Ozon изменит схему начисления комиссии для продавцов маркетплейса и станет отдельно считать хранение и доставку Статьи редакции
С 1 апреля фиксированная комиссия сохранится только за продажу товара — от 5% до 20% в зависимости от категории.
Интернет-магазин Ozon поменяет структуру начисления комиссий для продавцов на маркетплейсе. С 1 апреля 2020 года комиссия будет формироваться по принципу конструктора, её конечный размер будет зависеть от выбранных услуг, рассказал vc.ru представитель компании.
Как Ozon начисляет комиссию сейчас
Ozon работает по модели маркетплейса с июля 2018 года. Продавцы платят фиксированную комиссию в размере от 5% до 35% от стоимости каждого проданного товара. Комиссия зависит от категории товара и схемы продажи — с собственного склада или со склада Ozon.
К примеру, в категории «Одежда» при продаже со склада Ozon комиссия составляет 27% от стоимости товара, а с собственного склада продавца — 25%. Для домашней аудио и видеотехники комиссия составляет 7% при продаже со склада Ozon и 5% — с собственного склада, а для книг — 30% и 27% соответственно.
Что изменится с 1 апреля
Ozon будет брать фиксированную комиссию только за проданные товары, её размер составит от 5% до 20% в зависимости от категории. «Маржинальность у продавцов товаров для дома, электроники и, например, ювелирных изделий разная», — пояснил представитель компании.
За услуги Ozon, такие как хранение товаров на складе, доставка и возврат, продавцы с 1 апреля будут платить отдельно. Стоимость услуг зависит от размеров товара, схемы продаж (со склада Ozon или собственного) и процента выкупа (соотношения проданных товаров ко всем отгруженным).
Например, доставка со склада Ozon будет стоить 35 рублей за товар объёмом до 1 литра и 75 рублей за товар объёмом более 1 литра, а стоимость доставки с собственного склада продавца составит от 75 рублей в зависимости от размера товара. Стоимость возврата будет равна стоимости доставки.
При этом комиссия в категории «Одежда» будет 15% от стоимости товара, а в категории «Книги» — 20%. Полный список тарифов опубликован на сайте Ozon для продавцов.
Для чего нужны изменения
Новая структура комиссии будет более прозрачной для продавцов, объясняют в Ozon: партнёры увидят, какая часть комиссии относится к продаже товара на маркетплейсе, а какие расходы связаны с доставкой заказов и возвратами, хранением товаров на складах и так далее.
По словам представителя Ozon, компания месяц тестировала новую структуру комиссии, по результатам более 75% продавцов снизили свои расходы на комиссии за счёт более эффективного управления процессами — при этом объёмы продаж сохранились. Количество участников тестовой группы компания не раскрывает. На конец февраля 2020 года на маркетплейсе активные продажи вели около 8000 продавцов, в процессе регистрации были ещё около 18 000 продавцов.
Ozon ожидает, что более прозрачная структура комиссии привлечёт новых продавцов и повысит лояльность существующих партнёров, а более эффективное управление запасами с их стороны — снизит перегрузку на склады Ozon.
Леонид, мы не прикрываемся, это на самом деле более прозрачная схема и по ней работают все крупные игроки, в том числе и российские торговые площадки.
Рынок онлайн-торговли в России очень быстро растет сейчас – ежегодно на 20-30%, а Ozon растет в 3 раза быстрее темпов рынка.Где рост — там и изменения, рынок ведь молодой, пока всего порядка 6% его доля в российском ритейле. Мы идём вперёд рынка и растём быстрее, а когда растёт площадка, то растут и продавцы.
Ну если вы копируете WB, то почему не взять их схему оплаты за доставку? У них оплата обязательна с момента подтверждения заказа, покупатель не захотел брать, то оплати доставку, это было бы справедливо, так как оплачивать ни озону ни продавцу нет никакого желания.
Игорь, причин для возврата может быть очень много, поэтому не всегда целесообразно брать деньги с клиента за доставку. Например не подошёл размер или же ожидания клиента по виду/размеру/фактуре товара не совпали с реальностью.
Вот к примеру кейс моей знакомой: она заказала для своего лабрадора игрушку, но у продавца этой игрушки была всего-лишь одна фотографию товара на белом фоне - то есть было сложно визуально сопоставить размер собаки и размер этой игрушки. Длина и ширина, конечно, были указаны в описании, но зачастую клиентам этого недостаточно - многие смотрят глазами, тут просто человеческий фактор) В общем игрушка оказалась в пору для маленькой собаки, но никак не для сорокакилограммового пса 🙂 Здесь возврат случился от того, что клиенту не хватило контента. И как раз в таких ситуациях на кол-во возвратов может повлиять продавец, добавив для товара больше фотографий, описания, тех же видео, например.
Закон о ЗПП с вами не согласен, целесообразно брать за доставку всегда, т.к. это услуга и она выполнена, даже если клиенту что-то не понравилось и не подошло. Другое дело, что по закону клиент обязан оплатить только стоимость обратного отправления.
О том как вы поощряете потребительский терроризм я вообще молчу... куча битых возвратов, клиенты возвращают вскрытый товар надлежащего качества, хотя его вообще нельзя принимать, но ваши сотрудники принимают и сбагривают все продавцу, а от отдела компенсаций пока ни разу не дождались даже решения пока что...
А еще сотрудники озона отвратительно относятся к вскрытым возвратам. Не упаковывают их. Клеют наклейки прямо на товар портя его. Техподдержка не отвечает на такие запросы. У меня висят обращения с сентября 2019.
Совершенно верно, требования к упаковке на стороне продавца при отгрузке жесткие - должно быть эстетично и не просвечивать, зато как обратно едет - спихали все как есть, даже стрейча пожалели обернуть, загнали пинками в машину, вернули все мятое убитое, наслаждайся, дорогой продавец. А теперь новые лучшие условия! Еще и заплати за это 150 рублей.
Согласен с вами, что услуга оказана и в таком случае можно взять с покупателя деньги, но, чтобы привлечь большое количество покупателей и сохранять их лояльность — мы не берём стоимость доставки, когда клиент не забирает заказ или отказывается от него. Само собой с продавца комиссия не взимается, если заказ не вручён клиенту.
Что касается возвратов, то здесь есть свои нюансы и в первую очередь это большое количество сотрудников собственных и агентских пунктов выдачи по всей стране, с которыми нужно проводить постоянное обучение. Знаем о том, что нужно проработать детальней правила возврата, провести обучение и жестче контролировать соблюдение условие возврата клиентами и сотрудниками. В планах на этот год поставлены задачи и по возвратам.
Во-первых, ускорить возвраты от клиента до нашего склада.
Во-вторых, отладить сам процесс принятия возврата от клиента и регламентировать его.
По компенсациям — если на этот счёт есть тикеты в службе поддержки, напишите нам их номера, постараемся ускорить ответ.
Так у вас все ладно и складно выходит на словах, а по факту теперь лояльность покупателей вы будете сохранять за счет продавцов, которые будут платить 150 рублей за невыкупленный товар, и при этом для покупателей никаких изменений не произойдет в плане повышения их ответственности. А что касается обучения сотрудников на партнерских пунктах выдачи, это нереальная задача и я думаю вы это прекрасно понимаете, т.к. это другие юрлица и сотрудники часто меняются на пунктах выдачи, так что, все так и будет возвращаться в непотребном виде. Насчет ускорить тикеты уже предлагали, мы писали, и смысла в этом нет, никто ничего не ускорил, так что я воздержусь.
Мы уже принимаем меры к злоупотребляющим возвратами, отказами при получении и т.д.
По нашим правилам продажи мы можем отказать клиенту в заключении договора купли-продажи, если сумма оформленных и не выкупленных товаров превышает 50 тысяч рублей. Также клиент соглашается с тем, что к его аккаунту могут быть применены любые ограничения (в том числе блокировка), связанные с безопасностью или нарушением клиентом условий продажи товаров.
По обучению агентов - согласен полностью в том, что это сложно и смена персонала играет свою роль, но можно подумать над реализацией какой-либо инструкции, которую агент должен будет заучить или держать перед собой всегда.
Думаю, что найдём, как это воплотить в жизнь.