{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сократили даже тех, кто уже уехал из России: детали массовых увольнений из Nexters Статьи редакции

Сотрудники не ожидали такого, потому что штат уже начали уменьшать с марта и делали это постепенно.

29 июня разработчик игр Nexters уволил 235 человек — почти четверть всей команды. Сооснователь компании Андрей Фадеев объяснил это «рядом негативных внешних факторов» — ростом инфляции, изменениями в правилах конфиденциальности и «недавними геополитическими событиями».

О деталях сокращений vc.ru рассказали шестеро источников, среди которых есть как попавшие под сокращение, так и уволенные ранее, но продолжающие общаться с сотрудниками компании.

Про массовые сокращения

  • Сокращения коснулись как тех, кто работал в компании много лет, так и новеньких, вне зависимости от квалификации — от системных администраторов до тестировщиков. Людей уволили во всех отделах — в России, Армении, Грузии, на Кипре и в других странах. По каким причинам отбирали людей для увольнения, никто из сотрудников не понимает.
  • Всех сотрудников уволили одним днём. Заранее об увольнениях никого не предупреждали, люди узнали о них на звонке с Фадеевым. До этого сотрудникам говорили, что россиян сокращения не затронут, но говорили, что такое может случиться, если произойдёт «финансовая блокада».
  • Тех, кто находится за границей, увольнять не собирались, поэтому многие решили релоцироваться в офисы не в России, говорят источники. Делать это агитировало и руководство компании. Переезжать разрешали не всем из-за «очереди» — те, кто оказались в ней, считали, что станут «жертвами оптимизации».
  • После объявления об увольнениях многие чувствовали себя «преданными»: части до этого говорили, что их точно не уволят, другим — что перебросят на другие проекты. К моменту объявления некоторые успели уехать из России и заключить новый контракт, кто-то в это время продавал вещи, чтобы на следующий день улететь в другую страну. Уволенные говорят, что лояльно относились к компании и верили ей из-за развитой корпоративной культуры, хороших зарплат и бонусов, но теперь доверие исчезло.
  • Кому-то предлагали выплатить три оклада, но в основном — по два, некоторым — только один. При этом сотрудников просили написать заявление по собственному желанию, но некоторые смогли договориться на увольнение по соглашению сторон.

Увольнения были и раньше

  • Изменения в компании начались и раньше, но не были массовыми. Сокращать людей начали с осени 2021 года, при этом причинами для расставания не всегда были плохие навыки сотрудников, утверждают источники. Часто увольнения были «незаметными», так как приходили новые люди, рассказывают источники.
  • Тем, кто уходил, предлагали не афишировать увольнение, а рассказывать, что это собственное решение — за это Nexters обещала положительные рекомендации.
  • Ситуация изменилась в феврале, а с марта общее количество сотрудников компании начало сокращаться. Например, в период с марта по июнь уволили от 70 до 100 человек.
  • По каким критериям увольняли людей, было непонятно. Многие считают их несправедливыми, потому что до этого не проводили ни опросы, ни performance review, на котором решают, насколько сотрудник ценен для компании.
Дополнено 1 июля. В Nexters утверждают, что между 1 марта и 29 июня было уволено 45 человек. Всем сотрудникам было предложено увольнение по соглашению сторон, а не по собственному желанию.

Почему сократили сразу так много

  • Некоторые из опрошенных vc.ru источников считают, что это была «блажь» руководства — до этого в компании говорили, что у Nexters достаточно денег, чтобы долгое время существовать без прибыли, а причин для массовых сокращений никто не видел.
  • Другие говорят, что под сокращениями компания маскирует увольнения «неугодных» людей — тех, кто чем-то не нравился руководству, а сами сокращения называют «импульсивным поступком».
  • Также собеседники vc.ru указывают на проблемы в руководстве, где находились люди, у которых не получалось управлять компанией, либо не хватало компетенции и они не справлялись с планированием. К тому же многие не работали до этого нигде, кроме Nexters, поэтому боялись покинуть руководящую должность и обнаружить, что они будут не так ценны в другой компании.

Какие были проблемы у компании

  • Некоторые из источников vc.ru говорят, что проблемы Nexters были связаны с неудачным выходом на биржу. Компания начала торговаться на Nasdaq в августе 2021 года при оценке в $1,9 млрд. В феврале Nasdaq приостановила торги акциями Nexters вместе с другими российскими компаниями. На момент выхода на биржу акции стоили $10,50 за штуку, на момент закрытия — $6,38.

Что говорит сооснователь компании

  • Андрей Фадеев рассказал vc.ru, что сотрудников для увольнения выбирали исходя из того, что Nexters нужно быть «максимально эффективной» и фокусироваться на основных задачах и функциях, которые позволят ей повысить устойчивость бизнеса и справиться с влиянием «внешних негативных факторов». В компании фокусировались на «критических задачах» и компетенциях внутри каждой команды.
  • Всем сотрудникам предложили компенсацию по два оклада, один выплачивали тем, кто был на испытательном сроке.
  • Сотрудникам, которые релоцировались по предложению компании, оплатят обратные билеты, а также расходы на переезд — например, депозит за аренду. Кроме компенсации продлевают ДМС на два месяца, помогают с поиском новой работы и психологической поддержкой, если она нужна. В каждом случае договариваются индивидуально.
  • До последнего времени наём проходил в «обычном режиме» — исходя из задач компании и работы конкретных сотрудников. Решение сократить сразу 235 человек было «вынужденным шагом». На него пришлось пойти после того, как других мер по оптимизации бизнеса оказалось недостаточно.

Добавлено 1 июля.

Директор по коммуникациям Андрей Акимов объяснил «тяжёлое, но необходимое решение» тем, что компания столкнулась с несколькими кризисами одновременно: мировой экономический кризис, кризис рынка мобильной рекламы, события в Украине и общая «неповоротливость компании в связи с бурным ростом последних лет».

По его словам, с каждым уволенным компания рассчитывает «поработать снова в будущем». Поэтому с каждым поговорил руководитель, им предложили «хорошие условия и помощь в поиске работы», время передать дела, в особых случаях действовали индивидуально, а перед всеми сотрудниками выступил гендиректор. При этом всё сделали одним днём, потому что «в холодную воду лучше заходить с разбегу, так проще для всего организма», пояснил Акимов.

Мы договорились сфокусироваться только на основных точках роста. Для этого мы их определили с руководителями компании, и после этого начали подбирать тех, кто, по мнению лидов команд, сможет лучше всего реализовать конкретно эти точки роста, с остальными решили попрощаться.

Андрей Акимов
0
92 комментария
Написать комментарий...
Хамитов Ильшат

Сколько бы я не увольнял сотрудников, никто и никогда не признавал что он плох, не тянет или просто даже из лучших он худший потому и под увольнением. Даже я сам, когда тоже был в своё время уволен. Если такой крутой работник, то найдёшь новую работу. Если плохой, то это повод для того, чтобы в следующем коллективе вкалывать чуть больше чем в среднем. Но у нас вкалывать вообще не любят, любят предьявить работодателю, что он не занимается решением социальных вопросов. Лучше обанкротиться, чем увольнять?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
KK

А кто сказал, что тот кто релоцировался - хороший работник? Высокооплачиваемый - возможно, а вот хороший под вопросом. Обычно, кто много ссыт в уши руководству и целует Ж - получает больше тех, кто работает хорошо.
У нас на работе ИТ директор считал себя звездой, получал дохрена, даже директору одалживал деньги на покупку дома. Потом стало у компании мало денег, его уволили. И не поверите, ничего не изменилось... Кроме прибавки в бюджете компании лишних 10-15к баксов, если не больше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
KK

Человек релоцируется - потому что он так решил, его никто не заставлял и не уговаривал. Работает он в этой компании или нет - все плевать (каждый сам за себя).
Для компании появились конские издержки в виде переводов денег на счета в РФ + риски попасть под санкции. У человека которые релоцировался - появились конские издержки для вывода денег себе на счет заграницей. Плюс надо учитывать "курс" который сейчас занижен, и компании, которая зарабатывает в валюте, сейчас не выгодно оплачивать сотрудников в РФ с их ЗП.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
KK

Знаю тех кто работает там. Настаивать - не наставали. Помогать - помогали.
Даже в статье "Тех, кто находится за границей, увольнять не собирались, поэтому многие решили релоцироваться в офисы не в России, говорят источники.". Т.е. люди сами хотели релоцироваться, чтобы не быть уволенными.
А про "очередь", это как раз на про очередь на помощь в релокации (поиск билетов (субсидии), поиск жилья (субсидии)), а те кто уехал без этой помощи, и так в загашнике имели деньги на случай если уволят.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марина Моисеева

Согласна

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Если увольняют одним днем только что релоцировавшихся людей или продающих вещи и жилье - это нечистоплотность руководства.

