Что изменилось в поиске «Яндекса»: быстрые ответы, коллекции и новый алгоритм Статьи редакции
Рассказ руководителя «Поиска» Андрея Стыскина об обновлении «Андромеда».
19 ноября «Яндекс» представил новую версию поиска «Андромеда» с улучшенными быстрыми ответами, отзывами, алгоритмом ранжирования, учитывающим качество сайта, и встроенными сервисами «Яндекс.Знатоки» и «Яндекс.Коллекции».
Обозреватель vc.ru поговорил с руководителем «Поиска» Андреем Стыскиным о том, что изменилось в поиске с момента выхода обновления «Королёв» и как изменения повлияют на пользователей.
Прошлое обновление поиска «Яндекса» — «Королёв» — вышло 22 августа 2017 года. Оно было посвящено нейросетям и людям, которые помогают нейросетям обучаться для улучшения качества поиска. По словам Стыскина, с момента выхода «Королёва» в «Поиске» появилось 1008 изменений.
Команда разработчиков сгруппировала основную часть улучшений в «Андромеде» в три направления.
Быстрые ответы
Первое направление — улучшение «быстрых ответов», которые пользователь получает в выдаче, без перехода на сайт.
Если раньше «Яндекс» в основном отвечал на энциклопедические запросы, то в «Андромеде» ещё появились быстрые ответы для поиска заведений, новостей, фильмов, рецептов, результатов спортивных событий. Поисковик может подсказать, как выглядит определенный цвет, сколько минут варить яйцо и так далее.
По данным «Яндекса», сейчас факты показываются 13 млн раз в день, они отвечают на 7 млн вопросов.
Быстрые ответы бывают нескольких типов.
Односложный ответ, не требующий пояснений
Ответ формируется из объектной базы «Яндекса». Объектная база агрегирует все открытые источники, которые проверяются внутри «Поиска». К примеру, для объекта «планета Меркурий» в карточке есть несколько фактов: средняя температура планеты, её размер и так далее. Поисковой движок «забирает» информацию из карточки объекта и даёт ответ.
Быстрый ответ с карточкой
Ответ из объектной базы или открытого источника. Похож на односложный ответ, только ниже него приводится ссылка на подробную статью.
Ответ из «Яндекс.Знатоков»
«Яндекс.Знатоки» — новый сервис компании, который официально выходит из стадии бета-тестирования вместе с запуском «Андромеды». В нём пользователи могут задать интересующий их вопрос, на который ответят другие пользователи и эксперты.
Информация в вопросах индексируется поисковиком и карточка ответа эксперта в «Знатоках» может отображаться как быстрый ответ на запрос. Также «Яндекс» сотрудничает с научными сотрудниками и академиками, чтобы информация в выдаче была экспертной и точной. Их ответы также показываются прямо в поиске.
Улучшенная интеграция с другими сервисами «Яндекса»
В быстрые ответы интегрированы «Колдунщики» — это представление сервисов компании внутри поисковой системы. Они ранжируются и отображаются в выдаче, когда наиболее полно отвечают на запрос пользователя.
«Колдунщики» тоже получили обновление, например, в картинках появились теги, а если пользователь ищет фильм, то активируется «Колдунщик» «Яндекс.Видео», и в результатах выдачи появится карточка с плеером.
В сервисе представлены все плееры из открытых источников. По словам Стыскина, «Яндекс» не акцентирует внимание на собственном онлайн-кинотеатре в «Кинопоиске» — правила ранжирования едины для всех.
Значки сайтов и новый алгоритм поиска Proxima
Вторая часть «Андромеды» — обновление поисковой выдачи.
В «Яндексе» считают, что пользователям поисковых сервисов часто хотят знать, является ли сайт официальным, государственным, насколько хорошая у него поддержка пользователей. Для этого в «Поиске» появились пометки рядом с ссылкой на сайт, которые должны пояснять, является ли сайт посредником с качественным контентом или официальным, на котором можно получить документы, услуги и подтверждение информации.
В этом обновлении «Яндекс» добавил в выдачу три значка:
- «Официальный сайт». Он помогает понять, что сайт является официальным источником информации, который можно использовать для подтверждения данных, но в нём может быть неудобная навигация.
- «Популярный сайт». Сайт определённой тематики с высокой посещаемостью. Значок призван подсказать пользователям популярный сайт по тематике, в которой они не разбираются.
- «Выбор пользователей». Кроме популярных, существуют нишевые сайты, в которых можно получить более подробный ответ на вопрос. К примеру, если на сайте есть старое сообщество — аудитория таких сайтов может быть небольшой, но лояльные пользователи возвращаются и обновляют информацию на сайте. Андрей считает, что таким сайтам нужно уделять внимание во время поиска информации.
К примеру, по запросу «скалолазание» «Википедия» будет популярным сайтом, а блог «Декатлон» получил «выбор пользователей». Больше деталей можно получить по ссылке рядом со значком.
Сайты могут получить несколько значков, например, у «Википедии» есть пометка «выбор пользователей» и «популярный ресурс». Андрей объяснил, что поисковый алгоритм подстраивается под контекст запроса и отображает наиболее подходящий значок.
Также Стыскин добавил, что большинство запросов — сложные и редкие. К примеру, более 30% запросов задаются один раз, больше никто их не задает. Чтобы улучшить качество выдачи по таким вопросам, в «Андромеду» входит новый алгоритм поиска с метрикой Proxima. Он должен показывать пользователям «Яндекса» качественные сайты с «правильным балансом интересного контента и рекламных блоков».
По словам Стыскина, после обновления «Поиска» владельцам сайтов нужно уделить внимание не только рекомендациям «Яндекса» про качество материалов, удобство сайта и баланс контента и рекламы, но и возвращаемости на сайт. Возвращаемость — это показатель того, что пользователи регулярно приходят на сайт самостоятельно: из закладок, коллекций, а также находят его в поисковиках по названию.
Отзывы
Теперь пользователям доступны отзывы на фильмы, игры, рестораны и другие заведения и услуги. Если у пользователя установлено мобильное приложение «Яндекса», то ему может прийти push-уведомление с просьбой оставить отзыв месту, которое он посетил.
На основе отзывов формируются рейтинг объектов и список заведений в выдаче. К примеру, по запросу «кафе рядом» поиск отобразит мини-карту и список популярных заведений.
Содержимое отзыва анализируется, и на их основе формируются короткие популярные теги заведения — «89 из 200 посетивших хвалят кофе» и так далее. Владельцы заведений могут отвечать на отзывы посетителей и строить с ними дальнейшее взаимодействие, улучшая репутацию заведения.
Рейтинг заведения общий с «Яндекс.Картами» — все сервисы «Яндекса» используют общую базу из «Яндекс.Справочника».
Отзывы персонализированные: в каждый профиль пользователя можно зайти и посмотреть, на что он оставлял отзывы, чтобы определить, похожи ли вкусы, стоит ли доверять такому отзыву. Есть элементы геймификации: пользователь получает рейтинг и «достижения», а также в карточке профиля можно увидеть, что в ближайшем времени появятся задания, связанные с отзывами.
Какие push-уведомления и задания отправляет «Яндекс»
По словам представителей «Яндекса», пользователи оставляют более 150 тысяч отзывов и оценок в день.
Как «Яндекс» борется с накрутками и спамом в отзывах
Коллекции
Третье изменение в поиске — расширенный сервис «Яндекс.Коллекции». Раньше в нём можно было делать подборки картинок, но, по словам Стыскина, людям интересно добавлять страницы сайтов, посещённые места, фильмы в разные подборки.
Теперь добавить контент в «Яндекс.Коллекцию» можно из десктопной версии поиска и из мобильного приложения «Яндекса». Сохранённые коллекции доступны на любом устройстве, где пользователь залогинен в «Яндексе».
«Яндекс» представляет «Коллекции» как универсальное хранилище избранного контента. Если раньше люди добавляли в закладки ссылки, на которые хотят вернуться, то «Яндекс.Коллекции» призван помочь организовать материалы по определённым сценариям.
Коллекции делятся на персональные и публичные: ими можно поделиться с друзьями или другими пользователями «Яндекса». Например, опубликовать маршрут путешествия с фотографиями и видео каждого посещённого города, подборку любимых фильмов и так далее.
В «Коллекции» интегрирована рекомендательная система: «Яндекс» может предлагать похожие материалы по тематике коллекции. Также можно подписываться на авторов коллекций и тематики, оценивать их и получать больше рекомендованного контента.
«Коллекциями» пользуются и владельцы бизнесов. Интернет-магазины могут создавать коллекции новых товаров, разделённых по сезонам или категориям, а дизайн-студии выкладывать портфолио готовых работ со ссылками на сайт. Открытые коллекции индексируются поиском и отображаются в выдаче.
Руководитель «Яндекс.Поиска» Андрей Стыскин считает, что пользователям становится важно, кто им даёт ответ на заданный вопрос: источник данных или автор, насколько этому автору можно доверять, как относиться к сервисам и полученной информации.
Раньше из сигналов качества использовалась информация от асессоров — удаленных специалистов «Яндекса», которые оценивают качество сайта, «толокеров» и пользователей, которые взаимодействуют с результатами поиска и ежедневно обучают алгоритм ранжирования.
Теперь, по словам Стыскина, «Яндекс» начинает активно использовать явные знания людей, которые могут с помощью сервисов и алгоритмов компании помогать другим людям совершать выбор или получать информацию в «Поиске».
Вот эти все "Яндекс-знатоки", "Вопросы Мэйл"... Как я понимаю, оценивают ответ обычные пользователи. Но кто, кроме эксперта в этой области, может оценить компетентность советчика? Только специалист может оценить специалиста;)
А то все в Википедии специалистами оценено:))))))
А в википедии уже разрешено давать какие-то оценки?
Я имел в виду одобрение или неоодобрения размещаемого материала, заслуживает он быть в Википедии или нет. Ну и содержимое некоторых статей, которое зачастую не очень близко к истине, мягко говоря. Прям такие специалисты это решают:) А некоторые к Википедии относятся как к идеально выверенной и чуть-ли не официальной энциклопедии.
Все-таки у википедии есть жесткие правила, заточенные под редактирование неспециалистами. Проверяемость, а не истинность, авторитетные источники, запрет на оригинальные исследования, нейтральная точка зрения и т.д. Простой пересказ источника не требует какой-нибудь особой квалификации, как и проверка корректности этого пересказа. Плюс создано развитое сообщество, которое строго следит за соблюдением этих правил. Конечно, на практике это работает далеко не идеально, но в общем работает.
Вопросы Мейл.ру, с другой стороны, это просто какая-то свалка. Никогда не находил там ничего полезного. Яндекс.Знатоки - это вообще что-то непонятное, туда, судя по всему, по ошибке постят обычные запросы из яндекса.
О, я точно не адвокат Яндекса или Mail.Ru, скорее наоборот:))) Так что с Вами согласен. Просто к Википедии много вопросов, потому ее и упомянул:)