени давать на видео..Но и ТикТок - это когда любое школоло с телефоном (опять же - когда Coub начинал, то не ходили дошколята с мобилами) просто покривлялись, накинуло музыку из трендов и тут же выложили. В Coub в этом плане, наверное, более думающая аудитория - нужно же продумать какой-то сюжет, шутку, чтобы звуковая дорожка соотносилась, а не "качала"..Я не могу себе представить чтобы в coub люди смотрели и лайкали "знаки зодиака самые в чем-то" и прочую тупость ТикТока, при этом по сотням раз повторенную другими + и правда здесь нет лица автора, а славы и лайков, популярности просто "произведением" словить труднее - меньше заинтересованности от тех же подростков..
Я бы упростил добавление звука (надо расширять и каталог, и разрешить писать свой), интерфейс (особенно на мобилах), обратил внимание на сферы, где "рассмотреть несколько раз" хотят - те же голы в спорте, финты, работать с уже имеющимися сообществами любителей от спорта до сериалов
зачикленных, описние🤣🤣🤣🤣
Спасибо
О, помню Цыплухин на старте популярности коубов писал что это выстрелит и пацаны к успеху придут, в вопросе оценки компании
оказия в том, что он не продакт и не визионер, а пресс-секретарь
- 10 секунд слишком мало, надо расширить до 15.
- в качестве источника нужно позволить использовать более длинные ролики, и меньше глючить
И это топовые коубы? Кроме раздражения, они ничего не вызывают, может быть проблема в этом?
Просто его время прошло, так бывает