Приемная для мошенников: как преступники оставляют отзывы на vc и «Банки.ру» — расследование Тинькофф

«Тинькофф Защита» раскрыла новые манипулятивные схемы мошенников — под видом клиентов они оставляли жалобы на платформах, чтобы обмануть сотрудников банка и украсть деньги.

Банковские мошенники начали использовать в своих схемах популярные сайты с отзывами о финансовых организациях — vc и «Банки.ру». С их помощью они пытаются обмануть не только клиентов, но и сам банк, чтобы украсть денежные средства. Новую схему раскрыла «Тинькофф Защита». Злоумышленники создают негативные фейковые отзывы в адрес «Тинькофф» от имени реальных клиентов, либо убеждают самих клиентов оставлять негативные отзывы, чтобы получить доступ к их деньгам.

Vc и «Банки.ру» как инструмент давления мошенников на банк

Клиенты российских банков используют vc, «Банки.ру» и другие похожие UGC-сайты для написания отзывов на ту или иную проблему. Служба поддержки клиентов Тинькофф в соцсетях постоянно мониторит отзывы на этих сайтах, чтобы оперативно помочь в решении проблемы или ответить на вопросы.

Но нередко возможность оставить отзыв на крупном отраслевом ресурсе и ввести в заблуждение посетителей сайта используется недобросовестными клиентами в своих манипулятивных целях. Зная это, мошенники также начали использовать vc и «Банки.ру» для своих преступных задач.

Эта схема начала активно реализовываться в начале весны 2023 года.

Сначала мошенники с помощью методов социальной инженерии убеждают клиентов Тинькофф перевести им свои деньги, либо получают доступ к их личному кабинету для самостоятельного проведения операции. Однако такие денежные переводы имеют особые признаки, по которым служба фрод-мониторинга «Тинькофф Защиты» выявляет их и блокирует — чтобы проверить все ли в порядке с этой транзакцией. И в итоге — благодаря алгоритмам «Тинькофф Защиты» злоумышленники не могут получить деньги.

Социальная инженерия — совокупность психологических манипуляций, которые мошенники используют в отношении клиентов банков, чтобы получить доступ к персональным данным, необходимым для проведения операции, либо убеждают клиентов самостоятельно сделать перевод.

В данном случае мошенники привлекали своих потенциальных жертв через сайты ложных инвестплатформ, на которых предлагали выгодные инструменты для инвестиций с высокой доходностью в короткие сроки. При этом мошеннические страницы копируют сайты реальных брокеров и биржи. «Покупка» акций или криптовалюты оформляются как обыкновенный перевод на карту физлица — таким образом деньги и попадают мошенникам.

Чтобы попытаться разблокировать переводы, мошенники начали использовать vc и «Банки.ру» и публиковать отзывы без проверки личности автора — чтобы информационно повлиять на службы поддержки банков и заставить разблокировать приостановленные операции.

При этом риторика у таких постов обычно нарочито скандальная, как во всем известном фильме в духе «Помогите, хулиганы зрения лишают!»

Обычно мошенники публикуют посты на vc и «Банки.ру» от лица самих клиентов, но есть случаи, когда они умудряются убеждать самих клиентов писать отзывы на этих сайтах. Тут они давят на жалость, проявляют агрессию в отношении банка, а также вводят в заблуждение читателей этих порталов. Все для того, чтобы сбить с толку службу безопасности и поддержку банка и убедить ихпоскорее разблокировать операцию. И в конечном итоге — украсть деньги.

Мошенник меняет профессию

Вот как выглядят поддельные отзывы злоумышленников якобы от лица клиентов. Важный момент — на момент публикации материала на 08:00 26.04.2023 г. этот и другие цитируемые здесь статьи были активны, так как прошли модерацию vc и «Банки.ру».

