«Автор приводит людей, мы даём поработать с ними»: история и планы платформы Teletype из России, куда Лебедев ушёл из ЖЖ Статьи редакции
Площадка планирует объединить функции Medium, Patreon и Substack, чтобы стать лучшей в мире платформой для блогов, общения с аудиторией и заработка на ней.
«ЖЖ умерло», — объявил в декабре 2020 года Артемий Лебедев, один из самых известных пользователей блог-платформы LiveJournal. Дизайнер вёл свой блог на площадке с 2001 года, а теперь переехал на другой сервис — Teletype от российских основателей.
После перехода Лебедева аудитория площадки выросла на треть — сейчас площадкой пользуется 6 млн человек в месяц, рассказал vc.ru один из сооснователей платформы Евгений Муравьёв.
Он с партнёром хочет сделать из Teletype «лучшую паблишинг-платформу в мире» и считает, что у команды есть всё для этого. В разговоре с vc.ru Муравьёв объяснил, зачем создавать паблишинг-платформу в период упадка текстовых блогов и почему главная задача Teletype — это не хранение материалов.
Делали для себя
Юридически Teletype принадлежит Supercoin Corp — американской компании, которую создали Евгений Муравьёв и Николай Иванушкин. Это не первый их проект: они работают в сфере стартапов уже больше пяти лет.
До предпринимательства партнёры работали в игровой компании Innova. Муравьёв возглавлял видеосервис Ayyo, который входил в группу Innova, а Иванушкин был ведущим фронтенд-разработчиком проекта.
В 2016 году Муравьёв запустил рекомендательный сервис о кино Must, Иванушкин в нём стал техническим директором. Им помог основатель Innova Геворк Саркисян, который стал партнёром проекта.
У создателей Teletype не было большого желания параллельно с Must создавать блог-платформу и бороться с уже состоявшимися сервисами. Однако им нужна была удобная и привлекательная площадка, чтобы рассказывать о своих проектах, и представленные на рынке решения им не понравились.
Основатели открыли публичный доступ к Teletype в 2017 году. На старте он был ориентирован на западный рынок. Как объясняет Муравьёв, если уж создавать проект с потенциалом развития, то лучше смотреть в сторону западных стран — там больше потенциала и возможностей для привлечений инвестиций.
Запуск Teletype обошёлся основателям в $200 тысяч — это были их собственные средства. Позже ещё $50 тысяч вложил президент и инвестор сервиса Must Арташес Туманов — он присоединился к проекту летом 2018 года. По словам создателей, это были единственные инвестиции, которые привлекала Supercoin.
Medium и Patreon как ориентиры
Муравьёв рассказывает, что на рынке паблишинг-платформ его интересуют два крупных сервиса — блог-платформа Medium и сервис для сбора средств для авторов Patreon. Оба проекта американские.
Medium, по данным на май 2019 года, насчитывал почти 100 млн пользователей в месяц по всему миру. Платформа ориентируется на текстовые блоги.
Большой минус Medium, о котором говорит Муравьёв, это реклама — площадка зарабатывала на ней с момента запуска в октябре 2013 года. В январе 2017 года Medium изменил свою бизнес-модель, добавив для читателей подписку на эксклюзивные публикации за $5.
Из этих денег сервис выплачивает гонорары авторам, подключившимся к партнёрской программе. Medium определяет сумму выплаты на основе активного времени чтения. По собственным данным, за два года компания выплатила блогерам более $6 млн.
Patreon, в отличие от Medium и Teletype, в первую очередь предлагает сервисы монетизации материалов за счёт донатов от пользователей — им пользуются музыканты, блогеры и другие авторы. Сам сервис зарабатывает на комиссии — она составляет от 5% до 12% от общего размера пожертвований в месяц.
К сентябрю 2020 года на Patreon было зарегистрировано 200 тысяч авторов, общая аудитория которых достигает 6 млн подписчиков. По собственным данным компании, с момента запуска сервиса авторы собрали $2 млрд от пользователей.
ЖЖ, с которого Лебедев перешёл на новую площадку, Муравьёв считает «старым и политизированным». «Там неудобно потреблять контент, и всё завешено рекламой, как новогодняя ёлка», — говорит он.
Пик популярности ЖЖ, который сейчас принадлежит Rambler Group, в России пришёлся на апрель 2013 года — тогда его аудитория достигала 21 млн пользователей. К февралю 2017 года их число снизилось до 12,86 млн человек. По данным аналитического сайта Similarweb, в декабре 2020 года общее количество неуникальных посещений ЖЖ составило 82,6 млн — больше 57% из них приходится на пользователей из России.
Создатели Teletype хотят совместить функции Medium и Patreon и построить площадку, на которой можно публиковать свои материалы и на ней же их монетизировать. Но пока сервис полностью бесплатный.
При этом Teletype не планирует ограничиваться текстовыми блогами — авторы также могут постить видео и аудио.
Взлёт в России
Первый пост самой Teletype на площадке опубликован в 2018 году: тогда сервис впервые рассказал о своих возможностях.
Главная страница состоит из одной ленты со всеми публикациями с блогов, на которые подписан пользователь. Посты сортируются в хронологическом порядке. Их дополняют два виджета: трендовые материалы и рекомендуемые блоги.
Один блог могут вести несколько авторов, а один автор может писать в несколько разных — похожим образом работают «Яндекс.Дзен» и Medium. Пользователи могут создать категории для публикаций на своей странице. Материалы можно комментировать или оставлять реакции в виде смайликов.
К блогу можно привязать собственный домен вида: blog.yourdomain.ru, или домены первого уровня: yourdomain.ru. Например, адрес Артемия Лебедева выглядит так — blog.tema.ru.
В отличие от похожего сервиса Telegra.ph, Teletype.in индексируется поисковиками. Для отслеживания статистики посещений можно подключить к блогу Google Analytics или «Яндекс.Метрику».
Одним из плюсов сервиса Муравьёв называет собственный быстрый редактор Teletype.
Для Telegram и Facebook работает функция мгновенного просмотра Instant View — именно за счёт неё сервис после запуска набрал популярность в Telegram-каналах, рассказывает Муравьёв.
Создатели Teletype никогда не рекламировали его — в самом начале после анонсов на Product Hunt проект рос органически, но медленно. Муравьёв объясняет, что для активного продвижения продукта команда ещё должна найти product-market fit (ценность продукта для потребителей), валидировать её, понять свою аудиторию и полностью завершить разработку площадки. «Хотя нет, надо сделать еще около миллиона других вещей и вот уже потом продвигать», — говорит он.
Российская аудитория стала массово приходить на проект в момент блокировки Telegram в апреле 2018 года, вместе с которым был заблокирован принадлежащий мессенджеру сервис для публикации статей Telegraph.
Пользователи начали искать альтернативу и нашли такой же минималистичный Teletype. Это помогло вырасти сервису с примерно 100-200 тысяч пользователей в месяц до 1-1,5 млн, причём эти люди не ушли после разблокировки Telegram и Telegraph, рассказывает Муравьёв.
После прихода русскоязычной аудитории команда решила сменить вектор развития и сосредоточилась на местном рынке. Лебедев пришёл на сервис «по знакомству» — Муравьёв был знаком с ним по другим проектам и пригласил опробовать платформу.
Команда предложила дизайнеру сделать любые нужные функции, чтобы он «мог спокойно заниматься контентом и не думать ни о чем». Сам Лебедев говорит, что поверил в проект в том числе потому, что команда была готова прислушиваться к его «хотелкам».
Дальше расти Teletype планирует за счёт привлечения новых авторов. Компания уже ведёт переговоры с «топовыми авторами», которые хотят поучаствовать в проекте. Некоторые из них — знакомые, другим команда писала с предложением сама.
Teletype пока не приносит денег и создатели финансируют его из своих накоплений и инвестиций. Точную сумму трат Муравьёв не раскрывает, но говорит, что самые крупные расходы приходятся на небольшую команду сервиса и других значимых трат у проекта нет.
Донаты, подписка и рассылки — три больших цели
Сейчас основная часть шестимиллионной аудитории Teletype состоит из российских пользователей, «небольшая» доля приходится на США, говорит сооснователь сервиса. При этом точные доли в компании не называют.
Муравьёв считает, что в мире нет удобного дизайн-ориентированного сервиса, который позволял бы легко получить красивую «обёртку» для материалов. По его словам, это первая задача, которую решает Teletype.
В будущем блог можно будет персонализировать: изменить основной цвет, добавить обложку. Например, разработчики кастомизировали страницу Лебедева по его просьбе.
К середине 2021 года создатели планируют подключить к платформе монетизацию. Она будет состоять из двух частей — донаты и paywall.
Донаты пользователи смогут прикреплять к своим комментариям. В случае с paywall авторы смогут закрыть конкретную публикацию или весь блог целиком и предоставлять доступ по подписке или по единоразовому платежу. Цену подписки автор будет устанавливать сам.
Teletype будет зарабатывать на комиссии. Её размер компания пока не установила, но по словам Муравьёва, она будет на уровне средней рыночной — около 5%.
Муравьёв обещает, что Teletype не будет завешен баннерами и рекламными постами — только если авторы сами этого не захотят и не добавят ссылку на баннер. «Это их пространство, и они сами решают, как работать с аудиторией», — говорит он.
Кроме возможностей самой платформы и вариантов монетизации, Teletype планирует привлекать авторов сервисами для работы с пользователями.
Например, сервис хочет добавить рассылку по пользователям. Если у автора есть своя пользовательская база, он сможет загрузить их e-mail в сервис и делать по ним рассылки, как в американском сервисе Substack. Отличие в том, что Substack занимается только рассылками.
Тоже не понимаю хейта в их сторону, они делают хороший продукт, пока не идеальный, но уже рабочий, приносящий пользу людям. Нравится минимализм в дизайне.
Мы делаем похожую платформу - Ryfma , но она больше заточена под писателей и их читателей (книги, стихи, рассказы и т.д.). Многое из того, что они планируют внедрить мы уже добавили, авторы довольны и пользуются с удовольствием. Есть и дополнительные фишки: темная и книжная темы, подарки-донаты (как на Reddit), ежемесячные подписки, писательские конкурсы и дуэли, SEO-оптимизированные страницы (AMP, Turbo-страницы, InstantView), приложение под VK (VK MiniApp) и многое другое. Все это делается силами одного разработчика и одного дизайнера, с бюджетом на два порядка меньшим $200 тыс ;) Желаю ребятам успеха, пусть будет побольше крутых сервисов из России!
Прошу прощения, не могла пройти мимо и не спросить:
Зачем вы сделали каждое слово с заглавной буквы?
Почему на «Узнать больше про дуэли» переходит на страницу, где нет информации о дуэлях?
Почему поиск не главное на странице вопросов?
Почему поиск не работает даже на одном из основных слов вашего сервиса (ни монетизация, ни спонсорство)?
Почему рекламные блоки порой главнее, чем всё остальное на сайте?
Как писать, как зарабатывать, куда смотреть — без понятия, зато понятно что «Удобный поиск по гостиницам у Яндекса. Выгодные цены. Бронируйте онлайн на лето!» и «Курс "Профессия UX/UI-дизайнер". Оплата после обучения! Гарантия трудоустройства!»
Даже раздел вопросов скрыт вообще от прямого доступа. FAQ тоже в опе и нет простейших ответов на базовые вопросы. Вы задавались вопросом, зачем в первую очередь приходит/переходит к вам автор? Особенно начинающий.
Самая удобная платформа? Кто провозгласил? По мнению кого?
Но самый главный вопрос на подумать:
Чем вы лучше любой платформы для публикации своих текстов с донатами и без? Тех же Черновиков от Литрес, например? Или донатов от ВК?
Начинающий автор пишет не профессионально. И аудитория у начинающего автора, как правило, не способная поддерживать автора на постоянной основе вознаграждениями, или им приходится выбирать, кого именно из авторов поддерживать. А для способной — платформа не удобна, уж простите.
Мне кажется, вы в корне неверно подошли к самой идее и решению проблем авторов и читателей. Ни с функциональной, ни с финансовой точки зрения. Проще уж на Дзене пробиваться сквозь нелюбовь к художке у аудитории, но действительно стартовать авторам хоть в каком-то заработке и повышении скилла.
Рекламой всё упичкано, а получают ли авторы отчисления с неё — неизвестно.
Есть премиум подписка для читателей, а получают ли авторы хоть какие-то отчисления с просмотров их произведений от премиум-читателей — неизвестно.
Даже к спонсорству есть много вопросов.
Так что, если честно, говорить о «многое из того, что они планируют внедрить мы уже добавили» рановато. Не достаточно просто всего напихать. Уж лучше недопихать, чем перепихать, честно. Идея-то прикольная, но, кажется, проиграли ещё на старте.