«Казахстанская Alibaba»: откуда взялся и как устроен Kaspi, один из крупнейших финтехов Европы с оценкой в $21 млрд Статьи редакции
В 2002-м владелец магазина электроники купил банк, чтобы выдавать клиентам кредиты, но не знал, как — поэтому взял в долю фонд Baring Vostok. Спустя 19 лет The Generalist разбирает, как Kaspi завоёвывает рынки и обходит по активности пользователей «Тинькофф» и Amazon.
В 2000-х годах Kaspi был посредственным коммерческим банком, но за последнее десятилетие превратился в технологического гиганта — со своей торговой платформой, платёжным шлюзом, сервисами для бронирования, госуслугами и кредитованием.
Издание The Generalist рассказывает, как Kaspi удалось построить бизнес стоимостью $21 млрд в Казахстане — стране с населением в 18,5 млн человек, и стать казахстанским Alibaba.
Встретились как-то казахстанец Ким, американец Калви и грузин Ломтадзе
В 1993 году 23-летний Вячеслав Ким решил заняться бизнесом. Вместо того чтобы пойти в доминирующую отрасль нефтяной промышленности, выпускник из Алматы открыл магазин — «Планета электроники». Тот менее чем за десять лет стал крупнейшим в стране, но Ким хотел большего: он знал, что продажи можно увеличить, если выдать людям кредиты.
После распада СССР Казахстан переживал трудные времена: ВВП на душу населения сокращался с 1990-го вплоть до 2000 года. Самостоятельно предоставлять кредиты магазины не могли, поэтому стали выкупать банковские организации.
В 2002 году Ким заключил сделку с приватизированным недавно местным банком «Каспийский». Но совместить торговлю и кредитование оказалось непросто. «Все успешные предприниматели покупали банки, вот и мы решили. Правда, мы не понимали, что вообще представляет из себя банковский бизнес», — говорит он.
Предприниматель стал искать инвестиционных партнеров, которые бы ему помогли, и узнал о фонде Baring Vostok, который в 1994 году основал американец Майкл Калви.
Baring Vostok долго поддерживала компании и, в отличие от традиционных фондов, нанимала более молодых сотрудников, пишет издание. Благодаря этому, считало руководство, инвесторам и предпринимателям было проще найти общий язык. Возможно, по этой же причине Ким быстро поладил с юным финансистом Фонда Михаилом Ломтадзе.
Ломтадзе родился и учился в Грузии. Там же основал аудиторскую фирму GCG Audit, которую позже поглотила компания Ernst & Young, а после поехал получать степень MBA в Гарвард. В США Ломтадзе встретил Калви и заявил, что готов работать в Baring Vostok бесплатно. В 2004-м он вступил в Фонд и познакомился с Кимом.
У Кима тогда были более выгодные предложения от инвесторов, но он заключил сделку с Baring Vostok и продал фонду 51% акций.
Как Ломтадзе компанию трансформировал
В первой половине 2000-х крупные организации охотно вкладывались в банки развивающихся стран. Ким и Ломтадзе хотели сделать всё, чтобы привлечь их внимание, пишет издание. Первым делом они придумали компании короткое название — Kaspi.
Однако в 2007-м наступил мировой кризис. Baring Vostok тогда не придавал компании особого значения, однако Ломтадзе доказал, что скептицизм инвесторов был напрасен, пишет издание. Чтобы укрепить позиции Kaspi, в 2007 году он стал гендиректором и задумал перестроить компанию.
Шаг первый — сменить руководство
Ким купил банк, чтобы обслуживать клиентов магазина, однако в итоге построил бизнес на кредитах для коммерческих предприятий. Ломтадзе же видел будущее в цифровизации.
Он считал, что действующие руководители к ней не готовы и потому отстранил их, наняв более молодых магистров с MBA:
Павла Миронова в качестве руководителя продуктового отдела — из финской консалтинговой компании Tieto.
Тенгиза Мосидзе на роль финансового директора — ранее он работал в Ernst & Young и во Всемирном банке.
- Юрия Диденко как главу отдела рынков капитала — Ломтадзе работал с ним в Baring Vostok.
Под руководством Ломтадзе «квартет» сумел переосмыслить бизнес, и все его участники сохраняют руководящие позиции по сей день, пишет издание.
Шаг второй — перераспределить ресурсы
Собрав новую команду, Ломтадзе хотел переключиться с предпринимателей на клиентов — то есть рискнуть 95% выручки. По словам гендиректора, обеспечить себе конкурентное преимущество компания могла только с помощью технологий и хорошего обслуживания.
Руководство выделило больше денег на инновации, решила пересмотреть свои предложения и увеличила число физических магазинов. И то, что ему удалось преобразить компанию во время финансового кризиса, лишь доказывает эффективность управления, считает издание.
Шаг третий — подружиться с властями
По словам руководителя фонда Sturgeon Capital Кияна Зандие, огромную роль в промышленности Центральной Азии играет государство. Оно же спонсировало многих конкурентов Kaspi.
Компании вроде Kaspi нередко вторгаются в государственный сектор и иногда вытесняют финансируемых властями конкурентов. Всё это может разозлить правительство, однако Ким обо всём позаботился, пишет издание.
Пока Ломтадзе перестраивал бизнес, он занимался политикой и стал доверенным советником премьер-министра, что обеспечило компании привилегированное положение на рынке.
Помогло также участие племянника Нурсултана Назарбаева — Кайрата Сатыбалды, который в 2015 году купил акции Kaspi и стал одним из трёх основных акционеров вместе с Кимом и компанией Baring Vostok. Правда, в 2018-м продал долю.
Шаг четвёртый — не распыляться
Определив новую целевую аудиторию, Kaspi сократила спектр своих услуг и сосредоточилась на трёх:
- Депозиты.
- Потребительские кредиты.
- Кредитные карты.
В результате компания привлекла много клиентов, правда, поспособствовала также слабая конкуренция — в том числе со стороны государства. Оно не спешило изучать особенности рынка, заключает Кияна Зандие.
За пять лет руководства Ломтадзе превратил банк из коммерческого в розничный. К 2012-му компания выпустила более 1 млн кредитных карт и стала крупнейшим игроком в Казахстане, пишет издание.
