{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Нужны ли роботы айтишникам?

Спрос на опытных ИТ-специалистов постоянно растет, как и количество задач для них. Вместе с этим увеличиваются и зарплатные ожидания кандидатов. В качестве альтернативы найма новых сотрудников компании начали изучать возможности роботизации части ИТ-операций.

Меня зовут Кирилл Чеханков, я руководитель отдела ИТ-решений Коника Минолта. Мы предлагаем заказчикам комплексные вспомогательные инструменты на основе RPA-технологий. Они помогают сократить количество рутинных операций в стандартных бизнес-процессах и оптимизировать работу в целом. Ведь роботы трудятся без пауз и ошибок, и помогают экономить время на более важные задачи. Проверено на собственном опыте. Расскажу, в каких случаях полезно внедрять RPA в ИТ-процессы.

Автор: vectorjuice

Место робота в команде

Сегодня много говорят про использование RPA-технологии для автоматизации работы бухгалтерии, отдела закупок, HR или операционных отделов, однако, роботы могут быть эффективными помощниками и для ИТ-специалистов. Чем они полезны:

  • Снижают количество ошибок в процессе разработки решений, не допуская стандартизированных операций.

  • Повышают производительность работы за счет быстрого исполнения задач.

  • Повышают качество обслуживания пользователей – роботы быстрее сотрудников техподдержки откликаются на запросы, распределяют обращения и решают простые инциденты.

В отличии от людей роботы работают круглосуточно, без выходных, отпусков и больничных. Им не знакомы усталость и выгорание, поэтому, они всегда предельно сконцентрированы на выполняемой операции, какой бы рутинной она ни была.

  • Программные роботы уже успешно используются для мониторинга серверов и приложений.

  • Технология RPA позволяет автоматизировать выключение, перезагрузку и перезапуск серверов в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Это снижает затраты на обслуживание оборудования и повышает качество сервиса.

  • Также роботам можно поручить установку приложений на множество компьютеров одновременно. Скорость процесса от этого не изменится, а команда сможет уделить время решению других задач.

  • Еще одна сфера применения роботов в ИТ – разблокировка учетных записей и сброс паролей пользователей после проверки данных. Робот проверяет пользователя по принципу двухфакторной аутентификации: просит ответить на вопрос, подтвердить номер телефона или назвать дату рождения.

  • Кроме того, такой «сотрудник» команды может взять на себя миграцию данных – процесс однозначно ускорится, а информация не потеряется «в пути».

Автор: vectorjuice

Но так ли всё безоблачно?

Работа роботов остается «механической» несмотря на развитие технологий. Они не могут выполнять интеллектуальные, творческие задачи, например, в программировании, так что заменить полностью живых «айтишников» точно не смогут ни сейчас, ни в перспективе.

Пока роботов активно используют в рутинных, повторяющихся операциях, а в повышении качества обслуживания клиентов их путь только начинается. К слову, успешные примеры полномасштабного использования RPA для решения ИТ-задач мы наблюдали в период пандемии, что вполне закономерно в условиях массовой удаленной работы.

Кому стоит присмотреться к роботам

Компании, чья деятельность связана с простыми программными продуктами, могут «нанять» роботов для задач по написанию кода и его тестирования.

В компаниях, разрабатывающих сложные решения, робот в составе ИТ-команды может взять на себя какой-то объем работ по тестированию, обслуживанию ИТ-продуктов, обработке обращений пользователей, но его роль при этом будет незначительна.

Также роботы объективно необходимы организациям, которые хорошо знакомы с понятием «горящий проект». В условиях нехватки времени или финансовых ресурсов на расширение команды, RPA освободит специалистов от рутины. «Найм» цифрового помощника потребует меньше времени и средств, чем поиск опытного ИТ-специалиста.

Тем, у кого автоматизированы задачи других отделов, например, бухгалтерии или HR, будет легче и проще внедрить RPA в работу ИТ-специалистов, так как уже есть понимание особенностей этого процесса.

Несмотря на активное развитие программных роботов, число их потребителей среди ИТ-специалистов пока ограничено. Однако, мы ожидаем, что в ближайшие пять лет масштабы применения RPA в ИТ сильно возрастут. Они будут зависеть от популяризации успешных кейсов и уровня открытости российского бизнеса к инновациям.

А вы используете роботов в ИТ-службе? Расскажите в комментариях о вашем опыте роботизации процессов.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Айгуль Ширяева

после вала новостей на прошлой неделе про то, как ChatGPT заменит вообще всех нас, уже ничего не страшно :)))) простите за оффтоп

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

Что-то до сих пор нас никто не заменил. А хотелось бы уже, чтобы хоть частично

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

ага, дипломы пишет, код пишет, экзамены в медвуз почти сдает)

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Разве вы готовы доверить свою жизнь медику, который учится на врача с помощью нейронных решений? Равно как и программное решение не может оказывать медицинскую помощь.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

нет, конечно, что вы) Это к теме о том, что нейросетка сейчас учится на всех сразу и какие-то простейшие процессы, безусловно, может закрывать

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Да, немного не по теме статьи, но можно и здесь порассуждать. Не стоит обольщаться по поводу нейронных алгоритмов - это программное решение. Указанное решение неплохо справляется с многими задачами, но качество получаемого результата оставляет желать лучшего. Вот простой пример. Вы попросите написать вам код на python и вы получите листинг. Но python-скрипты в зависимости от версии имеют разный синтаксис. Если вы этого не знаете, то для вас полученный листинг может оказаться (с вашей точки зрения) нерабочим, а нейросеть вам дала рабочий листинг.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

А в вашей компании роботы внедрены? Под какие задачи?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Добрый день, Светлана. Да, внедрены конечно. У нас роботы решают задачи автоматизации обработки различных запросов, заявок, регистраций. Причем такие процессы имеют 2 основных сценария: сквозной (без согласования) и модерируемый (для процесса требуется согласование, прежде чем информация будет распределена дальше). Есть также RPA- процессы для консолидации данных из разных источников в один, синхронизация (создание/изменение в одном источнике порождает процесс записи/изменения в другом источнике данных). Отдельное внимание уделяется автоматизации получения данных из внешних источников (получение курсов валют, например).

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

Спасибо! То есть все работает не только в теории, как иногда кажется, из статей. Но и на практике

Ответить
Развернуть ветку
Полина Кузьмина

ну они здорово освобождают время и упрощают работу

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

В любом случае требуется грамотный подход к внедрению RPA систем. В этом случае потребуется аудит процессов, оценка функциональных возможностей RPA для каждого из выбранных под автоматизацию процессов и только потом реализация. А дальше мониторинг и внесение корректив, если что-то не получилось учесть в сценарии автоматизации.

Ответить
Развернуть ветку
Полина Кузьмина
Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

Как вы оцениваете рынок RPA в 2023 году после того, как многие вендоры его покинули? Что вообще происходит с российскими RPA, есть ли тут альтернативы?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Однозначно можно уже говорить, что российские платформы RPA очень активно развиваются и по некоторым функциональным параметрам превосходят зарубежные аналоги. Это вызвано активным спросом на решение прикладных задач у российских пользователей и мотивацией самих разработчиков. Объем рынка RPA в России с 2019 по 2021 год вырос в 10 раз, а к 2024 г. около 90% компаний будут "роботизированы" отечественными RPA (по данным экспертов компании «ИБА). Это наиболее активное направление развития ИТ в стране, а потребности в автоматизации уникальных задач, характерных для российских компаний (интеграции с 1С, обработка неструктурированных данных, распознавание кириллических символов и т.д), позволит укрепить фундамент развития ИТ-отрасли в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Yana Lotus

Какие функции в перспективе смогу выполнять роботы для ИТ кроме уже перечисленных?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

В последнее время российские платформы RPA пытаются расширить функционал, делая упор на удобство проектирования (no-code, low-code) и интеграции со сторонними платформами. Многие решения, например, обзаводятся модулями распознавания текста (OCR), что значительно увеличивает роль в интеграции с ECM системами, а автономные решения OCR становятся на этом фоне уже менее значимыми. Или представьте, что чат-бот сможет обрабатывать вопросы не только в текстовом виде, но и выдавать решение голосом через интеграцию с голосовыми решениями. Перспектива будет определяться как запросами пользователей, так и технологическим ростом.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

"заменить полностью живых «айтишников» точно не смогут" - а не полностью все же смогут? Ну т.е. тот же код написать и протестить вместо джуна? Не получится ли, что все же прогресс со временем сделает часть специалистов, особенно начинающих, не нужными?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Основное "призвание" RPA на сегодняшний день - это автоматизация рутинных операций, характеризующиеся повторяемостью. Написание кода (это другая история) доверить роботам сложная задача, потому что робот не может оценить сложность исходных данных для автоматизации, а потому гарантировать выпуск 100% рабочего кода под конкретную задачу пока затруднительно. Хотя, если результат вычисляется строго по математическим функциям и не содержит множества условий, то здесь вполне реализуемая задача.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

Ну, пишут, что ChatGPT вполне какие-то вариации кода уже пишет))

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Да, пишет. Вариация - это не всегда решение. Есть "каверзные" задачи, когда нейросеть считает, что "написала правильно", а на самом деле код будет нерабочий и корректность должен оценить все равно компетентный специалист.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

но через какое-то время нейросеть сможет обучиться до уровня, который позволит решать "каверзные задачи"?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

У роботизации процессов большие перспективы.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Романович

Я читала разные оценки и прогнозы. Не все так оптимистичны

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда