(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95160505, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95160505, 'hit', window.location.href);

Как мы перешли из Jira в российский таск-трекер Kaiten

С какими проблемами столкнулись разработчики платформы для рассылок и чат-ботов при переезде из Jira в Kaiten, и как организовали процессы в новом сервисе.

Меня зовут Андрей Соловьев, я CTO компании BotHelp — платформы для рассылок, автоворонок и чат-ботов в мессенджерах и соцсетях. Мы создаем no-code продукт, где любой маркетолог может создать свою воронку продаж и делать рассылки по своим подписчикам.

Наши разработчики работают по Scrum-фреймворку, и понятно, что для организации этих процессов нужен функциональный таск-трекер. И до февраля 2022 мы использовали для этого Jira и Confluence. Но по понятным причинам нам пришлось искать отечественный аналог.

Расскажу, как именно мы выбирали подходящий сервис, что было самым сложным из-за разницы между Jira и новым таск-трекером и как нам удалось переложить существующие scrum-процессы на особенности канбан-инструмента.

Возможность быстрого переноса данных стала главным критерием выбора

Мы довольно долго выбирали подходящий вариант на замену Jira, метаясь между YouTrack и Яндекс.Трекером. Но ни тот ни другой вариант нам не подходил должным образом. В конце концов один из наших тестировщиков посоветовал присмотреться к Kaiten, и мы остановились на нем.

Ключевым фактором стало то, что в Kaiten добавили возможность автоматического переноса тасков из Jira. Что позволяло максимально быстро переехать на новый сервис и не тормозить разработку.

В итоге уже 8 месяцев разработчики, product-management и support-отдел работают в Kaiten.

Опция для переноса данных из других сервисов в Kaiten. Все таски можно перенести за несколько несложных шагов.

Jira и Kaiten устроены по-разному, это осложнило адаптацию команды

Несмотря на быстрый перенос задач, я не могу сказать, что переход дался нам просто, потому что Jira и Kaiten изначально устроены по-разному.

Вся разработка у нас ведется по Scrum-фреймворку, а Kaiten — это все-таки канбан-инструмент. И если организовать процессы разработки и саппорта было несложно — инструменты Kaiten позволили нормально адаптировать их работу, то перенос процессов продакт-менеджмента стал для нас камнем преткновения.

Мы постоянно добавляем новые функции в платформу, поэтому от продактов постоянно есть огромный бэклог задач, условно на год вперед. И в Jira такие задачи можно было просто расположить в виде длинного списка на специальной scrum-доске.

С таким списком удобно работать — все задачи видно сразу, можно их легко фильтровать, приоритизировать и забирать в текущий спринт нужные user stories.

Бэклог историй на scrum-доске в Jira – один сплошной список.

А в Kaiten другая структура пространств, там нет подобных списков, а занести задачи в бэклог можно только в виде карточек на канбан-доске. И если бы мы весь наш бэклог перенесли разом на доску продактов, то получился бы полный хаос.

Так или иначе, мы приспособились к новому инструменту, и разбили пространства по терминологии Kaiten. Да, пришлось немного изменить формат, но в целом рабочий процесс не был нарушен.

Как организовали работу на трех пространствах Kaiten

Основная сущность для работы с задачами в Kaiten — это пространства. На пространствах находятся канбан-доски с карточками. Вот так это выглядит:

Пример того как выглядит рабочее пространство в Kaiten. Есть пространство, на нем доски, а на досках карточки.

Мы создали три пространства под разные функции: Product, Support, и Developers.

Расскажу, как устроено каждое из них.

Пространство Product для работы с бэклогом

Итак, нам было важно понятным образом организовать в новом сервисе работу продакт-менеджмента — в удобном формате отобразить здесь те истории, которые в Jira хранились единым списком, и не запутаться в них.

Для этого мы создали отдельное пространство и разместили на нем доску, состоящую из трёх колонок: Epics, Pre-backlog и Backlog.

Пространство продактов, где истории проходят подготовительные этапы прежде чем попасть в разработку.

Получается, что то, что в Jira мы фильтровали в самом списке, здесь теперь разложено по разным колонкам доски:

  • В эпиках лежат неотфильтрованные пользовательские истории.
  • Колонка Pre-backlog — это то, что уже имеет дизайн, но не имеет груминга по техчасти.
  • После груминга эти карточки с историями попадают в колонку Backlog — то что уже зафиналено, дальше будет оцениваться и попадет к разработчикам.

В Jira это хранилось одним списком на год вперед, а в Kaiten мы здесь держим какое-то осмысленное количество историй, чтобы не захламлять карточками доску.

После оценки продакт выделяет несколько карточек и отправляет их в пространство Разработки — то есть происходит планирование спринта.

Пространство разработки: как работаем по спринтам и выполняем истории

В Kaiten можно расположить несколько досок на одном пространстве и просматривать их на одном экране. В пространстве Developers у нас есть доски: Stories (для удобной работы с историями) и All tasks (доска спринта).

Доска с пользовательскими и техническими историями, которые планируем взять в работу в ближайшем спринте.
Непосредственно доска спринта. Обе доски находятся на одном пространстве.

При планировании спринта отгрумленые и задизайненные истории попадают на доску Stories на одну из двух дорожек: user stories или tech stories.

Каждую такую историю мы разбиваем на подзадачи, которые нужно выполнить, чтобы закрыть ее. Эти подзадачи заносятся пунктами в чек-лист внутри карточки.

Чек-лист внутри карточки истории. Каждый пункт – отдельная подзадача со своим размером.

Каждому пункту чек-листа мы присваиваем размер. Финальный размер истории — это сумма размеров всех пунктов её чек-листа.

Финальный размер истории прописывается в поле «размер» в карточке истории.

Когда этот этап пройден, карточка истории переходит в следующую колонку на доке — «В работе». На этом этапе разработчики разбирают себе пункты чек-листа, за которые будут отвечать, и конвертируют их в соответствующие карточки на доске спринта — All tasks.

Колонка «В работе», куда попадают карточки историй, прошедшие технический грумминг.
Процесс конвертации одного из пунктов чек-листа истории в карточку на доске спринта.

Дальнейшая работа ведется на том же пространстве, но на другой доске — All tasks (Доска спринта).

Здесь лежат задачи, которые нужно закрыть, чтобы выполнить истории. Каждая карточка на этой доске является дочерней карточкой для истории, к которой относится. А ее размер, соответственно, берется из чек-листа, из которого она была сконвертирована.

По мере работы над задачами в спринте, карточки проходят все нужные этапы, пока не попадут в колонку «Готово к релизу». И после того как все дочерние карточки из истории окажутся в этой колонке, выполняется релиз самой истории — «готово».

Схематичто процесс работы с историями и их подзадачами можно изобразить таким образом (упуская некоторые этапы на доске спринта).

Параллельно на этой же доске спринта ведется работа с багами — для этого выделена отдельная дорожка. Эти задачи проходят те же стадии, вклиниваясь в процесс в зависимости от их срочности.

Доска All tasks поделена на 2 дорожки. На второй дорожке ведется работа с багами.

Пространство саппорта для работы с инцидентами

Есть еще третье пространство, в котором работает Support. Они обрабатывают пожелания наших пользователей и работают с багами.

Здесь есть доска, на которую попадают найденные баги, и дальше фильтруются по колонкам: «подтвержден» — отсюда задачи забираются в пространство Developers, и «не подтвержден» — то, что в итоге оказалось не багом.

Доска Баги на пространстве саппорта – здесь ведется фильтрация поступивших инцидентов.

В Kaiten можно расположить одну и ту же доску одновременно на нескольких пространствах вместе со всеми ее карточками. Поэтому на пространстве Support продублирована доска All tasks (Доска спринта) из пространства Разработчиков.

То есть сотрудникам поддержки не нужно заходить на рабочее пространство разработчиков, чтобы посмотреть, что происходит с их заявкой по багу — все данные автоматически отображаются на их же пространстве.

Пространство саппорта: сверху – доска Баги, снизу – продублирована доска All tasks из пространства разработки.

Как только разработчики устраняют баг и переносят карточку на своей доске в колонку «готово», срабатывает интеграция, и в канал поддержки в Slack приходит уведомление, что заявка обработана, и можно уведомить клиента.

Уведомления в Slack снимают часть ручной работы с работников поддержки.

Как отслеживаем скорость работы команды и отдельных сотрудников

Отдельно добавлю про важность оценки размеров задач — как историй, так и их подзадач в спринте. Как я уже сказал, мы проставляем размер у каждой подзадачи в истории, а сумма размеров всех подзадач — это размер истории.

У каждой подзадачи простравлены размеры.
Размер всей истории.

Мы измеряем ёмкость работы всей команды по количеству закрытых историй за итерацию. Но не всегда история может уложиться в один спринт.

А еще у нас есть метрики и KPI каждого сотрудника. И если скорость всей команды измеряется тем, сколько историй оказалось выполнено за итерацию, то скорость конкретного человека измеряется по сумме оценок тех карточек в итерации, за которые он был ответственным. Эти цифры могут разниться. Например, бэки сделали все свои задачи, а фронт не успел. И получается, что история не закрыта, и командное велосити будет меньше, но тем не менее бэки свой вклад в итерацию сделали.

Таким образом мы получаем адекватную оценку как командной работы, так и работы каждого сотрудника.

Что мы имеем в итоге после переезда из Jira в Kaiten

Мы попытались оставить тот процесс, который у нас был в Jira, и при этом использовать Kaiten. В итоге получился некий симбиоз канбана и скрама — мы используем канбан-инструмент для организации работы по скрам-фреймворку. И это работает.

Да, он отличается от того, что было в Jira, но мы закрыли все свои потребности:

  • на отдельном пространстве планируем бэклог и передаем готовые истории разработчикам;
  • полноценно работаем по спринтам на доске итерации;
  • можем отслеживать скорость работы всей команды и каждого сотрудника в отдельности;
  • саппорт работает со своей доской, видит, что происходит с багами, и получает уведомления в Slack, чтобы снять с себя ручную работу.

Kaiten для нас — это такой конструктор, в котором, если постараться, можно воспроизвести любой процесс.

На самом деле я не приверженец подхода, что нужно идеализировать скрам или канбан. Каждая команда и процессы в ней — уникальны, и всегда нужно брать лучшее из общеизвестных практик. Тем самым добиваться лучших результатов для решения конкретных бизнес-задач в конкретной команде. Но плюс Kaiten в том, что его можно подстроить под себя, а не перекраивать свой процесс под таск-трекер.

0
5 комментариев
Станислав Соколов

Инструмент «класс». Нужно запариться и сделать 30 досок, чтобы воспроизвести, то что в Jira работает на 2 досках.

Ну и ключевой момент, а теперь нужно помнить всем членам команды, как же мы там заложили логику досок для планирования спринта.

Сделайте простой список задач, как есть в Jira и будет чудо.

Ответить
Развернуть ветку
Kaiten.ru
Автор

У Kaiten нет цели стать "заменой" или "копией" Jira. Подходы в организации процессов у сервисов действительно различаются. Но все же спасибо за ваше уточнение, примем к сведению.

Ответить
Развернуть ветку
Рябчунов Михаил

Здравствуйте!) Также перешли на Kaiten. Возник вопрос: Как поместить номер задачи в превью карточки? Сейчас номер можно увидеть только если открыть конкретную задачу

Ответить
Развернуть ветку
Anton
Как мы перешли из Jira в российский таск-трекер Kaiten..

.. и сделали огромный рекламный пост)

Ответить
Развернуть ветку
Kaiten.ru
Автор

Скорее - "...и сделали подробный кейс"))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда