Новости цифровых экосистем: Мультимаркет Mail.ru, суперапп Яндекс.Почты и годовой абонемент на перелеты от AirAsia
Раз в две недели рассказываем как трансформируются цифровые экосистемы и зачем они это делают
Rappi запускает рекламную платформу для участников экосистемы
Кто: Rappi
Что делает: Тестирует новое направление Brands by Rappi. Это аналог рекламной платформы Facebook, но только для участников экосистемы Rappi.
Как это работает: Rappi в своих сервисах собирает пользовательские cookies, анализирует время активности пользователей, их интересы и историю транзакций. Но не передает эти данные в Google, Facebook или Twitter, а продает компаниям, которые состоят в экосистеме Rappi. С помощью платформы они обнаруживают закономерности в поведении пользователей, разрабатывают рекламные стратегии и запускают микротаргетированную рекламу. Так компании лучше понимают свою аудиторию и показывают ей эффективную рекламу.
Например:
Brands by Rappi сообщает владельцу ресторана, что 39% его аудитории заказывают сладкую выпечку между 14:00 и 18:00. Платформа предлагает показать рекламу пончика в это время на аудиторию, которая регулярно покупает что-то сладкое. Вложения владельца в аналитику от Rappi окупаются за счет роста продаж и снижения затрат на неэффективную рекламу:
Зачем это экосистеме: Rappi позиционирует себя союзником брендов, которые стремятся увеличить e-commerce продажи. Экосистема планирует привлекать разные бизнесы и увеличивать их доходы в непрофильных категориях. А актуальные и точечные рекламные баннеры помогут превратить суперапп в место, где пользователь находит нужный продукт сразу после запуска приложения. Это приведет к росту транзакций и доходов.
Что это значит: Мультиотраслевые экосистемы, такие как Rappi, знают все о своих пользователях: когда они посещают кино, когда летят на море, когда заказывают ужин, а когда оплачивают счета. Экосистемы использует этот массив данных, чтобы заработать, улучшить показатели партнеров и пользовательский опыт клиентов.
Появление платформы Rappi совпало по времени с моментом, когда Apple меняет правила работы с рекламной активностью пользователей. Из-за чего эффективность мобильной рекламы на всех платформах будет снижаться. Поэтому кейс Rappi показывает, как выгодно быть экосистемой или ее участником — у таких компаний свои правила, они работают друг на друга, а не против.
Walmart начнет развивать цифровую экосистему и создавать суперприложение
Что случилось: Walmart будет разрабатывать суперприложение с сервисами своей экосистемы. Чтобы вывести бизнес за рамки розничной торговли и получать доход от разной деятельности, офлайн-гигант использует свои физические магазины, веб-сайт и мобильное приложение. Каждую неделю их посещают 150 миллионов клиентов. Компания будет продвигать через эти каналы новые сервисы и услуги и расширять свое влияние на разных рынках: реклама, финтех, e-grocery, услуги по требованию, здравоохранение и другие.
Что уже сделал Walmart в этих направлениях:
- переименовал рекламное подразделение и поставил ему задачу вырасти в десять раз в ближайшие пять лет
- открыл 20 поликлиник под брендом Walmart Health с недорогими медицинскими услугами
- запустил финтех-стартап с инвестиционной фирмой Ribbit Capital, чтобы предложить финансовые продукты своим клиентам и сотрудникам
- переманил двух руководителей из Goldman Sachs, которые развивали цифровые продукты банка
- объединился с Shopify для развития своего маркетплейса
- подключил Affirm — BNPL-сервис (покупай сейчас, плати потом)
- запустил подписку Walmart+ с экспресс-доставкой товаров на любую сумму заказа
Что это значит: Walmart принял экосистемную стратегию развития и признал суровую реальность, в которой доходов от розничной торговли недостаточно, чтобы обеспечить будущее для компании.
Руководство Walmart ставит на развитие суперприложения и расширение мультиотраслевых услуг. Но центром экосистемы является физический магазин и розничная торговля. И чтобы конкурировать с развитыми цифровыми платформами вроде Amazon, Walmart предстоит найти свою уникальную стратегию развития. И доказать, что компания способна превратиться в цифровую систему и занять свое место на этом рынке. Walmart обладает финансовыми активами, технологическими возможностями и амбициями для этого. Поэтому будет интересно наблюдать за уникальной эволюцией бренда.
Абонемент AirAsia — на безлимитные полеты по Азии и бесплатную доставку в сервисах
Кто: AirAsia — цифровая экосистема для стран ASEAN: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа.
Ядро экосистемы — бюджетная авиакомпания AirAsia. Которая развивает сервисы доставки еды и продуктов, маркетплейс, сервисы бронирования билетов и отелей, платежный инструмент и другие услуги. В 2020 году экосистема представила суперапп, который является самой быстрорастущей e-commerce платформой на территории ASEAN.
Что случилось: Экосистема начала продавать годовой абонемент ASEAN Unlimited. Он предоставляет неограниченное количество перелетов для жителей Малайзии. Они смогут летать между городами и во все страны ASEAN. Также владельцы абонемента не будут платить за доставку продуктов, товаров и еды во всех сервисах экосистемы.
Условия ASEAN Unlimited:
- Быть пользователем экосистемы
- Купить абонемент до 7 марта
- Бронировать билеты не менее чем за 14 дней до вылета
- Абонемент стоит 10 999₽ и действует до 26 марта 2022 года. При оплате через внутреннюю платежную систему — скидка 900₽. Но госпошлины, сервисные сборы аэропорта и дополнительные услуги оплачиваются отдельно.
Что это значит: AirAsia смогла пережить мировой локдаун и отсутствие авиасообщения между странами только благодаря трансформации в цифровую экосистему. Когда основной бизнес компании перестал приносить прибыль, AirAsia сосредоточилась на продвижении суперприложения и e-commerce сервисов.
Пользовательские данные, которые обрабатывает авиакомпания, позволяют ей разрабатывать заведомо востребованные продукты. Например, абонементы AirAsia придумала в прошлом году. В этом — добавила возможность заказывать товары и продукты с бесплатной доставкой. А 80 000 абонементов на перелеты между городами Тайланда, пользователи раскупили за 48 часов. И 65% покупателей были новыми.
Мы сделали обзор «Как развивать коммерческое приложение в 2021 году»
Кому будет полезно: Компаниям, которые продают или планируют продавать товары через мобильное приложение, например: маркетплейсам, fashion-брендам или строительным магазинам.
Обзор поможет
- Устранить препятствия на пути пользователя к покупкам
- Повысить лояльность и вовлеченность пользователей
- Подглядеть за экосистемами конкурентов
- Получить идеи для роста
Что в обзоре
- Немного статистики про m-commerce рынок в 2020 году
- Лучшие практики: карточки товаров, виды навигации, инструменты поиска, чекаута и геймификации
- Трендовые технологии для мобильных продаж
Как скачать обзор
Мы просим заполнить форму на сайте — указать имя, компанию, должность и электронную почту, на которую придет наш обзор. Мы просим сделать это, чтобы познакомиться с вами и делать максимально полезные обзоры в будущем.
Яндекс запустил суперапп на базе почты. Ну почти
Кто: Яндекс
Что сделал: Объединил в супераппе «Яндекс.Почта» сервисы для облачной работы. Теперь «Почта», «Календарь», «Телемост», «Диск» и «Заметки» открываются через единый интерфейс.
Например, пользователь в разделе «Почта» получает письмо от контрагента с договором. Он сохраняет договор на «Диске», назначает встречу контрагенту в «Календаре», записывает в «Заметках» то, что нужно обсудить по договору, и звонит по видеосвязи через «Телемост». Пользователь совершает все в едином мобильном интерфейсе. Если необходимо он одновременно работает через десктопную версию и мобильную — они синхронизируются:
Что это значит: Яндекс сделал то, что от него давно ждут. Объединенные десктопные сервисы для работы появились еще летом. Mail.ru в декабре представил свою суперпочту. И Яндекс просто немного отстал от конкурента по мобильной разработке. В финальной версии суперпочты не хватает «Мессенджера», Алисы и «Контактов». Видимо сервисы появятся в следующих версиях суперприложения.
Сейчас Яндекс перестраивается и создает две большие бизнес-группы — «Поиск, рекламные и облачные сервисы» и «e-commerce и райдтех». То есть компания объединяет юниты близкие по смыслу, пользовательским задачам и бизнес-моделям. Возможно, в функционал почты добавят какие-то поисковые и рекламные инструменты.
Экосистема МТС теряет абонентов, но увеличивает выручку
Что случилось: По итогам 2020 года МТС потеряла 600 тысяч абонентов и сократила абонентскую базу до 78 млн. Но совокупная выручка увеличилась на 4,5%.
МТС — единственный российский оператор, который нарастил выручку во втором квартале 2020 года: в том квартале россиян закрыли на карантин и обязали работать из дома. Выручка подросла на 0,8%, хотя абонентская база сократилась на 1,2%.
Как это возможно: Рост выручки при снижении абонентской базы — это результат новой стратегии МТС. В 2019 году оператор начал трансформироваться в цифровую экосистему и выделил четыре бизнес-вертикали: телеком, финтех, медиа, облачные услуги и цифровые решения для корпоративных клиентов. При этом ядром экосистемы остался телекоммуникационный бизнес. А различные сервисы просто дополнили его.
Все четыре вертикали решают одну главную задачу: наполняют экосистему своими и партнерскими сервисами и увеличивают число экосистемных абонентов — тех, которые используют несколько продуктов МТС. В 2019 году таких абонентов было 1,3% от всей аудитории. А в 2022 году должно стать 40%.
В статье мы посчитали, как увеличение количества экосистемных абонентов повлияет на прибыль МТС. И показали, сколько обычных абонентов можно потерять, не теряя выручку. Показали основные сервисы экосистемы и бизнес-инструменты и поругали за сложные переходы между приложениями.
Новая платформа от Mail.ru Group помогает управлять интернет-магазинами через единый интерфейс
Кто: Экосистема Mail.ru Group
Что сделала: Запустила управляющую платформу для продавцов — Мультимаркет. Платформа позволяет управлять магазинами с разных площадок через единый интерфейс: ВКонтакте, AliExpress, Одноклассники и Юла:
Через Мультимаркет можно:
- управлять товарами на всех площадках
- контролировать остатки на складе
- общаться с покупателями из ВКонтакте, Одноклассников и Юлы
- отслеживать заказы со всех площадок и менять их статусы
- подстраивать описания товаров под требования площадок
- массово редактировать товары
- запускать продвижение товаров во ВКонтакте
- отслеживать статистику размещений по площадкам
Что появится в будущем:
- онлайн-оплата для заказов с Юлы и Одноклассников
- интеграция с площадками, не входящими в экосистему Mail.ru Group
- управление доставкой и документооборотом
- управление рекламными компаниями на всех площадках
- обратная связь с аудиторией с AliExpress
Что это значит: Мультимаркет стал частью экосистемы ВКонтакте, поэтому войти в него можно только под экосистемным ID — VK Connect. Так ВКонтакте привлечет больше бизнес-пользователей. А продавцы благодаря сервису получат доступ к аудитории со всех площадок — 170 млн в месяц без учета пересечений.
За счет унификации пользовательского опыта Мультимаркет ускоряет операционную деятельность: управление, документооборот, продвижение товаров, процессы обработки заказов и продажи. А также предоставит детальную аналитику. Чтобы разработать и внедрить такой сервис, отдельный бизнес потратит десятки миллионов рублей и несколько лет. А благодаря Mail.ru малый и средний бизнес получил платформу под все инструменты экосистемы бесплатно.
Управляющие платформы — это сильный тренд последних лет. Наша студия сейчас разрабатывает целый ряд подобных платформ в формате выделенной команды: продакт-менеджера, разработчиков, UX/UI-дизайнеров, аналитиков и тестировщиков. Которые занимаются разработкой и поддержанием платформы вместе с командой заказчика. Например, так было с управляющей платформой для сервиса Dostaевский.
Экосистема AirAsia разработала чат-раздел для своего супераппа
Что умеет: В чат-разделе три подраздела: сообщества, каналы и чат. Пользователи экосистемы могут искать друг друга, переписываться, обращаться в службу поддержку авиакомпании, подписываться на тематические каналы и общаться в группах по интересам. Это должно помочь путешественникам находить новых друзей, каучсерферов, гидов и интересные места, где можно остановиться, поесть или развлечься.
Самые популярные сообщества сейчас — «Путешественники Куала-Лумпура» и «Путешественники Бали». Больше всего подписчиков у экосистемного канала — the airasia.com promotion, — где компания рассказывает про акции, горящие туры и другие предложения.
Самая интересная функция чата — пользователи могут общаться с другими пассажирами своего рейса: на земле через любое интернет-соединение, а в полете через бортовой Wi-Fi. Например, функция будет актуальна для пассажиров, которые сели в разных концах самолета, но хотят общаться, или для тех, кто хочет поменяться местами. Также с таким чатом можно организовать групповой трансфер из аэропорта.
Также в мессенджере появился раздел с бесплатными мини-играми, в которых пользователи зарабатывают очки и тратят в других сервисах экосистемы.
Что это значит: AirAsia превратилась в полноценную цифровую компанию, а суперапп — в пространство для общения. Чат даст экосистеме новые точки взаимодействия с пользователями и поможет закрепить суперапп на рынке.
Пока чат AirAsia сосредоточен вокруг экосистемы и ее сервисов и больше похож на форум для клиентов компании. Но разработчики обещают это изменить и добавить новые функции, которые не уступают лучшим на рынке. Будет интересно посмотреть получится ли у AirAsia трансформировать свой необычный мессенджер в инструмент массовых коммуникаций.
P.S. Вернемся с новостями через две недели. Если не хотите ждать, приглашаем в Telegram-канал @heads_ecosystem. Там мы разбираем и публикуем всего одну новость каждый день.
До встречи!