IDRF'2020: как прошла самая масштабная конференция по онлайн-ритейлу. Часть 1
В пятницу мы провели международный форум по онлайн-ритейлу, над которым работало больше 100 человек — 30 экспертов 24TTL, 20 сотрудников режиссерской студии, 20 модераторов, 22 комментатора и 61 спикер. Форум собрал 7000 участников, из них 2000 компаний, стримы конференции посмотрели 12 тысяч раз, а лайв-трансляцию в VK — 250 тысяч. Рассказываем, как всё прошло.
IDRF'2020: 5 стримов, премия, стартапы и афтепати
В прошлом году International Digital Retail Forum (IDRF) проходил офлайн, но в этом году всеобщий карантин поменял планы всем. Мы также столкнулись с выбором — переносить конференцию на осень или перемещаться в онлайн. В итоге поставили себе челлендж и за месяц подготовили полномасштабную конференцию на семь тысяч участников. Оказалось, что организация большого онлайн-мероприятия не менее трудозатратна, чем офлайн-ивентов, и по расходам сопоставима с ними.
Онлайн-формат конференции позволил сделать ее масштабнее — увеличить количество участников в семь раз и пригласить зарубежных экспертов, которые не могли присутствовать лично. У нас был спикеры из США, Нидерландов, Италии и Польши, а российский рынок представляли ведущие компании онлайн-ритейла и международные маркетплейсы — Яндекс.Маркет, Wildberries, Ozon, eBay, Goods, AliExpress, Lamoda, СДЭК, Вкусвилл и другие.
Главной повесткой мероприятия стала трансформация и развитие онлайн-ритейла в текущей парадигме. Мы дискутировали и делились опытом, как пережить новые вызовы рынка, какие стратегии помогут развиваться дальше и какие инструменты позволят повысить продажи.
IDRF'2020 состояла из пяти стримов — основной панельной дискуссии, стартап-шоу и специализированных потоков: брендам, ритейлерам, мерчантам. Еще мы провели ежегодную премию E-retail Tech Awards из 9 номинаций и конкурс стартапов, презентовали ассоциацию АТКР и профильную школу. На протяжении всего дня можно было пообщаться со спикерами в zoom-переговорных или поболтать с другими участниками в zoom-курилке.
Победители премии E-retail Tech Awards
Социальный маркетплейс — AliExpress Россия.
Человек года — Татьяна Бакальчук, Wildberries.
- Инноватор в ритейле — Яндекс.Лавка
Лучший ecommerce/new-retail стартап — Frisbuy
- Маркетплейс–лидер по контенту — Ozon
- Лучшее присутствие бренда в онлайн-ритейле — Samsung
- Трансформация бизнеса под реалии рынка — Почта России
- Диджитал-визионер года — Леонид Довладбегян, Perekrestok.ru
- Лучшая omni-commerce стратегия — LG
Вечером стартовало afterparty. Мы организовали пять онлайн-баров, в которых участников ждали харизматичные амбассадоры алкогольного партнера. Они вовлекали в интересные беседы, учили готовить коктейли и травили байки. В первый вечер онлайн-бары собрали 1100 человек, и люди до сих пор в них заглядывают. VIP-гостям мы заранее отправили подарочные алкогольные наборы и получили отдельный респект.
Под капотом: режиссерская команда, ТВ-формат и поддержка спикеров
Сложнее всего было найти подходящую платформу, которая позволяла провести не просто вебинар на тысячу участников, а многопотоковые живые трансляции. Мы выбрали российскую кастомизированную платформу Zeen — нового участника рынка онлайн-ивентов от Eventum Premo и Toola. О том, как выбирали, рассказывали в статье о подготовке конференции.
Над организацией работала большая команда под руководством режиссера. Перейдя в онлайн, мы попали на территорию ТВ-формата, для которого действуют иные правила, чем для обычных вебинаров. Тяжело наблюдать «говорящую голову» восемь часов подряд, поэтому на каждом стриме работал помощник режиссера. Он в режиме реального времени переключал картинку между спикером и презентацией и следил, чтобы контент был постоянно виден. А между выступлениями вставлял ролики, рекламу и заставки, чтобы разнообразить эфир. Чтобы сделать конференцию живой и динамичной, мы создали тонну брендированного контента — заставки, плашки, перебивки, видео и многое другое.
Отдельно разработали инструкции и памятки для спикеров, комментаторов, модераторов и стартапов, в которых советовали, как готовиться и выступать. Еще каждому спикеру из России мы отправляли набор — HD-камеру, световое кольцо и брендированный роллап для фона. Однако, по понятным причинам, логистические компании работают с перебоями, поэтому часть посылок за 10 дней так и не успела доехать.
Для каждого спикера была выделена команда из четырех человек — модератор, комментатор, помощник режиссера и представитель 24TTL. Кроме этого, мы проводили три организационных контакта. Сначала проверяли, насколько доклад и презентация соответствуют заявленной теме и общей повестке, затем смотрели откорректированные материалы, а в конце репетировали со студией.
Эксперты-комментаторы тоже прошли краткое обучение. Во время стрима они аккумулировали вопросы, поясняли в чате специфические термины и добавляли ссылки на материалы, про которые рассказывал спикер. Чтобы сделать контент спикеров максимально полезным, а выступления — интересными, мы пригласили специализированное бюро «Глагол».
Мы ввели в IDRF необычный элемент, который присущ только офлайн-ивентам — организацию обеда. Для этого нашли партнера — foodtech-компанию Додо-пицца. У них самое широкое покрытие по России, поэтому мы смогли угостить всех владельцев билетов уровня «стандарт» и «бизнес». Чтобы получить бизнес-ланч, надо было ввести промокод, как при обычном заказе.
Челленджи: звонки, разрывы связи и неожиданный фидбек
Некоторые моменты стали для нас откровением. К примеру, панельная дискуссия. Обычно это живой формат, в котором участники общаются по наболевшим вопросам. Но в онлайне всё было не так. Ведь спикеры не могли перебивать друг друга и добавлять замечания, а только высказывать мнение во время собственного эфира. Из-за этих ограничений вообще нет смысла держать в эфире всех экспертов одновременно, ведь выступить вне очереди они не могут.
Еще одна сложность — плохое соединение. Мы заранее тестировали качество трансляции и договорились, что спикеры подключатся по кабелю, но в итоге у трети участников наблюдались обрывы связи и помехи. Из-за этого пару выступлений сдвинули по времени, а разрывы прикрывала режиссерская команда, вставляя ролики и заставки.
Мы не учли, что для части аудитории онлайн-формат вызовет затруднения и неожиданные вопросы. Мы включили трансляцию на два часа раньше первого выступления. В это время крутили развлекательный контент от партнеров — мультфильмы и онлайн-разминку от Adidas, чтобы занять участников и поднять настроение. Однако некоторые слушатели не оценили задумку, решив, что это и есть основная трансляция. Мы получили несколько негативных вопросов по этому поводу. В следующий раз мы анонсируем и пред-трансляцию тоже, чтобы не вызвать недоумения.
Нас удивило, что не так много участников воспользовались zoom-переговорными. Возможно, это связано с тем, что большинство не были готовы общаться по видеосвязи, находясь дома. В переговорных было два этапа доступа: на первом можно было просто наблюдать, а на втором — общаться без подключения камеры. Однако мы не объяснили это зрителям.
Еще у нас с трудом справились сотрудники на телефоне, потому что на номер офиса поступило почти 150 звонков с вопросами, как зарегистрироваться и войти. Мы не ожидали такого потока. Хорошо, что был чат поддержки, куда мы перенаправили часть обращений. Для следующих мероприятий организуем еще и колл-центр для саппорта.
Неожиданным приятным открытием стали live-трансляции во Вконтакте. Мы провели пару лайвов во время конференции, затратив примерно десять тысяч на рекламу в ВК. А получили больше 250 тысяч просмотров, причем в моменте было 100 тысяч зрителей. Для других мероприятий мы расширим live и на другие соцсети. В целом количество просмотров превзошли ожидания. Наш KPI — 10 тысяч просмотров до 31 мая — уже выполнен, потому что доклады посмотрели больше 12 тысяч раз.
В целом мы довольны проведенной конференцией, потому что получили мощный положительный фидбек от многих участников. В следующей части подробно расскажем, о чем говорили спикеры. Контент IDRF на сайте конференции будет доступен до 31 мая. На этой неделе мы выпустим спецбилеты для тех, кто захочет посмотреть в записи.
Вот благодаря кому состоялся IDRF'2020
Организатор — 24TTL, со-организатор — Publicis Groupe.
Партнеры — Aplaut, Hatch, Hearst Shkulev Media, iConText, Progoolka, RBK.money, Альпина Паблишер, Глагол, Додо-пицца, СДЭК, Adidas, Союзмультфильм.
Инфопартнеры — Lenta.ru, Retail.ru, Adindex, New-Retail, ICT.Moscow, Market Media, Fashion Network, Retail&Loyalty, E-pepper, Jobsora, CRE, b2basket, MBM Mos.ru, Экспресс-новости, Reg.ru, World Fashion Channel, MPGO.
Отдельное спасибо членам жюри конкурса стартапов — венчурному фонду the Untitled, акселератору ФРИИ и компаниям Яндекс, Сбербанк, МегаФон, АДВ — за помощь и участие в питч-сессии.
Был первый опыт модерации паблик-ток дискуссии по профессиям будущего. И это было реально круто. Все-таки живые дискуссии и выступления в онлайне всегда выигрывают в плане динамики, эмоциональности у заранее записанных лекций и видосиков на YouTube
Верно подмечено ;)
Очень много полезной информации было. В динамике текущего времена такая конфа была актуальна. И за такими конференциями - будущее
Лена, спасибо! Рады, что вы присоединись к нам и очень благодарны за обратную связь :)
Это было реально очень круто. Получила много советов от экспертов. Но больше всего поразил масштаб и эффект присутствия) Благодаря зум-комнатам и афтепати было реально ощущение, что я с толпой людей слушаю конфу)
На это был расчет :) спасибо!
IDRF'20 – это история про людей, которые создавали эту конференцию...спикеры, организаторы, партнеры...всего было задействовано больше 300 человек... всегда есть к чему стремиться, но это точно тот проект, которым я буду гордиться)
И мы :)
Впервые в жизни питчил стартап. Галочка.
Как ощущения?
Раз уж спросили. Ощущение участия в массовке в чужом заранее срежессированном пиар спектакле с целью заявления о новом проекте 24ttl+b2basket+untitled и подведенной под это якобы конфе, отчего ощущения гаденькие, так сказать.
Но общая организация и визуализация выше всяких похвал.
Ощущения от питчей в принципе, как на диплом в универ вернули. Интересный опыт.
Иван, спасибо, что поделились! напишите мне в ЛС, тем более, что в WhatsApp уже с вами общались) правда интересно узнать детали, чтобы сделать соответсвующие выводы
Это было очень-очень круто. И с точки зрения контента, охвата тем, уровня и профессионализма спикеров, оформления самой конференции и всех материалов. Идея с онлайн-барами по завершении официальной части - вишенка на торте! Думаю, не только я, но и мои коллеги и участники ждут следующего подобного мероприятия :)
А почему при ваших 7000, 250.000 и других миллиардах просмотров - в единственной основной чате-помойке около трансляции - было всего 200 приджойнившихся ?
Степан, спасибо за ваш комментарий, мы рады, что вы тоже приняли участие в нашей онлайн-конференции. Будет здорово если вы продолжите комментировать нас во всех соцсетях, на приятно такое внимание :)
Отвечая на ваш вопрос — трансляция шла с 9:00 и до 18:30, количество участников фиксировалось за все время трансляции, а ваш вопрос об одном из каналов коммуникации, без уточнений время, спикеров, которые в это время вели доклады на других потоках. Вы, как профессионал, точно знаете, что трафик распределяется между потоками, а такие конференции проводятся в первую очередь для контента и сопровождаются общением. Это значит, что если где-то вы потрудились посчитать 200 человек в моменте, то где-то еще были остальные.
200 человек зашло в ваш основной чат за весь день. Или стате телеграма не верить?
Попробуйте еще раз ответить. (Незабавный сарказм не помогает, лучше без него)
это телеграм то чат-помойка? лол
Ого диванныйе войска подьехали. Я вот купил билет бизнес и перемещаясь между трансляциями тоже принимал участие в общем чате. Я не 7к, но в помойке точно не тусовался
Я разрывался между контентом и чатами, с одной стороны послушать, а с другой обсудить и познакомиться хотелось, в какой-то момент начал смотреть где народу поменьше и туда лез))) в какой-то момент подключился и с пк и с мобильного, но так было не очень удобно
Между какими чатами вы разрывались? :) у них был лишь один в телеге )))
Одним глазом посмотрел конференцию, организация на высоте, все сделано очень круто, но было много работы, не успел посмотреть((
Хотелось бы узнать, будут ли ещё подобные конференции в ближайшее время?)
формат конференции огонь! жду повтора!)
Что за пост релиз чудесный, написано в 20 раз лучше, чем все было...отличная штука этот текст.
Я посмотрел бесплатную часть с рекламой, то, что называлась основной. Ну ни о чем. Со мной согласился коллега из обычного малого бизнеса, не профи в ecommerce.
Все приличное, возможно, было в закрытом разделе платном, где кол-во смотреших около 60-80 на самом большом потоке в начале, так что видимо 7000 участников это регистрации-пустышки)))
Спасибо, что посетили нашу конференцию! Нам жаль, что вы не смогли присутствовать на платных трансляциях! Очень надеемся, что в следующий раз вы сможете сами оценить их качество и количество человек в том числе.
Спасибо, что вместо поддержки бизнеса рассказали про свои услуги
А я посмотрел платную часть с рекламой и без. А потом обсудил с коллегами и в онлайн-баре со зрителями после) Вы ни о чем называете презентацию продукта или курсы, которые помогут вам улучшить работу? Очень интересно
Ребята, спасибо за такой опыт! Первый раз выступал в онлайн формате (мы были в секции стартапов). Организация и скрупулёзность подготовки зашкаливает. Три раза только снимали фонов ролик на случай если будет сбой с интернетом. Что мне, кстати, и помогло подготовиться лучше. А чего стоили онлайн-стенды в zoom, где каждая команда создала комнатку, в которые заходили гости. Зачет! Мне кажется, онлайн формат конференций должен жить и дальше!
Даааа за этим будущее! Тем более сейчас (в режиме самоизоляции) увидеть и услышать мнения экспертов. А также поработать в команде профессионалов - для меня был и есть бесценный опыт.