История спорных решений стартапа IFTTT. От всеобщей любви до ненависти — один пивот
Даже востребованная концепция не спасет, если стартап резко меняет правила. Стартап IFTTT — ошибки, на которых следует учиться.
Представьте: вы ушли на работу, но забыли запереть дверь. На телефоне установлен умный замок, поэтому проблема будет решена, как только вы зайдете в приложение.
А еще дома есть термостат. По колебаниям температуры его датчики могут распознавать, когда дома никого нет. К несчастью, устройства не общаются между собой. Термостат не может направить сигнал умному замку, поэтому все зависит лишь от того, как быстро вы вспомните свою оплошность (и вспомните ли вообще).
Здесь на помощь приходит стартап IFTTT — любимчик поклонников систем умного дома. Его платформа связывает устройства и приложения от разных разработчиков в единую экосистему. Не так давно руководство IFTTT приняло не популярное решение: ранее бесплатный сервис стал платным, спровоцировав гнев тысяч пользователей.
На таком решении погорел не один проект. Его и разберем.
Быстрый обзор компании IFTTT
Вы, конечно, знакомы с термином SaaS («программное обеспечение как услуга»). Те, кто чуть лучше разбирается в IT, слышали про IaaS («инфраструктура как услуга») и PaaS («платформа как услуга»).
Стартап IFTTT доказывает: все должно стать услугой. Директор по дизайну и фаундер стартапа Линден Тиббетс уверен: это и есть будущее. «Скоро вы не сможете назвать предмет, девайс или сервис, который не подключен к интернету или не отслеживается интернетом вещей», — гарантирует он.
Аббревиатура IFTTT происходит от оператора программирования «if this, then that», в переводе на русский «если… , то… ». Команда стартапа создала программу, которая позволяет наладить автоматизированные процессы для жизни, бизнеса и операционных задач.
Вот три примера автоматизации, доступных благодаря IFTTT:
- Если вы звоните со своего телефона Android, то запись о звонке добавляется в Google Таблицу.
- Если вы попросите яндексовскую Алису записать задачу в список дел, то задача будет продублирована в приложении iOS Reminders.
- Если над вашим домом пролетает МКС, то вы получите уведомление на смартфон. Без шуток. Это реальная функция в IFTTT.
На конец сентября 2020 года IFTTT насчитывает 90 миллионов апплетов.
С чего все начиналось
Как объяснял фаундер IFTTT Линден Тиббетс, его всегда завораживала способность людей находить скрытые взаимосвязи между физическими объектами. Например, ухо можно использовать вместо подставки для карандаша, крышку от бутылки — вместо пепельницы. Тогда он решил искать такие же взаимосвязи в мире digital. Так в декабре 2010 года появился стартап IFTTT — впрочем, в тот момент больше идея, чем реальный продукт.
Идея обрела форму к релизу 7 сентября 2011 года. В своем первом блог-посте Тиббетс назвал новый сервис «скотчем для приложений», который скреплял их между собой. Его соучредителем стал Джесси Тейн, который вскоре покинул компанию.
Интернет вещей от IFTTT: поиски продукта
В годы сразу после создания сервис IFTTT умел выполнять суперпростые задачи: например, заставлять приложение погоды отправлять пользователю SMS, когда ожидался дождь. Или автоматически публиковать в Facebook фотографии из Flickr. Уже в апреле 2012-го пользователи сгенерировали миллион таких мини-заданий.
Люди подключали к Всемирной сети все больше объектов обихода: чайники, розетки, замки на двери. В интервью порталу The New York Times Тиббетс объяснил: IFTTT хочет стать платформой, объединяющей все эти предметы, но не привязанной к конкретному девайсу. Однако эту концепцию было сложно донести: она привлекала опытных пользователей интернета, но не апеллировала к среднему пользователю.
Видимо, в попытке разделить продукт в начале 2015 года компания анонсировала еще три приложения:
- Do Button запускало действие, когда пользователь нажимал на кнопку.
- Do Camera автоматически выгружало изображение на выбранный сервис (Facebook, Twitter, Dropbox и другие).
- Do Notes делало то же, что и Do Camera, только с заметками вместо изображений.
Однако все три проекта оказались провальными: пользователи не были заинтересованы в том, чтобы загружать на телефон три отдельных примитивных приложения. В ноябре 2016 года все они были внедрены в основное приложение IFTTT. Процесс объединения продолжился и осенью 2019-го, когда функционал IFTTT получил существенный апдейт. Софт, который раньше объединял лишь два устройства или приложения, теперь мог создавать апплеты из куда большего количества служб.
История инвестиций
Инвесторам оказалась симпатична идея Тиббетса по созданию взаимосвязей в Интернете. В декабре 2012 года компания IFTTT привлекла $7 миллионов в рамках первого раунда финансирования, который возглавлял фонд Andreessen Horowitz. Партнер фонда Джон О’Фаррелл пояснил: «Линден поразил нас своим предвидением. Уже в 2012 году он знал, что грядет настоящий бум различных сервисов и устройств».
На последнем раунде финансирования от весны 2018 года компания привлекла $24 миллиона; лид-инвестором стал корпоративный инвестиционный фонд Salesforce Ventures. Также средства вложили IBM, Chamberlain Group и Fenox Venture Capital. Общая сумма составила $63 миллиона.
После раунда Тиббетс объявил об отставке и уступил позицию генерального директора Крису Кибариану — бывшему CEO компании Randstad Digital Ventures, которая владеет платформой поиска специалистов Monster.com. Сам Тиббетс перешел на должность директора по дизайну. Как он сообщал в публикации на Medium.com, которая была удалена по неясным причинам, задачей Кибариана станет «реализация потенциала IFTTT и рост в качестве объединяющей платформы, которой доверяют все люди и компании мира».
Все каналы монетизации IFTTT
Примечательно, что инвестиционный раунд от апреля 2018-го стал первым вливанием за четыре года. Это долгий перерыв для стартапов Кремниевой долины. Объяснение вполне закономерно: команда IFTTT тестировала различные варианты монетизации, в том числе запуская платные продукты. Однако внимания в СМИ и существенного притока «зелени» стартап так и не сгенерировал.
Намеки на создание премиум-программы долго не претворялись в реальность. Отчасти это было вызвано пересмотром бизнес-модели, которая изначально основывалась на B2C-продажах. Лишь после провала трех «Do» IFTTT отошел от конечных потребителей и направил все внимание на компании. Можно сказать, это решение перевернуло игру — или, по крайней мере, целевую аудиторию.
«Ни одна живая душа в Flickr, Twitter или The Weather Channel не знала, кто я такой или чем занимается IFTTT, — вспоминает Тиббетс. — Мы были какими-то проходимцами, которые использовали их API».
И хотя IFTTT соединяла сторонние программы, их разработчики не могли самостоятельно подключить поддержку IFTTT. Услуги по предоставлению этой поддержки и легли в основу монетизации. За $199 любой бизнес мог подключить программу IFTTT Partners и встраивать апплеты в свои приложения.
Не все компании восприняли идею с энтузиазмом. Однако CEO компании-производителя умных дверных звонков Джейми Симинофф сообщает: возможности IFTTT намного более рентабельны, чем самостоятельная разработка интеграций. Сотрудничество позволяет экономить на инженерно-технических разработках до миллиона долларов в год.
Для инвесторов стартапа запуск программы стал точкой пивота. «В этот ключевой момент компания переходит к настоящей бизнес-модели, новому уровню масштабируемости и доступа, — утверждает партнер Norwest Ventures Джош Голдман. — Мы очень долго обдумывали это и планировали. Думаю, выйдет грандиозно».
Одна ошибка — и ты ошибся
10 сентября 2020 года сервис перешел на новую условно-бесплатную модель, которая ограничивала обычных пользователей до трех пользовательских апплетов. Для снятия ограничения и подключения новых возможностей следовало подключить подписку IFTTT Pro. Таким образом, все функции, которые прежде были free of charge, стали платными.
Подписка для новых пользователей стоила $9,99, а старым было предложено до 7 октября выбрать стоимость самостоятельно — от $1,99 до $9,99. Установленная цена действовала бы в течение первого года, затем всех планировалось перевести на полный план. Также компания собиралась стереть из базы данных все созданные апплеты, за исключением трех последних.
Столь резкий переход на платную модель вызвал шквал критики. Под давлением возмущенной аудитории команда IFTTT пересмотрела тарифы: теперь до 7 октября пользователи могли выбрать стоимость подписки не на год, а пожизненно. При этом сохранялась минимальная цена — $1,99. Разумеется, план IFTTT Pro отменен не был.
Перепалка с пользователями продолжалась в течение месяца. Стоимость подписки для новых пользователей была снижена до $3,99. Акция с установкой стоимости для старых пользователей продлилась еще на две недели. И хотя IFTTT утверждал, будто уже «много пользователей» перешли на платную подписку, эти послабления, скорее, свидетельствовали о недовольстве результатом продаж.
Подводим итоги
Можем заключить, что рост компании был заторможен тремя факторами:
- Продукты IFTTT долгое время целились в конечных клиентов, а не бизнесы (B2C вместо B2B).
- Компания пыталась разделить в четыре разных приложения.
- После выпуска подписки IFTTT Pro функции, за которые раньше не приходилось платить, стали платными.
Для бизнеса в сфере SaaS такой способ монетизации не новость. Даже десяток платных порой выгоднее, чем тысяча бесплатных. И все же решение IFTTT отобрать у бесплатных пользователей весь функционал оттолкнуло здоровую часть аудитории. Суета, которая последовала за волной возмущенных твитов, подает нам сигналы бедствия: видимо, доход от новой подписки не оправдал возложенных надежд, но следим дальше.
Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.
Платная подписка на IFTTT – штука сомнительная.
Ведь сервис не даёт за скольугодно малые деньги скольугодно значимую пользу.
Например он бессилен отображать приходящие в телефон СМС в канале телеграма (может, но с js-кодингом, адскими задержками и неполноценным считыванием)
А ещё например у Вастрика в разделе "дом-дурачок" сам собой народный вывод сложился, что из функций умного дома по факту используются только регулировка освещения и музыки. IFTTT это никак не исправит.
А ещё большинство апплетов IFTTT работают только "на вход" информации. К примеру airtable с радостью предоставит вам возможность что то записать в airtable через ifttt. Но считать потом? Нет. "мы работаем только на сбор информации. Делиться не намерены. Запейте водой"
Ну и так далее.
Сервис хорош. Но значимых примеров пользы не видно.
Хоть бы научились смски в телегу слать. Уже было бы неплохо
Аминь
Им нужно было сделать маркетплейс, чтобы цены за свои аппы ставили пользователи сами. Типо одни создают и продают - другие юзают. И брать % с этого.
У меня в свое время не получилось реализовать даже простейшую запись событий гугл календаря (доступного в сервисе на чтение) в airtable, что звучит вообще как эталонный пример, но нет — в угоду упрощению даже простейшая обработка информации из календаря оказалась невозможной. Zooper при этом справился на 4/5, и времени на реализацию я кажется потратил даже меньше чем в IFTTT, потому что в интерфейсе никто не пытался изобретать велосипеды.
Попробуйте ещё Integromat
Zapier? Мне интересно стало, потому что с IFTTT тоже тыркался и не особо что понял.
Да, точно, перепутал с другим софтом. У Zapier поменьше интеграций (нативных приложений вроде вообще нет, всё что касается уведомлений нужно реализовать через третье приложение), но какие есть реализованы детальнее. Интерфейс вроде как более комплексный, но в результате оказался понятнее потому что не состоит (как у IFTTT) целиком из попыток засунуть весь функционал в одну кнопку. И как следствие возможна более сложная логика с ветвлениями, форматированием данных и так далее.
Именно. Функционал-то вроде огромен, но, честно говоря, я так и не смог на нем ничего значимого сделать, ну свет в квартире включать, когда я подхожу к дому, или гирлянду там, как у Вастрика была идея, это круто конечно, но для поиграться и друзьям фокус показать) А с практической точки зрения и свет-то правильнее включать по датчику открытия двери, если уж не хочется до выключателя дотрагиваться. И да, как только начинаешь копать глубже, выясняется, что есть нюансы, плюс оно иногда непредсказуемо отваливается, что-то может просто не сработать, и так далее. В целом-то идея сервиса крутая, и я понимаю, что ребятам нужно как-то монетизироваться, вопросов нет, но платить пусть даже 4 бакса в месяц за не особо нужную игрушку это как-то перебор, и так кругом подписки, сколько можно-то. Были бы там действительно нужные штуки и возможность построения сложных цепочек взаимодействий без танцев с бубном, я бы заплатил, а в нынешнем виде не вижу смысла.
Приблуды на уровне бесполезности.
Тут недавно была история, когда "умный" телевизор перестал работать, потому что был завезён в страну по "серой" схеме. Но покупатель-то это не может определить! Хз, чем там закончилось. Даже в "Спортлото" нельзя на это пожаловаться.
Ну, а то что кто-то может ломануть электронный замок от двери, сегодня вообще не вызывает удивления. Вон вчера мимоходом РЖД опрокинули чисто ради эксперимента.
Они пока на тамошнюю аудиторию работают, им такие проблемы неведомы.
В американских реалиях такая ситуация немыслима — либо товар по-тихому заменят с компенсацией, либо по-громкому казнят самого́ ритейлера, дело ведь касается налогов.
Я амерам ещё больше бы не доверял)
И вообще всё вокруг стало слишком умным: скоро холодильник будет блочить открывание ночью, на основании того, что ты уже пожрал 3 раза за сутки.
... голосовал не за того, кого финансирует или кому симпатизирует компания-производитель.
Подходит Трамп к холодильнику, а тот ему приятным андроидским голосом и отвечает: "You're fired, closed".
Keep Freezer Closed
Но данные клиентов не пострадали!
Только потому, что ради эксперимента...
"Пивот" - что это?
Пилот самолета, который везёт пиво
Понятно.
Комментарий недоступен
Поворот
В мире постепенно будет уменьшаться количество connected-людей, которые не умеют в программирование хотя бы на базовом уровне (скрипты из 5-10 строчек).
Соответственно, маргиналы, которые не хотят учиться, будут вынуждены платить сервисам типа IFTTT за "кнопочки".
А остальные будут держать на собственном VPS (или домашнем "сервере") среди прочих какой-нибудь n8n.io и автоматизировать всё как душа пожелает.
А если получит развитие возможность делиться примерами автоматизаций наподобие Blueprins в системе "умного дома" Home Assistant, то на платных сервисах останутся только совсем безнадёжные.
Единственное, что может этому помешать - нежелание корпораций терять пользовательские данные из-за их локализации.
Мысль интересная, но кажется вы ошибаетесь (хотя могу и я), люди не хотят ничего делать и чем дальше тем больше их лень, в конечном итоге все будут платить, а единицы будут способны делать, то что вы описали.
Судя по рейтингу правы скорее вы, хотя комментарий был про другое.
Вспомните свою бабушку и первый её сотовый телефон. Для поколения тех, кому на момент массового внедрения сотовой связи было 70-80 лет отправка SMS была чем-то космическим. Для тех, кому было 40-50 лет требовалось "разобраться и освоить", причём я лично знал человека, чей сотовый был у охранника-водителя, и брал он его в руки только после "Сергей, набери мне этого....". И сейчас, когда они заняли место 70-80 летних, телефон для них просто телефон. И звонят, и СМСки отправляют, и картинки в вацапе рассылают. Технология стала обыденностью.
Но готовить бабушки умели отменно, это их "базовый навык". И если бы я своей бабушке сказал, что через 20 лет люди будут платить за доставку еды каждый день вместо того, чтобы готовить, она бы мне не поверила.
Современные дети осваивают телефоны рефлекторно, и это заслуга как Стивена, нашего, Джобса, который придумал тыкать в экран пальцами, так и того, что люди приобретают навык общения с компьютерами "с пелёнок".
Поэтому люди, конечно, ленивые, и они к тому же ещё и жадные. И платить за то, что легко делается самостоятельно всегда позволяют себе только очень богатые из них :)
Ну я не согласен с тем что программирование станет таким навыком, потому что чем дальше тем меньше оно необходимо, и люди осваивают сайтостроение через тильду и прочих, создание приложений через конструкторы и скорее это вектор развития, упрощение существующих технологий и уже их осваивание, а писать код будет элита (в интеллектуальной области).
И если бы ученые или известные инженеры были такими же популярными как кайни вест или кардашьян, то вектор развития где знания становятся чем-то обыденным был бы возможен. Но посмотрите, наши родители многие умели решать Диффуры, или к 40 годам многие помнили что такое интегралы и прочее, сейчас все гораздо хуже.
И вот главное, мы оба с вами правы, просто вы перепутали знания и технологии, и я думаю имели ввиду все тоже самое, что я пишу.
Чем продвинутее технология, тем больше знаний нужно для её создания, и тем меньше знаний нужно для её освоения пользователем?
Соглашусь, но для кейса, описанного в статье это не так важно. Ведь они сами, своими руками толкнули пользователей, у которых "настроено и работает" на поиски альтернативы, причём снабдив их осознанием важности этого сервиса для самих себя и негативным опытом "я им доверил, а они меня кинули".
Сегодня (вчера) "скотч для сервисов" это нечто инновационное, завтра - побочный продукт какой-нибудь более изощрённой технологии типа "домашнего робонаноквантового помощника".
Приведенные в статье примеры (типа пролёта МКС над домом и записи звонков в таблицу) хорошо показывают основную проблему сервиса — очень мало что в жизни связано друг с другом вот так "один-к-одному", обычно логика взаимодействия юзера со своей техникой и сервисами на порядки сложнее, даже если это "обычный" юзер. Несколько лет периодически вспоминал про сервис и каждый раз натыкался на ограниченные возможности, связанные с попытками все упросить, после которых остался только мало полезный или уже реализованный "нативно" функционал.
Вот тоже самое, каждый раз нельзя что то хоть как-то сделать. Последний раз пытался заявки из сайта на wordpress направить в телегу и никак.
А самое тупое - сервис для объединения двух приложений не имеет поиска где можно было бы вбить два приложения, он покажет все связки между ними.
Комментарий недоступен
Полностью согласен.
Яркий пример - отзывы к сервису облачного хранения Dropbox. Если посмотреть AppStore, то все негодуют из-за изменения / ограничения бесплатных пользователей и т.п.
Поэтому понимаю владельцев сервисов / продуктов, которые игнорируют тонну feature request от бесплатных пользователей.
Ну... всё, как по писанной модели классического стартапа: есть гений-основатель, который зрит в будущее технологий, но за ширмой технологий совершенно не видит болей, которые он должен закрывать, а значит и людей, которые будут платить за весь этот праздник жизни.
Грубо: для монетизации необходимо иметь хотя бы пару-тройку клиентских историй с полной раскладкой кто за что, когда и где будет платить.
Например, мы читаем этот текст условно бесплатно с устройства, на котором установлена ОС, за которую мы заплатили при приобретении устройства, а производитель в свою очередь, заплатил создателю ОС и всех устраивает такая схема.
Соответственно, и здесь, создавая систему умного дома, производители вполне возможно, захотели бы заплатить условный миллион, который они сейчас всё равно вынуждены тратить на разработку. То есть 10-100 производителей превратилось бы в 10-100 миллионов дохода, вместо сшибания копеек с конечных пользователей. И было бы всем счастье.
А если бы еще и удалось создать реально работающую систему, которая объединяла бы аххулиард сервисов и устройств, то, понятно, что там бы еще и с транзакций комиссию можно было бы поиметь.
Просмотрел часть претензий. Сервису ифттт мб помог бы сервис активной помощи по установлению связей. Чтоб не юзер ломал голову, а ии. Ты типо закинул на лист все свои девайсы, а сервис накидал гуд вариантов. Плюс репозиторий самых лучших интеграций в мире, соц группа и тп.
Если все это есть, то значит "мимо"...
Работаем с американским медиаконтентом. Начали пользоваться IFTTT неделю назад, как и телеграмом (да! есть еще люди, которые начинают пользоваться телеграмом в 2021!). Открыли для себя целый мир возможностей. Задача стояла отсеить big5 media и разделить остаток на правую и левую прессу, присвоить тег и отослать все это в телеграм канал. Пока полет нормальный. За $39.99 в год - это лучшее предложение на рынке для решения задач, подобных нашим. Например в связке Slack - Zapier подобный результат обходился нам в пределах $90-100 ежемесячно.
Integromat на порядок мощнее
Он тоже сменил модель и теперь ограничен по количеству сценариев.
На бесплатной версии да, но я использую платную, т.к. количества операций не хватает
Что на это скажет Вас3ик?