Это база: 10 сервисов, в которых удобно вести базу знаний

Где онбордить новичков и быстро находить данные по любой теме? В базе знаний. Мы, команда онлайн-школы PMCLUB, рассказали, как выбрать и плавно внедрить её в жизнь команды. Заодно сделали подборку сервисов с ключевыми фичами.

Фото: Unsplash

Представьте компанию, в которой все файлы хранятся в системной папке на компьютере. Сотни папок с бесконечной вложенностью. Чтобы найти инструкцию к тому, как пользоваться новой программой, нужно проделать длинный путь. Сама инструкция без видео, изображений и графиков, неподъёмная и сложная. В лучшем случае поиски заканчиваются фразой «попробую разобраться сам(а)».

Надо ли говорить, что при этом сотрудник тратит кучу времени и работает неэффективно? Но не всё потеряно. Эти (и не только) процессы можно оптимизировать, если внедрить базу знаний.

Зачем это менеджерам проектов и руководителям

База знаний — нечто вроде библиотеки с документами для сотрудников. В неё вы добавляете различные руководства, статьи, FAQ. Это централизованное хранилище информации.

Одно из исследований Knowledge Management Institute показало, что компании с грамотной базой знаний эффективнее справляются с проблемами, имеют больше шансов на инновационные разработки. Это доказывает успех таких гигантов как Google, Toyota и Airbnb, которые давно используют в своей работе базу знаний.

Компании используют базу знаний, чтобы:

  • Сделать работу команды слаженной и бесперебойной. У всех участников есть доступ к информации, она не теряется и не дублируется. Одно из преимуществ — решения можно обосновать и принять быстрее. Потому что все требования и нормы стандартизированные и последовательные. Так вы исключаете риск «сломанного телефона», налаживаете коммуникацию между командой и стейкхолдерами.
  • Тратить время на более важные дела. Сотрудники заняты работой, а не поиском информации о рабочих процессах.
  • Управлять ресурсами. Менеджеры проектов могут использовать базу знаний, чтобы определять лучшие практики, методологии и инструменты.
  • Адаптировать и развивать команду. База знаний как платформа для обучения сотрудников с тестами и опросниками.

Чек-лист: как выбрать сервис для базы знаний

Ключевые критерии выбора:

  • Сервис должен быть простым и интуитивным в использовании для всех сотрудников.
  • Платформа должна легко адаптироваться к потребностям вашей компании, чтобы можно было добавлять новые функции.
  • Ваши данные — это ценный ресурс, поэтому важно выбирать сервис с надёжными мерами безопасности.
  • Интеграция с другими инструментами, такими как CRM.
  • Поддержка и материалы для обучения, как пользоваться платформой.
  • Аналитика и отчётность, чтобы вы могли оптимизировать контент и улучшать пользовательский опыт.

Чтобы вам не пришлось долго искать сервис, мы сделали подробную подборку. Почти все инструменты из неё доступны в России, однако для оплаты подписки может понадобиться карта иностранного банка.

Сначала рассказываем о популярных сервисах. А далее — приводим несколько нестандартных, но достойных инструментов.

1. Confluence — интерактивные доски, индивидуальные ленты и дерево контента

Confluence — единый источник информации в компании. Это сервис для базы знаний от Atlassian. На страницах сервиса вы можете совместно работать над проектами и развивать идеи.

Confluence универсален и подходит как компаниям-гигантам, так и небольшим командам, которые хотят развить корпоративную культуру.

Ключевые возможности:

  • Страницы, интерактивные доски и разделы — интуитивная структура, в которой просто создавать, визуализировать и обсуждать рабочие материалы.
  • Многоуровневое дерево контента, в котором легко найти нужную информацию.
  • 75+ шаблонов для инструкций, документов и отчётов.
  • История изменения версий документов.
  • 100+ интеграций и расширений.
  • Можно устраивать онлайн-собрания, вместе работать в интерактивной доске, прикреплять стикеры, использовать таймер, голосование и так далее.
  • Важная фича — можно вставлять контент из других сервисов, чтобы объединять работу в одном пространстве.
  • Можно комментировать документы, добавлять эмодзи, гифки, работать над текстами вместе в онлайн-режиме.
  • Участников команды можно отмечать через @упоминание.
  • Есть индивидуальная лента, где можно вернуться к недавно просматриваемым документам, посмотреть новости.

Важно: последнее время Atlassian рассылает российским пользователям письма об удалении их аккаунтов. Поэтому придётся либо регистрироваться через другую почту и платить зарубежной картой, либо присмотреться к аналогам на рынке.

Стоимость:

  • Есть бесплатный тариф (до 10 пользователей, 2 ГБ).
  • Стандартный: $580 в год за 10 пользователей.
  • Премиум: $1100 в год за 10 пользователей.

2. Notion — управление проектами, интуитивный редактор, AI-помощник для работы с контентом

Notion — это классика, золотой стандарт среди сервисов для ведения базы знаний в компании. Этот инструмент отличают минималистичный интерфейс и фичи вроде AI-помощника.

В Notion вы можете организовать все документы, регламенты, задачи, статьи и не только. Для этого предусмотрены разные виды отображения, например, календарь, список, блокнот, таймлайн, а также папки с бесконечной вложенностью.

Ключевые возможности:

  • Можно планировать контент, мероприятия, отпуск и другие активности.
  • Расширенный поиск с фильтрами.
  • Каждую страницу с информацией можно персонализировать под бренд: добавлять логотип, обложку и не только.
  • Мощный модуль аналитики о том, как пользователи взаимодействуют с контентом.
  • Можно управлять проектами и выстраивать рабочие процессы, назначать задачи на исполнителей.
  • Дашборды под конкретные проекты с поддержкой любых форматов контента.
  • Можно подключить расширенные функции для работы с таблицами, формулами и вычислениями.
  • Гибкая система уведомлений.
  • Интуитивный редактор для работы с текстом.
  • Есть интеграции с популярными сервисами, а также быстрый импорт, например, из Confluence.

Стоимость:

  • Бесплатный тариф (10 гостей, история страниц только за 7 дней).
  • Плюс: $8 за пользователя в месяц при оплате за год.
  • Бизнес: $15 за пользователя в месяц при оплате за год.
  • К каждому тарифу можно добавить Notion AI за $8 на пользователя при оплате за год.

3. Obsidian — ментальная карта связей и холсты для брейншторма

Obsidian помогает создавать заметки и связи между ними, которые образуют полноценную базу знаний. Задуман как сервис для персонального использования (бесплатно), но сейчас популярен и в командной работе.

Ключевые возможности:

  • 1000+ плагинов для работы с AI, текстом, файлами, чтобы максимально адаптировать сервис под свой «образ мышления».
  • Специальный плагин «Граф» визуализирует базу знаний в виде карты со связями для наглядности и быстрого поиска.
  • Интересная фича — холст. Подходит для брейнштормов, создания диаграмм, работы над идеями. На него можно добавлять файлы разных форматов (в том числе веб-страницы), редактировать их и создавать связи между ними.
  • Можно управлять задачами, например, подключить канбан-доски, календарь для планирования.
  • Синхронизация на всех устройствах.
  • Совместная работа над документами.
  • История версий с изменениями за год.
  • Markdown-разметка для создания документов.
  • Можно комментировать документы, отдельные фразы — это особенно удобно, когда вы совместно работаете над файлами.

Стоимость:

  • Для личного пользования — бесплатно.
  • Для коммерческого — $50 за пользователя в год.

4. Slite — работа с целями по ОКР, встроенный ИИ, простой редактор

Slite — это интуитивная и гибкая платформа для создания базы знаний. На платформе можно организовывать работу с документацией проектов, а также записывать заметки и вести обсуждения. Инструмент универсален: подойдёт как маркетологам и разработчикам, так и командам продаж и поддержки. Есть интеграции с облачными сервисами.

Ключевые возможности:

  • Можно создавать заметки о собраниях, расписывать процессы, цели и результаты (по OKRs), руководства для сотрудников, материалы для онбординга новичков и так далее.
  • Есть готовые шаблоны для быстрого старта и единообразия всех документов.
  • Быстрый, понятный редактор текстов. Документам можно добавлять обложки.
  • Можно добавлять видео, описывать в них рабочие процессы на доске.
  • Доступно совместное онлайн-редактирование документов. Особенно полезно для брейнштормов.
  • Есть встроенный поиск по ключевым словам и другим параметрам.
  • Одна из классных фич — проверка документов. Сервис верифицирует документы с разными сроками действия, так что вам не нужно спрашивать, насколько информация актуальна.
  • Есть модуль аналитики, который показывает, что ищут и читают сотрудники, все ли стейкхолдеры ознакомились с изменениями в доках.
  • ИИ создаёт резюме большого документа, а вы экономите время.

Стоимость:

  • Есть бесплатная версия (ограничение: только 50 документов и ответов).
  • Стандартный: $8 за участника в месяц при оплате за год.
  • Премиум: $12.50 за участника в месяц при оплате за год.

5. GitBook — идеален для разработчиков и создания руководств

GitBook — многофункциональная платформа для хранения, управления знаниями и не только. Создана для организации работы технических команд, в частности разработчиков. Отсюда и название GitBook, плюс есть интеграция с GitHub. Инструмент отлично подойдёт для отслеживания изменения версий и коммуникации со стейкхолдерами проекта.

Ключевые возможности:

  • Сохраняет версии, историю разработки проекта.
  • Позволяет создавать публичные документы, такие как API-справки, руководства по коду, обзоры продуктов и многое другое.
  • Предлагает мощный редактор в реальном времени, который поддерживает блоки кода, изображения, таблицы и многое другое. Пользователи синхронизируются с существующей Git-веткой, могут импортировать её из других источников.
  • Есть инструменты для совместной работы: уведомления Slack, процесс утверждения, доступ для гостевых авторов и ленту активности.
  • Запросы на изменения, комментарии к документам, можно отмечать участников.
  • Поддержка Markdown.
  • Интеграция с вашим стеком.
  • Настраиваемые права доступа, SSO/SAML и аутентификация пользователей.

Стоимость:

  • Есть бесплатный персональный тариф.
  • Плюс: $6.70 за участника в месяц при оплате за год.
  • Про: $12.50 за участника в месяц при оплате за год.

6. Zoho Learn — обучать, тестировать и хранить документацию

Zoho Learn — это инструмент управления знаниями, в котором можно создавать онлайн-курсы и обучать сотрудников и клиентов. Универсальный инструмент для любых команд.

Ключевые возможности:

  • Можно настроить понятную иерархию контента.
  • Поддерживает совместную онлайн-работу над статьями и руководствами.
  • Также есть шаблоны для статей, руководств и инструкций.
  • Конструктор мультимедийных онлайн-курсов с различными типами опросов и заданий.
  • Предусмотрены оценки и отзывы, а также статус выполнения заданий.
  • Курсы можно группировать по предметным областям с помощью категорий и подкатегорий.
  • Можно проверять, кто смотрел страницы с документами и статьями.
  • Есть @упоминания и комментарии под статьями.
  • Инструменты аналитики показывают пользователей, которые развивают вашу базу знаний.
  • Можно использовать внутреннюю базу знаний, создавать и хранить документацию о софте, обучать персонал, а также адаптировать новичков.

Стоимость:

  • Есть бесплатный тариф для 5 пользователей и 3 рабочих пространств.
  • Express: $1 за пользователя в месяц.
  • Professional: $3 за пользователя в месяц.

7. Guru — ответы от ИИ, обновления по темам, контент-помощник

Guru — один из самых автоматизированных сервисов, где вы можете эффективно ввести базу знаний с помощью искусственного интеллекта. Гибкий редактор, в который можно добавлять код, текст, изображения, видео, ссылки и использовать разметку Markdown.

Подходит маркетинговым, инженерным командам, а также отделам продаж и для поддержки клиентов.

Ключевые возможности:

  • AI-powered enterprise search: мгновенно даёт ответы на ваши вопросы. Ещё быстрее и удобнее найти нужную информацию — прямо как в работе с нейросетью.
  • AI-помощник помогает создавать контент и обобщать сложные темы.
  • Функция объявлений об изменениях в файлах.
  • Организационная структура, в которую встроены профили сотрудников.
  • Интеграции со Slack, Teams, zapier, CRM, с системами поддержки и не только.
  • Можно выбрать логотип, цвета вашего бренда и настроить под себя панель управления.
  • Шаблоны для единообразия контента.
  • Есть модуль проверки, с помощью которого вы можете поддерживать актуальность контента.
  • Аналитика о том, как команда использует контент.

Стоимость:

  • Бесплатный тариф для команд из трёх пользователей.
  • Builder: $10 в месяц за пользователя при оплате за год.
  • Enterprise: кастомный план.

8. Document360 — любой масштаб команды, справочник сотрудника и настройка доступов

Document360 — платформа для базы знаний растущих компаний. На ней можно создать онлайн-базу знаний для обслуживания клиентов и сотрудников для внешнего или внутреннего использования.

Ключевые возможности:

  • Есть портал для производителей контента (редакторов, рецензентов) и сайт для потребителей (клиентов, сотрудников).
  • Можно создавать продуктовые документы, например, для SaaS-продуктов.
  • Хранение технической документации: руководства, учебники, справочные документы, системные документы и примечания.
  • Онлайн-руководства и часто задаваемые вопросы.
  • Документация API: автоматически генерируйте настраиваемую документацию API из ваших файлов определения API.
  • Можно создать внутреннюю приватную базу знаний с руководствами только для сотрудников.
  • Есть расширения и интеграции с системами поддержки, аналитики и прочим.

Стоимость:

  • Есть ограниченный бесплатный тариф.
  • Стандартный: $149 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.
  • Профессиональный: $299 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.
  • Бизнес: $399 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.
  • Предприятие: $599 за проект в месяц, оплачивается ежегодно.

9. EvaWiki — российская замена Confluence

EvaWiki позволяет управлять информацией по проектам и компании. В него встроены готовые аналоги плагинов из Confluence — например, draw.io, PlantUML, Yogi и другие. Подходит как для разработчиков софта, так и для отдела бухгалтерии. Входит в Единый реестр российских программ.

Ключевые возможности:

  • Гибкая и настраиваемая архитектура документов.
  • Интересная фича — история документов, их можно утверждать и восстанавливать.
  • Встроенный инструмент для рисования диаграмм и блок-схем.
  • Фильтры для работы с таблицами.
  • Система прав доступа.
  • Настройка процессов проверки документов.
  • Отчёты, обмен сообщениями, дэшборд.
  • Расширенный поиск и фильтрация по файлам и документам.

Стоимость:

  • Стандарт: 299 ₽ в месяц за одного редактора при оплате за год (далее — так же).
  • Бизнес: 499 ₽.
  • Премиум: 699 ₽.
  • Экосистема: 1899 ₽.

10. BookStack — бесплатный, функциональный и простой

BookStack — удобная платформа для организации и хранения информации. Это бесплатное решение с открытым исходным кодом, предоставляющее интуитивный интерфейс для создания и управления документацией.

Ключевые возможности:

  • Простой интерфейс редактора страниц. Весь контент разбит на три основные группы: «Книги», «Главы» и «Страницы».
  • Контент в BookStack полностью проиндексирован и доступен для поиска. Вы можете создавать прямые ссылки на любой абзац.
  • Гибкая настройка конфигураций под ваши потребности.
  • Создан на PHP с использованием фреймворка Laravel и использует MySQL для хранения данных.
  • Встроенный diagrams.net — быстро и легко создавайте диаграммы в вашей документации.
  • Опциональный редактор Markdown, включает в себя функцию предварительного просмотра в реальном времени.
  • Доступен вход через соцсети, GitHub, Google, Slack, AzureAD и другие. Также доступны опции Okta, SAML2 и LDAP для корпоративных сред.
  • Многофакторная аутентификация.
  • Тёмный и светлый режимы.

Стоимость: бесплатно.

Советы по работе с базой знаний

  • Главное в базе знаний — структура и система. Разделите весь объём информации на логичные категории и подкатегории.
  • Не игнорируйте теги и ключевые слова при создании документов. Это облегчит поиск, и команда скажет спасибо.
  • Лучше привести всё к единому стилю. Так легче воспринимать информацию.
  • Присмотритесь к сервису, в котором можно создавать инфографики, диаграммы или как-то иначе визуализировать работу.
  • База знаний — живой организм. Регулярно обновляйте её и не засоряйте нерелевантной информацией.
  • Не забывайте собирать у сотрудников обратную связь о том, как им работается в БЗ. Так вы быстро выявите проблемы и решите их.

Каждая платформа для базы знаний по-своему хороша. Одна лучше подходит для внешнего использования, другая — для онбординга новичков. Чтобы определиться, смотрите на интерфейс, тестируйте демо-версии и записывайтесь на бесплатные презентации.

А в каком сервисе вы ведёте базу знаний? Сталкивались ли с проблемами, как решали? Поделитесь опытом, интересно обсудить.

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим управлять командой и не срывать дедлайны, правильно оценивать сроки, риски и бюджет. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

0
30 комментариев
Написать комментарий...
Александр Нефёдов

В списке нет хорошего российского сервиса Teamly.

Ответить
Развернуть ветку
Teamly

Большое спасибо за то, что отметили наc❤️ Очень приятно было увидеть ваш отзыв)

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Соколенко

Пользуемся Notion, базового функционала вполне хватает для работы с контентом👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Starozhuk

Notion if life.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Starozhuk

is* :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ильенков

плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Polyakov

Слишком много бесполезных сервисов, которые моно заменить чем-то одним

Ответить
Развернуть ветку
dwl

Obsidian!

Еще добавил бы:
1. https://linear.app
2. https://app.plane.so/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Ну, это совсем разные вещи. В базе знаний бизнес хранит свой опыт, а не просто какую-то инфу из гугла. Например, инструкции для сотрудников, документацию, контакты.

Ответить
Развернуть ветку
Зарина

А есть что нибудь из российской разработки?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бабаков

Мы делаем MyBase — никаких лишних фичей, понятный и красивый интерфейс, легкий онбординг даже для тех, кто далёк от IT)

Ответить
Развернуть ветку
Вера

неплохое российское ПО, давно уже используем. https://start.hihub.ru/knowledgebase/

Ответить
Развернуть ветку
Маргарита Соколенко

Да, в подборке отличный инструмент EvaWiki. Есть еще такие решения например: L2 InKnowledge, Minerva Knowledge (Minerva KMS)

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Muravyov

Конечно - есть же Документерра (Тульская разработка, как самовары :)), выросла из SaaS инструмента для техписателей. В ней ещё и готовая миграция из Confluence работает нормально и даже с поддержкой хитрых макросов типа Excerpt (https://documenterra.ru/migration-from-confluence/).

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Wiki.js, Outline

Ответить
Развернуть ветку
Inga Skers

Ходят слухи, что Notion блокирует аккаунты. Свою базу знаний можно бесплатно перевезти из Notion в WEEEK

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

А есть пруф? Можем уточнить это в статье

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Не встречал таких случаев)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

А поднять старый добрый mediawiki на своем хостинге?

Ответить
Развернуть ветку
Коммунист

Неудобный и старый

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Скворцов

Это нейросеть генерирует?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Natalie Brown

"Atlassian рассылает российским пользователям письма об удалении их аккаунтов. Поэтому придётся либо регистрироваться через другую почту и платить зарубежной картой, либо присмотреться к аналогам на рынке"-не очень конечно удобно ,если российские клиенты не обслуживаются, проще в данном случае выбрать другой сервис

Ответить
Развернуть ветку
Елена Уварова

Спасибо за полезную статью 👍🏼 такие сервисы улучшают работу и помогают ускорить адаптацию новых сотрудников

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tamara Sakverelidze

А у нас есть TeamStorm — система для управления проектами со встроенной вики. Вот подробности: https://teamstorm.io/release-notes-2-wiki

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Grant Sirekanyan

А нам понравился Logycore.
Когда выбирали, нам нужен был максимально простой инструмент, чтобы работники могли пользоваться))). Мы там введем базу знаний с инструкциями, регламентами.
С Notion у нас возникли сложности в освоении)

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Всем привет. Поделитесь пожалуйста, своим опытом если кто-то знает. Нужен сервис для создания базы знаний, видео-уроков и тестов после просмотра видео, например. Защита от копирования видео, текстов, скачивания видео итд.

Благодарю

Ответить
Развернуть ветку
никита бойко

А где Битрикс24?

Ответить
Развернуть ветку
27 комментариев
Раскрывать всегда