1. Как приняли решение - так и сокращают. Такие массовые увольнения, как в этой истории, обычно означают, что бизнес и коллектив до конца хотели сократить, но не смогли. Если Вы наемный сотрудник, то должны быть готовы к увольнению в любой момент. Компания морально обязана только выходное пособие заплатить и с поиском новой работы помочь.
2. Если человек профессиональный, то найти работу "там" УЖЕ "там" находясь несложно, в отличие от ситуации, когда Вы еще "здесь" находитесь. Так что с какой-то стороны компания как раз помогла людям предоставив гарантированный доход на первое время.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
Нужно ДО того, как мотивировать людей релоцироваться, подумать, будешь ли ты дальше с этими конкретными людьми работать.

1. Тогда считали, что люди нужны, по факту не смогли.
2. Сотрудники - взрослые люди, а не старшая группа детсада. Считали, что есть риски при переезде, надо было требовать гарантированный severance в случае увольнения или отказаться переезжать.

А давайте вас забросим в чужую страну без знания языка - и найдите себе хорошую работу за 2 месяца, только переехав, не разобрав коробки, не имея дома или в необходимостью менять дом под новую работу. Готовы?

1. По закрытым чатам вижу как крепкие профессионалы за несколько суток находят (и им находят) новые работы.
2. Если Вы в ИТ, то обязаны хорошо знать английский, которого вполне хватает. Если не знаете, то Вы профессионально не соответствуете отрасли.
3. Я много лет работал в чужих странах. Предложения о работе присылали постоянно, так что если бы уволили никаких проблем бы не было.

не забудьте ещё стресс только что уволенного человека ... Первые 1.5 месяца он не способен работать и успешно проходить собеседования.

1. Работодатель всего лишь покупает рабочее время работника за деньги. Его обязательства прописаны в трудовом договоре. Если Вам нужно Х мес. severance в случае увольнения - требуйте этого. Если не сможете найти такого работодателя - не соответствуете рынку.
2. Серьезные стрессы на работе случаются и без всякого увольнения. Если Вы 1.5 мес не способны даже работу искать, то вероятно Вы вообще не приспособлены к работе. В случае серьезного стресса на работе у Вас явно продуктивность будет серьезно падать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
John Doe
могла бы я так поступить со своими сотрудниками

Как так? В такой ситуации Вы или увольняете условно половину людей, но сохраняете бизнес, а значит и способность платить з/п другой половине, или бизнес умирает и без денег остается ВЕСЬ коллектив.

Я не работаю в найме уже 15 лет и смотрю на вопрос именно с точки зрения работодателя

Вы явно не работодатель и/или никогда не сталкивались с жестокой экономической необходимостью массово увольнять. Звучите как фрилансер.

До рекомендаций по релокации просчитала бы, остаются они у меня или нет.

Сомневаюсь, что менеджмент и акционеры этой компании - садисты какие-то, чтобы людей увозить с намерением потом сразу от них избавится. Вероятно считали, но ошиблись.

несла бы за них ответственность (тот самый severance как минимум

Так им и платят 1-3 з/п. Если кто-то из сотрудников хочет больше, то пусть требует. Нет ничего плохого в том, чтобы отстаивать свои интересы.

Обычную порядочность, особенно по отношению к людям, которые долго вместе с тобой строили ТВОЙ бизнес - никто не отменял.

1. Бенефициары этого бизнеса не только акционеры, но и сотрудники тоже. Они не только получают с него з/п и премии, но работодатель также вкладывает свои деньги, время и нервную энергию в их профессиональный рост и повышение стоимости на рынке труда.
2. Границы порядочности, на которые может рассчитывать сотрудник, определены законодательством и трудовым договором. Глупо рассчитывать на большее. Если работодатель в каких-то частных случаях хочет заплатить больше, то заплатит (если у него есть на это деньги :) Но по опыту нескольких раз, когда было необходимо массово увольнять, - это довольно tricky. Все равно все узнают кто сколько получил, поэтому делить увольняемых на "избранных" и "людей второго сорта" не всегда этично. В частных случаях можно, но будьте готовы, что те, кто получил меньше, с Вас спросят и у Вас должно быть железобетонное объяснение.
3. Еще раз отношения работодатель-работник - экономические. Работник продает работодателю результаты своего труда. Если работник хочет снизить свои риски, то он должен добиться, чтобы это было отражено в трудовом договоре. Все, что не отражено, - прихоть работодателя. Могут проявить больше понимания, а могут и меньше. Но делать это они уж точно не обязаны. А за тем, чтобы поделиться тяготами жизни, надо к психоаналитикам ходить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
89 комментариев
Раскрывать всегда