Мошенники используют легенду с бедной племянницей (на 08:00 26.04.2023 ссылка активна)

Мошенники якобы возвращают долг подруге (на 08:00 26.04.2023 ссылка активна)

Мошенники “спасают” сестру (на 08:00 26.04.2023 ссылка активна)

Мошенники жалуются на плохое обслуживание (на 08:00 26.04.2023 ссылка активна)

Похожие отзывы мошенники оставляют и на сайте «Банки.ру» :

Мошенники жалуются на долгое обслуживание (на 08:00 26.04.2023 ссылка активна)

Расследование «Тинькофф Защиты» показало, что мошенники заводили ложные аккаунты, оставляли критические и агрессивные отзывы, а такжеписали комментарии от тех же аккаунтов под другими своими же постами. Таким образом они повышают активность под постами и привлекают внимание аудитории vc, чтобы создать репутационное давление на банк.

В случае, когда отзывы писали под психологическим воздействием мошенников реальные клиенты, схема выглядела так: жертва переводила деньги в адрес мошенников, но банк блокировал операцию и связывался с клиентом. Последний же все равно наставил на переводе и одновременно писал отзыв, чтобы ускорить процесс разблокировки. Клиенты негодовали и были уверены, что банк лишает их выгоды, которую «пообещали» им мошенники.

Комментарии мошенника под постом другого мошенника (на 08:00 26.04.2023 ссылка активна)

Все тайное становится явным

Для проверки отзывов сотрудники Центра экосистемной безопасности Тинькофф дополнительно связались с реальными клиентами. Те рассказали, что не писали отзывы на этих сайтах, а в тексте описана выдуманная история. Либо понимали, что поверили мошенникам и признавались, что написали отзывы под их воздействием. После этого мошенническая операция отменялась и деньги клиента оставались на счете.

В итоге только с начала года по такой схеме мошенничества сотрудники банка помогли десяткам клиентов спасти миллионы рублей, не поддавшись на давление и провокации.

В начале весны было зафиксировано не менее 15 отзывов, оставленных как самими мошенниками, так и клиентами под их воздействием. Объем заблокированных операций в этих кейсах — более 3 млн рублей. Это лишь первые операции — обычно мошенники, получая первые взносы якобы на инвестиции, убеждают клиентов платить больше, и даже брать дополнительные кредиты.

  • Не верьте обещаниям быстрых денег, повышенной доходности или угрозам утечки данных и ваших средств.

  • Если вам звонят якобы сотрудники банка, Центробанка или правоохранительных органов и других служб — кладите трубку и перезвоните в свой банк по номеру телефона, указанному на банковской карте или на сайте кредитной организации.

  • Не сообщайте никому вашу платежную информацию, в том числе коды из СМС и пуш-уведомлений, трехзначный код с обратной стороны карты, кодовое слово и т.п.

  • Чтобы быть в курсе мошеннических схем обмана, смотрите наш сериал «Мошенники в огороде». А о том, что делать, чтобы не стать их жертвой, читайте в блоге Тинькофф).

0
196 комментариев
Написать комментарий...
Vikarti Anatra

Ну с другой стороны вот вопрос как быть клиенту который да реально хочет купить криптовалюту, не не для инвестиций даже, для того чтобы нормально что-то заказать на зарубежном сайте например. Начало (и единственная видимая Тинькову) часть будет ведь тоже выглядить как перевод на карту физлица. Просто потому что ну нет иного способа в России.
Да, ситуация серая.
Да, плохо что необходимость в этом вообще возникла.
Но тут клиент реально имеет потребность и мошенниками - не пахнет.
Возможность такого - хотя бы учитывают?
Или клиентам остается схемы по обходу городить?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Приветствуем. Такие операции являются высокорисковыми, мы можем запросить документы и пояснения к таким переводам. Если операции не вызовут сомнения, то дистанционное обслуживание не будем ограничивать.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

А можно официальный ответ что именно будет подходящим пояснением для таких переводов?
Если реально это покупка криптовалюты но вы видите только СБП или C2C-перевод.
для C2C -
Скриншот с обменника c заявкой + скриншот с ЛК обменника где указан номер карты как верифицированный (у обменника для C2C прямо указано -Мы должны знать, что карта у Вас на руках и что обмен совершаете именно Вы. Многие мошенники пытаются воспользоваться украденными данными, чтобы перевести средства, не имея на руках пластиковой карты. Поэтому, верификация является простым, но довольно надежным способом защиты наших пользователей.

), для верификации нужно фото карты с частично закрытым номером) будет допустимым?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Каждая ситуация индивидуальна, какие будут нужны пояснения и документы для ответов на наши вопросы - обязательно подскажем, если в этом будет необходимость.

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

Проходили уже, мою тётю заблокировали по 115. Э
Бабушка под 70 лет, без особого образования, в огороде землю копает, чем и живёт.
Особо опасный преступник!
Безумнее фантазии чем обвинить её - просто не представить

Ответить
Развернуть ветку
Kokomi Dev(тиньк верни 490000)

Ваша бабушка прям ОПГ своё видать сделала из пенсионерок)
Организованно продавали семечки на рынках и овощи с огорода, тем самым дестабилизировали экономику и банковскую систему. Ведь о чёрт, продавали за наличку! Не спрашивали происхождение денег!
У меня тоже Тинькофф заблокировали 490.000, можете почитать пост у меня в профиле.
Держитесь там, и побольше здоровья вашей бабушке.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте.

Ваша тетя может написать нам в личные сообщения свои ФИО и дату рождения, а также коротко описать ситуацию. Все проверим.

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

Уже написала вам. Несколько раз. Дублирую сюда - Джинджолия Лолита Владимировна. Все подробности в чате вашего приложения. Переписка за последние МЕСЯЦЫ.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Проверим ситуацию со своей стороны и чуть позже вернемся с комментарием.

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

Итак:
Банк, без каких-либо причин, вместо исправления своей ошибки, сделал ещё хуже - эти идиоты заблокировали весь личный кабинет.
.
Вы там совсем с ума сошли?
Какие основания для блокировки?
Какого черта вы творите?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Мы не блокируем доступ без веской причины. Проверим этот нюанс.

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

Вы ошиблись, когда ограничили её счёт.
Я ответил на звонок, когда у человека, которому идёт седьмой десяток повысилась давление. После завершения звонка вы заблокировали личный кабинет.
.
ВЫ виноваты в том, что ей ОШИБОЧНО ограничили счёт, и как следствие, мне пришлось ответить на звонок, т.к. старая женщина НЕ МОГЛА разговаривать.
То что я ответил на звонок - следствие ваших ошибочных ограничений, но вы вместо того чтобы корректно подождать, когда женщина прийдёт в себя (я попросил два часа на "прийти в себя"), вместо ожидания вы просто заблокировали счёт

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте.

Мы не смогли дозвониться и получить согласие на публичный разбор от клиента, поэтому просим вас передать тете, чтобы связалась с нами самостоятельно.

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

А всё по той причине, что, вчера ваш сотрудник Галина звонила Лолите и Лолита сообщила "у меня повысилась давление, наберите 20 июня в 17:00, надеюсь, я буду в состоянии говорить"

Она ждёт звонка в 17:00, а не когда вам вздумается!

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

Это первое, теперь второе:
Разговор, по договоренности с Галиной, будет о снятии ограничений, которые вы наложили из-за своей ОШИБКИ

Ответить
Развернуть ветку
Илларион

Здравствуйте, ждём ваш звонок в 18:00

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Здравствуйте.

Дозвонились до вашей тети и получили согласие на публичный комментарий по ситуации.

Обратили внимание, что она получает на счет деньги от третьих лиц через платежную систему QIWI и после — снова переводит их третьим лицам. Операции не имеют очевидного экономического смысла и попадают под критерии, которые описаны в методических рекомендациях Центрального Банка. По закону мы обязаны обращать на них внимание.

Запросили подтверждающие документы, чтобы разобраться в ситуации. Получили их только спустя 10 месяцев. По итогам проверки приняли решение ограничить дистанционное обслуживание. Не готовы его пересмотреть.

Ответить
Развернуть ветку
Роллон Пешеход

И чаще всего такие операции дальше отправления подтверждающего документа не пройдут. По крайней мере, об этом говорят отзывы, куда вряд ли попадают ситуации, решенные в пользу клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф
Автор

Если документы ответят на все вопросы, мы не будем ограничивать операции. Да, негативных отзывов больше только потому, что о положительном опыте пишут реже.

Ответить
Развернуть ветку
193 комментария
Раскрывать всегда