{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ozon изменит схему начисления комиссии для продавцов маркетплейса и станет отдельно считать хранение и доставку Статьи редакции

С 1 апреля фиксированная комиссия сохранится только за продажу товара — от 5% до 20% в зависимости от категории.

Интернет-магазин Ozon поменяет структуру начисления комиссий для продавцов на маркетплейсе. С 1 апреля 2020 года комиссия будет формироваться по принципу конструктора, её конечный размер будет зависеть от выбранных услуг, рассказал vc.ru представитель компании.

Как Ozon начисляет комиссию сейчас

Ozon работает по модели маркетплейса с июля 2018 года. Продавцы платят фиксированную комиссию в размере от 5% до 35% от стоимости каждого проданного товара. Комиссия зависит от категории товара и схемы продажи — с собственного склада или со склада Ozon.

К примеру, в категории «Одежда» при продаже со склада Ozon комиссия составляет 27% от стоимости товара, а с собственного склада продавца — 25%. Для домашней аудио и видеотехники комиссия составляет 7% при продаже со склада Ozon и 5% — с собственного склада, а для книг — 30% и 27% соответственно.

Что изменится с 1 апреля

Ozon будет брать фиксированную комиссию только за проданные товары, её размер составит от 5% до 20% в зависимости от категории. «Маржинальность у продавцов товаров для дома, электроники и, например, ювелирных изделий разная», — пояснил представитель компании.

За услуги Ozon, такие как хранение товаров на складе, доставка и возврат, продавцы с 1 апреля будут платить отдельно. Стоимость услуг зависит от размеров товара, схемы продаж (со склада Ozon или собственного) и процента выкупа (соотношения проданных товаров ко всем отгруженным).

Например, доставка со склада Ozon будет стоить 35 рублей за товар объёмом до 1 литра и 75 рублей за товар объёмом более 1 литра, а стоимость доставки с собственного склада продавца составит от 75 рублей в зависимости от размера товара. Стоимость возврата будет равна стоимости доставки.

При этом комиссия в категории «Одежда» будет 15% от стоимости товара, а в категории «Книги» — 20%. Полный список тарифов опубликован на сайте Ozon для продавцов.

Для чего нужны изменения

Новая структура комиссии будет более прозрачной для продавцов, объясняют в Ozon: партнёры увидят, какая часть комиссии относится к продаже товара на маркетплейсе, а какие расходы связаны с доставкой заказов и возвратами, хранением товаров на складах и так далее.

Такая структура позволит продавцам детальнее понимать, как устроен их бизнес на маркетплейсе. Чем эффективнее продавец будет управлять закупочными условиями, ценами, оборачиваемостью товаров и остатками на складах, тем ниже для него будет плата за услуги Ozon.

Например, если он видит, что большую долю в его расходах составляют затраты на хранение остатков на складе (а теперь он это увидит), он сможет скорректировать тактику для конкретных товаров — сделать дополнительное продвижение, поставить товар в какую-то из акций Ozon, пересмотреть размер партий товара, которые он поставляет на склад.

Анна Калеева
, директор маркетплейса Ozon

По словам представителя Ozon, компания месяц тестировала новую структуру комиссии, по результатам более 75% продавцов снизили свои расходы на комиссии за счёт более эффективного управления процессами — при этом объёмы продаж сохранились. Количество участников тестовой группы компания не раскрывает. На конец февраля 2020 года на маркетплейсе активные продажи вели около 8000 продавцов, в процессе регистрации были ещё около 18 000 продавцов.

На первом этапе существования нашей платформы фиксированная комиссия, «внутри» которой были все расходы, представлялась оптимальным вариантом — это показывали в частности фокус-группы с первыми партнёрами.

На тот момент предпринимателям, которые только привыкали работать с маркетплейсами, нужна была максимально упрощенная картина, необходимость вникать в детали бизнес-процессов оттолкнула бы многих — рынок был к этому не готов.

Теперь взгляд на маркетплейсы более зрелый, и партнёрам важно понимать, как каждый процесс влияет на финальную сумму их затрат.

Анна Калеева, директор маркетплейса Ozon

Ozon ожидает, что более прозрачная структура комиссии привлечёт новых продавцов и повысит лояльность существующих партнёров, а более эффективное управление запасами с их стороны — снизит перегрузку на склады Ozon.

0
266 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Kapul

Приятная новость, возможно это позволит продавцам как-то сократить свои издержки и продолжить активную работу на озоне. А то сейчас картина грустная стала на озоне - ассортимент товаров просел, около половины того, что заказывал раньше уже не в наличии. Сложилось ощущение, что интерес продавцов сник.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пекедов

Это Вы с позиции продавца или покупателя оцениваете?
Как продавец могу сказать, что меня подобная новость сильно расстроила. Один из конкурентов OZON работает по такой же схеме и за пол года работы мы так и не смогли спрогнозировать прибыль именно потому что маркетплейс брал комиссию отдельно, при этом при разных условиях. Мы намеренно ушли на OZON для более прозрачных расчетов и прогнозируемой прибыли, а теперь они приходят к такой же схеме.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Владимир, здравствуйте!
Понимаем: с одной стороны, удобство фиксированной комиссии в том, что она позволяет прогнозировать затраты, исходя из одной вводной. Но с другой — такой подход не позволяет продавцам самостоятельно управлять такими частями расходов, как, например, возвраты или стоимость размещения. Например, если продавец видит, что большую долю в его расходах составляют возвраты какого-то конкретного товара (а теперь он это увидит), он сможет скорректировать стратегию для продажи: сделать более детальное описание для этого товара, загрузить больше визуального контента, промотивировать отзывы на товар, чтобы ожидания клиента по товару больше совпадали с реальностью. Это и поможет продавцу сократить количество возвратов. То есть в итоге новая структура позволяет вам как владельцу бизнеса лучше управлять своими бизнес-процессами на нашей площадке. 

 К тому же, когда комиссия фиксированная (то есть усредненная для всех), то это значит, что те продавцы, которые эффективно управляют своими продажами на площадке, по сути оплачивают расходы за тех партнеров, которые работают на платформе недостаточно хорошо, что не очень честно. С новой структуроё комиссии те продавцы, которые эффективно управляют продажами, смогут сократить свои расходы и сделать комиссию ниже той, что была ранее. Мы специально перед запуском провели тестирование на выборке из партнеров: 75% предпринимателей из тестовой группы снизили свои расходы на комиссии, при этом объёмы продаж сохранились — в результате их общий доход вырос.   

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пекедов

При старой системе:
- комиссия с переданного покупателю товара
- при возврате товара 95% комиссии возвращаются продавцу, 5% остается Ozon

При новой схеме:
- комиссия с переданного покупателю товара+сумма доставки
- при возврате продавец оплачивает сумму доставки. При этом, исходя из описания на сайте, комиссия за продажу не возвращается.

Таким образом получается, что по старой схеме убытки с продажи возврата - 5% от комиссии, а по новой схеме комиссия+доставка*2. При этом количество возвратов можно отслеживать и в старой схеме, это вопрос аналитики.

Также к этой сумме добавляется плата за размещение для старых товаров.

Верно ли я понял новую формулу расчета?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Не совсем так: по новой схеме при возврате мы вернем комиссию за продажу в полном объеме. С продавца взимается стоимость доставки и возврата по факту оказания соответствующих услуг

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Пекедов

Понял. Спасибо
А комиссия за продажу и доставка выставляются единовременно при передаче клиенту товара? Не будет ли ситуации при которой товар еще не передали, а счет на доставку поставщику уже выставили?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Если товар в итоге продаётся (то есть доезжает до покупателя), то стоимость доставки списывается только в момент получения заказа клиентом. То есть нет, такой ситуации не возникнет)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Петухова

К сожалению, это всё не работает для одежды. Потому что процент возврата у нас очевидно выше, чем, скажем, у книг или продуктов. И это не полностью решается описанием, размерными сетками, фотками и т.д. Цвет не подошел к оттенку туфель. Не знаю, какой у меня размер сейчас, я поправилась, а потом похудела, а потом опять поправилась. Ткань на ощупь не такая, как ожидала. Вещь короче, чем ожидала, или там в плечах не села. И это всё практически невозможно отрегулировать с нашей стороны, ну если только продавать мешкоообразные вещи единого размера и понятных цветов, вроде черного и белого. Нам новая схема невыгодна, придется цены повышать :(

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

то что одни продавцы(которые работают эффективно) оплачивают чего то там за неэффективных продавцов это вряд ли, скорее всего за это платит ОЗОН, и больше не хочет платить.
Но ребята, отсекая неэффективных продавцов с их ассортиментом, не факт что повысится общая эффективность того что осталось. Потоу что внезапно окажется, что люди привыкшие покупать на озоне у неэффективных продавцов перейдут на другие площадки и повторные покупки уже у эффективных продавцов совершать не будут. Вы меняете правила игры для всех и пока они устаканятся не поймете в плюс вам все это или в минус.
Другое дело если в нынешней модели озон - глубоко убыточное предприятие, то да, надо что то менять.
ИДея дополнительно заработать на продавцах - рабочая и понятная.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Комаров

Попробую ответить по порядку) 

То, что раньше эффективный продавец “платил” за неэффективного — это правда так. Очень упрощённый пример: раньше оба платили по 15%, а сейчас эта же нагрузка распределяется логичнее: эффективный платит 10%, а неэффективный — 20%. 
И мы тоже в каком-то смысле “платим”, когда несём издержки из-за неэффективных продавцов. 

Дальше, кажется, путаница с понятием “эффективности” в целом. Мы под этим понимаем грамотное управление стоками, сокращение количества возвратов за счет классного описания товаров и т.д. А вы?) 

Наконец, про убыточность. Мы могли выйти на прибыль еще в 2018 году, но ещё тогда сделали выбор в пользу масштабных инвестиций в логистическую инфраструктуру и технологические платформы. В том числе — в инструменты для продавцов маркетплейса: активно развиваем сейчас доп. услуги и сервисы, аналитическую и маркетинговую платформу)

Ответить
Развернуть ветку
263 комментария
Раскрывать всегда