Когда вернете кофе по 60 рублей? Лонгрид про сервис отзывов и команду поддержки в Cofix

Каждый месяц кофейни Cofix посещают более миллиона россиян, которые оставляют много отзывов. Одни по своей инициативе, другие — по нашей просьбе. Например, за последние три месяца таких отзывов было более 100 000. Как и зачем Cofix их собирает, кто и как их обрабатывает, рассказываем в этом материале.

  • Про приложение и сервис отзывов рассказывает руководитель группы развития цифровых проектов Cofix Алексей Клоц.
  • Про внутреннюю кухню работы команды поддержки — SMM-менеджер Ксения Серова и модераторы Арина Раджабова, Екатерина Чепурина и Анна Коршунова.

Посетители кофеен Cofix оставляют отзывы о работе лично через приложение и сайт, а также публично на картах и в социальных сетях. Три месяца назад в приложении Cofix Club мы обновили сервис, с помощью которого можно поделиться впечатлениями о заказе. Теперь через эту форму приходят 94% от всех отзывов, и мы видим более полную картину мнений гостей.

У сервиса есть две части: видимая (для гостей) и скрытая (то, что нужно для обработки отзывов). С первой всё легко: в приложении добавилась форма с оценкой по пятибалльной шкале, тегами отзывов и полем комментариев. Выглядит это так:

Как собираем отзывы. Через 20 минут после заказа пользователь Cofix Club получает push с предложением поделиться впечатлением. При открытии приложения «взлетает» pop-up с формой для заполнения. Чтобы увеличить вероятность получения обратной связи от клиента, дублируем предложение оставить отзыв в ленте приложения (во входящих клиента) и на странице заказа.

Мы настроили логику так, что спрашиваем отзыв у гостей не чаще раза в три дня, чтобы не донимать суперпостоянных клиентов (которые делают и по три заказа в день) просьбами поделиться мнением. Иначе получим что-то вроде «надоел ваш сервис отзывов».

1. После совершения заказа пользователь получает push

2. Дублируем предложение оставить отзыв в ленте приложения

3. Есть возможность сразу оценить заказ

Как сервис для отзывов устроен изнутри

Дисклеймер. Дальше будут технические детали, поэтому, если вам интересно про отзывы с точки зрения менеджмента, листайте до следующей части.

На этапе проектирования сервиса отзывов мы искали готовые решения, которые бы хорошо вписались в IT-архитектуру Cofix. К сожалению, их не так много и они зачастую предлагают смотреть все отзывы в своем личном кабинете.

Но в сервисе отзывов важно не просто собирать обратную связь, а также быстро и качественно на неё отвечать, и, опираясь на наиболее частые отзывы, менять процессы в компании. Поэтому мы искали сервис, который можно было бы легко интегрировать с нашим help desk, системой аналитики, личным кабинетом франчайзи Cofix Business и порталом для работников управляющей компании Cofix OS.

Если у вас нет всех этих систем, и вам нужно запустить сервис отзывов на сайте или в приложении, обратите внимание на платформу UX Feedback. Сервис позволяет гибко настроить интерфейс для пользователей и имеет хорошо проработанный личный кабинет. Мы же поняли, что нам правильнее создать собственный микросервис, так как стоимость его написания была бы сопоставима с затратами на интеграцию внешнего решения с нашими подсистемами.

Поскольку приложение Cofix Club построено по модели low-code, то сервис отзывов мы создавали на своих действующих системах и third-party solution:

  • При закрытии заказа офлайн или онлайн в процессинге программы лояльности SailPlay срабатывает автоматический триггер с подтверждением покупки.
  • Система ждет 20 минут и отправляет вебхук на push-уведомление и отображение в приложении pop-up с просьбой оставить отзыв.
  • Далее на 72 часа пользователю присваивается тег «Уже попросили оставить отзыв». Это позволяет не требовать от гостя отзыв каждый раз, когда он делает заказ. Через 72 часа тег удалится автоматически.
  • Пользователю с тегом «Уже попросили оставить отзыв» отправляется «тихий» push, чтобы в ленте сообщений в приложении также отрисовалось сообщение с предложением оставить отзыв.

Количество звезд по отзыву, которое отображается в истории покупок, тоже появляется благодаря Sailplay. Это дополнительный атрибут заказа. Когда пользователь открывает страницу заказа, приложение по API запрашивает информацию в процессинге и, получив соответствующий атрибут, добавляет количество звезд. Такой подход помогает придерживаться концепции тонкого бэкенда приложения.

Как устроено приложение Cofix Club, можно почитать в двух наших статьях на VC: раз и два

Итак, гость отправил отзыв. Дальше бэкенд приложения обращается в процессинг SailPlay, чтобы «забрать» всю необходимую информацию о заказе:

  • в какой кофейне совершен;
  • тип заказа (в зале или с собой);
  • какие блюда и напитки заказывал гость;
  • кто был кассиром и готовил напитки;
  • какой у гостя тег по RFM-анализу, то есть, отзыв написал новичок или постоянный клиент;
  • какие акции применялись, была ли скидка или таймаут при обмене данными между кассой и процессингом программы лояльности.

Мы это делаем, чтобы минимизировать количество уточняющих вопросов об отзыве. Например, если кто-то напишет, что десерт был слишком сладким, не нужно спрашивать: «А что вы заказывали?» Или сразу понятно, кого из сотрудников первой линии хвалят или ругают.

  • Дополненные данными о заказе, отзывы отправляются в ленту в едином help desk для двух наших систем: Cofix Business и Cofix OS . На этом этапе включаются модераторы.
  • Данные об отзывах передаются из help desk в нашу BI-систему для построения управленческих дашбордов и детальных отчетов (об этом ниже).

Две линии модерации

В Cofix две линии поддержки. Первая оценивает, насколько серьезна ситуация в отзыве, и может ответить на простые и однотипные вопросы. Например, если клиент хочет уточнить КБЖУ продукта. На этом этапе закрываются около 90% сообщений, оставленных по обратной связи.

98% всех отзывов положительные и требуют только того, чтобы быть переданными в кофейни.

Когда вопрос более сложный, нужна обратная связь от управляющего кофейни или кого-то из головной компании, либо если запрос поступил через сервисы отзывов, карты или социальные сети (то есть минуя приложение), то он попадает на вторую линию. Здесь закрываются ещё 6—7% вопросов. По оставшимся отзывам формируются тикеты в help desk. Тикет — это обращение или задача, у которой определяется ответственный и наблюдатель.

Максимальное время реакции на отзывы с критическими замечаниями составляет несколько часов, на предложения и пожелания — до семи дней. Например, если клиенту не понравилось в работе персонала вообще всё — от обслуживания до качества кофе — мы свяжемся с посетителем в течение часа, а на предложение вернуть в меню какой-то популярный продукт или на отзыв о неверной информации на сайте ответим за пять часов

комментирует Арина Раджабова.

Команда второй линии сама модерирует другие источники отзывов, кроме приложения: может отвечать на отзывы в соцсетях, запрашивать дополнительную информацию в картах, вручную заводить в help desk тикеты, назначая ответственных и наблюдателей, а также менять их статус (открыт — нужна дополнительная информация — готов ответ гостю — закрыт).

Если тикет не закрыт, команда второй линии может торопить ответственных с ответом и решением вопроса. Также она дает обратную связь клиентам по итогам обращения и может направлять push с ответом пользователю Cofix club.

Владельцы франшизы и работники кофеен видят эти тикеты в нативном для себя сервисе Cofix Business. Они пользуются приложением ежедневно, так как именно в нем можно посмотреть все финансовые показатели кофейни, сделать заказ продукции на точку продаж и многое другое.

Сезонные обострения и «всё по 60 рублей»

Большая часть отзывов касается кофе и напитков, а также работы сотрудников кофеен: благодарности или негатива. Интересно, что весной и осенью случаются обострения — люди чаще обычного жалуются на какие-то субъективные вещи. Например, что им с утра не улыбнулись и этим самым испортили день.

Мы заметили, что по утрам в соцсетях больше коротких положительных историй. Пользователи делятся тем, что начали день с кофе, и выкладывают фото стаканчика или десерта, отмечая Cofix. К концу дня растет количество негативных отзывов. Люди к вечеру становятся более раздражительными и хотят в длинном тексте это самое раздражение выплеснуть. То же самое можно сказать про дни недели. К пятнице посетители устают и становятся более нервными и грубыми, чем в начале недели

рассказывает Екатерина Чепурина

Также больше публичных отзывов случаются в период запуска сезонных новинок — люди готовы поделиться этой информацией со своими подписчиками и друзьями в социальных сетях. Команда Cofix тоже старается оценивать тональность отзывов, чтобы понять, нравится новинка или нет.

Примеры необычных отзывов наших гостей

Интересно, что о ценах чаще пишут нерегулярные посетители, которые спустя два года после последнего визита могут удивиться кофе дороже 60 рублей. В этом плане помогает тег по RFM-анализу: от постоянных клиентов мы такое почти не получаем.

Бывают в отзывах и конструктивные вещи, и обоснованная критика. Если кофейня неправа, её управляющий обязательно свяжется с клиентом и пригласит на кофе с комплементом. Все не начисленные из-за обрыва сети или каких-то ещё причин баллы мы, конечно, добавляем в ручном режиме.

Как отзывы помогают с решениями по бизнесу

Отзывы и тикеты внутри Cofix OS «размечаются» системой аналитики и собираются в удобные дашборды, которые помогают без лишних кликов получить всю статистику:

  • что хвалят и ругают;
  • сколько тикетов создано и решено, как долго решался вопрос (по медиане, по 99 перцентилю);
  • кто из сотрудников Cofix не решает тикеты вовремя;
  • какие кофейни генерируют больше позитивных и негативных отзывов;
  • какова средняя оценка кофейни и группы кофеен, принадлежащих одному франчайзи и так далее.

Эти данные помогают не только решать отдельные проблемы пользователей, но и влияют на весь бизнес. Поскольку у каждой кофейни есть агрегированный рейтинг, собранный по всем площадкам, информация поднимается на еженедельных оперативных встречах с территориальными управляющими. А те уже влияют на подшефные кофейни и составляют конкретный план действий для улучшения ситуации.

С помощью отзывов мы можем понять какие-то системные проблемы. Например, сейчас у нас стали популярны напитки из тапиоки — они набирали много реакций и просмотров в соцсетях. Но по отзывам мы увидели, что такая продукция не представлена во всех точках, где была заявлена. Это стало поводом передать вопрос операционному отделу, чтобы тот решил проблему напрямую с кофейнями: либо те заказывают такие напитки, либо мы дальше не заявляем, что их можно в этих локациях купить

комментирует Ксения Серова

Также бывали случаи, когда в отзывах гости настойчиво просили вернуть в меню полюбившийся напиток или продлить акцию, и мы шли им навстречу. Например, к выходу второго сезона сериала «Пищеблок» выпустили «Кровь красных ягод» в пакете, имитирующем специальный медицинский контейнер, а также кофейный напиток «Латте попкорн» и специальный брендированный десерт. Они пользовались такой большой популярностью, что мы сделали дополнительную партию продукта.

Такую «Кровь красных ягод» попробовали гости закрытого показа на Плюс Даче в парке Горького летом 2023 года

Что дальше

Конечная цель любого сервиса отзывов — быстрый качественный ответ гостю и фиксация данных для улучшения процессов в конкретной кофейне или сети в целом.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы статистика об отзывах была не только в дашбордах управляющей компании, но и видна франчайзи на их портале Cofix Business. Чтобы они получали не только тикеты, которые чаще всего создаются на основе негативных отзывов, но и видели все оценки гостей. Не только из приложения, но также из карт, соцсетей, с сайта. Так команды кофеен и управляющие смогут увидеть полную картину для принятия правильных управленческих решений.

Дополнительно запустим сервис «Тайного покупателя» с более расширенным форматом отзыва, когда гостю после совершения заказа нужно будет заполнить анкету и за труды получить вознаграждение. Обычно компании заказывают эту услугу у специализированных агентств и платят за скрининг кофеен. Но у Cofix c большой базой гостей есть возможность попросить пользователей стать тайными покупателями, минуя работу с агентствами.

Кроме экономии, у такого подхода к “Тайному покупателю” есть ряд преимуществ. Во-первых, это отличная возможность собирать обратную связь от постоянных гостей, а не от наемных людей, которые не посещали нас до появления служебной необходимости. Во-вторых, сегментация в программе лояльности поможет нам привлекать к проекту разных пользователей — по полу, частоте визитов, времени пользования нашей программой лояльности. Иногда мнение новичков более информативно, так как у них свежий взгляд на нашу работу. Или, наоборот, постоянные клиенты лучше понимают нюансы. Также мы можем глубоко проскринить конкретную кофейню, чтобы получить именно по ней больше данных

делится планами Алексей Клоц

И последнее, но, наверное, самое существенное изменение для франчайзи Cofix — отзывы будут влиять на показатели эффективности партнера, а, значит, возможность открывать новые локации под брендом. Так мы сможем собрать бесшовную систему, когда именно качество сервиса и удовлетворенность гостей будут давать зеленый свет предпринимателям на развитие и рост бизнеса вместе с Cofix.

Закончим статистикой

За первые 6 месяцев мы собрали свыше 150 000 отзывов, на основе которых создали более 3000 тикетов.

В среднем мы получаем свыше 30 000 отзывов через приложение за месяц, в то время как на всех картах и сервисах отзывов — не более 1000 отзывов за тот же период.

Раньше, анализируя только отзывы на картах, мы имели искаженную картину — там доля негативных отзывов составляет более 40%. Это объяснимо. Для того, чтобы пользователь захотел оставить отзыв, должно произойти что-то или очень хорошее, или очень плохое. Только тогда гость потратит время на то, чтобы зайти на карты и написать. Удобный UX приложения дает возможность людям не тратить много времени и сил, а нам получать более объективную картину о мнении гостей.

Понятно, что любой негативный и позитивный отзыв одинаково ценен, но для принятия взвешенного решения важно понимать, где мы находимся на самом деле. И действия при средней доле негативных оценок свыше 40% должны быть более кардинальными, чем при доле менее 7%.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandra Campbell

что прям вообще или это просто вкусовщина?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Савидов

Вкусовщина, иначе бы 200+ точек не было открыто и сеть так не росла.

Ответить
Развернуть ветку
Ghiyd jddf

Согласен. В какой то момент кофе у них сильно испортился. А начиналось все очень хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Mirra

Приветствую скажите а пончики вас интересуют
Мы просто их производим делаем вкусные. С кем можно обсудить этот вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Клоц

просто напишите нам [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Roman Mirra

Спасибо обязательно напишу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anti Anti

Я бы ответил так: давайте уговор — вы нам возвращаете доллар по 75, а мы вам кофе по 60.

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Набиуллина: (открывает секретный файл, жмёт на кнопки)
Доллар: Какого.... почему я снова по 37,5??? (Плачет)
Кофеманы: Урра!!! Кофе по 30!!! (Народные гулянья)
Cofix: НЕТ!
Кофеманы: В смысле? 75/2=37,5 => 60/2=30
Cofix: Договор был "по 60". За доллар - спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Клоц

Кажется, вы не Bosse кофе и принимаете не те решения в предложенном вами же кейсе с Набиуллиной.

Спойлер: Мы бы снизили

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Ну да, ну да.
Мы верим Вам, не волнуйтесь так!

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Что за кофейня и какой у них кофе я вообще не в курсе. Но, однозначно, давно критически необходим бизнес-сервис для оценки клиентов-мудаков, которым все что-то должны, по типу Яндекс Карт :) Чтобы в офисе можно было по звонку телефона сразу увидеть "Звонит мудак 1*, 76 негативных оценок от организаций за последние 24 месяца". Чтобы ни столиков никогда для таких не было, ни времени для записи, ни товара на скаде. А если и было, то за 3 цены. Все равно мудаку никто никода не угодит, ни за 60 рублей, ни бесплатно :)))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Клоц

Ну примерно эту фичу мы и запилили. Только другую. Но, согласен, проблема фидбек-вымогательства нарастает. И мы, например, в отзывы добавляем тег по RFM-анализу, чтобы модераторам было проще ориентироваться.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sam Greenwood

Кофикс, верни кофе по писят!

Ответить
Развернуть ветку
Chupsey

Люди, которые жалуются, что кофе не стоит 60 рублей видимо живут в параллельной реальности

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда