Нужны ли роботы айтишникам?
Спрос на опытных ИТ-специалистов постоянно растет, как и количество задач для них. Вместе с этим увеличиваются и зарплатные ожидания кандидатов. В качестве альтернативы найма новых сотрудников компании начали изучать возможности роботизации части ИТ-операций.
Меня зовут Кирилл Чеханков, я руководитель отдела ИТ-решений Коника Минолта. Мы предлагаем заказчикам комплексные вспомогательные инструменты на основе RPA-технологий. Они помогают сократить количество рутинных операций в стандартных бизнес-процессах и оптимизировать работу в целом. Ведь роботы трудятся без пауз и ошибок, и помогают экономить время на более важные задачи. Проверено на собственном опыте. Расскажу, в каких случаях полезно внедрять RPA в ИТ-процессы.
Место робота в команде
Сегодня много говорят про использование RPA-технологии для автоматизации работы бухгалтерии, отдела закупок, HR или операционных отделов, однако, роботы могут быть эффективными помощниками и для ИТ-специалистов. Чем они полезны:
Снижают количество ошибок в процессе разработки решений, не допуская стандартизированных операций.
Повышают производительность работы за счет быстрого исполнения задач.
Повышают качество обслуживания пользователей – роботы быстрее сотрудников техподдержки откликаются на запросы, распределяют обращения и решают простые инциденты.
В отличии от людей роботы работают круглосуточно, без выходных, отпусков и больничных. Им не знакомы усталость и выгорание, поэтому, они всегда предельно сконцентрированы на выполняемой операции, какой бы рутинной она ни была.
Программные роботы уже успешно используются для мониторинга серверов и приложений.
Технология RPA позволяет автоматизировать выключение, перезагрузку и перезапуск серверов в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Это снижает затраты на обслуживание оборудования и повышает качество сервиса.
Также роботам можно поручить установку приложений на множество компьютеров одновременно. Скорость процесса от этого не изменится, а команда сможет уделить время решению других задач.
Еще одна сфера применения роботов в ИТ – разблокировка учетных записей и сброс паролей пользователей после проверки данных. Робот проверяет пользователя по принципу двухфакторной аутентификации: просит ответить на вопрос, подтвердить номер телефона или назвать дату рождения.
Кроме того, такой «сотрудник» команды может взять на себя миграцию данных – процесс однозначно ускорится, а информация не потеряется «в пути».
Но так ли всё безоблачно?
Работа роботов остается «механической» несмотря на развитие технологий. Они не могут выполнять интеллектуальные, творческие задачи, например, в программировании, так что заменить полностью живых «айтишников» точно не смогут ни сейчас, ни в перспективе.
Пока роботов активно используют в рутинных, повторяющихся операциях, а в повышении качества обслуживания клиентов их путь только начинается. К слову, успешные примеры полномасштабного использования RPA для решения ИТ-задач мы наблюдали в период пандемии, что вполне закономерно в условиях массовой удаленной работы.
Кому стоит присмотреться к роботам
Компании, чья деятельность связана с простыми программными продуктами, могут «нанять» роботов для задач по написанию кода и его тестирования.
В компаниях, разрабатывающих сложные решения, робот в составе ИТ-команды может взять на себя какой-то объем работ по тестированию, обслуживанию ИТ-продуктов, обработке обращений пользователей, но его роль при этом будет незначительна.
Также роботы объективно необходимы организациям, которые хорошо знакомы с понятием «горящий проект». В условиях нехватки времени или финансовых ресурсов на расширение команды, RPA освободит специалистов от рутины. «Найм» цифрового помощника потребует меньше времени и средств, чем поиск опытного ИТ-специалиста.
Тем, у кого автоматизированы задачи других отделов, например, бухгалтерии или HR, будет легче и проще внедрить RPA в работу ИТ-специалистов, так как уже есть понимание особенностей этого процесса.
Несмотря на активное развитие программных роботов, число их потребителей среди ИТ-специалистов пока ограничено. Однако, мы ожидаем, что в ближайшие пять лет масштабы применения RPA в ИТ сильно возрастут. Они будут зависеть от популяризации успешных кейсов и уровня открытости российского бизнеса к инновациям.
А вы используете роботов в ИТ-службе? Расскажите в комментариях о вашем опыте роботизации процессов.
после вала новостей на прошлой неделе про то, как ChatGPT заменит вообще всех нас, уже ничего не страшно :)))) простите за оффтоп
Что-то до сих пор нас никто не заменил. А хотелось бы уже, чтобы хоть частично
ага, дипломы пишет, код пишет, экзамены в медвуз почти сдает)
Разве вы готовы доверить свою жизнь медику, который учится на врача с помощью нейронных решений? Равно как и программное решение не может оказывать медицинскую помощь.
нет, конечно, что вы) Это к теме о том, что нейросетка сейчас учится на всех сразу и какие-то простейшие процессы, безусловно, может закрывать
Да, немного не по теме статьи, но можно и здесь порассуждать. Не стоит обольщаться по поводу нейронных алгоритмов - это программное решение. Указанное решение неплохо справляется с многими задачами, но качество получаемого результата оставляет желать лучшего. Вот простой пример. Вы попросите написать вам код на python и вы получите листинг. Но python-скрипты в зависимости от версии имеют разный синтаксис. Если вы этого не знаете, то для вас полученный листинг может оказаться (с вашей точки зрения) нерабочим, а нейросеть вам дала рабочий листинг.
А в вашей компании роботы внедрены? Под какие задачи?
Добрый день, Светлана. Да, внедрены конечно. У нас роботы решают задачи автоматизации обработки различных запросов, заявок, регистраций. Причем такие процессы имеют 2 основных сценария: сквозной (без согласования) и модерируемый (для процесса требуется согласование, прежде чем информация будет распределена дальше). Есть также RPA- процессы для консолидации данных из разных источников в один, синхронизация (создание/изменение в одном источнике порождает процесс записи/изменения в другом источнике данных). Отдельное внимание уделяется автоматизации получения данных из внешних источников (получение курсов валют, например).
Спасибо! То есть все работает не только в теории, как иногда кажется, из статей. Но и на практике
ну они здорово освобождают время и упрощают работу
В любом случае требуется грамотный подход к внедрению RPA систем. В этом случае потребуется аудит процессов, оценка функциональных возможностей RPA для каждого из выбранных под автоматизацию процессов и только потом реализация. А дальше мониторинг и внесение корректив, если что-то не получилось учесть в сценарии автоматизации.
Как вы оцениваете рынок RPA в 2023 году после того, как многие вендоры его покинули? Что вообще происходит с российскими RPA, есть ли тут альтернативы?
Однозначно можно уже говорить, что российские платформы RPA очень активно развиваются и по некоторым функциональным параметрам превосходят зарубежные аналоги. Это вызвано активным спросом на решение прикладных задач у российских пользователей и мотивацией самих разработчиков. Объем рынка RPA в России с 2019 по 2021 год вырос в 10 раз, а к 2024 г. около 90% компаний будут "роботизированы" отечественными RPA (по данным экспертов компании «ИБА). Это наиболее активное направление развития ИТ в стране, а потребности в автоматизации уникальных задач, характерных для российских компаний (интеграции с 1С, обработка неструктурированных данных, распознавание кириллических символов и т.д), позволит укрепить фундамент развития ИТ-отрасли в целом.
Какие функции в перспективе смогу выполнять роботы для ИТ кроме уже перечисленных?
В последнее время российские платформы RPA пытаются расширить функционал, делая упор на удобство проектирования (no-code, low-code) и интеграции со сторонними платформами. Многие решения, например, обзаводятся модулями распознавания текста (OCR), что значительно увеличивает роль в интеграции с ECM системами, а автономные решения OCR становятся на этом фоне уже менее значимыми. Или представьте, что чат-бот сможет обрабатывать вопросы не только в текстовом виде, но и выдавать решение голосом через интеграцию с голосовыми решениями. Перспектива будет определяться как запросами пользователей, так и технологическим ростом.
"заменить полностью живых «айтишников» точно не смогут" - а не полностью все же смогут? Ну т.е. тот же код написать и протестить вместо джуна? Не получится ли, что все же прогресс со временем сделает часть специалистов, особенно начинающих, не нужными?
Основное "призвание" RPA на сегодняшний день - это автоматизация рутинных операций, характеризующиеся повторяемостью. Написание кода (это другая история) доверить роботам сложная задача, потому что робот не может оценить сложность исходных данных для автоматизации, а потому гарантировать выпуск 100% рабочего кода под конкретную задачу пока затруднительно. Хотя, если результат вычисляется строго по математическим функциям и не содержит множества условий, то здесь вполне реализуемая задача.
Ну, пишут, что ChatGPT вполне какие-то вариации кода уже пишет))
Да, пишет. Вариация - это не всегда решение. Есть "каверзные" задачи, когда нейросеть считает, что "написала правильно", а на самом деле код будет нерабочий и корректность должен оценить все равно компетентный специалист.
но через какое-то время нейросеть сможет обучиться до уровня, который позволит решать "каверзные задачи"?
У роботизации процессов большие перспективы.
Я читала разные оценки и прогнозы. Не все так оптимистичны