Косметическая империя, созданная парикмахером из Рязани: история компании Max Factor Статьи редакции
В конце 19 века Максимилиан Факторович открыл в небольшом городке парикмахерскую и попал на службу при дворе Николая II. Из-за еврейских погромов он бежал в США, где создал фирму Max Factor — она поставляла грим и парики всему Голливуду и вместе с ним переживала свой золотой век и упадок.
Как появилась компания Max Factor: от скромного магазинчика в Рязани до собственного производства в США
Максимилиан Факторович родился в сентябре 1872 года в небольшом городе Здуньска-Воля Российской империи (сейчас — территория Польши) в еврейской семье рабочего текстильной фабрики. Всего у четы Факторовичей было десять детей.
Мальчик получил лишь формальное образование и работал с самого детства: в семь лет продавал сладости в театре, в восемь помогал аптекарю, а в девять стал учеником известного мастера по изготовлению париков и косметолога.
В 1890 году он ушёл на службу в армию. Прослужив четыре года, Максимилиан переехал поближе к Москве — в Рязань, и открыл там парикмахерскую. В заведении продавали самодельные румяна, кремы, духи и парики.
Биограф предпринимателя Фред Бастен в книге «Макс Фактор: человек, изменивший лица мира» пишет, что благодаря театральной труппе, посетившей город в конце 19 века, о парикмахерской узнала императорская семья. Вскоре молодого специалиста по красоте пригласили в Москву.
Там он служил косметологом при дворе Николая II и работал гримёром и костюмером в одном из Императорских театров. Бастен отмечает, что аристократы щедро одаривали его и хорошо платили за качественную продукцию.
В начале 20 века в Российской империи усилились еврейские погромы. Опасаясь за судьбу семьи, Факторович решил вслед за братом и дядей эмигрировать в США. Однако по условиям работы при дворе он не мог покинуть страну без специального разрешения.
Чтобы получить его, Максимилиан пошёл на обман: придал болезненный вид лицу с помощью грима. Хитрость сработала — в 1904 году предпринимателя отпустили в Чехию для восстановления здоровья. Добравшись оттуда до Гамбурга, мужчина вместе с женой и детьми отправился на пароходе в Нью-Йорк.
Таможенный инспектор США записал Факторовича в документах как «Макса Фактора» — с тех пор бизнесмена называли именно так. По некоторым данным, с собой у него было $40 тысяч, другие источники сообщают только о $400.
В том же году семья переехала к родственникам в Сент-Луис, а в 1906-м Максимилиан открыл там салон. «Люди, в чьих домах не было водопровода, могли помыться в подвале Макса за 25 центов, а наверху побриться и постричься, даже сделать маникюр или процедуру для лица», — говорит Бастен.
Позже предприниматель перебрался в Лос-Анджелес, где в 1909 году основал компанию Max Factor & Company и открыл парикмахерский магазин Max Factor's Antiseptic Hair Store.
Кроме косметики и аксессуаров для макияжа фирма производила натуральные парики — именно они привлекли внимание представителей кинобизнеса: в то время на съёмках использовали накладки из соломы, шерсти и других непохожих на настоящие волосы материалов.
Факторовичу пришла идея сдавать парики в аренду. Первым такой возможностью воспользовался в 1913 году американский продюсер Сесил Демилль для съёмок картины «Муж индианки».
Также предприниматель решил усовершенствовать грим, качество которого было низким: в то время он выглядел как маска, а со временем высыхал на лице и трескался. В 1914 году Максимилиан представил тональный крем Greasepaint — жидкое средство на основе смешанных с пигментами растительных масел.
Вскоре его компания обошла по продаже грима главных конкурентов, фирмы Leichner и Minor. В 1916 году её и магазин перенесли в помещение побольше, а в 1928-м в США заработала первая косметическая фабрика Max Factor.
Конец золотого века Голливуда, а с ним и процветания компании
Бренд первым стал рекламировать свои товары с помощью голливудских актрис. В 1930-х студии — Paramount, 20th Century Fox, Radio Pictures, Metro Goldwyn Mayer, Columbia и Warner Brothers — заключали с ним контракт на продвижение продукции Факторовича с символическим вознаграждением в $1.
Он, в свою очередь, должен был рекламировать актрис и фильмы с ними. Так кинопроизводители экономили на маркетинге, а компания добивалась большей ассоциации своей косметики с Голливудом.
Тогда же широкое распространение получила чувствительная к свету панхроматическая плёнка — разработанный для неё Max Factor грим, по утверждению самой компании, использовали 96% киностудий по всему миру.
В 1935 году Максимилиан создал матирующую спрессованную пудру под названием Pan-Cake. Она подходила под технические требования цветного кинематографа и корректировала цвет лица актёров.
В первую неделю после запуска средства сотрудницы одной из студий купили его на $2000. Позднее Pan-Cake адаптировали для розничной продажи — она стала самым продаваемым косметическим продуктом и спровоцировал волну копий. Однако продажи пудры от Max Factor были выше, чем у всех аналогов вместе взятых.
В 1938 году компания получила крупнейший заказ в своей истории: продюсеры исторической мелодрамы «Мария-Антуанетта» заказали 903 белых парика для главных героев по средней цене в $385 за штуку, а также 7997 париков для второстепенных персонажей.
В 1938 году Максимилиан Факторович умер, и бизнес перешёл к его сыновьям. Тогда же стали открываться первые филиалы компании за пределами США — в Англии, Франции, Канаде, Мексике и на Филиппинах.
В годы войны поставок стало меньше, а налоги возросли вместе с ценами на сырьё и рабочую силу. В Max Factor стала экономить на упаковке: использовать картон, заменять металлические футляры помад на пластиковые.
В период с 1946 по 1950 год чистая прибыль фирмы сократилась с $2,6 млн до $858 тысяч, а продажи упали на более чем $2 млн. Усиливалось влияние конкурентов — брендов Revlon и Coty. Их популярность росла из-за продвижения на телевидении.
Доля Revlon на рынке губной помады США выросла с 15 до 28% в 1956 году, а Coty — с 3 до 8%. При этом Max Factor занимала чуть более 1%.
В 1950-х, когда золотой век Голливуда подошёл к концу, бренд перестал сотрудничать с большинством киностудий. Компания потеряла ключевой маркетинговый инструмент и отказалась от слогана «Косметика для звёзд», переключив внимание на обычных женщин.
Вхождение в состав холдинга Proctor & Gamble
В 1955 году чистая прибыль Max Factor приблизилась к показателю десятилетней давности и составила $2,4 млн. На Хайленд-авеню в Голливуде она открыла новое здание с лабораториями и административными офисами и год спустя запустила линейки уходовой косметики, парфюмов, средств для молодёжи и мужчин.
После небольшого снижения общие продажи компании выросли с $7 млн в 1958 году до $57 млн в 1959-м. В 60-е её руководство совершило две крупные сделки — купило парфюмерную компанию Parfums Corday, а затем фармацевтическую фирму Denver Manufacturing Company.
В 1960-1970 годы фирмой управляло третье поколение Факторов — Альфред и Честер Фэрстайны. Именно они в 1972 году продали её промышленнику Нортону Саймону за $480 млн, годовая выручка и прибыль составляли тогда $192,4 млн и $17,4 млн.
Позднее бренд неоднократно переходил от компании к компании, пока в 1991 году его не выкупил у производителя косметики Revlon холдинг Proctor & Gamble за более чем $1 млрд. Годовой объём продаж Max Factor составлял в то время $600 млн, при этом около 80% продукции она реализовывала за пределами США.
Из ряда новых средств бестселлером стала стойкая губная помада Lipfinity, выпущенная в 2000 году. В компании утверждают, что с 2006 по 2008-й её покупали по всему миру каждые девять секунд.
В 2010 году Procter & Gamble остановила продажу косметики Max Factor в США, но позднее вернула некоторые из наиболее популярных позиций: тушь, подводку для глаз и помаду.
В 2015-м его приобрёл в числе 40 других косметических брендов концерн Coty. «Мне кажется, что они потрясающие — они культовые, их любят во всём мире. Max Factor популярен в Восточной Европе и Китае», — так прокомментировал покупку возглавляющий корпорацию Камилло Пане.
В 2018 году для Max Factor открыли магазин на одной из крупнейших китайских торговых онлайн-площадок Tmall, также компания выпустила несколько ориентированных только на этот рынок продуктов, например, отбеливающую кожу пудру.
В августе 2021 года Coty отчиталась об успешном завершении финансового года — её выручка составила $4,63 млрд. При этом продажи сегмента бюджетных марок увеличились почти на 38%.
Эксперты холдинга считают, что бренды Rimmel и Max Factor могут сыграть ключевую роль в повышении его финансовых показателей в 2022 году.
1) какой раз удивляемся по*устическому настрою американских пограничников, которые просто так "выдавали новое имя" прибывавшим иммигрантам;
2) удивляемся тому, что (с Петра Первого особенно) в страну привлекались активно иностранные специалисты во всех сферах - лишь бы помогали развивать - и это помогало, потом же (с тех самых еврейских погромов и Революции) стали выдавливать - не только власти, но и массово обыватели - людей под "идеологическим предлогом" - коммунистическим, национальным и теперь "скрепово-традиционным", вместо них никого, по большому счету, не привлекали, да и до сих пор не едут образованные и с мозгами. А потом, когда люди, уехавшие из-за "не согласен или выделяешься - вали" добиваются успеха "за бугром", начинают те же власти и обыватели примазываться "да он же наш, его достижения - наши!" вплоть до "у него бабушка русская - наш!"... Я к тому, что нехрен гнать "не согласных с линией партии" или выделяющихся как-то из толпы - это страны и каждого хуже. А если уж и погнали, то нечего переобуваться - выгнали "врагом народа", так и считайте таким.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Обывателей-то за что?
Мой прадед Иштван, военно-пленный из Австро-Венгрии, с легкой руки красного комиссара стал русским парнем СтепанСтепанычем 🤷🏻♀️
Никогда бы не подумал, что такую компанию организовал человек из России. Круто!
Автомобиль-такси "Чоккер" в США,ботинки Тимберлейд,джинсы Леви(-айс)Страус,вертолет Сикорского и ещё много много других даже ныне забытых товаров и фирм - выходцы из РИ организовали, и придумали и внедрили.
тоже сейчас очень сильно удивилась, прочитав статью! Учитывая то, что рекламы Макс Фактор по телевизору (все же помнят это "Советуют профессионалы"?) всегда были с участием именно заграничных моделей.. А оно оказывается вот как!
Куда не копни везде наши. Как минимум бабушка.
Вовремя чувак уехал.
Правда странно. Куда ни копни везде наши, но не в великой, прекрасной и светлой Рососисии.
Вот же парадкос какой, а?
Таки да.
Для почитателей Николая II и прочих хрустабулочников, это он вдохновитель гонений на евреев, много тысяч людей погибло по его воле или вынуждены были покинуть свою родину.
Изучите для начала историю еврейских погромов! По сравнению с тем, что творила "цивилизованная" Европа, погромы в РИ просто детские шалости! И делала это она (Европа) больше тысячи лет! Любимое развлечение европейских монархов - брать деньги у евреев в долг на своих шлюх, а когда нужно отдавать - просто убивать кредиторов. А всякие римские папы и лютеры подводили под эти процедуры "божественное" обоснование! Именно из западной европы была основная масса беженцев в США!
Пруфлинк на исторические материалы - в студию.
Ты царём ошибся)))
Короче, успешный бизнес план надо начинать реализовывать с иммиграции.
Скорее с желания встать после того как упал. Ну или когда тебе поставили подножку.
С правильной национальности
Уму непостижимо, насколько была разная жизнь в 30-х там и у нас.
Ничего с тех пор не изменилось, разница по-прежнему колоссальная
Сейчас не сильно лучше. А так да - как ни посмотришь кино/мультфильм того времени, понимаешь, что остали безнадёжно. Из последнего вспомнил автомат с жвачкой, который у нас в городе появился в 2005~, а у них он с 1943 года как минимум, огромных торговых центров, когда у нас в миллионниках ещё не было подобного и тд, техника, мебель - всё что угодно.
В Рязани никаких погромов не было и ничего Максику не грозило. Вот и его цитата подтверждает, что не это причина отъезда. Это заезженный шаблон, что евреи обязательно уезжали из-за погромов. Даже Гершвину-старшему из Питера это приписывают недалекие биографы. Это как советским невозвращенцам 1920-30х обязательно что-то должно было "угрожать" по возвращению в СССР, чтобы они сделали выбор остаться. Той же Ольге Баклановой это приписывают.
Ссылка на погромы еще более нелепо выглядит, поскольку уехал Факторович в страну, где вскоре для ограничения еврейской иммиграции ввели на нее квоты. Cледом и квоты на поступление евреев в учебные заведения. А в 1919 году погрузили 350 евреев на пароход "Буфорд" аки "Красный ковчег" и отправили их в Советскую Россию как "рождественский подарок Ленину и Троцкому". На что последние ответили "философским" пароходом и обмен пароходами прекратился.
Голливуд естественный выбор для иммигранта тех времен. Карл Лемле, Гриша Ратов, - компания "своих" на любой вкус.
В Рязани были погромы, увы тоже. Только там противостояние между черносотенцами и евреями вылилось в противостояние между черносотенцами и семинаристами. В итоге погиб один семинарист и ранен один черносотенец.
Сами евреи были под защитой полиции, но их лавки были разграблены.
В те времена границы были намного более открыты, чем сейчас. И экспаты ездили активно. Например, много американцев работало на советских стройках 20-х годов. Разумеется не строителями, а инженерами и архитекторами.
Очень интересно, спасибо! 💋
О, знакомая тема
тих0-тихо, сам максимильян в топик зашел
Голливудский Цирюльникъ
Недавно у Шихман выходило видео, опровергающее историю о русском происхождении Фактора.
Нет, она рассказывает, что у историй про театр и Николая ll нет никаких документальных подтверждений и скорее всего это выдумки. Но в её видео от приехал в США из России, а псевдоним Макс Фактор взял еще работая в Рязани, потому что всё заграничное в России вызывало больше интереса и доверия, чем отечественное.
Комментарий удален модератором
Удивительно. Пользуюсь косметикой этого бренда и никогда не задумывалась над его историей. Теперь, еще больше зауважала)) Браво, Максимилиан Факторович!!!
Никогда бы не подумал, что такую компанию организовал человек из России. Круто!
Ни когда бы не подумала,что компании Max Factor сотни лет.Прекрасная косметика у них.
Всегда думал, что это название, очень удивился, что это не максимальный фактор, а имя и фамилия. Правнук сидит практически пожизненно с 2003 года за изнасилования.
тест
Напомнило.....
Один еврей - коммерсант
Два еврея - международный шахматный турнир
Три еврея - русский симфонический оркестр
А почему он так на Гиммлера похож? Тогда получается он ариец?
Химлер не очень похож был на арийца.
Весьма позновательно
Комментарий удалён
Известная фирма
Давольно увнеклательно
Комментарий недоступен
Нет, первое - неверное написание.
Вот это история! Очень вдохновляет 👏
тест
Интересная история становления Max Factor!) Жаль, не смогу поддержать рублём😅
Представить не могла кто основал эту компанию :)
Ну, все максимально по фактам разложено, супер
С большим удовольствием читаю биографию таких людей, которым не досталось все на блюдечки, а через огромные усилия получилось создать капитал.
Увлекательное чтиво! Особенно понравился тот эпизод, когда пошел на хитрость, чтобы отпустили заграницу.
Комментарий недоступен
Автор статьи хватит нести бред и Лож хватит Макс Мактор и его потомки Американци во всем и вся это первое второе да он как и еще некоторые Американцы основатели компаний Родились в Российской Империи однако они не Русские нет они Евреи в последствие по праву и достоинству ставшие Американцами с Еврейскими Корнями Американцами !!! и нечего лживо Спекулировать на том что они Роделись на теретории Российской Империи Макс Фактор в обще Родился в Польше ! не надо было гнобить Людей им все дола Великая Америка а не ваше СССР и Царская Россия они к ним не имеют отношения .
интересно, что жто началось с 19 века