Шаг пятый — сменить приоритеты
Эффективность компании Ломтадзе решил измерять не по показателям выручки, а по обратной связи и индексу потребительской лояльности — чтобы «завоевать любовь клиента».
Правда, теперь гендиректору пришлось отказаться от источника трети всей прибыли — кредитных карт. Ему не понравилось, что компания зафиксировала отрицательный показатель лояльности.
Компания закрыла сервис за двое суток и доказала, что намерена создавать не только покупаемые, но и любимые клиентами услуги.
Шаг шестой — построить экосистему
Ломтадзе хотел создать из банка целую экосистему. Сперва Kaspi запустила бесплатную онлайн-оплату счетов — в стране, где большую часть квитанций приходилось оплачивать в местных отделениях и с комиссией. Этим компания надеялась привлечь клиентов — и сумела, пишет издание.
По словам Зандие, компания использовала один из наиболее эффективных способов вырасти: пожертвовав прибылью, быстро привлекла клиентов, а затем предоставила им дополнительные услуги — чтобы больше зарабатывать и меньше тратить на привлечение пользователей.
В 2014 году компания запустила платформу для онлайн-торговли, добавила автокредиты и доставку на дом. В 2017-м запустила мобильное приложение, где представила карты городов, мессенджеры и p2p-платежи. А в 2019-м предложила магазинам свой платёжный шлюз.
Уже в 2020-м Kaspi стала многофункциональным супераппом и вышла на Лондонскую фондовую биржу. Размещение её акций стало третьим по величине в Европе среди технологических компаний, а в 2021-м компанию оценивают в $21 млрд.
Экосистема Kaspi: платежи, кредиты и госуслуги
Суперапп Kaspi лучше рассматривать как триптих: это и платёжная система, и маркетплейс, и финтех. Все её части, пишет издание, взаимосвязаны и при этом самостоятельны.
Платёжные решения
Платежи — первый и один из основных сервисов Kaspi. Сама компания делит их на «мобильные платежи» и «платежи по счетам» и предлагает 14 услуг: переводы по номеру телефона и с карты на карту, оплата по QR-коду, покупка билетов, отчисления в благотворительные фонды.
Интересно, что часть её услуг пересекается с работой государственных сервисов — это оплата общественного транспорта и образования, налоговые выплаты.
Развив множество услуг, Kaspi удалось привлечь как потребителей, так и продавцов, пишет издание. Пример тому — рынок POS-терминалов. В июне 2020 года компания обслуживала всего 17 тысяч точек, а её доля на казахстанском рынке составляла 9%. В 2021-м показатели увеличились до 180 тысяч и 51% соответственно.
За второй квартал 2021 года число продавцов, использующих платёжные решения Kaspi, выросло почти на 450% в годовом исчислении — до 135 тысяч. А количество клиентов подросло на 34% и составило 8,8 млн.
Долю Kaspi на рынке p2p-платежей оценивали в 2% в июне 2019 года — тогда в Казахстане доминировали Visa и Mastercard. В июне 2020-го показатель вырос до 66%.
По сравнению со вторым кварталом 2020-го, объём платежей увеличился на 155% и составил $28 млрд. 77% пришлось на p2p-платежи.
Маркетплейс
Kaspi учитывает не только онлайн-покупки, но и те, что клиенты делают в розничных магазинах через приложение Kaspi.
Маркетплейс компании давно стал крупнейшим в Казахстане и продолжает расти. За последний год число активных продавцов на платформе увеличилось на 130% и составило чуть менее 60 тысяч. Количество активных клиентов при этом достигло 3,7 млн.
Чаще всего продавцы предлагают смартфоны и другие электронные устройства, однако во время пандемии увеличилось количество товаров для дома и сада, а также автомобильных аксессуаров. За первую половину 2021 года валовая рыночная стоимость Kaspi выросла на 253%.
В сумме выручка с маркетплейса выросла на 343% в годовом исчислении и потенциально может составить $320 млн, а чистая прибыль может дойти до $216 млн — увеличившись на 267%.
Финансовые технологии
Kaspi — новатор в потребительском кредитовании, а её секрет в скорости и сегментации, считает издание. Компания выдаёт средства заёмщику за пять минут, а каждую заявку рассматривает в индивидуальном порядке: одним выдаёт кредит на более длительный срок, а другим — под более низкий процент.
Такой подход долгое время позволял компании сохранять преимущество на рынке, однако сегодня его использует всё больше банков.
Общая финансовая стоимость финтех-подразделения выросла на 456% и во втором квартале 2021 года достигла $2,3 млрд. Конверсия в компании увеличилась, а убытки сократились, сообщает издание.
За второй квартал 2021 года выручка финтех-подразделения выросла на 23% и достигла $1,2 млрд. Чистая прибыль при этом увеличилась на 37% — до $440 млн.
В будущем компания сможет увеличить объём коммерческих кредитов и автофинансирования: оба направления могут стать важными для Kaspi, полагает издание.
Дополнительные предложения
В конце 2010-х Kaspi интересовалась доставкой, туризмом и сферой госуслуг. И в последней она играет заметную роль: ведёт карту коронавируса и фиксирует результаты ПЦР-тестов, позволяет получать пенсию, оплачивать штрафы, регистрировать автомобили.
Согласно квартальному отчёту, ежемесячно госуслугами пользуется 3,4 млн активных клиентов Kaspi — что на 390% больше, чем в 2020-м.
По словам The Generalist, ещё большей популярностью пользуется доставка товаров, которые продаются в маркетплейсе Kaspi:
- Компания сотрудничает с 20 логистическими фирмами.
- Владеет четырьмя сортировочными складами.
- Предлагает бесплатную доставку в 98% случаев.
- А 54% позиций доставляет менее чем за два дня.
На рынок туризма Kaspi вышла в августе 2020 года, выкупив сервис онлайн-бронирования и продажи авиабилетов Santufei. Компания запустила свою платформу Kaspi Travel в декабре и к июню 2021-го получила 26% рынка, продав 505 тысяч авиабилетов за второй квартал и 55 тысяч билетов на поезд за первые три недели.
Продукт позволил компании значительно увеличить среднюю выручку на одного пользователя за счёт размера потребительской корзины: клиенты покупают не только билет на самолёт, но также бронируют отель и приобретают сопутствующие товары.
Суперапп нужен для того, чтобы связать услуги между собой и последовательно подключить пользователя к нескольким из них.
По словам компании, примерно за полтора года соотношение глобальной суточной аудитории к месячной увеличилось с 33% до 59%. По этому показателю Kaspi превосходит Alipay, Allegro и Tinkoff. Однако ей есть к чему стремиться, считает издание: она сможет охватить остальные 10,2 млн пользователей.
В будущем Kaspi хочет стать «трансконтинентальным гигантом»
Ломтадзе постоянно изобретает что-то новое, поэтому уже через пять лет компания может измениться до неузнаваемости, пишет издание.
Она расширит функции
Чтобы поддерживать рост, Kaspi добавит новую функциональность. Она может ориентироваться на более зрелые супераппы — например, Tencent и Alibaba: они предлагают пользователям музыкальный стриминг, игры, агрегаторы такси и доставку продуктов. С последними двумя может помочь Kaspi Travel, считает издание.
На казахстанских рынках доставок и перевозок раньше доминировал «Яндекс». Однако 11 июня 2021 года власти ограничили его деятельность. Местная компания G-Taxi подала на «Яндекс» в суд, заявив, что корпорация нарушает её патентное право на модель «Автоматизированной системы заказа такси». Суд постановил заблокировать приложение.
Благодаря этому у Kaspi появляется больше возможностей, хотя она вряд ли ими воспользуется: ей всё равно придётся бороться к конкурентами в лице «Ситимобил» и DiDi Chuxing.
Вместо этого Kaspi стоит развивать финансовые продукты, пишет издание. Несмотря на то, что ВВП Казахстана в 2020 году снизился, страна по-прежнему процветает, а средний класс рос на протяжении двух десятилетий. Ему Kaspi может предложить новые инвестиционные инструменты — например, покупку акций.
А также выйдет на рынки новых стран
Однако сама Kaspi отдаёт приоритет «международной экспансии». С 2020 года Kaspi наращивает присутствие в Азербайджане. В стране ВВП на душу населения и численность самого населения ниже, чем в Казахстане:
- ВВП — $4214 и $9055 соответственно.
- Население — 10 млн и 18,5 млн соответственно.
Возможно, в Азейрбайджане Kaspi будет тестировать свои более смелые решения, пишет издание. Начала она с того, что сперва запустила онлайн-торговлю и только потом добавила финансовые сервисы. Компания также выкупила часть местных фирм, чтобы расширить ключевые категории каталога — автомобили и недвижимость.
В будущем компания, похоже, хочет сосредоточиться на бывших советских государствах, чтобы использовать их языковое и культурное сходство, а также слабую конкуренцию.
На очереди также Узбекистан и Украина: в первом Kaspi уже купила агрегатор объявлений о продажах авто, а после приобрела украинский банк Portmone Group. Если регуляторы одобрят сделку в конце 2021 года, Kaspi сможет предлагать украинцам свою платёжную систему и получит лояльных клиентов Portmone Group.
Kaspi могут угрожать власти и конкуренты
Отчасти Kaspi хочет выйти на новые рынки потому, что власти Казахстана в любой момент могут ограничить её деятельность. С выходом из компании Сатыбалды Kaspi потеряла защиту.
Не исключает Kaspi и давления со стороны конкурентов — например, «Альфа-Банка» и ForteBank. Последний откровенно скопировал Kaspi, запустив онлайн-магазин и сервисы для бронирования авиабилетов и гостиниц. Обоим, впрочем, предстоит пройти долгий путь, прежде чем они догонят Kaspi, полагает The Generalist.
За пределами Казахстана Kaspi ждут другие проблемы: на украинском рынке ей придётся соперничать с «Яндексом», а в Узбекистане с компанией Zood. Причём у последней есть преимущество — более открытая экосистема. Чтобы воспользоваться кредитным сервисом Kaspi BNPL («купи сейчас, оплати позже»), клиент должен пройти у Kaspi внутреннюю проверку. Zood же позволяет использовать свой сервис сторонним партнёрам.
Руководство Kaspi, безусловно, будет следить за развитием рынков, но пока, считает издание, у неё есть возможность сосредоточиться на себе.
Статью можно было переформатировать в заметку из двух предложений
Каспи стал тем, кем сейчас благодаря связям с властями. Например, племянник Назарбаева был крупнейшим акционером компании.
И про международное влияние - это вы погорячились ))))
Не в этом случае. В Казахсатне есть банк "Халык" который считался королём которого нельзя подвинуть, тк он Назарбаева. Каспи его снесли своими предложениями и услугами. По факту это первый настоящий банк в Казахстане который умеет в бизнес, а не отмывать деньги. Поэтому и захватил весь рынок став монополистом.
А вы саму статью читали? Пользовались продуктами Каспи? Думаете "на связях" реально построить устойчивый и любимый широкими массами людей розничный бизнес?
Без нужных связей в Казахстане не подняться, но в итоге оно пошло на пользу для клиента. Важен результат.
Как раз таки Назарбаевы не имеют никого отношения к успеху Каспи. Они присосались когда уже Каспи имел большой потенциал к росту, к слову у них такой подход ко всему крупному бизнесу в КЗ, что не так лежит, все прибирают к рукам.
Для местных. Каспи app в Казахстане есть почти у каждого. Это означает, что даже в самой глухой деревне вы можете просто перевести деньги пастуху за покупку арбуза например. Более того, они обошли VISA и Masters подняв почти в большинства бизнеса Казахстана свои терминалы со своей QR системой оплаты. Ну и из истории, они были первым банком кто перестал снимать комиссию за снятие средств, переводы и прочее. Так и захватили рынок. А сейчас доминируют благодаря рассрочки вплоть до 2 лет на любой товар..
Ну и глобально, если у тебя в Казахстане нет каспи, ты можно сказать не существуешь.
Как же тянет всех азиатов на приложения типа wechat.
привет! спасибо, что прочитали. а если вы из казахстана, то расскажите-ка, есть негатив к kaspi? мол, пользуюсь исключительно потому, что без него далеко не уедешь, а других вариантов нет
Уважаемый, во многих населенных пунктах Казахстана отсутствует стабильная и доступная интернет связь. Так что пастух может не получить ваш перевод просто потому что нет интернета. Их технологическая база впечатляет, спору нет, в этом плане они самые крутые на Казахстанском рынке, но с точки зрения получения разрешений на предоставление тех или иных финансовых услуг , то в этой части им уж очень подозрительно везло. Все регуляторы Казахстана кошмарят другие банки, а именно Каспи устроили зеленый коридор. Понятно что племянник Назарбаева имел в этом плане важную роль.
Вообще то не первые, первые были Банк-Астана, и финтех у них был круче, а потом банк просто снесли, на ровном месте...
То что в Казахстане это монополия - понятно. Но такая же монополия есть в других странах
Про рассрочку не смешите , проценты уже включены в стоимость товара , а народ ходит довольный , что можно взять в рассрочку , а меня например совсем не устраивает , то что если я хочу купить за наличные , то все равно переплачу некую сумму , хотя есть возможность купить на сайте магазина , там будет дешевле . Или вы сможете как-то по другому объяснить разницу в стоимости между ценой на сайте магазина и ценой в торговом зале и Каспи магазина ?
не надо говорить от имени "алматинцев" за всю страну.
на "окраинах" и даже столице - уровень хождения наличных по прежнему большой.
до сих пор, в 2021 году, без проблем можно нарваться на таксиста который готов тебя обматерить (если не прибить) за вопрос "на каспий переведу?" и так во многих сферах.
Свалил из солнечного Казахстана в 2018, до этого прекрасно жил с теньговой картой от Народника и долларовой от Сбера... Как-то так, наверное потому, что не казах, ибо истинный без Каспия - не существует 😂😂😂
Как продукт, Каспи действительно крутой! Ломтадзе монстр, не отнимешь.
Но вот у Кима всё по классике-отучился студент и открыл магазин. В КЗ же каждый студент имеет возможность открыть магазин.
Ага, а потом захотел и купил банк, а потом решился и пошёл советником к премьер-министру. Почему все не додумываются до такого? 😂 Это же очевидный путь успеха!
особенно в 93 году
Я пользуюсь Тинькофф уже 4-5 лет, а сейчас живу в Казахстане и пользуюсь Каспи - разница как небо и земля.
Каспи банку еще далеко до уровня Тинькофф и Сбера.
У Каспи нулевая клиентоориентированность, им посрать на клиентов, я несколько раз в этом убедился.
А само мобильное приложение оставляет желать лучшего, но это уже дело личное каждого, мне не зашло.
Я думаю, что если бы у Каспи был достойный конкурент в КЗ, они бы не были так востребованы, просто людям приходится ими пользоваться, а некоторые вовсе не знают, что бывают банки куда лучше, но эти банки не в КЗ.
Другие банки КЗ либо тупят, либо им не позволяют так высоко лететь - это уже мнение моих окружающих :)
Я пользуюсь и Каспи и Сбером. Насчёт Тинькова ничего не могу сказать, не пользовался. Так вот, то что Каспи далеко до Сбера, ты это хорошо пошутил)) Сбер по многим параметрам рядом не стоял с Каспи, в офлайне обслуживание вообще позор. Очень часто мне приходится в буквальном смысле чуть ли не матом орать на менеджеров Сбера, после чего проблемы решаются (без этого никак). В Каспи банке я не помню, когда мне вообще приходилось хотя бы просто повышать голос. Их обслуживание и качество услуг для меня придирчивого человека вполне себе хорошее, даже немного приторное слегка, иногда это даже раздражает.
а как мобильные приложения местных банков-конкурентов Kaspi?
лучше?
есть идеи поему капитализация каспи такая же как у тинькова? по ощщениям это сильно разные сервисы, тем более на совершенно разных рынках по обхему.
Вы преувеличиваете участие представителя семьи, К.Сатыбалды, в числе акционеров Каспия, поскольку он был акционером всего 3 года.
И когда вы сравниваете Каспий с обычными восточными и совковыми монополиями вы не учитываете что Каспий когдато был мелким банком из 20-30 десятки, в то время как действительно семейные банки правили бал в Казахстане. Каспий действительно в честной конкурентной борьбе снес все эти банки.
P.S. И что немаловажно, Каспий состоялся потому что власть, когда-то расчистила дорогу Каспию, тем что отрейдила некогда крупнейшие частные банки в СНГ такие как КАЗКОММЕРЦБАНК (5-ый в СНГ) и ТУРАНАЛЕМБАНК (3-ий в СНГ после СБЕРА и ВЭБа), за то что они были слишком крупные и независимые.
Сатыбылды вышел из числа акционеров, потому что лондонская биржа не принимала фирму, где осноной акционер родственник президента. Ему пришлось выйти, а свои акции он продал Киму. И тут вопрос, а откуда у Кима столько денег на покупку акций столько большой компании. Правильно, произошла элементарная передача. Сатыбалды по сути до сих пор акционер, а по документам Ким))
Поправка: БТА (банк туран алем) одно время был САМЫМ КРУПНЫМ частным банком снг, выходила новость про это. Думаю он эту позицию удерживал до захвата государством
на Украине ей придётся соперничать с «Яндексом» - серьёзно? )
Автор статьи не знает, что Яндекс из-за санкций был вынужден семь лет назад уйти с Украины.
угу, тоже посмеялся
Небольшая ремарка: Вячеслав Ким - этнический кореец, а не казах, ну да ладно, мы наверное для вас все казахи. :-)
привет, Карим, спасибо, что прочитали. поправили этот момент в тексте :)
Комментарий недоступен
Статья довольно таки объективная, что упомянули участие в проекте вездесущей семейки. Но это не уменьшает заслуг Ломтадзе. Семейка имеет доли во всех банках в стране, но не все работают как каспи. Очень качественный банк. Уверен с таким сервисом можно весь СНГ захватить.
СНГ - вряд ли, кто ж им даст. В любой стране есть локальные лидеры, которых очень непросто подвинуть.
