Ozon изменит схему начисления комиссии для продавцов маркетплейса и станет отдельно считать хранение и доставку Статьи редакции
С 1 апреля фиксированная комиссия сохранится только за продажу товара — от 5% до 20% в зависимости от категории.
Интернет-магазин Ozon поменяет структуру начисления комиссий для продавцов на маркетплейсе. С 1 апреля 2020 года комиссия будет формироваться по принципу конструктора, её конечный размер будет зависеть от выбранных услуг, рассказал vc.ru представитель компании.
Как Ozon начисляет комиссию сейчас
Ozon работает по модели маркетплейса с июля 2018 года. Продавцы платят фиксированную комиссию в размере от 5% до 35% от стоимости каждого проданного товара. Комиссия зависит от категории товара и схемы продажи — с собственного склада или со склада Ozon.
К примеру, в категории «Одежда» при продаже со склада Ozon комиссия составляет 27% от стоимости товара, а с собственного склада продавца — 25%. Для домашней аудио и видеотехники комиссия составляет 7% при продаже со склада Ozon и 5% — с собственного склада, а для книг — 30% и 27% соответственно.
Что изменится с 1 апреля
Ozon будет брать фиксированную комиссию только за проданные товары, её размер составит от 5% до 20% в зависимости от категории. «Маржинальность у продавцов товаров для дома, электроники и, например, ювелирных изделий разная», — пояснил представитель компании.
За услуги Ozon, такие как хранение товаров на складе, доставка и возврат, продавцы с 1 апреля будут платить отдельно. Стоимость услуг зависит от размеров товара, схемы продаж (со склада Ozon или собственного) и процента выкупа (соотношения проданных товаров ко всем отгруженным).
Например, доставка со склада Ozon будет стоить 35 рублей за товар объёмом до 1 литра и 75 рублей за товар объёмом более 1 литра, а стоимость доставки с собственного склада продавца составит от 75 рублей в зависимости от размера товара. Стоимость возврата будет равна стоимости доставки.
При этом комиссия в категории «Одежда» будет 15% от стоимости товара, а в категории «Книги» — 20%. Полный список тарифов опубликован на сайте Ozon для продавцов.
Для чего нужны изменения
Новая структура комиссии будет более прозрачной для продавцов, объясняют в Ozon: партнёры увидят, какая часть комиссии относится к продаже товара на маркетплейсе, а какие расходы связаны с доставкой заказов и возвратами, хранением товаров на складах и так далее.
По словам представителя Ozon, компания месяц тестировала новую структуру комиссии, по результатам более 75% продавцов снизили свои расходы на комиссии за счёт более эффективного управления процессами — при этом объёмы продаж сохранились. Количество участников тестовой группы компания не раскрывает. На конец февраля 2020 года на маркетплейсе активные продажи вели около 8000 продавцов, в процессе регистрации были ещё около 18 000 продавцов.
Ozon ожидает, что более прозрачная структура комиссии привлечёт новых продавцов и повысит лояльность существующих партнёров, а более эффективное управление запасами с их стороны — снизит перегрузку на склады Ozon.
Приятная новость, возможно это позволит продавцам как-то сократить свои издержки и продолжить активную работу на озоне. А то сейчас картина грустная стала на озоне - ассортимент товаров просел, около половины того, что заказывал раньше уже не в наличии. Сложилось ощущение, что интерес продавцов сник.
Это Вы с позиции продавца или покупателя оцениваете?
Как продавец могу сказать, что меня подобная новость сильно расстроила. Один из конкурентов OZON работает по такой же схеме и за пол года работы мы так и не смогли спрогнозировать прибыль именно потому что маркетплейс брал комиссию отдельно, при этом при разных условиях. Мы намеренно ушли на OZON для более прозрачных расчетов и прогнозируемой прибыли, а теперь они приходят к такой же схеме.
Владимир, здравствуйте!
Понимаем: с одной стороны, удобство фиксированной комиссии в том, что она позволяет прогнозировать затраты, исходя из одной вводной. Но с другой — такой подход не позволяет продавцам самостоятельно управлять такими частями расходов, как, например, возвраты или стоимость размещения. Например, если продавец видит, что большую долю в его расходах составляют возвраты какого-то конкретного товара (а теперь он это увидит), он сможет скорректировать стратегию для продажи: сделать более детальное описание для этого товара, загрузить больше визуального контента, промотивировать отзывы на товар, чтобы ожидания клиента по товару больше совпадали с реальностью. Это и поможет продавцу сократить количество возвратов. То есть в итоге новая структура позволяет вам как владельцу бизнеса лучше управлять своими бизнес-процессами на нашей площадке.
К тому же, когда комиссия фиксированная (то есть усредненная для всех), то это значит, что те продавцы, которые эффективно управляют своими продажами на площадке, по сути оплачивают расходы за тех партнеров, которые работают на платформе недостаточно хорошо, что не очень честно. С новой структуроё комиссии те продавцы, которые эффективно управляют продажами, смогут сократить свои расходы и сделать комиссию ниже той, что была ранее. Мы специально перед запуском провели тестирование на выборке из партнеров: 75% предпринимателей из тестовой группы снизили свои расходы на комиссии, при этом объёмы продаж сохранились — в результате их общий доход вырос.
При старой системе:
- комиссия с переданного покупателю товара
- при возврате товара 95% комиссии возвращаются продавцу, 5% остается Ozon
При новой схеме:
- комиссия с переданного покупателю товара+сумма доставки
- при возврате продавец оплачивает сумму доставки. При этом, исходя из описания на сайте, комиссия за продажу не возвращается.
Таким образом получается, что по старой схеме убытки с продажи возврата - 5% от комиссии, а по новой схеме комиссия+доставка*2. При этом количество возвратов можно отслеживать и в старой схеме, это вопрос аналитики.
Также к этой сумме добавляется плата за размещение для старых товаров.
Верно ли я понял новую формулу расчета?
Не совсем так: по новой схеме при возврате мы вернем комиссию за продажу в полном объеме. С продавца взимается стоимость доставки и возврата по факту оказания соответствующих услуг
Понял. Спасибо
А комиссия за продажу и доставка выставляются единовременно при передаче клиенту товара? Не будет ли ситуации при которой товар еще не передали, а счет на доставку поставщику уже выставили?
Если товар в итоге продаётся (то есть доезжает до покупателя), то стоимость доставки списывается только в момент получения заказа клиентом. То есть нет, такой ситуации не возникнет)