{"id":3054,"title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043f\u0440\u043e\u0432\u0435\u0440\u044f\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u00ab\u042e\u0411\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=3054&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/230305&hash=e92619a4c6313c5d01568bcc5923b46ce470123d9483a34315aa3e6a0ffaab47","isPaidAndBannersEnabled":false}
Истории
Vyacheslav Shushurikhin

История PortalPlayer — компании, которая разработала iPod для Apple и исчезла Статьи редакции

Ради Apple она отказалось от всех клиентов, но не смогла удержаться на рынке после потери главного заказчика.

С 1999 по 2007 год PortalPlayer создавала микрочипы для производителей медиаплееров и успела поработать с IBM, Sony и другими. Главным клиентом PortalPlayer стала Apple — сотрудничество с ней привело к главным успехам и провалам компании.

Появление PortalPlayer

В конце 1998 года венчурный капиталист Гордон Кэмпбелл предложил производителю полупроводников National Semiconductor создать микросхемы для MP3-плееров. Никто из топ-менеджмента компании идеей не заинтересовался, кроме директора по технологиям Джона Малларда. После встречи он проводил Гордона до парковки, а в июне 1999 года Маллард, Кэмпбелл и еще четыре сотрудника National Semiconductor основали PortalPlayer.

На создание компании они привлекли $5 млн от J.P. Morgan, а Кэмпбелл вложил в проект собственные средства. PortalPlayer занялась производством микросхем и программного обеспечения для портативных мультимедийных устройств.

К 2000 году с PortalPlayer работали 12 клиентов, в основном азиатские производители оборудования, но среди них была и IBM. Она планировала с помощью PortalPlayer выпустить небольшой MP3-плеер с круглым экраном и беспроводными bluetooth-наушниками, который бы работал на собственных миниатюрных жестких дисках.

Также PortalPlayer работала над плеером для AIWA, дочерней компании Sony. Но на финальной стадии Sony отказалась от разработки, о чём позже, по слухам, жалела.

В 2001 году к PortalPlayer обратилась Apple. Тогда созданием плееров в Apple занимался инженер Тони Фаделл — он искал компанию с готовыми наработками и предложил сотрудничество. Компания согласилась и перестала работать с остальными клиентами. По словам бывшего менеджера PortalPlayer Бена Кнаусса, 200 сотрудников компании в США и 80 в Индии перешли к работе над iPod.

Знакомство и работа с Apple

Кто такой Тони Фаделл

Apple наняла Фаделла в 2001 году — из-за его опыта работы с портативными устройствами.

Тони Фаделл

В 90-х он сотрудничал с General Magic, где работал над аналогом «смартфона», который компания придумала за много лет до их появления на рынке. Фаделл рассказывал: «В устройстве General Magic было все — мобильная почта, загружаемые игры, покупки и другие функции. И это в 1994 году. Сегодня мы все понимаем, что это такое, но тогда требовалось четыре часа, чтобы объяснить людям суть проекта». Однако в 2003 году компания закрылась.

Затем Фаделл работал в Philips Electronics над карманным компьютером Nino. Там он познакомился с представителями Audible, онлайн-сервиса аудиокниг, которые хотели добавить своё ПО в Nino. Тогда Фаделл впервые задумался об идее цифрового плеера.

В свободное время Фаделл работал диджеем и ему не нравилось таскать с собой большие коробки с CD-дисками. Фаделл подумал, можно ли использовать подход Audible и сделать музыку цифровой, чтобы решить эту проблему. Он предложил идею руководству Phillips, но безуспешно.

Позже Фаделл ушёл из компании, недолго поработал в RealNetworks и в 1999 году основал собственный музыкальный стартап Fuse Systems.

Фаделл разрабатывал устройство, которое могло копировать музыку с CD на жесткий диск и хранить её. Однако, по его словам, в процессе ситуация на рынке поменялась — стало ясно, что потребители не хотят получать музыку, покупая что-то физическое. Он обратился в 80 компаний с просьбой о финансировании, но везде получил отказ.

Деньги у компании к 2001 году стремительно заканчивались. И в тот момент Фаделлу позвонили из Apple.

С чего Apple начала разработку iPod

В 2000 году глава Apple Стив Джобс решил создать музыкальный плеер. MP3-плееры, представленные тогда на рынке, Джобс считал неудобными, некрасивыми и нефункциональными.

Одни работали только на CD-дисках, другие с помощью жёсткого диска, но были большими и тяжелыми, а их интерфейсы — неудобными. Кроме того, плееры использовали стандарт USB 1.1 с медленной передачей файлов. Джобс считал, что Apple может сделать свой плеер, избежав этих ошибок.

Он поручил создание плеера Джону Рубинштейну, главе технического отдела компании. Поскольку инженеры Apple были заняты — работали над проектами, связанными с Mac, Рубинштейн обратился за помощью к сторонним компаниям. Он узнал о человеке с нужной квалификацией и опытом — Тони Фаделле. Рубинштейн позвонил ему в январе 2001 года и предложил присоединиться к Apple.

Компания выделила Фаделлу команду из 30 дизайнеров, программистов и аппаратных инженеров, и дала на разработку плеера десять месяцев.

Фаделл искал компанию с готовыми решениями. Он обратился в девять фирм, включая крупных производителей электроники Rio, Creative и Texas Instruments. Однако лучшее решение было у PortalPlayer. Apple привлекли почти готовые аппаратная платформа и низкоуровневая ОС (управление питанием, ядро и драйвера).

На одной из первых встреч с PortalPlayer Фаделл заявил: «Этот проект изменит Apple, через 10 лет это будет музыкальный, а не компьютерный бизнес».

Фаделл знал, что PortalPlayer работала над несколькими прототипами плееров, один из них по размеру был не больше пачки сигарет. Apple в свою очередь закупила у Toshiba большую партию 1,8-дюймовых жестких дисков емкостью 5 ГБ, что помогло бы сделать плееры небольшими.

Apple начала работать с PortalPlayer летом 2001 года, а продажи iPod начались уже в ноябре.

Топ-менеджмент Apple в начале 2000-х. Фаделл — второй слева insider.com

Как проходила работа над iPod и что сделали с наработками PortalPlayer

По словам Кнаусса, Фаделл считал дизайн плееров PortalPlayer «довольно уродливым» — устройства напоминали радиоприёмник со множеством кнопок. Плееры не поддерживали плейлисты с более чем десятью треками, в них отсутствовал эквалайзер.

Тем не менее Фаделл понял, что в наработках есть потенциал, кроме того, у Apple «горели» сроки. Кнаусс рассказал, что когда Apple обратилась в PortalPlayer, проект плеера был готов на 80%. «Большая часть времени, потраченного на создание iPod, ушла на доработку нашего продукта», — сказал Кнаусс.

Apple хотела добавить в устройство поддержку собственного музыкального формата AAC, эквалайзер и новый интерфейс, который она сама разработала за три месяца, рассказал Кнаусс.

По его словам, Фаделл знал, как можно заработать с помощью плеера, а Стив Джобс сформулировал то, что должен был почувствовать пользователь от работы с устройством.

Сначала Джобс проводил встречи по поводу iPod каждые две-три недели, но после создания первых прототипов он работал над проектом ежедневно. Во время встреч он подробно рассказывал об ощущениях от работы с iPod.

iPod первого поколения, который как минимум на 80% состоял из технологий PortalPlayer insider.com

Он хотел, чтобы до нужной песни можно было добраться не более чем за три нажатия, чтобы меню открывалось быстрее, а звучание плеера стало четче. По словам Кнаусса, Джобс страдал нарушением слуха, и разработчикам приходилось делать плеер громче.

Также Джобс предложил не добавлять в первую версию плеера систему цифровой защиты песен от пиратства DRM, чтобы не снижать продажи.

Внешний вид устройства разработал Джони Айв. К началу работы над iPod Айв уже спроектировал внешний вид iMac, за что получил признание коллег и покупателей. В работе над плеером он вдохновлялся карманным радиоприемником Braun 3T.

Когда iPod был практически готов, Apple нашла ещё один дефект в плеере — он мог разрядиться за три часа в выключенном состоянии. Кнаусс вспоминал: «Производственные линии были уже готовы. Это оказался самый трудный период в работе над плеером. На протяжении восьми недель они думали, что получили MP3-плеер, который не сможет работать без подзарядки больше трёх часов». К тому моменту, когда проблему решили, Кнаусс потерял веру в успех и ушёл из компании.

Падение PortaPlayer

По словам Кнаусса, когда iPod был почти готов, Apple купила контрольный пакет акций PortalPlayer, сумма сделки не раскрывалась. Первый плеер от Apple вышел в 2001 году, тогда же выручка PortalPlayer составила $1,9 млн.

В 2003 году за январь-сентябрь компания получила выручку в $12,9 млн и убыток в $7,3 млн. Год спустя за тот же период выручка составила $48 млн при убытке в $131 тысячу. Несмотря на резкий рост выручки, компания так и не получила прибыль, отмечает CNN.

19 ноября 2004 года PortalPlayer провела IPO на Nasdaq: цена акций компании выросла на более чем 50% после начала торгов. Первоначальная цена составила $17, на максимуме они стоили $25,80. В результате IPO PortalPlayer привлекла $106 млн.

В начале 2006 года Apple заявила, что больше не будет использовать процессоры PortalPlayer в iPod — она перешла на решение от Samsung.

Аналитики предполагали, что Apple хотела снизить себестоимость плееров, а также была недовольна скоростью поставок от PortalPlayer. Тогда сотрудничество с Apple приносило компании более 90% дохода. На фоне этого акции PortalPlayer на Nasdaq подешевели на 45%, а рыночная стоимость снизилась с $600 млн до $380 млн.

PortalPlayer после разрыва с Apple сократила 14% сотрудников по всему миру и пыталась работать самостоятельно. Она выполняла заказы для других производителей плееров и развивала собственные технологии.

Например, разрабатывала технологию PortalPlayer Preface для ноутбуков с Windows Vista. С её помощью можно встраивать в ноутбуки допэкраны, где можно было переключить песню, узнать заряд устройства или проверить почтовый ящик, не открывая ноутбук

В ноябре 2006 года Nvidia купила PortalPlayer за $357 млн. WSJ писало, что так Nvidia хотела выйти на два новых на тот момент рынка: плееров и дополнительных экранов для ноутбуков.

Председатель совета директоров PortalPlayer Ричард Санквини заявил, что сделка беспроигрышна для сотрудников и акционеров. «Мы провели последние несколько месяцев, тщательно изучая стратегические варианты. Cчитаем, что преимущества, предоставляемые приобретением Nvidia, наиболее убедительны», — сказал он.

Сайт компании прекратил работу в феврале 2007 года.

{ "author_name": "Vyacheslav Shushurikhin", "author_type": "self", "tags": ["portalplayer","ipod","apple"], "comments": 58, "likes": 179, "favorites": 125, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 213722, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 27 Feb 2021 16:54:42 +0300", "is_special": false }
0
58 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
60

Спасибо за интересный материал, по-больше бы такого

Ответить
4

Ясно, всё как обычно.  Но гений, конечно, это Джобс йопт  

Ответить
60

Ну так да, Эппл берет кривую но перспективную технологию, и делает ее юзабельной для конечного потребителя. Это гениально, разве нет? 

Ответить
11

ты похоже непричастен к технологиям. Любая из них - "кривая" первые 99% попыток. Это называется "рабочий процесс", который собирает данные. Примерно как если бежит парень марафон, пробегает 99% дистанции, и тут возникает некий мужик в сверкающем плаще + трусах поверх колготок, и заявляет "Спасибо, дальше мы сами! Сделаем фотофиниш приятным для глаза конечного потребителя!".   гениально же, my ass

Ответить
79

Мне, как потребителю, без разницы, кто сделал первые 99 попыток, почему они неудачные, и кто сделал сотую попытку. iPod, судя по статье, допиливался по личным требованиям Джобса (и без них, получается, стал бы проходной железкой),  iPhone подарил нам мультитач и форсировал развитие рынка умных телефонов, FaceID показал что распознавание лица может быть быстрым и безопасным (привет самсунгам, которые можно было разблокировать по фото), TouchID, прадед которого появился и умер в виндовых ноутбуках из-за неудобства и так далее - это то, что приходит лично мне на ум. Да, Apple не изобрела эти технологии, но благодаря ей мы ими пользуемся каждый день. Так что гениальность маркетологов Эпла грех недооценивать. 

Ответить
13

Сделано руками итальянских мастеров,  украдено руками английских воров! 

Ответить
0

это классика жанра))

Ответить
6

TouchID, прадед которого появился и умер в виндовых ноутбуках из-за неудобства

рили? прям умер в виндовых ноутах? а как же вот это вот всё?: наладонник 2003 года HP iPAQ Pocket PC h5500 Series, мобильник 2004 года Pantech GI100 и (переходя непосредственно к смартам) Motorola Atrix 4G 2011 года - то есть гениальность маркетологов этих контор можно недооценивать, а вот гениальность яблочных маркетологов - грех недооценивать > хотя по сути появление TouchID было всего лишь одним из нескольких последовательных шагов эволюции дактилоскопических датчиков в мобильных гаджетах и в этот эволюционный процесс внесли свою лепту hp, pantech и motorola, но молодец эппле - отличный пример яблофанской объективности

Ответить
5

Речь идёт о том, как это работало. А на Мотороле и, тем более, Пантеке, это было неюзабельно чуть менее, чем полностью.

Ответить
1

так благодаря тому что это было не юзабельно на мото и пантеке эппле совершили следующую итерацию развития дактилоскопа - не будь опыта мото и пантека эппле самой пришлось бы наступать на эти грабли и тратить время и деньги на собственный неудачный опыт на пути к удачному решению - ваш КО

Ответить
0

Да, я это и имел в виду. Спасибо 

Ответить
6

Правильно, это всё были попытки. Датчик срабатывал не всегда и не быстро. У отца был HP с датчиком. Первым делом он был отключен. Эпл довела до ума технологию и сделала возможным её использование. 

Изобрела ли эпл Тач Айди? Нет. Фейс Айди? Нет. МП3 Плеер? Нет. 

Сделала ли эпл удобным и популярным тач айди? Да. Фейс Айди? Да. МП3 Плеер? Да. 

Помимо того, что они это сделали, они ещё и смогли это дело продать рынку, что тоже не малого стоит. Можно изобрести крутые вещи, но пока ты не продал их и никто о них не знает - это никому не нужно. 

А ещё, эпл помогла развиться рынку голосовых ассистентов, выпустив Сири в массовом продукте. Но Сири уже 10 лет остаётся днищем полным, а в это время голосовые ассистенты от Амазона, Гугла и Яндекса вырываются в лидеры. Эпл создала рынок, но не смогла его возглавить, такое бывает. 

Тут же никто вроде не гонит, что НР , Палм и другие фирмы плохие и ничего не добились. Они молодцы, что придумали технологию, но дальше не срослось. Пришла другая компания с другим видением и доработала. 

Ответить
0

так об том и речь что все молодцы, а не только эппле > не будь не удачного опыта других контор не известно ещё какая шляпа бы получилась у эппле - достаточно вспомнить как купертиновцы взялись первыми сделать беспроводную зарядку с произвольным размещением на ней заряжаемых устройств - никто до них не выпускал подобного > эппле была первопроходцем и в результате потратив деньги и время на разработку и даже фактически уже анансировав выпуск в итоге слилась полностью

Ответить
0

Не совсем так. До Эпл уже были популярные беспроводные зарядки кучки разных стандартов. Эпл решила, на мой взгляд, "выпендриться" и сделать зарядку с произвольным размещением устройств. И даже презентовали (непонятно вообще зачем). 

Так или иначе, но в случае с зарядкой на рынке уже всё было, эпл не удалось всех перехитрить. А в случае с тем же тач айди - его массово нигде не было до эпла. 

Ответить
1

«по сути появление TouchID было всего лишь одним из нескольких последовательных шагов эволюции дактилоскопических датчиков в мобильных гаджетах»
Ага. А автомобиль - это лишь один из последовательных шагов эволюции телеги.

Ответить
2

Большие компании всегда пользовались трудом небольших стартапов и наработками смежников. Запускается 10-ток стартапов одной направленности. 9 прогорают так как их идея пошла не в том направление, а другую скупает большая контора. Ну в данном случае даже скупать не пришлось. 
Тут не вижу смысла возмущаться. Капитализм.
Но меня тоже смущает что из топ-менеджеров крупных контор делают супергероев. Труд тысяч людей становится заслугой одного.

Ответить
5

Поздравляю, ты изобрёл венчурный фонд.

Ответить
1

Те же Филипс не стали сотрудничать с компанией, Сони тоже отказались. В этом и есть соль, в этом и есть гениальность видеть потенциал, видеть тот продукт, который потом взорвет рынок)
Много кто и чего изобретал, но именно Джобс выводил это на новый уровень и втто время, когда это надо.

Ответить
0

Потребитель видит рекламу, а не технологи. Статья же не про маркетинг. 

Ответить
1

Маркетинг ≠ реклама, если что. Создание продукта под рынок это тоже маркетинг. 

Ответить
0

реклама — это инструмент маркетинга. странное у вас разграничение. и нет. создание продукта — это не маркетинг.

Ответить
1

Создание продукта - это одно из ключевых направлений маркетинга. 

Ответить
0

Цитата: «Маркетинг – это совокупность процессов, направленных на создание, продвижение и предоставление продукта покупателям, а также управление взаимоотношениями с ними. В переводе с английского marketing – это рыночная деятельность. То есть маркетинг – это деятельность компании по удовлетворению рыночных потребностей.»

Ответить
0

да, согласен.

Ответить
0

Ниже определились что маркетинг это про продукт. Но статья про технологии, а не продукт. 

Ответить
0

FaceID тоже обходили, с помощью универсальной маски. Держу в курсе.

Ответить
6

Daft Punk спиздили почти все песни, но сделали их прекрасными. 

Ответить
0

На random access memories не одного сэмпла нет, ну и уж не "спиздили" а вдохновились как многие артисты ;-)

Ответить
2

Все хиты пизженные или почти неизмененное семплирование. Не отменяет прекрасности Дафт Панков ;)

Ответить
0

Хиты вообще никто из музыкантов не пишет. Все их пишет один человек.

Ответить
0

Джобс гений маркетинга, коим сейчас является Маска.

Ответить
11

Это такой тонкий намёк на то, что intel умрёт таким же образом?

Ответить
10

Intel не отказывалась от остальных клиентов

Ответить
0

Напротив, отказывалась от apple

Ответить
4

У Intel бизнес не ограничивается только процессорами

Ответить
1

С остальными направлениями у них тоже, мягко говоря, кризис.

Ответить
0

Mobileye вполне неплохо себя чувствует

Ответить
4

 В ноябре 2006 года Nvidia купила PortalPlayer

А после покупки что случилось?
Я не хочу гуглить.

Ответить
9

Ну ни плееров ни ноутбуков с дополнительными экранами от NVIDIA вроде бы не вышло)

Ответить
1

iPod долгие годы был возделанной железкой, после сложного Sony Walkman это было настоящее откровение 🔥 До сих пор лежит дома в коробочке в идеальном состоянии - как реликвия !) Спасибо за статью !

Ответить
8

Sony Walkman был прекрасен, в том числе своей сложностью. И звук у них был лучший в своем сегменте. И денег тучу всеми правдами и неправдами заработать они не хотели. Для них действительно была важна технология и качество. А Apple - успешная коммерческая история. Коммерческая и массовая.

Ответить
2

Впечатляет насколько сильно поменялся подход и медиапотребление. Сейчас необязательно продавать плееры - всё ушло на уровень софта - стриминг, подкасты и тп. 

Ответить
1

Все идет к тому, что все пойдет ко дну :)

Ответить
5

Отдать швартовы

Ответить
0

Нам, пиратам, бутылку рома и жаркую девицу, пришвартовавшись в Нице, и можно и ко дну. Йо-хо-хо!

Ответить
2

Очередное подтверждение тому, что моноклиентность это большое зло, каким бы выгодным он ни был.

Ответить
2

Все начинается с малого, получив успех многие останавливаются, а уверенные в себе движутся далее

Ответить
1

Все пропустили похоже, что эпл выкупила контрольный пакет. Дальнейшая судьба - это уже решения эпл. Судя по всему - все в плюсе и основатели и эпл. Nvidia скорее всего в минусе.

"когда iPod был почти готов, Apple купила контрольный пакет акций PortalPlayer, сумма сделки не раскрывалась.
19 ноября 2004 года PortalPlayer провела IPO на Nasdaq: цена акций компании выросла на более чем 50% после начала торгов.
В начале 2006 года Apple заявила, что больше не будет использовать процессоры PortalPlayer в iPod
В ноябре 2006 года Nvidia купила за 347 млн."

Ответить
1

Ничего нового, кто-то выживает, кто-то исчезает

Ответить
–1

Кто-то воскресает

Ответить
0

сложно, но возможно)

Ответить
1

однако дизайн айпода был заимствован у радиоприемника Braun

Ответить
–3

Интересная информация. Получается, заслуг мистера Жопса еще меньше, чем я думал. Еще можно было добавить про стратегическую борьбу: Эпол хотела обойти Сони.
И Сони чуть позже тоже сделали свой цифровой Walkman. Но из-за своих нестандартных форматов ATRAC и необходимостью перекодирования со специальной программой, в итоге проиграли, несмотря на превосходящий на голову звук.

Ответить
0

Интересно

Ответить
0

Интересный экскурс в историю. Спасибо!

Ответить
0

Грустно стало после прочтения.

Ответить
0

Интересный материал, спасибо 👍:)

Ответить

Комментарии

null