на украинском рынке ей придётся соперничать с «Яндексом» - такую "аналитику" мог написать человек, который знает рынок Украины исключительно с новостей Первого канала)
Автор походу перепутала с Монобанком)))
есть такое, сейчас в России и от людей слышу такую чушь про Казахстан (сам оттуда) , где они только это находят
У нас в Казахстане, тем более в больших городах как Алматы, Астана каждый житель пользуетесь сервисами Kaspi.kz
Сценарий использования Kapsi.kz;
- утром оплатил билет за автобус через Kaspi QR
- или переводил за проезд таксисту через Kaspi перевод
- оплатил продукты через карту Kaspi Gold
- заказал смартфон через Kapsi магазин
- купил авиабилеты через Kapsi Travel
- оформил рассрочку на 3 месяца через Kaspi Red
- закинул баланс другу через Kaspi платёж
- оплатил за коммуналку через платёж
- можно получить госуслуги в Kaspi
- даже за 5 минут, откроешь ИП
Это то что я вспомнил, сервис каждый год улучшается и добавляется новые функции.
Был один случай когда по всему Казахстану Kaspi.kz не работал почти один день, тогда мы видели насколько важную роль играет Kapsi в нашей жизни
Kaspi.kz – национальная ОС Казахстана
Спасибо, Kaspi вы делаете лучший продукт.
Kaspi – не только банк в твоём кармане!)
Kaspi это Казахский банк а Казахстан в Азии при чем тут Европа ?
А так Kaspi норм банк и банковские технологии норм по отношению с другими странами ЦА.
Думаю если не было гос поддержки и в числе акционеров родственников экс главы Казахстана. То скорее всего щас на рынке Казахстана были бы те же игроки что и в России. СберБанк в Казахстане есть но вот только Экосистему свои там не запустила.
привет, спасибо, что прочитали! европу упомянули только потому, что выходили ребята на лондонскую биржу — отсюда и география: «размещение её акций стало третьим по величине в европе среди технологических компаний».
Часть территории в Европе, можно считать европейской страной.
Кстати очень любопытная часть про Азербайджан)) Да Каспи купил три крупных сервиса в стране. Купил уже давно. Так они и стоят, не развиваются. Что Каспи тестировал в Азербайджане? Банковские услуги? В Азербайджане всего пару иностранных банков и то только из Турции и один из России. Войти на азербайджанский рынок с банковскими услугами они не смогли бы из за азербайджанских монополистов в лице Паша банка и Капитал Банка, плюс жесткое финансовое законадательство, которое даже местные финтех кошмарит, а что говорить об иностранных.
Интересная информация
5. заходишь в каспий отделение ... столица. город Нур-Султан... у входа касса, проход между кассой в большой зал к менеджерам шириной метр или меньше. и картина маслом - кассир орет в микрофон "сколько сколько долларов вам выдать?" и бумажку ей не дать, ибо в голову не пришло заранее написать, а под рукой нет ни ручки не бумажки, и приходится также громко орать чтобы она услышала ... как и все 25 человек которые буквально за спиной стоят и смотрят - оооо, да там баксы дают этому... а получатель нервно озираясь или достает тугую пачку тенге или рублей или баксов, или наоборот - кладет в карман и быстро пытается уйти... и если это в столице... то что твориться нв других местах? сколько раз делал замечания. но ... всем плевать, на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
6. платежи "на карту - по номеру телефона" - это хорошо. да. но это работает только в Каспии. на другие банки - или нет, или комиссия за платеж. результат - да, как в статье и написано типа "взрывной рост клиентов" . на деле - просто всем не хочется платить комиссии и потому "у всех счастливых жителей РК - есть каспий голд карта" счастливых, ага. . и это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
7. приложение каспи банка - это просто песня! то одно неудобно, то другое не работает. если не заморачиваться - то "все работает" ... но что это "все" ? авторизоваться - сделать перевод между своими счетами - сделать перевод другому клиенту каспий - купить/продать баксы/рубли по довольно завышенному курсу - сделать платежи за коммуналку и еще там по некоторому виду услуг . но простых способов защиты от мошенничества - там нет. например нельзя выпустить две карты, только одну на одного человека, ок. но может хотябы можно сделать два три и более депозитов и счетов и чтобы они были недоступны для приложения (чтобы если взломают - хоть не все украли) - нет! неззя. все счета доступны в приложении! разом могут украсть все! под видом внедрения "доп услуг" - приложение просит доступ к файлам на телефоне, к геопозиции, к камере, к адресной книге, и если откажешь - не устанавливается! благо, последние версии андроида уже вроде позволяют обойти это ограничение, хотя не в полном объеме. и это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
Как откуда, из анекдота про банку с писькой, конечно!
Где в Азербайджане Каспи то?)
Прошло пару месяцев, я нашел ответ - turbo.az, tap.az и bina.az )
казак болса лайк бас
.
В КЗ куда не зайдешь везде указаны № "КаспиГолд 12345678" - магазинах, аптеках, АЗС, гостиницах, кафе-ресторанах, бутик-палатках, на базар-рынках! Других карт других банков НИГДЕ не видел)) Это о чем то говорит? Назарбайский "слюнтяй" пришел 2015г, ушел в 2018г, а Банк развиваеться с 2002г и рассвет пришелся на 11-14 года и продолжаеться по ныне, за счет внедрения *цифры* и креатива *от ума*! Другим банкам никто не запрещает делать тоже самое, нужно просто сперва вложиться в технологии, а потом(через пару пятилеток) считать прибыль!!))
Маркетплейс один из самых ужасных для продавцов, глючная интеграция, любое изменение через живосайт консультанта. Неудобные атрибуты, каспи доставка не для всех категорий, при чем свою доставку в другие города можно подключить только на условиях каспи доставки; заказы принимать надо вручную и в течении определенного времени, потом отмена и понижение рейтинга. Изображения обрабатываются не пойми как, иногда нормально, иногда с пережатым качеством. Добавление новой характеристики товара через сапорт сроком от недели. Раньше думал что вайлдберис и беру это ад для для продавца.
Вы из Казахстана торгуете? Из России можно?
Не соглашусь. Всё работает как часы и в автомате. Для этого каспи и даёт своё API. Если хотите, можете написать в личку и там проконсультирую, как решить эти вопросы.
Т
Интересно что лет девять назад (когда кажется каспи ещё не был популярен), кто-то сжёг в Караганде новый большой магазин Планеты электроники, хорошая была сеть магазинов с техникой которую в других сетях не купишь
Что ж, вызывает уважение - на рынке с 19 млн. населения сделали реально "суперапп" и всех заткнули за пояс и без кредиток пока Тинькофф на рынке с 146 млн. то "сосредоточимся на России и банковской сфере", то в "суперапп", то все же пошел за границу...
Этот Ломтадзе и сделал, правда, все дело)
комментаторы которые типа пользовались тиньком и сбером и теперь типа в Казахстане пользуются Каспи и плюются - просто пи"*болы. Чудесные российские приклады это абсурд упоротого юзабилити, паранойя верификации из за колцентров в ИТК. могут просто залочить аккаунт потом что пришел платеж с загнивающего запада и прочая ИБ от Яровой. в реальности в РФ постоянно нужен нал, потому что ни о какой национальной платежной системе нет и речи...все через одно место, постоянные сбои и верификации, абсурд государственного финтеха в вакууме чебурнета...
Чего? Ахинею написал, в Россий лучший финтех в мире, не сравнивайте филиал Сбера в КЗ с Сбером в РФ, а так по всем сервисам и услугам полный разьеб в пользу проектов в РФ.
Комментарий недоступен
Первый самый крутой банк это "АСТАНА БАНК". Астана банк был круче чем каспи банк.
Увидев что он идет стремительно вверх по законам рынка, другие решили его подкосить. Жаль, что сами себя топим, в одной же стране живем...
Так может быть с любой компанией.
Первым был БТА Аблязова
Самый крупный частный банк снг, Астане до него далеко было
Кто знает из России можно на каспи маркетплейс торговать? Или нужно счёт в каспи открывать с местной пропиской?
нужен счет в Каспи
Российские компании могут продавать на Каспи, банковский счет для этого не нужен. Регистрация доступна по ссылке https://kaspi.kz/shop/merchant/registration/?country=ru#!/landing
8. кстати о переводах - если ошибся и перевел деньге не тому... с гарантией в 95% можешь прощаться с деньгами. возможно большие суммы (скажем более 100$ и выше ) - могут "отбить"... но на практике - сами сотрудники банка говорят - возврата денег не делаем. только если "счастливчик" добровольно вернет деньги. помню года четыре назад, мне ошибочно какаято женщина перевела три тыщи тенге (тогда примерно это 8 или 9 баксов было по курсу)... звонит мне - "ойбай, ошиблась. верните". а я телефон забыл дома, так там дома взяли трубку, ее не поняли, дали мой второй номер, так она названивала мне весь день, думая, что я точно пропью ее деньги. а я что должен был на такси или на автобусе ехать домой бросив все дела?? а тому кто взял трубку у меня дома, я не хотел говорить пароль от приложения. по ряду причин. и что... вечером перевел ей деньги. даже спасибо от нее не было. да я и не ждал... одно не пойму - почему банк не делает авто-возвраты в таких случаях ??? ага, и это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
9. купил планшет. получил 10% бонусной скидки. прилично. тыщ 30 тенге. + еще было там, накопил... и хотел воспользоваться при оплате за связь (можно было бонусами гасить)... но оппа. недоступно... и что? несколько дней не мог добиться вменяемого ответа - почему не могу оплатить бонусами. спустя толи три толи пять дней - заработало... но мне заплатить надо было тыщ 10 !! планировал бонусами, пришлось "живыми" деньгами... и это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
резюмирую.
да статья о том, что каспий делает монопольную "экосистему". и судя по капитализации каспия вполне успешно. и вообще статья такая гламурная, столько сиропа, что можно диабет заработать только от чтения....
только колос на глиняных ножках. стоит комуто чихнуть "у власти" - вся страна нервно вздрагивает - "пора снимать депозиты в каспии" ? было было. чуть ли не каждый год слухи ползут. а у нас принято слухам верить...
а если будет реальный конкурент у каспия в РК - с такими же сервисами, то сбежит основная часть клиентов от Ломтадзе с таким его сервисом. если конечно, конкурент будет, и будет лучше... но альфа - не конкурент. там вообще полное дно. ктото еще? пока не видно... потому все и в каспии. насколько это надежно ... никто не верит. все кто в РК знают - закрыть любой банк могут буквально одним звонком. а мотивировку могут придумать потом любую . такая страна. такие порядки.
Что за каспифоб?:) как житель РК могу сказать, сервисы Kaspi.kz просто радикально упростили и улучшили жизнь простому народу. И их реально любят. И приложение у меня не лагало ни разу, и даже шумные и забитые офисы банка меня устраивают, если сравнить с фееерически говном сбербанка. Весь этот негатив в комментах явно от человека которого накуй выгнали из банка как посредственного клерка самого низкого эшелона
Не знаю какую автомобильную компанию купил Kaspi в Узбекистане, такой информации здесь вообще не было. Насчёт Zood не пойму о чем речь. Скорее всего имеют в виду ZoodMall а-ля aliexpress, с возможностью оплатить в рассрочку. Насчёт их популярности я бы сомневался
Насчёт автомобильный компании.
Kaspi один из главных акционеров Kolesa Group.
Kolesa Group - это один главных площадки объявление для продажи недвижимости (krisha.kz), автомобиля (kolesa.kz) , вещей (market.kz) в Казахстане. Вот эти ребята запустили в Узбекистане avtoelon.uz - площадка объявление для продажи автомобилей.
Автор это имеют ввиду
привет, Ризо, спасибо, что прочитали! про автомобили справедливо: уточнили, что это всё же агрегатор, который помогает найти определённое авто в продаже. правда, и тут подробности в гугле отчего-то не ищутся. насчет второго: автор упоминает ZoodMarket и ZoodPay :)
Каспи обещал выкладывать новости у меня на сайте, но пропал 🤷♂️
Добрый день! Приносим извинения за долгое предоставление ответа. К сожалению, не совсем поняли, о каком сайте Вы говорите. Пожалуйста, напишите подробности в личные сообщения любой из наших официальных страниц:
• https://www.instagram.com/kaspi.kz/
• https://m.vk.com/kaspikz
• https://www.facebook.com/Kaspi.kz/
• https://twitter.com/Kaspi_kz/. (Ваш #KaspiГид Дамир)
Единственный спорный момент отмечу, - В Казахстане не работает Ситимобил))
за успехом банка стоит всем известный Goldman Sachs. А по поводу учредителей, наберите в поисковике: майкл калви арест - найдете много чего интересного в новостях...
/// на украинском рынке ей придётся соперничать с «Яндексом» ///
Какой наркоман писал статью? В Украине нет Яндекса и ближайшее десятилетие не будет. Заблокировано все - почта, диск, кинопоиск...., так как по решению СНБО эти сервисы являются угрозой нацбезопасности.
Для стартаперов, которые иногда приходят со словами "через год у нас по бизнес-плану будет мировое господство" ключевая фраза из самого начала текста:
"Спустя 19 лет" :)))
В Украине Яндекс закрыли с 2014
Kaspi однозначно лучший пример цифровой трансформации банка в мире. Но "С выходом из компании Сатыбалды Kaspi потеряла защиту" - это lol
А что лол, без крыши твой бизнес государство в казахстане может так зажать что никакого бизнеса не останется, прецедентов хватает. Особенно опасно таким большим лакомым кусочкам, могут не раздавить так отобрать
Появление такой статьи навевает мысль на то, что Каспий или будут продавать / готовят к продаже... или это пиар для Ломтадзе - с какойто определенной целью...
.
по сути - статья поверхностная. просто посмотрели на статистику, послушали пиар-агента из каспия и написали.
выше, в комментариях, уже были критические моменты.
добавлю и я пять копеек.
.
При всех дифирамбах в сторону каспия и персонально Ломтадзе... как потребитель я проголосую ногами при первой же возможности из каспия. почему? а вот:
.
1. эти "акции" с "рассрочками" - конечно неплохая штука. ибо основная масса людей хочет получить товар в магазине и начать платить спустя месяц, и без процентов... только ранее можно было брать рассрочку на год. а последние несколько лет - только на три месяца... !!!????? три месяца!! иногда бывают акции, до года и даже до 2 лет. но как в том мультфильме - то акция есть, но мне не надо покупать, то мне надо купить а акции нет! реально думаешь что за тупняк такой... а это видимо Ломтадзе постарался со своими идеями ? или что мешает сделать БЕССРОЧНОЙ акцию на рассрочку до года , а лучше до 2 лет!! и ведь ничего не мешает сделать рейтинг клиентов, и кто высокорейтинговый тем и давать максимальные условия, чтобы все клиенты стремились быть лояльными и без нарушений. но Каспию это не надо, и все это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
2. Каспий ред. вроде хорошая идея. бери карту, и у тебя возможность покупать что угодно в автоматическую рассрочку... хорошо же? ага... рассрочка только ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ!!! а лимит покупок сейчас примерно до 350 $ сша... !!!????? и он всегда был невысокий лимит. ничего толком серьезного не купить. большая часть магазинов с поддержкой каспий ред продают товары с ценами существенно высокими (электроника, одежда, и т.п.). Первый год без комиссии, а со второго.... точно не помню, но толи 15 тысяч, толи 25 тысяч тенге!!!! это при лимите на покупки на карте 150 тысяч тенге!!! потому эта хрень и не взлетела. и потому они сейчас снизили комиссию до 4 тысяч... но вишенка на торте - ШТРАФ за один день просрочки 2 тыс. тенге!!! вроде "мелочь"? ага. один раз забыл вовремя внести, всего за один день - разом уничтожается вся "запланированная прибыль" от рассрочки и бонусов за год!!!! и где смысл!!!?? а самое КРАСНОречивое - по обычным рассрочкам и кредитам тогда были напоминания и по СМС, и так звонили с калл центра - "не забыли" ? "скоро дата платежа, точно не забыли" ? "вы календарь смотрели - уже седня платеж" ... но вот по каспи ред - не предупреждают. зачем... надо же содрать бонус с Клиента по 2000 за сутки просрочки... мда... а можно было бы сделать лимит 1000$ а лучше в 1000$ и 3000$ и в 5000$ и в 10000$ и срок рассрочки хотя бы до года, и чтоб штрафы за просрочку не более были от 10 тенге за первый день и плавно до скажем тех же 2000 или даже выше но, чтоб рост существенный был не ранее чем на четвертый день просрочки. и при этом комиссия за обслуживание была не более 2000 тенге, чем меньше тем лучше. чтоб лояльные стремились быть еще лучше и получить более лучшие условия... и тогда это это будет 100% удар по всем конкурентам! Но это в Каспии никому не надо. на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
3. Качество обслуживания. это песня... с одной стороны, не спорю, что в Каспии с обслуживанием основных видов запросов клиентов - все вполне хорошо. Но когда требуется задать какой либо "нестандартный" вопрос в каспий - это просто бесполезно. они там сразу делают вид что проблемы нет и ответа не будет! например, мне потребовалось понять - кто именно сделал мне перевод под назначением "зарплата"... всего лишь - мне надо было знать название компании которая перечислила мне зарплату. - получение этой информации превратилось в какойто цирк и фарс! я полмесяца буквально выбивал эту информацию из каспия. по ряду причин я не хотел (не мог) опрашивать всех кто мог мне перечислить "зарплату" ... так почему же каспий уперто отказывался сообщить мне - кто перечислил мне мои деньги!??? и это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
.
4. Сколько лет уже просят каспий сделать виртуальную карту (виза или мастеркард или т.п.) ? чтобы Клиент мог смело платить в интернете , не паля реквизиты основной карты, ответ один "это в планах у нас есть" и это на фоне "что еще мы можем сделать для вас©Ломтадзе".
Всё бла,бла бла...коснулось не гражданину Казахстана взять карту каспи,..... Знаете что ответили?!? Надо как минимум вид на жительство иметь!
не совсем так, консультант в офисе скорее всего не знает законодательство в таких редких моментах.
Достаточно паспорта, но нужно получить в налоговой ИИН, при наличии места для проживания (своя квартира, договор аренды или нотариальное согласие собственника жилья) он получался за 1-3 дня (информация 5ти летний давности)
Комментарий удален модератором
Обоим*
спасибо, что прочитали и подметили, Сергей! ох уж эти банки и компании — все в кучу. поправили, спасибо :)
Пользуюсь каспи с 2004 года. С тех пор вижу большие положительные изменения.
Из минусов у каспи невыгодный курс доллара для покупок на том же АлиЭкспресс. Карта каспи голд платная. И очень низкий бонус при оплате, всего 0,5%, почти не пользуюсь поэтому. Для сравнения у меня бесплатная карта евразийского банка 3,5% в категории супермаркеты. И бесплатная карта jusan 5% в категории медицина. Ну, любимые категории конечно же можно менять.
Вспомните банк "Астана". Он в своё время был лучше каспи и что с ним сделали!? И будет у нас по прежнему предлагать свои стандартные услуги, с обещаниями и не выполнением обещаний, после недельного рассмотрения и выматывания нервов, так называемый "Народный банк"!!! Ну а каспи молодцы! Спасибо им большое!!!
Отличная обзорная статья, но в ней не упомянуты атаки на kaspi и прочие ограничения.
В 2014г им например устроили классический bank run. Надо отметить, как принципиально они тогда с этим разобрались. В лоб приняли удар, организованно выдали всем деньги, потом еще выплатили кассирам премии, и лояльным клиентам подкинули плюшек.
Такого отношения к бизнес репутации в Казахстане раньше не видали.
Затем был интересен случай когда они выпустили евробонды в обход пруд-нормативов. Тоже смелый и вызывающий ход.
По части неуплаты налогов с переводов(платежей) - это по большей части благодаря отношению властей к развитию МСБ. В стране просто отстали от мелкого бизнеса и стараются его не тревожить. "Торгуете и молодцы".
На сегодняшний день Kaspi провел цифровизацию платежей в стране за какие-то 2-3 года. Стало реально сложно потратить кэш. Так что по части теневой экономики kaspi скорее помогает вывести всех на свет, в масштабах, которые было сложно представить ранее.
Говоря об успехе kaspi, важно будет упомянуть о качестве инфраструктуры в стране. Мобильный интернет в Казахстане один из самых развитых и дешевых в регионе. Даже не смотря на территорию. Для сравнения в Узбекистане подобное приложение во многих местах просто не будет работать.
Агрессии властей в их сторону сейчас ожидать не приходится. Их принял сам президент - а это в Казахстане много значит.
Казахстану повезло получить в стране такую историю успеха. Но важно отметить, что для начального этапа в стране должна быть хоть какая-то инфраструктура и сколько-нибудь платежеспособный рынок. Готовность властей закрыть глаза на некоторое регулирование тоже сделало свое дело. Пожелаем им удачи.
История с Каспием, ровно такая же как у майкрософта, если бы майрософт не лоббировали на гос уровне, его бы и вовсе не было!!!
Яндекс такси работает
Из за повышения своего статуса, начали ущемлять клиентов в их возможности оплаты коммунальных услуг через компьютер. В телефоне через приложения очень сложно сверять старые данные и можно ошибочно оплатить большую сумму, для чего это и сделано в итоге.
К сожалению всё ещё нет доставки на некоторые населенные пункты. Например, жм Асыл Арман расположен в 2 км от алтын орды, т.е. от города Алматы. Но нет каспи доставки.
п....
Только все это банк Астаны начал раньше каспий банка. А потом нго обанкротили, я не удивлюсь если к этому банкротству посодействовал Кис
Как я пришла в Каспий. Из за приложения платежи- очень удобное и простое в пониманий для всех возрастов. В Халык банке мне оплатить онлайн квартплату было очень сложно. (все время плохая связь) Каспий карта это просто успокоение души, плати и получай бонусы, переводи за секунды, терминалы в шаговой доступности. И вообще, мне очень нравиться Ломтадзе М. И в кошельке одна карта а не много не нужных. Карта которая дает возможность делать все что мне нужно, экономя огромное количество времени и дополнительных затрат. Я люблю Каспий банк.
Кто делает банкоматы для каспи?
У них очень мало своих банкоматов.
Но в любом банкомате других банков можно снять наличные с карты Каспи.
В любом, также как у тиньков.
Российская компания, название не помню. Там сдали бирки есть.
Так и по итогу, от куда такие банкоматы?
Как Каспи относятся к антимонопольному законодательству? Вообще слышали про такое? Ну и удачи на украине.
Заказуха. Джинса. Я один ничего не знал про это нечто и забыл сразу же? Я один не читая пролистал вниз, чтобы написать это?
нерыночное мафиозное азиатское байство и кумовство.
I ❤️ Kaspi bank! Ақша керек кезде достарыңнан, туыстарыңнан қарыз сұрап әуре болмайсың. Kaspi қосымшасына кіресің, қажетті сумманы жазасың, 2-3 минутта ақшаны банкоматтан шешіп аласың. Кей жерлерде дәретханаға кіру ақылы, оны да QR арқылы төлеуге болады😁. Одан да өзге тиімді әрі ыңғайлы функцияларын автор мақалада жазып, атап өтті. Бұл банкті жамандап отырғандар өзге мемлекеттің азаматтары сияқты...
I sincerely want to thank Mr. Richard who made this possible, helped me get through and secure the loan. Therefore, I want to use this tool to advise everyone who is looking for a loan. If you need to contact any firm with a link to get a loan with a low interest rate and the best repayment schedule, contact [wintrustfinancialcompany] gmail. com for a fast, secure and easy loan today
По-крайней мере не мешать.
Этот Ким тот ещё бандит и корупционер., Связи с Назарбаевым вот в чем дело. Все остальное мишура. Я все сказал.
а можете раскрыть подробнее мысль?
Комментарий недоступен
Без связей в правительстве, подкупов и откатов ничего бы не получилось! А все остальное, это просто плюшки) Такой уж бизнес в кз. С другой сторы правительству тоже нужны те кто с головой)