{"id":7302,"title":"$200 \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u043d\u0430 \u0441\u0442\u0440\u0430\u0445\u043e\u0432\u043a\u0443 \u0432 \u043f\u043e\u0435\u0437\u0434\u043a\u0430\u0445 \u0438 17 \u0432\u0430\u043b\u044e\u0442 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0440\u0442\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7302&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/295992-korotko-karta-dlya-puteshestvennikov&placeBit=1&hash=116250a21a81e5a548d838f9f86dac8dfd20ac6f36c6c2f8b9a9a56056948502","isPaidAndBannersEnabled":false}

«То, что работает для малого бизнеса, не сработает для бизнеса с 30 млн клиентов» Статьи редакции

Интервью основателя «Теремка» Михаила Гончарова о проблемах, перспективах компании и советах пользователей сети по развитию бизнеса.

Михаил Гончаров

Почему вы решили рассказать о состоянии дел «Теремка» публично?

Дело было не так. Я не решал, рассказывать или нет. Подписчик в Twitter спросил меня о повышении цен: мне нужно было кратко объяснить ему причину. Тем более, в Twitter не может быть полноценной дискуссии.

Поэтому и ответ получился краткий и смешной на уровне провокационных заголовков в газетах. Этим он, видимо и привлек внимание. Я и раньше там писал, что цены растут.

А здесь, наверное, звезды так сложились: заголовок кого-то зацепил. Естественно, я какую-то нотку провокационности добавил, но вовсе не для того, чтобы раздуть пожар.

И в этом смысле, конечно, смешно: появился твит и люди начинают писать, что блины вышли из моды. А когда их спрашиваешь, почему мы продаем 25 млн порций блинов в год — ответить ничего не могут. А посетителей у нас — 30 миллионов в год.

И в США, и в России?

Да, но большая часть — в России. В США пока мало. В России мы представлены в трех городах: в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре.

В чем проблемы «Теремка»?

Проблемы ровно те же, что и у других компаний. Если мы зайдем в чайхану и посмотрим там цены, то очень удивимся: они достаточно низкие. У Кирилла Гусева и его «Ресторанного синдиката» осталось только два ресторана: Bistrot и «Обломов». А у него была целая сеть.

Рынок достаточно сильно трансформируется. Если мы говорим про сетевые компании — «Крошка Картошка», «Воккер», «Теремок» и так далее, — то все они испытывают недостаток гостей: это общая проблема.

Вопрос вот в чем: вы знали, что в 2015 году «Кофе хауз» и «Шоколадница» закрыли по 40-50 точек?

Нет.

А мне смешно: говорят, что кофейная тема развивается, а люди 40 точек закрыли. И блины, якобы, умирают, а мы новые точки открываем. История высосана из пальца. Но реальные проблемы есть.

5-7 лет назад среднему посетителю фудкорта были доступны не только KFC, McDonald's и Burger King, но и «Теремок», «Крошка Картошка» и другие концепции, которые там есть. Сейчас «Теремок» и другие стали менее доступны.

Потому что упала покупательская способность населения.

Да-да: и покупательская способность, и желание идти питаться. Это заметили и продавцы одежды, и обуви. Если раньше человек два раза в год покупал новую коллекцию, то сейчас он говорит: «Я и в старой могу еще походить».

С ресторанами то же самое. Произошло смещение спроса в сторону классического американского фастфуда. McDonald's не был на старте дискаунтером — он не был очень дешевым, можно было и дешевле поесть.

Просто потихоньку, завоевывая все более и более массовую аудиторию, они работали над тем, чтобы удешевить свою продукцию и сделать ее доступной буквально каждому. Вплоть до того, что в США на пособие по безработице люди могут по три раза в день питаться бургерами с мясом.

Это сослужило им злую службу — компания попала в скандал, когда английский повар Джейми Оливер доказал, что при производстве бургеров в США компания использует «розовую слизь» — мясные обрезки, промытые химикатами. (После публикации видео Оливера McDonald's изменил рецептуру приготовления гамбургеров в США — vc.ru)

Там много и других всяких хитрых химических трюков. В 90-е годы McDonald's пытались продавать под видом картошки фри гибрид картофеля и сорняка — у этого растения верхняя часть была сорняком, который не ел колорадский жук, а внизу — картошка. Когда это все всплыло, они извинились и отказались от использования гибрида.

Поэтому сегодня KFC, Burger King и McDonald's — это классические представители дискаунтеров. У них самые низкие цены на рынке.

За счет того, что они могут использовать в том числе замороженные продукты? И снижать цену за счет «эффекта масштаба»?

Да, у них экономия на логистике очень серьезная. Если вы заморозили 10 тысяч котлет и развезли их по регионам — это нормально. А если у вас котлеты из охлажденного мяса, то вы так легко их не развезете — их не получится увезти далеко от производственной площадки, при какой бы температуре они ни хранились. Охлажденный фарш не хранится три недели, а замороженный может храниться полгода. Тем более при шоковой заморозке.

Я даже вам открою секрет. Мы пытались продавать мороженое. Брали жидкость, из которой в McDonald's делают коктейли. Мы купили аппарат, сделали мороженое — получилась дрянь. Такая текущая слизь.

Аппарат стоил $5 тысяч. Я спрашиваю: «Что это за гадость-то?» А мне говорят: «Что вы хотите? У вас же дешевый аппарат, там нет специальной помпы. Если возьмете такой, мороженое будет как у них». А самый дешевый аппарат с помпой стоил $10-12 тысяч.

Эта помпа взбивает жидкость — в McDonald's не мороженое, а очень густой коктейль: настолько глубоко и плотно взбитый, что выглядит как мороженое. В McDonald's аппарат для коктейлей и мороженого стоит €50 тысяч.

Если у тебя нет таких денег, то будешь готовить жидкую слизь, а посетители — плеваться и возмущаться. Это мир высоких технологий, инженерный мир, химический мир, очень сложный.

Их бизнес изначально сконструирован на выдачу самой низкой цены на рынке. А «Теремок» с самого первого дня никогда к этому не стремился.

Это нелепо — делать цену выше, чем ты можешь. Люди, которые подозревают нас в жадности, тем самым показывают свою глупость. Естественно, я всегда стремился сделать максимально низкую цену, какую только возможно.

Низкую — для вашей технологии производства? Вы говорили, что не используете замороженные продукты. Например, производите за ночь 12 тонн теста и за день вырабатываете их.

Да, например в Москве у нас есть свой цех площадью 5000 м². Там мы делаем заготовки на сутки — запекаем мясо, солим рыбу. Все это вручную режется и упаковывается.

Расскажу, как мы добились стабильного количества начинок в блинах в масштабе всей сети. Мы фасуем ингредиенты в индивидуальную упаковку по порциям — буженину, курицу, и так далее.

Какая проблема у рестораторов: на уровне 10-15 точек появляется 100 сотрудников. Из них 10-15 могут оказаться жуликоватыми: продавать три блина, а расходовать только две порции курицы. А в конце дня еще пять кусочков курицы унесет домой.

За упаковку мы платим дорого, но лишь для того, чтобы не сомневаться в количестве начинки. Доходит до смешного: например, начинка может стоить 5 рублей, а упаковка — 7 рублей.

Если бы мы фасовали ее в бидон или банку, и повар мог черпать ее ложкой, то каждая порция обходилась бы нам в 5 рублей. А в разовой упаковке — 12 рублей. И это та плата, которую мы считаем адекватной, чтобы застраховаться от таких случаев.

То есть это стандартизация — чтобы во всех точках «Теремка» были одинаковые порции? Чтобы исключить фактор вмешательства повара?

Исключить его невозможно, а свести к минимуму — вполне. Там, где мы не смогли решить задачу механическими методами — порционными упаковками, там она решается длительным обучением.

Естественно, человек может нарушить [технологию производства]. Но он везде ее может нарушить. Вообще в таких случаях нужно смотреть, что пишут в книге жалоб и предложений. Что вы увидите в McDonald's? Благодарность — «Спасибо, что так дешево продаете?» Нет.

Если интересно, зайдите в какой-нибудь Burger King и почитайте. Я однажды почитал — чуть не упал. Не буду говорить, что там было написано.

Если обобщить — перед «Теремком» стоят две проблемы: падение покупательской способности населения и закономерное увеличение расходов. В первую очередь — расходов на аренду?

Сегодня (интервью было записано 26 октября — vc.ru) я выступал на конференции «Аренда-2017». Строители торговых центров сказали — если раньше на юго-западе Москвы было два профессиональных торговых центра, то сейчас их восемь.

Причем в тех двух была площадь 100 000 м², а сейчас те восемь занимают 700 000 м². Да, конкуренция растет, и арендная ставка, по идее, должна падать. Но покупателей-то больше не стало.

Раньше большой поток ходил в «Фестиваль» на Мичуринском проспекте, а когда открылся «Авеню» — часть людей туда стала ходить, потому что он новый, красивый, модный.

Можно сравнить с бутылкой и объемом воды, который туда помещается...

(перебивает) Короче, это как разливать на пятерых бутылку, которую вы раньше разливали на троих. Это жизнь: бутылка прежняя, даже скажем, что из нее уже что-то протекло — не забываем о падении покупательской способности.

То есть арендодатели начинают прижимать арендаторов из-за падения посетителей.

Да, это самый плохой путь, но им идут все. Возьмем, например, новый ресторанный бренд. Он открылся, наторговал на миллион рублей, заплатил 400 тысяч рублей аренды — прибыли нет.

Что делать? Самое первое — придется поднимать цены. Все разговоры о том, что нужно учиться плясать от оборота, не очень работают в жизни: человек открылся и дал цены, которые он считал справедливыми.

Оборота нет, есть убыток. Снижать цены при убытке может только сумасшедший. Если цены задраны так, что не обеспечивают продаж — тогда снижение оправдано. Если цены адекватные, то снижение приведет к еще большему убытку: когда бренд неизвестный, то база клиентов не нарастает так быстро, что к тебе в следующий месяц на сниженные цены толпа набежит: «Ой, смотри, они на 7-10% цены снизили». Этого вообще никто не заметит.

То же происходит и с арендой — ситуация тяжелая, банк прессует торговый центр, ему нужно выплачивать кредиты, он увеличивает аренду.

Это приводит к еще большим проблемам у арендаторов

Что меня больше всего беспокоит: когда торговые центры создавались и покупательская способность была выше, посетители могли ходить и к другим операторам, не только в американские рестораны.

Исторически их всегда сажали на процент от оборота — у них была низкая фиксированная ставка аренды. Этот процент от оборота очень низкий. С каждого заказа на 300 рублей KFC платит 15-20 рублей на аренду. А есть такие торговые центры, где в «Теремке» на 300 рублей купили, а я 80 отдал арендодателю.

Сколько в среднем стоит аренда площади под один ресторан «Теремка» в Москве?

Например, у нас есть два торговых центра с примерно одинаковыми характеристиками, которые расположены в одном районе. И там, и там мы зарабатываем по 3 млн рублей в месяц. Но в одном мы платим за аренду 400 тысяч рублей в месяц, а в другом — 800 тысяч рублей в месяц. Арендуемая площадь примерно равна.

Проблема ресторанного бизнеса еще в том, что поскольку в каждом ресторане вы производите продукты, то можете легко уронить качество. В сегменте непродовольственных товаров ее нет: если вы торгуете обувью Ecco, то вы не можете купить ее у производителя чуть-чуть дешевле — за исключением особых договоренностей.

В ресторанном бизнесе так: вы берете помидоры, огурцы, фарш. Видите, что у вас убытки.

Тогда владелец компании едет на рынок или к оптовику и говорит: «Слушай, я у тебя фарш беру за 120 рублей — вообще не прохожу. Давай там напихай туда чего-нибудь — картона, например. Пусть это будет фарш за 60 рублей. Тогда, наверное, я заработаю».

И вы так поступать не хотите?

Нет.

То есть единственное, что вам остается, — закрывать убыточные точки, где высокая аренда не позволяет зарабатывать?

Да, верно.

Что это за точки? Где вы закрылись?

Мы закрыли пока только одну точку — неподалеку от метро «Бауманская». Процедуру закрытия проходят около 10 точек.

Из 300 по России?

Нет, я сейчас только про Москву говорю. 10 закрываем в Москве, две — в Санкт-Петербурге. Будут они закрыты или нет, зависит от итога переговоров с арендодателями.

Месяц назад я отправил письмо во все торговые центры, где нас не устраивает арендная плата. Я предупредил, что мы будем уходить и расторгать договор.

Ситуация, которая возникла после моего твита, произошла случайно. Вы видели, сколько у меня подписчиков (1,5 тысяч человек — vc.ru) — я не Ксения Собчак, чтобы писать на всю страну. Рассчитывать на то, что кто-то начнет широко это обсуждать, я никак не мог.

Но то, что получилось — это помощь для «Теремка» и тех арендодателей, которые считают, что «Теремок» можно на кого угодно заменить. Они многих меняли, но ни про одну компанию не писали столько, сколько про нас.

Например, сеть Sbarro в России полностью закрылась — были какие-то статьи, но всё прошло без особенных обсуждений, и все про них забыли.

Какая у вас была выручка по итогам 2016 года?

Чуть больше 8,03 млрд рублей.

А в 2015 году?

Наверное, — 7,4 млрд рублей.

А в этом году что прогнозируете?

В этом году, думаю будет такой же, как и в 2016 году. Мы мало новых точек открывали. Мы не можем в чистом поле и в других городах открывать рестораны. Там будет другая модель выхода.

Как вы считаете, есть ли другой способ подстегнуть продажи, помимо закрытия убыточных точек?

Есть, и я про него сказал — реклама. Возможно, это получился такой черный юмор: я писал, что если реклама не сработает, то нам конец. Но это сами читатели меня немного спровоцировали — когда первый твит был так поддержан, я вошел в азарт и стал так забавно отвечать.

Решили сгустить краски.

Да-да. Нет, ну я не скажу, что все будет замечательно, если мы сделаем рекламную кампанию, а она провалится. Но почему я думаю, что она будет успешной: в марте и апреле 2017 года мы делали особую рекламу, — снимали ролики, — и она окупилась. Это было сделано хорошо, но не на первоклассном уровне. Сейчас мы хотим сделать рекламу на уровне мощных западных компаний.

Это первый вариант. Еще часто люди советуют продвижение в социальных сетях. Но они не в теме и не знают, что цена контакта в социальных сетях безумно высокая, и не один из мировых брендов не тратит на digital больше 15% рекламного фонда. Самая низкая цена контакта — у рекламы на телевидении.

В этом случае личный опыт играет злую шутку для многих людей. Например, человек постоянно сидит в Facebook и пишет: «Сейчас никто не смотрит телевизор».

Это все зависит от целевой аудитории. Расскажите, какая целевая аудитория у «Теремка»?

В «Теремок» ходят дети, подростки, студенты, взрослые — потолка нет.

На какой возраст приходится большая доля?

В том-то и анекдот. Советчики не знают, что в McDonald's большая доля людей в возрасте от 40 до 50 лет.

Это можно понять по их рекламе.

А она где? Правильно: по телевизору. А говорят, что молодежь телевизор не смотрит. Получается, в McDonald's — дураки?

Почему? Если у них высокая доля возрастной аудитории, которая как раз смотрит телевизор, то все в порядке. Кроме того, у них такая семейная и уютная реклама.

А почему у Burger King тогда реклама вообще не уютная и не семейная, а идет по телевизору? Потому что там массовая аудитория. Здесь нельзя ориентироваться на личный опыт. Нельзя говорить «люди не любят Париж». Естественно, можно найти 1000 человек, которые его тоже не любят. Точно так же все с телевидением и рекламой.

И все же, что с аудиторией «Теремка»?

У «Теремка» аудитория массовая. Она довольно плавно распределена по годам. И аудитории 18-25 лет у нас больше, чем аудитории 40-45 лет.

И все же это молодая аудитория. Как вы будете привлекать молодежь, если продвижение в соцсетях стоит дорого и там вы не хотите рекламироваться?

Почему не хотим? Хотим. Люди часто говорят нам: «Смотрите, какую акцию провел KFC в Twitter, а вы почему ничего не публикуете?» А ты им говоришь: «Ребята, чтобы вы что-то такое прочитали, нужно отдать 5 миллионов рублей». Они-то этого не знают и не понимают.

Они думают, что мне сейчас достаточно что-то придумать, и — бабах — все тут же узнают о «Теремке», как они узнали о KFC. То, что делает KFC, стоит от 5 до 10 млн рублей ежемесячно.

Расходы на креативное агентство, которое продумывает digital-стратегию?

Да, но почему-то упор делается на придумывание. Вся Москва забита этими «придумщиками», но вопрос не в «придумщиках», а в том, сколько компания готова заплатить за то, чтобы эта придумка дошла до потребителя.

И здесь выясняется, что расходы KFC и Burger King на креатив не посильны ни одному бренду в ресторанном сегменте. Про телевизионную рекламу я вообще молчу — там бюджеты измеряются сотнями миллионов рублей в год.

Поэтому реклама, PR-активности, заметки, статьи и прочее — это вопрос инвестиций, а не придумывания. Мы тоже придумываем и пиарим — но в рамках своих возможностей.

Например, из США мы привезли 3D-принтер для приготовления блинов. Про него достаточно много упоминаний было — все крупные сайты о 3D-печати про него написали, ряд популярных изданий, Life News, «Москва-24» сюжет сняла. Но если бы мы в это продвижение вложили миллион рублей, то об этом узнало бы 6 млн человек. А так узнало 300-500 тысяч человек.

Нам очень много советов дают представители малого бизнеса. Завел такой предприниматель аккаунт в Instagram: что-то друзьям написал, где-то его упомянули, пять человек у него купило, 10 — порекомендовали своим друзьям и так далее.

Он начинает нам рассказывать свою историю, советует креативить, выходить в Instagram, понижать цены. Но это детский бизнес-сад.

То, что работает для малого бизнеса, не сработает для бизнеса с 30 млн клиентов

В месяц у нас 2,5 млн человек. Чтобы их увеличить, нужно сделать так, чтобы 250 тысяч человек как минимум пять раз увидело нашу рекламу. Очень важный момент — количество просмотров рекламного сообщения.

Реклама не работает ни после первого просмотра, ни после второго, ни после третьего — эффект в продажах начинается только на пятый раз. Со мной спорить не надо — это наука. Кто знает — тот знает. Кто не знает, пусть наматывает на ус.

Безусловно, есть люди, которые бегут покупать после первой рекламы. Но их меньшинство — это как распределение Гаусса. Основная масса идет только после пятого повторения. Видя продукт, человек вспоминает, что видел его рекламу.

Американские компании платят из расчета на то, что каждый зритель увидит их ролик 10-11 раз. Это и есть принцип работы транснациональных корпораций — так они и захватывают весь мир, потому что это мощнейший ресурс.

С каким рекламным агентством вы сейчас сотрудничаете?

Тут тоже все гораздо сложнее. Есть креативные агентства, есть агентства, которые занимаются закупками рекламы. Разработкой креативный концепции для нас занимается IQ Marketing (разрабатывали рекламные кампании для «Альфа-банка», «Шоколадницы», «Kinder Surprise» и так далее — vc.ru).

Мы провели мозговой штурм, рассказали о нашем видении позиционирования компании. Сейчас они работают над идеями, в каком направлении мы будем двигаться. И если они будут достаточно мощными, то мы, возможно, на их основе сможем построить долгоиграющую программу.

Сколько вы потратили на это?

Пока еще нисколько — сейчас только подписываем договор. Все очень индивидуально — для разных компаний разные требования есть. Да и мы выбирали по соотношению цена — качество, а не тех, кто предложит наименьшую сумму.

В комментариях к одному из материалов на vc.ru вы сказали, что разрабатываете программу лояльности. Расскажите подробнее.

Мы обратились к людям, которые делали программу лояльности «Альфа-банка» и «Спасибо» для «Сбербанка». В принципе, у нас никакого велосипеда нет. Главное, как она будет в жизни работать.

Если вы постоянно заказываете в «Теремке» какие-то супы, то вам, к примеру после девятого заказа придет сообщение: «Вам подарок от "Теремка" — десятый борщ бесплатно».

Есть же совсем примитивные вещи — купил на такую-то сумму, получил скидку. Это редкостное занудство. А здесь программа, которая с одной стороны учитывает то, что ты ешь, а с другой — что можно тебе порекомендовать.

Будут пластиковые карточки и привязка к мобильному номеру?

Да, у нас будет и приложение, и карты. Это не те «большие данные», которые использует McDonald's по всему миру, но тем не менее, это тоже «большие данные». Такая программа лояльности поможет найти душевный подход к человеку: учитывать его предпочтения при покупках, а не просто делать ему скидку.

Кроме того, у нас будет несколько «уровней» — названия пока не утверждены, но между собой мы в шутку называем их «брат», «сват», «тесть», «зять» «Теремка» и так далее.

Разработчики программы сейчас прорабатывают механику — как люди будут переходить с одного уровня на другой, что им это даст. Подробностей пока раскрыть не могу. Всего будет четыре сценария использования карты.

Смотрите, раз у вас есть карточка, к которой привязан почтовый ящик клиента, то вы можете таргетировать его в вебе. Будете ли вы разрабатывать и digital-стратегию?

Как я уже говорил выше — расходы на digital не превышают 15% от бюджета на маркетинг. Как это ни странно, мы больше увлечены digital. Но понимаем, что это похоже на стрельбу из пушки по воробьям.

В том масштабе, в котором мы занимаемся этим сейчас, получаются десятки тысяч контактов. А это просто смешно в сравнении с нашим потоком клиентов.

Чтобы выйти на сотню тысяч контактов, нужны другие бюджеты. Например, чтобы привлекать блогеров с миллионной аудиторией. И то, они дадут лишь разовый контакт: сравните с телерекламой, которая весь месяц бомбит по голове.

А с блогерами — ты каждый день заходишь к любому блогеру, а там он то с парашютом прыгает, то бежит куда-то, то новую сумку показывает, то ест где-то. Каждый день новые фото — если мы пригласим его в «Теремок», аудитория уже на следующий день забудет, что он был у нас. Дешевле разместить рекламу на телевидении, чем привлекать популярного блогера с 4 млн подписчиков.

Сколько всего у вас работает сотрудников — и в России, и в США?

В России — около 4 тысяч человек, в США — около 30 человек.

В США как было два ресторана, так и осталось, да?

Да.

Как отношения между Россией и Америкой сказываются на продаже блинов в США? Нет ли оттока аудитории?

На бытовом уровне я ни разу не замечал в США косые взгляды, не слышал каких-то резких заявлений. Все очень мило и корректно. Простые американцы хорошо относятся к русским людям.

Как в целом они воспринимают блины, борщ и гречку? Для них же это экзотическая кухня, как китайская или японская.

В Америке нет экзотической кухни. Там любая кухня — просто кухня, американская. Они совершенно спокойно заходят, совершенно не смущаясь, заказывают борщ. Это немного удивляет. Мы думали, что придется «воспитывать» клиентов, но оказалось, что им ничего разжевывать не нужно.

Приходит к нам афроамериканка и тут же заказывает борщ. Как, почему? Но вообще — американцы очень смелые. Это не как у нас: «Ой, а что такое сашими? А сибас? Это рыба вообще?» Они ничему не удивляются: «Сибас? Давайте. Борщ? Отлично».

У них очень разбалансированная страна, кругом свобода. Они знают, что их не отравят в ресторане. Не понравился сибас — впредь брать не будут.

Вы учились в Европе и Японии. В чем особенности этих рынков и отличия от российского? Чему вы там научились?

Тому, что там тоже и плохие, и хорошие предприятия, и что они тоже совершают ошибки. Это важно для личного успокоения: если в России происходит какой-то провал, компанию начинают материть. Эту моду ввели Артемий Лебедев и Илья Варламов — не дали тебе карточку: напиши в техподдержку, зачем оскорблять? Мне за это обидно.

На западе тоже совершают ошибки. Не нужно думать, что у нас тут все какие-то горбатые, а там — правильные и исполнительные.

Если говорить про теоретическую подготовку, то больше всего я узнал не из европейского, а из японского опыта. Система японского качества построена на идеях американца Уильяма Деминга. Есть такой сайт очень ценный — deming.ru.

Там очень слабый дизайн, но по интеллектуальной отдаче это, наверное, один из самых мощных сайтов в России. Деминг — это человек, который в 1946 году приехал после оккупации Японии и читал лекции для сотрудников ведущих корпораций.

Кайдзен?

Да-да — философия постепенных изменений. Она построена на идеях Деминга, и мы их очень любим.

Как именно вы их применяете?

Например, мы со многими поставщиками работаем 5-10 лет. Мы решаем совместные проблемы, изучаем возможности изменения технологии производства.

У Деминга этот пункт звучит так: «Откажитесь от закупок по минимальной цене и постройте систему долгосрочных отношений с подрядчиком». То же самое касается наших подрядчиков по строительству ресторанов: из 150 ресторанов 100 построил один подрядчик.

Это не очень большая фирма, но мы с ним долго и регулярно работаем. Он уже накопил такую экспертизу, которая позволяет нам экономить на транзакциях — на коммуникации, логистике. Он знает, чего мы хотим, мы знаем, чего от него ожидать.

Еще один пункт — «Откажитесь от массовых проверок». Но мой самый любимый — «Не ставьте произвольных количественных показателей цели». Это ошибка 99% предпринимателей.

То есть, не стоит брать показатели с потолка — они должны основываться на данных?

Даже не так. Это еще хуже, к сожалению. Вообще планов быть не должно. Вернее, план должен быть один — как вы улучшаете свою работу. Если он у вас есть, то дела будут улучшаться. Но насколько они улучшатся — ни один человек в мире сказать не сможет. Работа может улучшиться на 1%, на 3%, на 7%, на 12%.

Цель «Добиться роста сети на 10% за год» — абсурдна. А если за ее выполнение пообещать премию директору по продажам, то он будет впихивать вам те заведения, которые открывать не нужно — лишь бы ее достичь.

Добиться такой цели можно, но в ущерб компании. Вместо этого предлагается путь постоянного совершенствования модели. Когда у нас было плохо с обслуживанием, мы ввели систему «тайного покупателя» и дали людям премии за отличное обслуживание.

На сколько вырастут обороты — мы не знали. Мы придумали анкету, причем вопросы составили максимально объективно, чтобы не было таких показателей, вроде «мне показалось, что мне не улыбнулись». Там были строгие критерии оценки — «спросили ли у вас то-то» или «сказали ли вам то-то».

Когда мы ввели эту систему, мы даже не сказали рядовым сотрудникам, каких результатов мы ждем. Мы дали четкие инструкции — что нужно говорить и делать, чтобы повысить качество обслуживания. За хорошую работу люди получали премии. В результате мы увидели рост продаж на 30%.

Я не понимаю, почему ваши комментаторы на vc.ru так бесятся, когда речь заходит о «Теремке». Чтобы в стране был прогресс, нужно друг у друга учиться и друг другу помогать. Я не понимаю, зачем все друг друга гнобят. Они себя ущемленными что ли показывают? Вы их там воспитывайте, что ли.

{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 409, "likes": 169, "favorites": 100, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 28100, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 27 Oct 2017 16:31:00 +0300", "is_special": false }
0
409 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Я становлюсь фанатом этого человека. На блинах я вырос. Кому то они не нравятся. Но судьба Теремка не безразлична практически всем, отсюда и "неравнодушие" комментаторов.

97

Тоже болею за «Теремок». Лучшая сеть. Ни разу не было негативного опыта — чувствуются строгие стандарты.

54

Он на самом деле очень крутой.

7

Да, мы ненавнодушны к судьбе Теремка. На последние деньги неравнодушны,
потому что блин с маслом за 80 рублей, или блин с бананом и шоколадом за 200р, это все же московский ценник, привезенный в Питер, а не наоборот :)

Это как-то неприлично, как это фото блина Тропический :)

2

Зато за эти деньги вы кушаете нормальный блин. Наверное, он мог быть и дешевле, но он точно нормальный. Попробуйте запустить свою сеть блинных с ценами вдвое ниже и посмотрите, какое получится качество блинов ))

4

скажу за свой город миллионик, сеть блинных вкуснолюбов, сейчас в сочи открываются, так у них упаковка удобнее, сами блины вкуснее, и стоят у нас 70-200р и 200-300 в сочи.
Понимаю что в москве аренда очень большая, но заявления теремка и их мечты про смарт кэжуал питание убиваются об их цены, если за цену их борща, гречки и блина я могу поесть в любом ресторане бизнес ланч, который в разы вкуснее, и разнообразнее.

0

Блины можно слепить и дешевле, но конкретно в случае с Теремком мне нравится позиция руководителя — никакой экономии на ингредиентах. Для примера, в одном вью я прочитал, что ребята никогда не используют маргарин, а только сливочное масло (если сравнить в магазине цены на эти наименования, станет понятно, почему у кого-то блины сильно дешевле и вовсе не из-за аренды). Теремок неизменно держит качество, но не всегда при этом можно удержать цену. Понимаю, что большинству наплевать что там из чего, но есть вкусный химарь, напичканный трансжирами по приятной цене в перспективе куда хуже...

7

Клевое интервью. Таких не хватает, где реально деляться информацией, а не воду гонят об успешном успехе.

57

Согласен ! Одни пресс релизы и агитки

10

Тут сказано даже слишком много - жгучая смесь недоверия к собственным сотрудникам, ужасной обиды на зажравшихся youtube блоггеров (очень, очень подробно излагаемой), зависти к сотням миллионов рублей fastfood бюджетов на ТВ, тут же про выручку собственную в 8 млрд. рублей мимоходом, тут же про то какие арендодатели плохие и жадные.
 
Кругом враги. Только застройщик "с экспертизой" хороший. И Деминг, который на самом деле кайдзен (но на английском в первоисточнике было проще читать, я полагаю, чем в двойном переводе англ - японский -русский).

Жаль, что делать. Нужно их совместное интервью с господином Т., чтобы посмотреть на настоящую ярмарку тщеславия ...

–32

а вы устроили ярмарку тупизма

18

Ок, пусть так. Но я хотя бы не ищу проблемы вокруг - я ищу способы их решения (когда они есть).

–1

Вы уже замучили всех своими недалекими комментариями - лезете в каждую ветку.

12

Всех-это кого?

3

Ну, я - конечно, не "всех", но меня достали недалекие и негативные реплики Serge Arsentiev буквально к каждому комментарию.
Отрицательные оценки его реплик подтверждают мысль, что "человек достал".

5

Отрицательные отзывы, конечно не всегда показатель дурных мыслей
Михаил здесь тоже лучшими комментариями не блещет.

0

Алексей, негативные оценки без, собственно, ответа на коммент в-основном показывают что смысл коммента не нравится, но предметно ответить особо нечем.
Мое отношение к Теремку - личное - т.к. мне нравится (последние 15 лет), вкус того что там делается. Но, выходит, все остальное побоку - сотрудники, покупатели, идеальный блин за 100 000 рублей, 1 раз в неделю продаваемый в Москве - не за горами.

0

Согласен с вами.

1

Почему же про комментаторов на VC сказали, что они бесятся из-за Теремка? По мне так наоборот, все за него топят и переживают. Это как за сборную, только за блины.

Причем недавно Теремок вроде даже на главную Яндекса сумел попасть и, прошу заметить, для этого не потребовалось ни американских 3d-принтеров, ни отдавать бюджеты креативным агентствам. Достаточно лишь немного накинуть и всё, дальше комментаторы сами быстро и эффективно обеспечат охват в соц-сетях. Причем бесплатно. Чем не канал продвижения?)

24

В этот раз много разумных комментариев и я всегда готов обсуждать

13

Блины то все равно не берут, сударь!

1

Я пробовал. Я же писал (во первом _из трех топиков про Теремок_ за последние 7 дней) .... я приехал, увидел новое странное оформление, очередь из 3-х человек на 5 ... 10 ... 12 минут, закончившуюся заменой заказа первого в очереди, и уехал, не дождавшись.

–1

Поездайье в ньюйорк и постойте полчасика в Чипотле или Шейк шак

5

Зачем?
На Типанова никогда не было очередей больше 2-3 мин, а с новым дизайном и очевидно новыми должностными инструкциями (и новым персоналом) - они появились.

–1

Так Вам описали альтернативу - бизнес-ланч в ресторане, коих сейчас на каждом углу. Зачем ехать в Нью-Йорк и ходить в Теремок?
Тем не менее - успехов и поворота рынка к потребителю.

0

"Если бы мы фасовали ее в бидон или банку, и повар мог черпать ее ложкой, то каждая порция обходилась бы нам в 5 рублей. А в разовой упаковке — 12 рублей. И это та плата, которую мы считаем адекватной, чтобы застраховаться от таких случаев."

Это как заплатить за аудит 3 млн., чтобы выявить недостачу в 10 тысяч. Как выше сказали - вы сами делаете свою продукцию дороже.
Года три назад часто питался в Теремке в Филионе, потом резко начали расти цены и я обнаружил, что дешевле и вкуснее брать еду с собой на работу :)

Странно, что никто не обратил внимание на цифры из интервью. 25 млн. блинов продано, 30 млн.клиентов - отмечаем, что далеко не каждый берет блины (а учитывая, что кто-то заказывает несколько блинов - ситуация выглядит совсем странно. Неужели берут гречку с сосисками?). Но самое странное то, что 30 млн клиентов и оборот в 8 млрд дают нам средний чек в 266 рублей. Либо Михаил где-то лукавит, либо в Теремок ходят одиночки, которые заказывают только экономный набор.

23

Герман, отличный коммент! Если в каждом блине 2 начинке, то на упаковку 14 рублей. На 25 млн блинов на упаковку уходит 350 млн руб??? Бюджет рекламы на ТВ...

9

Мне даже показалось, что "воровали" бы на меньшую (гораздо) сумму.
А что касается недовеса покупателям - так он и так произошел, только на глобальном уровне (обычные порции начинок объективно уменьшились, тогда когда появились "двойные ночинки).
Тем более, я повторюсь, каждый блин взвешивают прямо перед тем как отдать покупателю или упаковать - сверяй вес на здоровье.

2

Дело же не в том, сколько воруют, а в том, чтобы каждый получал то, за что платит. Или Вы согласны на блин, в котором будет вдвое меньше начинки?

0

Вы серьезно не понимаете, что можно вместо индивидуальной упаковки закупать в два раза больше начинки и все равно это будет стоить дешевле?
Плюс продукт взвешивают в итоге.

7

Нет видимо, мысль утыкается в невидимую преграду ..
Ряд комментаторов вот очень упорно старается не замечать логики, работая строго в очерченных рамках картины мира из интервью :)
В-целом такое ощущение что первые два поста размещены чтобы собрать весь негатив, а третий - чтобы всем уже было лень, и остались только "Ура Теремок" комменты :)

–1

Вы за десятерых работаете нагоняя негатив. Не очень ясно, чем вызвано такое хейтерство. Складывается ощущение, что вы - фанат МакДональдса. Только еда - это не спорт.

0

Василий, ровно две (2) темы в интервью вызвали вопросы, и, могу сказать, возмущение тоже. Если Вы прочитали мои комменты - то знаете, какие. Но, вместо обсуждения этих двух тем (в чем я не прав, удивившись им), произносится что угодно, только бы не отвечать по существу.
 
Там выше тов. Герман уже все сказал - кратко и внятно - но нет, давайте решим что вся проблема в "хейтерстве" и "фанатах Мака".

0

Ну то есть все сводится к тому, что дорого? И к среднему чеку в 260 рублей? Ну блин, я не понимаю, хоть убейте, почему в пример приводится Макдональдс. Да, в Теремке дороже определенные позиции, например напитки. Но в целом, вот я сегодня взял фермерский блин дня, 136 рублей, плюс квас 0.3, рублей 70 вроде. Все вместе вышло 205 рублей. В Макдональдсе за эти деньги я бы взял гранд чизбургер и маленькую колу. Но блин, лично на мой взгляд, гораздо вкуснее. Да и по калориям, как минимум не меньше. Плюс всегда есть комплексный обед сытный за 300р, с фермерским блином, супом и напитком. Где вы такие цены берёте, типа поесть на одного - 600 рублей?

0

Повторюсь, у меня средний чек в теремке 200-220 рублей. В Макдональдсе примерно столько же. Возможно даже выше, тк исчезли нормальные чизбургеры, и теперь я там заказываю либо бигтести, либо маффин на завтрак, ну и иногда ещё двойной беру.

0

"Не читал, но осуждаю" - не не читали, так не читали, вопросов нет.

0

Герман, у меня момент истины был, когда я в Окее закупился на 1400 рублей (еще в 2014 году, то есть это был увесистый пакет) ... зашел в Теремок взять три блина, как-то внезапно заплатил 560 рублей .. и обнаружил что заправляться мне уже не на что :)
 
Я как-то по старой памяти думал что уложусь рублей в 350-400 хотя бы :)

5

Герман, у меня момент истины был, когда я в Окее закупился на 1400 рублей (еще в 2014 году, то есть это был увесистый пакет)

В 2014 году это мог быть увесистый пакет если вы закупились картошкой бананами и прочей морковкой.

3

Олег, Вам вес в граммах и содержимое по позициям?
Или у Вас увесистые пакеты начинаются от 10 кг?
Ну не смешно.

0

Я просто с 2007 года в окее тарюсь и периодически мониторю расхрды на продукты (пару раз в год).

0

Олег, мой формат - 1-2 пакета ежедневно, последние годы пешком стараюсь.
Да, я вижу людей, которые в выходные набивают тележку доверху (и потом багажник аналогично) - потом на неделе покупают только хлеб и молоко (расходники). Но у меня так не получается.
"Тарюсь" я в Окее с момента открытия в СПб, за это время были периоды когда он был для меня дороговат, дешев, нормален, снова дороговат - и это при приблизительно одинаковом наборе продуктов :)

0

Ну если ежедневный пакет то он и сейчас на 1400 увесистый будет

1

Если бы :(

0

А это смотря, что брать опять же.
Если я в магазине у дома закупаюсь то беру там простые вещи типа молоко сметана творог яйцы и прочие бананы редко когда да 1000р дотягивает пакет.
А если в соседний от него магаз с фермерской продукцией захожу то там 1000 оставишь и не заметишь

0

при том бизнес ланч даже в топовых ресторанах стоит 300-600р.

0

В пред. постах вспоминали такие же блюда (гречка, блины, вареники) - в столовках предприятий и полудомашних кафе в БЦ - с сытным обедом в пределах 100 рублей :)

0

Вот! При этом когда им приводят в пример они говорят что у них упор на то что их заведения это модно и полезно, еще и стильно смарткэжуал.
В итоге появляются такие интервью где владелец пишет как у него все плохо.

0

Владелец изо всех сил делает вид, что новая раскраска заведений "в хипстерском стиле" автоматически обосновывает серьезные уже такие цены "ах, ну если так все раскрашено, тогда 200р за блин это ок" .. и больше ничего менять не нужно :(
"Не учите меня жить" ... ну ладно, ладно.

0

То, что вы в очереди постояли 15 минут в теремке, вас смутило, а в столовке по пол часа с подносом стоять, это как бы норм? Вообще не блины в теремке - не фонтан, и в столовке действительно дешевле и не менее вкусно, но часто ем даже суп в теремке, тк лень стоять в очереди с подносом

–1

Я никогда и не ел в столовках, как-то не получалось на такие работы устраиваться где столовки. Долго-долго понтовался и кушал в кафешках разнообразных, пока не понял, что продолжать так крайне нежелательно - сколько не оставляй чаевых и не договаривайся на "спец. заказ" - что-то диетическое не из меню, все равно лучше есть дома :(
 
Из общепита много сейчас себе не позволяют, но и продукты для дома - тоже конечно самые разные по качеству, с тем же набором консервантов и прочего :(

0

Я очень не люблю подогретую еду. Даже дома никогда не готовлю впрок. Разве что суп. Так что питаюсь в общепитах. По комментариям можно подумать, будто я завсегдатай теремка, но на самом деле нет. Сейчас столько мест чтобы покушать) предпочитаю каждый день в разные места ходить. Очень Bros Buritos на гороховой нравится. В Джек и Чане отличные супы азиатские. Ну а когда финансы поджимают, тогда экономлю в столовках.

0

Василий, есть люди с железным желудком, и здорово и прекрасно так жить.
К сожалению, у меня так не получилось долго.
У коллег после 35-40 лет в-целом через хочу-не хочу начался отход к этому самому мещанскому (я очень не люблю, правда) - контейнерному "из дома" обеду в офисе.
А есть _редкие_ знакомые, которые едят что хотят где хотят и имеют цветущий вид в 30, 40, 50 ...

0

В теремке тоже есть бизнес ланчи. И они не стоят 600 рублей

–1

Интервью года - крайне интересно. Хорошо бы "эксперты" из статьи по соседству с ним ознакомились.
И да, не зря я в комментариях к той статье вспоминал Макдональдс и фильм "Основатель" - про коктейли и химию там тоже есть.

27

Здесь-то акцент изрядно сместился в пустоту.
Интересно, что тов. Оливер найдет в блинах Теремка, если поищет?
А что найдет тов. Летучая?

–2

А что вообще такого можно найти в блинах?Простейшие рецепты из обычных магазинных продуктов.
А с Летучей уж как договоришься

0

Теремок ведь работает с подготовленными полуфабрикатами - вот там можно много чего проверять. Например, состояние готовой смеси для блинов на протяжении дня, и т.д.
Мы ведь ничего не знаем о качестве Теремка - как у них работает система качества, по каким правилам - странно что в сетевом заведении с "конским" (с) (из пред. веток) ценником об этом не снимают пусть и рекламных, но и информативных роликов - хотя бы для своего канала на youtube.

0

Да-да, проверить. Устроить скандал, как Летучая. Им же не объективность нужна - кому она вообще нужна?! Народ любит скандалы. В сети уже есть истории рестораторов, как съемочная бригада подкидывает на кухне то, что потом с такой помпой снимает.
А еще вот есть такие как Serge Arsentiev, которым лишь бы проверить, да уличить, да расстрелять. К каждому посту в этой ветке свой негатив написал человек, кучу времени потратил. Лучше бы о своих успехах рассказал: чего добился, какой бизнес запустил, сколько человек накормил, одел и т.д.

0

Возможно, я скептик с рождения, диванный критик. И не мне судить человека-владельца сети с многомиллиардным оборотом. Но вот почему после прочтения интервью с владельцем “Теремка” меня не покидает ощущение, что концепция “Клиент всегда прав” уже давно умерла. В начале года была такая же ситуация, и сейчас. “Люди, которые подозревают нас в жадности, тем самым показывают свою глупость.” Серьезно!?


Люди готовы переплачивать, они готовы платить больше, если это действительно того стоит. В России люди стали понимать ценность подписки на сервисы Bookmate, Amediateka, Apple Music и т.п. Люди готовы стоять за бургерами Тимати, не важен вкус и цена. Ну здесь больше акцент на бренд. В питерском “Буше” бутерброд с красной рыбой на уровне блина от “Теремка”. Но в “Буше” он вкуснее. Как солят рыбу в “Теремке”, что она кажется пресной, непонятно. Если люди говорят, что дорого, может стоит прислушиваться, а не посылать их в другие фуд-корты и оскорблять тупыми. Но я не хочу спорить о вкусе. Это дело каждого. Просто, пожалуйста, перестаньте оскорблять недовольных клиентов.

В целом было бы интересно посмотреть на противостояние “Теремка” против “Вкуснолюбов”. Ну это наверно из серии фантастики.


Почему “Теремок” считается уровнем выше KFC, Burger King и Mcdonalds, но в тексте сплошные сравнения именно с этими сетями. Если вы пропагандируете себя сегментом люкс еды, но так и сравнивайте себя с подобными сетями.

В тексте сплошные жалобы. Аренда дорогая, реклама дорогая, упаковка дорогая. Все дорого. Вот прям мотивирует подобное открывать что-то свое. По-моему в целом никто так не жалуется на несчастную судьбу, как “Теремок”. Но наверно это такой маркетинговый ход. Пожаловался, что сеть на грани закрытия, и сразу столько внимания.



И зачем жаловаться, какая нынче реклама дорогая. У вас же элементарно SMM на гране провала. У вас на группу в вконтакте без слез не взглянешь. 12 тысяч подписчиков. 1 пост раз в день. Или нанять хорошего SMMщика это тоже многомиллионное вложение!? Вы о 3d-принтере в вконтакте рассказали один раз. И все. А это же действительно крутая тема, можно под каждое событие делать блин с фото персонажа. Сделал блин с Собчак, поймал хайп. Примитивно, но это не требует миллионных затрат. И народу станет интересно.


“Со мной спорить не надо — это наука.” Это самая бесценная фраза за все интервью. Хочется, еще музыку из “Бригады” или “Бумера” наложить.

21

Они протестировали некую новую технологию раскрутки с vc.ru.
Ну кто бы еще вытащил (сам, из собственного интереса), посты тов. Гончарова из twitter?
Получилось не очень, люди просто подробно рассказали почему не нравится Теремок в текущем состоянии. Сделали второй пост. В нем тоже самое - другие люди рассказали.
Сделали, наконец третий пост, сюда магическим образом набежало несколько внезапно востороженных комментаторов (которых не было в первых двух постах), но опять нашлись те, кто не закрывает глаза на непонятное в бизнесе Теремка.
Ждем 4-й пост? :)

8

Очень приятно читать интервью со столь адекватным человеком.

Трезвый взгляд на интернет-продвижение, раздутость цен в нашей сфере. Особенно интересно было про порционные пакетики с начинкой: на мой взгляд снижение влияния человеческого фактора — это крайне важно для устойчивости бизнеса.

Удивляют комментаторы, которые ссылаются на "неблагородность" владельца в связи с недоверием к своим сотрудникам. У вас, ребята, либо нет и не было своего бизнеса, либо вы не учитесь на ошибках.

20

Я очень доверяю людям, но это не мешает соблюдать разумные меры предосторожности и защищать наших покупателей

11

Михаил, совсем не в теме общепита, но помимо индивидуальных пакетиков не существует локальных дозаторов (к которым кстати было бы круто прикрутить учёт и оцифровать)? Ну и для дозаторов соответственно делать укрупнённые заготовки в цеху, исходя из ежедневных показателей конкретной точки.

0

Михаил. В McDonalds много воруют ингредиентов, прям вот воруют-воруют?
В McDonalds можно (реально) стать директором "ресторана", а потом в менеджмент (региональный) уйти? После McDonalds берут работать с охотой - потому что человек уже умеет работать по-западному?
А что можно сотрудникам в Теремке, где ДОРОЖЕ стоит покушать?
Украсть назло барину 2 порции курятинки?

–6

Вот тебя бомбит Серж))) не сгоришь так от напруги?
Горелым станешь, не дай Бог)))

2

Конечно, чё там базарить с этими холопами.. .

–2

Невероятно, и почему блины по 300р плохо покупают в точках дешевого фастфуда? Странно, странно.

15

Почему плохо то ? Вы читали что покупают 25.000.000 в год ? Это плохо ?

3

Это вроде как средне. Я где-то может ошибся, но ...
Я пробовал делить 8 млрд / 291 заведение / 365 дней в году
и получаются средние цифры - повторяю, может где-то ошибка?

0

Так может быть проблема в том, что среднее находишь?))

2

В день оборот 1 заведения выходит 75 000 рублей.
Это ведь нереально мало.

Заходят поесть и поодиночке и чаще - парами - средний чек ну пусть 350 рублей = что 200 человек за день один ресторан обслуживает?
Или 1 ресторан обслуживает 400, а другой стоит пустой?

0

Средний чек 320₽ на человека(грубо).

0

Ну пусть, так что - 200 человек в день ресторан обслуживает?
Этого просто не может быть, это 20 заказов в час всего.
Понятно что первые 100 заказов приходят в течение дня, а вечером приходят вторые 100 заказов за пару часов .. но это же очень мало? (В заказе от 1-2 до 3 и более человек).
 
McDonalds non-stop на Типанова отпускает с двух-трех касс с 09.00 утра до 23.00, полагаю что там тысячи заказов в день.

0

Есть Ozon с N количеством заказов в день, а есть Amazon, у которого на несколько порядков заказов в день больше. И что?

0

Mike, получается (при заявленных данных), Теремок (известный мне) в месяц аж 10 дней работает на аренду, 5 дней на зарплату, еще неделю на пластик и ингредиенты, пару дней на доставку, а где прибыль, в принципе, которая чистая?
Что-то не так.

0

Вот что бывает, когда пытаешься посчитать, не владея данными хотя бы с какой-нибудь сегментацией.

2

У Вас очень удобная позиция, на всё отвечать неконкретно :)
А что, у Вас есть другие данные, прямо на руках?

–1

Нет, потому что это идиотизм считать прибыль заведения, не зная точных данных.
Если так нравится считать, посчитай прибыли топовых интернет-магазинов. Там понимание всего вообще пропадет.

1

Мне достаточно того, что Вы начинаете нервничать. Очень странно в интервью видеть некие цифры, и не пробовать их сопоставить, не правда ли? Зачем они тогда?

–1

Тут вопрос немного про другое.

Предположим, ты не считаешь время на приготовление себе еды. Ты заявляешь об этом и гордишься тем, что ты экономишь ₽₽₽.
Только проблема в том, что ты это время мог потратить на работу, на себя и вообще на что только угодно, что могло бы тебе порядок больше денег или удовольствия. Да, конечно, когда обожаешь готовить, то это немного другое. Но далеко не все любят готовить, тем более каждый день.
Так вот, суть в том, что то, что ты не считаешь стоимость чего-то, не значит, что оно бесплатное.

0

А Вы пиарщик Теремка?

1

Нет.

0

По комментам выглядит обратно. Окей, спасибо за ответ!

2

Тут не первый заход армии блинников-лоялистов :)
Отличается легко - когда человек говорит
"Мне нравятся блины в Теремке, но удивляет что " - это одно
а когда "Я все зарплаты проедаю в Теремке, беру кредиты и их проедаю в Теремке тоже" - это уже другое :)

0

Честно говоря настолько нелепо выглядят, что даже стремно... Я причем раньше Теремок уважал и ел регулярно, но перестал, потому что цена - качество просто стали трешовыми... А как общается Михаил, у меня вызывает честно говоря непонимание...

1

В Маке не воруют, так как нет ни времени свободного, ни карманов. По-моему, тратиться на упаковку ради борьбы с воровством - значит забить на экономию в принципе. Вы сами делаете продукт дорогим, а не арендодатели и поставщики.

Никогда не ел в Теремке, даже не знал что там можно простой гречки с котлетой поесть. Надо будет попробовать. Для меня Теремок - это всего две ассоциации - блины и "лубок". И я не один такой. У жены спросил: что в Теремке продают? Она: блины, по-моему.

10

В маке может и не воруют, но в кфс – воруют по страшной силе. Девушка моего однокурсника умудрялась кормить всю нашу общагу.

3

Мне кажется, это супер PR, т.к. на определенную еду подсаживаешься :)
Потом вся эта общага сама начала в KFC ходить :)

2

значит забить на экономию в принципе

Вы сами делаете продукт дорогим, а не арендодатели и поставщики.

Угу, товарищ еще и гордится этим :(
Как тот старый анекдот про ручку за 1 млн долларов чтобы писать в космосе (что так-то неправда оказалоась, но сам анекдот хорошо иллюстрирует).

3

В Маке не воруют _деньги_, потому что я не знаю как можно в Маке своровать что-либо съестное - ведь по внутренней инструкции каждое блюдо (бургер, картошка и т.д.), имеет фикс. в минутах срок "годности" - после чего становится "джанк" - т.е. по их же правилам надо просто брать с выкладки и выкидывать ... Они иногда нарушают (слегка), но так-то у них часами тоже ничего не лежит - это именно что пищевая технология, мини-завод.

0

У них в принципе так работа организована, что спрятать сворованный бургер некуда и некогда. Но и в Маке есть способ схитрить, хоть и с риском. Знакомому пробиваешь один бургер, а кладешь 4. Но это палево, делают так редко и убыток от этого минимален.

2

Вот именно - минимален, потому что 100 бургеров не положишь вместо 1.
А ошибки с комплектацией случают - из-за этого стараюсь не пользоваться drive in Мак Дональдсами - там сразу вручают пакет с заказом, не видишь что и как туда положили, а потом и разбираться уже поздно.
В Теремке на блины с собой пару раз были нестыковки (вместо 5-ти разных, только 4), но ехать возвращаться было лень .. Сейчас скажу - 1 раз наутро ездил с чеком, предварительно позвонив им, и сообщив что так и так ... доложили 1 пропущенный блин без вопросов.
Возможно, в том числе и потому, что в лицо уже меня узнавали :)

0

Если я захочу поесть блины, я зайду в ту же шоколадницу или кофе хаус, и спокойно съем их с нормальных тарелок и нормальными приборами. Мне их еще и принесут и уберут за мной.

Странно что вы сравниваете себе с мировыми сетями фаст-фуда и совершенно другими блюдами. Давайте возьмем именно блины которые есть на рынке и есть везде.

Кофе хаус - 2 блина со сгущенкой, вареньем или медом 190 рублей.
Шоколадница - 3 блинчика домашних с вареньем, медом или сметаной на выбор 200 рублей.
Теремок - блин со сгущенкой 176 гр. - 146 рублей. Самообслуживание и бумажная посуда в подарок).

И пусть их выпекают на фабриках, они такие же съедобные как и у вас, если говорить о таком простом блюде как блин. Формат банальной подачи блинов в кофе-хаусе и шоколаднице, намного приятнее чем у вас. Удобный диван вместо стула на фудкорте или барной стойки в проходе. Нормальные приборы и тарелки, и обслуживание официантами а не самообслуживание и ожидание как у вас.
Логично что к блюду я возьму напиток, опустив бутылочные напитки я скорее тоже выберу плохой кофе из кофе-хауса или шоколадницы, потому что ваш кофе, это откровенные помои.

И я напомню, это если я захочу поесть блины!
А если я захочу фаст-фуда, то судя по рекламе, я найду чем перекусить на 146 рублей в КФС, Маке, БК. и порция явно будет больше вашего блина 176 гр. А пока в нашей стране перекус не воспринимается из разряда "гурме", а все еще имеет четкую зависимость Цена/Порция.

Про ваши понятия в рекламе и продвижении, есть только одна рекомендация - вам нужно срочно отойти от дел и дать дорогу молодым головам и главное не мешать им.

А еще вас жизнь ничему не учит, и ваши высказывания в адрес блоггеров с ютуба, если хоть один не так поймет, то вам мало не покажется.
Уже вижу как пойдет хайп, и блоггеры массово начнут соревнования на выпечку блинов.

"Закупи продуктов на 146 рублей и напеки блинов! Докажи Теремку (Гончарову) что он не прав."- а-ля модная тема ютуба - "Обед (десерт, недельный перекус, к чаю и т.д.) в России на 2 доллара".

11

Ну блины в кофейне и блины в Теремке - это разные вещи. Если вы не чувствуете разницы между разогретым в микроволновке позавчерашним блином, и приготовленным на ваших глазах, то вам Теремок не нужен. К тому же в Теремок в основном ходят за сытными блинами с несладкими начинками, их в кофейнях нет.

9

Позавчерашних там нет, давайте спросим Кофе-хаус и Шоколадницу, прежде чем такое заявлять, правда?
А утренние блины вечером - после холодильника - пожалуй даже вкуснее (иногда). Даже без подогрева, кстати.

0

С логикой у вас прямо беда.

6

Кофе хаус - 2 блина (с начинкой) ... 190 рублей.

Шоколадница - 3 блинчика (с начинкой) ... 200 рублей.

Угу, и еще мелкие кафе в которых тоже делают блины и блинчики - тоже на норм. посуде и тоже в других интерьерах.

блоггеры массово начнут соревнования на выпечку блинов.

Кстати, запросто - сейчас много про еду и готовку снимается всего, причем на постоянной основе.

1

Ну и добавлю, я естественно переживаю за вас, и выступаю категорически против КФС, Бургер Кинга и МакКлоуна - гореть им в аду)

0

Вообще-то в теремке нормальные столовые приборы. И порция блина там больше, чем в других местах.

0

Пожалуйста, указывайте город и адрес.
А то вот в Питере кроме 2-х точек - пластиковые, например.
И "туалетов" именно теремковских - нет и не было во многих Теремка.
У них же 4 типа возможных представительств.

0

А что вы собрались брать на 149 рублей в Макдональдсе? Роял чизбургер или бигмак? В каком месте они больше, чем блин за 179р?

0

Почему Михаил всегда избегает в своих сравнениях прямого конкурента в виде "Чайной ложки"? Это типа как слово-фамилия "Навальный" на ТВ, которое нельзя произносить? Каждую статью жду хотя бы упоминание ложки "вкольз", но нет. Было бы очень интересно узнать от Михаила его мнение и какую-то сравнительную аналитику между двумя сетевиками фастфуда (ой, извините, один из них фаст-кажуал).

6

Чайная ложка сократилась с 90 точек до уже наверное 20-30. Возможно уже меньше. Это говорит о многом. Они выбрали неверную модель. И одна из их ошибок - продажа блинов дешево и продажа блинов из стопки. Все это и привело к убыткам

7

Да, в том то и дело, что вижу сокращение чайной ложки и именно поэтому хотелось узнать подробнее о причинах и каких-то аналитических данных в сравнении с вашей моделью

4

Про Чайную Ложку еще лет .. да, 10 назад, ходили смутные слухи про тесто для блинов ая-яй-яй (подробностей не помню) - с резюме, не покупать ни в коем случае.
Видимо, по сарафанному радио это разошлось достаточно широко - и регулярно видел пустые Чайные Ложки, где с бесплатным WiFi сидели парочки, взяв для приличия ... ну кофе и пироженку (они тоже, как и Теремок сейчас, открывали кондитерское направление).

0

Я на самом деле в ложке денег оставил в несколько раз больше чем в теремке в своё время, жаль конечно, что они скатились. Нравилось всё - блинчики и цены адекватные, приятный яркий интерьер, да и обслуживание было с официантами. А, ну ещё чай у них травяной и фруктовый очень хороший был.

3

Я не спорю, они классно начинали.
В центре ведь как было - пафосные рестораны для туристов или совсем страшные лотки с мороженым и хотдогами у метро - и вдруг бах - Чайная Ложка с _заварным чаем_ и кучей блинов.
На Восстания я помню постоянно заходил, когда надо и не надо было :)

1

На Восстания это та ложка, что была на староневском, возле дектярной/советской (напротив Балтинвестбанка)?

1

На перекрестке ул. Восстания и Жуковского. В нее удобно было уйти, заказав что-то печататься на Восстания 6 (позднее, Восстания 1).
А еще я помню Carrols на Марата в 1996 где-то году :)

2

Кэрролс крутейший был. Мы просто тащились – мне лет 12 было. :)

1

Комментарий удален

Комментарий удален

Особенность российских предпринимателей.
Мысленно они конкурируют только с мировыми брендами.

1

Сергей, я никогда ни с кем не конкурирую. Меня интересует только работа и развитие Теремка. Если вы внимательно читали интервью я против количественных планов и целей

10

Читал внимательно. Радости не прибавило. Извините, я был постоянным клиентом Вашей сети, но сейчас им быть перестал.

–2

Как же приятно бизнесу избавляться от таких клиентов, как вы! Потратят 200 будет, а вони, как будто половину прибыли делали.

0

А какая связь между Чайной ложкой и Теремком? В чём они конкурируют? В том, что блины там и там? Так в ЧЛ невозможно есть – невкусно и мало. А в Теремке – вкусно, и порции нормальные. И быстрее. И нет этого приложения дебильного, и всего дебильного остального. И туалеты нормальные. Надо сравнивать то, что соизмеримо.

Я не знаю, первый ли Теремок был на ул.Марата в Питере, но один из первых – точно. И я ходил в него каждый день, брал блин "Емейл с сыром", а потом ругал себя, но брал ещё. На днях заказал такой же в ТРК на Энгельса (забыл, как называется) – уже он как-то по-другому называется, но вкус был тот же.

Хоть тресните все, но Питер – это Теремок, Буквоед и Петрович. И за ними люди, которые сделали великие городские бренды. И никто не сможет их надрать. И интервью – отличное.

4

Чайная ложка просто не умеет выёбываться как Теремок

1

Чайная ложка просто не умеет готовить как Теремок, тру стори.

0

Так в ЧЛ невозможно есть – невкусно и мало

А скоро будет и негде :)

Питер – это Теремок, Буквоед и Петрович

Предлагаю разместить в "Это Питер, Детка" - и послушать ответы :)
Если не занудничать - то Питер это еще Север-Метрополь, Максидом, и даже Дарья с пивом Тинькофф :) Ну и еще у нас есть один всенародно обожаемый чисто питерский бренд :)

0

Вообще-то Теремок - это Москва сначала, а потом уже Питер.

0

Тогда понятнее стало. Я-то думал - наоборот.

0

Чайная Ложка вообще топчик, желаю им поглотить все точки Теремка. Круче их куриного крем-супа и блинов с курицей в сливочном соусе вообще нет!

3

Суп, кстати, правда ничего. И был когда-то вкусный чай. А блины – не чета теремковским. Особенно тесто.

2

в Теремке супы какие-то маленькие и "пустые", если только в них не накидать сметаны или хрустиков, в отличие от тех-кого-нельзя-называть

1

Ага, настолько топчик, что сейчас все оставшиеся 20 Чайных ложек в Питере в Две пиццы переделываются.

0

В чайной ложке есть невозможно, надеюсь, вам не повезет отравиться их салатом.

0

Комментарий удален

В Москве одни дважды пытались работать. Год назад закрыли 5 точек. Сейчас сеть распродается

4

По многим, в отличии от тех, исходя из которых Михаил в статье "Крошку-картошку" упоминает. Например, пластиковая/бумажная низкокачественная посуда и блины.

1

Один раз в жизни был в Крошке-картошке. Более отвратительного процесса готовки никогда в жизни не видел. В самой грязной шаурме во Всеволожске и то эстетики больше. А в Теремке ни один человек еды не касается, заметили? Это очень круто – любо-дорого посмотреть. Это настоящее уважение к еде и гостю – делать всё на виду и делать всё так. А как ребята рисуют тестом разные фигурки детям – сказка. Простейшая манипуляция, а столько говорит о компании и её владельце.

1

На счёт картошки тоже самое, был всего один раз несколько лет назад ещё студентом и даже тогда был удивлён. Но меня отвернул именно вкус их кухни (а точнее её отсутствие), я так и не понял как это вообще можно есть - сухой картофан в фольге с малой и непонятной начинкой. По какой накурке это можно было придумать?

3