{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новости цифровых экосистем: государственный суперапп, африканский Uber и метапоиск по фудтех-сервисам

Наша новая подборка: что случилось за две недели, почему и что это значит для рынка

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

№7. Система для отслеживания заболевших COVID-19 превратилась в суперапп для бизнеса и госуслуг

Что за сервис

SELangkah — приложение для регистрации посетителей по QR-коду. Его запустило правительство штата Селангор, Малайзия в мае 2020 года.

Владельцы салонов, предприятий, магазинов и ресторанов размещают уникальные QR-коды в своих заведениях. А посетители сканируют через камеру смартфона на входе. Так правительство контролирует распространение COVID-19:

  • ведет цифровой журнал посещений
  • показывает пользователям на карте места, в которых были заболевшие
  • показывает риски заражения в разных локациях
  • передает данные медицинским службам и помогает быстро выявлять цепочку контактов.

Что случилось

Приложение SELangkah обновилось и превратилось в суперапп с новыми коммерческими и медицинскими сервисами.

Чтобы пользователи могли следить за здоровьем эффективнее, в приложении появилось:

  • Двойное сканирование — приложение стало поддерживать QR-коды для региональной и федеральной систем регистрации
  • Регистрация в локациях по GPS смартфона
  • История куайринга — пользователи видят свои прошлые сканирования
  • Доска объявлений — отображает правительственные новости о COVID-19
  • Сообщество штата — где пользователи могут подписаться на предстоящие мероприятия и проверить результаты своих тестов
  • Запись на вакцинацию
  • Система инвентаризации производителя вакцины — для предоставления цифрового сертификата для внутренних и международных поездок.

Новые коммерческие возможности супераппа:

  • Selangkah ID — первый цифровой идентификатор страны, который открывает доступ ко всем функциям приложения, государственным услугам и транзакциям, требующим цифровую или биометрическую аутентификацию
  • Selangkah BIZ — система приема платежей с любых электронных кошельков
  • Selangkah Wallet и Pay — собственный цифровой кошелек и система оплаты.

Что это значит

Приложение создавалось как инструмент для отслеживания контактов, но эволюционировало для решения других межотраслевых задач — полный цикл услуг по противодействию COVID-19, система бесконтактной оплаты, государственное соцобеспечение. Теперь SELangkah станет основой цифровой деятельности государства. Финансовый и медицинский сектора уже задействованы.

№6. Gozem — это африканский Uber. Здесь доставляют газ, возят на тук-туках и отменяют мобильный трафик

Что за сервис

Gozem — транспортное приложение, которое заработало в Того в 2018 году. В нем пользователи могли заказать мототакси. В первый месяц в Gozem зарегистрировалось 100 водителей и 8000 клиентов. А уже в 2019 году сервис начал работать в Бенине и запустил услуги вызова автотакси и трехколесных велосипедов — тук-туков.

Что изменилось

Осенью 2020 года Gozem превратился в суперапп. Он присоединил самый крупный сервис доставки еды в Того — Delivroum — и запустил доставку продуктов, еды из ресторанов, разных товаров и бытового газа. В супераппе появился мобильный кошелек в партнерстве с местным мобильным оператором. А пользователи обеих компаний получили бесплатный трафик на сервисы Gozem.

В 2021 году в супераппе появятся медицинские сервисы. Суперапп запустится в Камеруне, Габоне, Конго, Мали, Буркина-Фасо, Сенегале и Кот Д'Ивуаре. Венчурный фонд Uncovered Fund, частью которого является Gozem, привлек $15 млн на развитие африканских стартапов. Часть этой суммы пойдет на реализацию этих планов. Сейчас Gozem используют 500 000 человек

Что это значит

В портфеле инвесторов стали часто появляться африканские стартапы. Регион развивает цифровые сервисы и успешно повторяет мировые практики, объединяя межотраслевые услуги в одной экосистеме. В лист ожидания Gozem в Камеруне и Габоне вошло 6 тысяч водителей. Суперапп соединил минимально необходимые сервисы в прошлом году и готовится завоевать весь африканский континент.

№5. Многоразовая сумка, отказ от картона и график доставки. Как Olive изменит логистические экосистемы

Что случилось

Соучредитель Jet и бывший вице-президент Quidsi и Walmart — Нэйт Фауст хочет избавить потребителей и продавцов от картонных коробок при покупках через интернет.

Для этого он запустил сервис Olive, который собирает покупки пользователя из разных магазинов в своем сортировочном центре, переупаковывает в одну многоразовую сумку и доставляют до двери. Olive уже сотрудничает с сотнями брендов, например: Adidas, Hugo Boss, Ray-Ban, Ralph Lauren, Hoka One One и Lacoste.

Как работает

Покупатели устанавливают приложение Olive из App Store или расширение для Google Chrome. После этого они как обычно просматривают сайты магазинов. На этапе чекаута вместо адреса покупателя Olive укажет адрес одного из своих центров распределения. Посылка отправится туда и будет храниться несколько дней.

В это время в сортировочный центр приходят другие посылки покупателя из разных магазинов. Служба Olive их объединяет, упаковывает в многоразовую сумку и доставляет до двери в назначенный день. Для возврата покупатель кладет ненужные товары обратно в сумку и отмечает это в приложении. В следующий запланированный день доставки служба Olive заберет сумку и обработает возврат:

Откуда идея

Во время пандемии семья Фауста стала заказывать намного больше товаров через интернет. Это было удобно, но дом наполнялся большим количеством коробок. Однажды Фауст потратил 30 минут, чтобы разобрать их и перетащить на мусорку.

Почему это важно

Покупатели в fashion-ритейле привыкли ждать доставку несколько дней. И в Olive выяснили — покупатели готовы подождать еще, если это избавляет от некоторых сложностей. В данном случае их избавили от необходимости распаковывать коробки, ломать их и утилизировать или хранить в доме.

Отказаться от картона в цепочке поставок — значит уменьшить углеродный след и использовать экологичную упаковку. Это особо важный вопрос в американской экономике. Потребители готовы прощать даже урезанный комплект девайсов Apple ради улучшения экологии. Но крупные логисты пока не занимаются этим вопросом. Объем торговли растет каждый год, а вместе с этим растет количество отходов и углеродный след. Сервис Olive может изменить их отношение.

Фауст планирует полностью исключить картонные коробки из электронной торговли. А учитывая его опыт по развитию сервисов и их дальнейшую продажу в Amazon и Walmart, технология Olive или ей подобная могут стать обязательным стандартом работы.

№4. Jio — главная телеком-экосистема Индии, которая обошла Apple и Google по силе бренда

Jio впервые попала в рейтинг сильнейших брендов мира по версии Brand Finance и сразу на пятое место, уступив только WeChat, Ferrari, Сберу и Coca Cola.

Сейчас Jio в телеком-индустрии — это:

  • Крупнейшая компания Индии
  • Третья компания мира по числу абонентов — 411 млн
  • Самый быстрорастущий бренд мира с точки зрения стоимости — экосистема выросла на 50% в 2020 году и преодолела отрицательную тенденцию в отрасли

Сервисами Jio пользуется больше половины ее абонентов. Компания производит кнопочные телефоны с поддержкой LTE связи, раздает их в бесплатное пользование, покрывает 99% населения Индии, развивает суперапп и лайфстайл-сервисы:

№3. Знакомьтесь, KiwiGo — мультисервисное приложение для Азии, Африки и Европы

Что за сервис

KiwiGo — поставщик решений для безналичных платежей из Лаоса. В 2020 году он приобрел местный сервис доставки еды — Meal Temple, и превратился в суперапп. В KiwiGo — 10 различных сервисов: электронные платежи, транспорт, доставка еды и продуктов, маркетплейс, аптека и программа лояльности. Приложение работает в 21 стране Юго-Восточной Азии и Африки:

Что случилось

KiwiGo стал членом Европейского совета по климату и цикличной экономике.

Зачем

Чтобы найти партнеров в развитых странах Европы, получить доступ к финансированию проектов, обмениваться информацией с мировыми экспертами и изучать лучшие практики. Это поможет развивать суперапп и экосистему в контексте актуальных проблем в своих регионах. А затем поможет связать цифровую экономику стран третьего мира с европейскими лидерами.

Получится ли

Возможно, попытки африканских супераппов и экосистем выйти на евразийский рынок стоит воспринимать всерьез. Они не боятся запускаться сразу в нескольких странах, тестировать новые продукты и гипотезы, привлекать пользователей с разными культурными предпочтениями.

Когда-то Китай был в похожем положении — отставал от мировых лидеров по развитости и технологичности. А сейчас задает тренды и бесстрашно блокирует американские разработки на своей территории. Возможно, скоро на глобальном рынке появится и какой-то проект из Африки. Предпосылки уже есть.

№2. Tata Group купит крупнейший e-grocery маркетплейс Индии

Что за сервис

Tata Group — индийский конгломерат, в составе которого более 100 компаний разного направления: энергетика, ИТ, металлургия, машиностроение, производство материалов и товаров для потребителей. Входит в сотню самых дорогих брендов мира.

Что сделал

Договорился о покупке BigBasket — самого крупного e-grocery маркетплейса в Индии.

Зачем

Чтобы стать лидером индийского e-grocery рынка после запуска своего супераппа. И конкурировать с другим экосистемным маркетплейсом — JioMart, который стремится завладеть 40% долей рынка.

Что это значит

Каждый бренд в составе Tata Group обслуживает от 10 до 20 млн клиентов. Теперь конгломерат объединяет их в супераппе, будет создавать единую программу лояльности и систему платежей. Tata очень не хватало сильного партнера в потребительском сегменте. И сам BigBasket начал терять долю рынка в 2020 году после запуска JioMart. Объединение поможет обеим сторонам удержать позиции и нарастить долю на рынке.

Совет директоров Tata Group разделил все компании на 10 кластеров — в каждый входят представители смежных отраслей:

Они совместно развивают свой кластер, создают и продвигают цифровые продукты и учатся работать как экосистема: то есть не просто продают продукт, а остаются с клиентом, чтобы понять его потребности и предложить новые решения. Такой подход практически гарантирует успешность нового проекта на самом быстро растущем интернет-рынке мира. Мы внимательно следим за Tata и разберем суперприложение сразу, как оно заработает.

№1. MealMe помогает пользователям выбрать сервис доставки еды

Что за сервис

MealMe — приложение, которое объединяет на одной платформе крупные американские сервисы доставки еды: UberEats, GrubHub, Postmates, DoorDash и другие. Разработчики MealMe запустили приложение в мае. За 10 месяцев общий объем оборота вырос до $1 млн, а количество пользователей — до 70 тысяч.

Как работает

Когда пользователь собирается заказать еду из ресторана, он сравнивает условия в разных сервисах доставки: ищет подешевле, побыстрее, с промокодом и из любимого ресторана. Он переключается между разными приложениями, авторизуется в них под разными аккаунтами, но не всегда выбирает самый оптимальный вариант.

MealMe избавляет от этих проблем и предлагает:

  • Выбирать из самого большого количества ресторанов
  • Сравнивать цены и условия доставки с разных приложений
  • Использовать один аккаунт для заказа и оплаты
  • Пользоваться эксклюзивными предложениями
  • Экономить на сборах и комиссиях сервисов

В среднем пользователь MealMe платит за один заказ на $5 меньше и получает его на 20 минут быстрее.

Что случилось

MealMe привлек $900 000 на развитие своей поисковой технологии.

Что это значит

Компания начинала работать как социальная сеть, ориентированная на питание. Но сейчас сосредоточилась на создании системы поиска продуктов, ресторанов и оптимальных условий доставки. Такой метапоисковик — логичное развитие фудтех-рынка.

Остается вопрос — как поставщику или доставке конкурировать с метапоисковиками и удерживать своих лояльных пользователей внутри себя?

Ответ — развивать экосистемный подход с интеграцией различных близких сервисов и общей программой лояльности. Метапоисковик такое не предложит. Он не сможет обеспечить бесшовный опыт и высокое качество сервиса внутри экосистемы, его стратегия — выгодная цена.

P.S. Вернемся с новостями через две недели. Получать одну свежайшую новость дня можно в нашем Telegram-канале @heads_ecosystem.

Уже готовим новый пост. До встречи!

0
1 комментарий
Artem

Ага всегда можно придумать сервис-агрегатор, в который войдут все предыдущие агрегаторы. И так до бесконечности, будущее которое мы заслужили

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда