Я решил уйти с поста CEO собственной компании. И вот почему
В комментариях к первому тексту о том, что я запускаю челлендж по формированию сверхдоходов в ближайшие 3 месяца, меня спросили, почему я не планирую ничего, связанного с моим основным бизнесом — компанией Madrobots? Резонный вопрос, и я постараюсь подробно на него ответить.
Я больше не CEO
Начну с того, что с 1 января 2021 года я больше не CEO компании, а только основной акционер с долей 68,4%.
Это означает, что я больше не игрок, а скорее тренер для команды Madrobots. Да простят мне такое сравнение, но теперь управление компанией напоминает игру The Settlers.
Я больше не CEO, но при этом отвечаю за новый бизнес, стратегию и видение компании. Ответственность за идеи нового бизнеса я планирую передать в течение года. У меня появилось много времени, потому что теперь я не обязан находиться в офисе, я технически получаю зарплату как генеральный директор (это 60 900 рублей, и да, я остаюсь генеральным директором компании), но мне не платят за то время, которое я провожу в офисе.
Зачем я решил выйти из операционной деятельности
Я решил отдохнуть. Дело в том, что последние три года я не участвовал в операционной деятельности. Я просто приходил в офис, занимался своими делами, искал, конечно же, идеи новых продуктов, вёл переговоры. Так вышло, что 100% идей ни во что не обратилось.
Я продолжал делать то же, что и в первые годы существования компании — ездил на выставки, писал емейлы, анализировал тренды. И даже запускал новые продукты. Но тестовые запуски обернулись провалом.
Есть Ютуб сериал на эту тему:
Последний раз мне действительно повезло когда я познакомился с ребятами из Picooc, в феврале 2017 года на выставке DISTREE в Монако.
В свое время выставка DISTREE была местом, где можно было найти развивающиеся тренды (сейчас это не так). Да и Монако в феврале отлично выглядит. Смотрите сами:
Следующие три года таких удачных встреч как с Picooc, у меня не было.
Последующие проекты упирались либо в неработающую юнит экономику (как блендеры из Ютуб-сериала), либо в непонимание интересов сторон (как в переговорах с производителем проекторов Xgimi, но о них как-нибудь в другой раз). Например, нам часто предлагают мультидистрибуцию без эксклюзивных прав, когда одновременно несколько компаний занимается дистрибуцией бренда. Нам такое не интересно, но, к сожалению, частая практика китайских компаний.
В какой-то момент отсутствие результата от моей деятельности породило недовольство среди менеджмента тем фактом, что я получаю за ничегонеделание зарплату. Сначала меня это возмутило, но проведя внутренний диалог, я пришёл к выводу, что ребята правы. Я решил снять с себя ответственность за результат и лишить себя части финансовой мотивации. Так я пришел к модели, когда у меня нет зарплаты.
На что же я живу?
В течение последних 4-х лет мы с партнером оставляем 75% прибыли в компании. Эти средства мы фиксируем как займы акционеров и получаем с них процентный доход.
25% прибыли мы получаем раз в квартал в виде дивидендов. Сумма процентного дохода и дивидендов обеспечивает нужды моей семьи.
Как управляется Мэдроботс?
У нас триумвират — три топ-менеджера (кстати, надеюсь, в ближайшее время мы расширим состав менеджеров).
Топ-менеджеры отчитываются совету акционеров (я и мой партнер Максим). С партнёром мы принимаем решения коллегиально и ведем переговоры до того момента, пока не находим позицию, которая устроит обе стороны. У нас открытая диалоговая структура, мы исключительно доброжелательно настроены в отношении будущего бизнеса. Оба замотивированы на то, чтобы бизнес рос (в среднем от 20 до 30% в год), и зависимость от конкретных брендов падала.
У каждого из менеджеров есть зона ответственности, и они сами руководят организацией процесса, выставляя цели коллегам и контролируя их исполнение.
В чем состоит бизнес Мэдроботс и как дела у компании
Мэдроботс — это оптовая компания с существенной долей прямых продаж и маркетплейсов.
О том как у нас идут дела я написал пост и советую его почитать для понимания сути бизнеса. Если коротко, хорошо. Проиллюстрирую этот тезис парой картинок:
Компания занимается тем, что дистрибутирует электронику и гаджеты. Привозит из Китая, хранит на складах, распределяет товары по складам клиентов, управляет продажами, привлечением внимания к продукции. По сути, это — товарный бизнес. Покупаем товары и продаем их.
Размер бизнеса — наш криптонит. С низкой базы расти легко, открывая для себя новые каналы продажи и инструменты их масштабирования. По мере развития пики сглаживаются и компания начинает стабилизироваться. С текущим портфолио дистрибуции и каналами продаж предел роста — 30% год к году.
Мой внутренний предприниматель требует кратного роста год к году, но объективных предпосылок для такого роста нет.
Что такое финансовый цикл и почему из-за него невозможен быстрый прорыв
Как у товарного бизнеса, у нас есть определенный финансовый цикл, который длится от момента, когда мы предоплачиваем заказ, до момента, когда мы получаем деньги за последнюю единицу из партии.
Добавляем время на производство (2 месяца), доставку (2 месяца), маркетинг (2-3 месяца) и продажи, получаем продолжительность финансового цикла. Средний финансовый цикл для нас составляет 9 месяцев.
Почему так долго, спросите вы?
- до 4 недель переговоров;
- до 4 недель на получение и тестирование образцов;
- до 8 недель на разработку инструкции, упаковки и внесение изменений в конструктив (если требуется);
- до 8 недель на производство партии;
- до 1 недели на QC (проверку качества);
- до 8 недель на доставку партии;
- до 12 недель на реализацию партии.
Складываем максимумы и получаем 41 неделю, то есть 10 месяцев.
Читая эти доводы, я думаю, вы осознали, в течение 4 месяцев такая компания не может сделать прорыв.
Чтобы мы в ближайшие месяцы увидели существенный рост продаж новых продуктов Madrobots, действия для этого должны быть произведены осенью 2020 года. Тогда должны были быть разработаны новые продукты, и они сейчас бы продавались с помощью инфлюенсеров и performance-маркетинга.
Спешу заверить, что прошлой осенью запусков новых продуктов не было. Madrobots идёт по давно проложенным рельсам.
Сейчас в работе несколько продуктов, но первые результаты запусков мы увидим через 6-7 месяцев.
Почему не попробовать ускориться за счет маркетинга?
Возможно, мы в состоянии делать ускорения. В маркетинге.
Для этого нужно найти масштабируемый инструмент, который работает по принципу мультипликатора: вложил N рублей, получил ROI >1.
По нашему опыту масштабируемы инфлюенсер- и перформанс-маркетинг. При этом, к сожалению, даже они не работают по принципу мультипликатора.
Инфлюенсер-маркетинг напоминает рулетку, а перформанс-маркетинг имеет свойство снижения ROI вплоть до отрицательных значений при серьезном росте объемов инвестиций.
Наконец, мы пришли к ответу на вопросу, почему в челлендж четырехмесячного заработка я не могу добавить ожидания от Мэдроботс:
- компания достигла уровня, когда кратный рост без драматичных изменений невозможен;
- результаты запуска новых продуктов начинают приносить плоды через 9 месяцев;
- нет предпосылок для масштабирования через маркетинг.
Чтобы быть в курсе продолжения челленджа, подписывайтесь на меня в Telegram: канал «Репродуктор Белоусова».
Комментарий удален модератором
Преуспевающая фирма, срочно возьмет в аренду дырокол и степлер.
Да, жесть какая-то. Даже не поверил сначала, что история про "жена запрещает купить ТВ до погашения ипотеки" и "я владелец успешного и известного магазина" - это одно лицо.
Совет директоров забыли.
Чудны дела твои интернет.
(с) Куплю жене сапоги.
А мне кажется кредит на телек это попытка искусственно создать себе финансовые ограничения и вытолкнуть мозг из зоны комфорта в зону созидания. Акционеры и СЕО такие же люди, и также ленятся при возможности, как и все остальные. Даже если электровеники по натуре и сами от себя ленивых не знают куда деться) мозг такой, все есть, нехер напрягаться.
Но кстати хорошим драйвером, у меня по крайней мере, выступает осознание полезности. Когда придумываешь и запускаешь продукт реально нужный людям, в социалке особенно. Их благодарность - просто пинок на новые свершения, очень вдохновляет, намного сильнее потребительских хотелок)
Каждая следующая статья все более грустная чем предыдущая
Теперь уже и сотрудники запрещают "зарплату" собственнику
В следующем выпуске узнаем, что сотрудники избавились от дармоедов совсем.
А собственник наверно говорит "накажите меня топ-менеджеры"
И стоп слово есть.
Все по своему развлекаются
Комментарий недоступен
Ахахахахах
Классическая инфоциганская статья, профессионально написанная и тщательно завуалированная маркетинговыми и бизнес-терминами.
Статья тупо ниочем.
Инфоцигане просто заполонили vc.
Мне сначала показалось что это комьюнити здравомыслящих людей. А не, смотрю, лайкают, коменты пишут к такой херне...
"Перфоманс-маркетинг", бл*ть👍
Вот и у меня такое же ощущение. Ощущение, что автор просто интенсивно крутит персональный бренд.
То ли с целью привлечения инвестиций, чтобы работать и рисковать не на свои, а на деньги инвесторов, то ли еще для какой то цели, я этого не понял пока что.
Посмотрите в инете сколько о нем упоминаний. Везде. Интервью, касты, подкасты, встречи, посты, видео и тд, и тд. Даже на Клерк.ру есть публикации.
Я вообще не понимаю кто это всё покупает. Скорее всего никто. Как такое рекламировать и где продавать? Запросов по бренду на такое нет. Запросов по функционалу, типа "винный набор с электроштопором купить" тоже нет, да даже если бы и были, конверсия с них 0.000001% . Есть еще запросы типа "какую бы хуйню подарить", но с них конверсия еще ниже.
Подарочный винный набор с электроштопором iLUXE Prestige
5 260 ₽
Термобокал для крепких напитков Asobu Rocks Kuzie
2 250 ₽
Умный Wi-Fi чайник HIPER IoT Kettle GX1
3 690 ₽
И я не верю, что вот это всё они сами возят из Китая. Такое возить, это надо денег не считать и склад иметь безразмерный. Да и глупо такое возить, т.к. все эти товары, это одна продажа в пару месяцев в самом лучшем случае. А обычно раз в год. Не продается такое. Я уже это всё проходил.
Leathermanы у них еще есть от ООО Омега Тул. Это вообще мертвяк категория с официальными ценами. Это продается только если возить контрабасом из Штатов и демпинговать.
Да, есть у них нормальные, человеческие товары, типа электросамокатов или товары Xiaomi, правда если только цена на них первая на Я Маркете. Вот с них только деньги и зарабатываются. А вся эта мишура для гиков это ерунда. А компания, ведь, преподносится как чуть ли не второй Apple или Facebook. Типа прорыв в технологиях и всё такое.
В чем инфоцыганство статьи?
Можете аргументировать свой комментарий?
Омг епта, триумвират топменеджеров, совет акционеров... я точно читаю статью про магазин пылесосов?
"В какой-то момент отсутствие результата от моей деятельности породило недовольство среди менеджмента тем фактом, что я получаю за ничегонеделание зарплату."
В смысле? Чего то не понял.
Наемные сотрудники недовольны тем, что хозяин бизнеса ничего не делает? И тем, что он получает деньги? Свои же.
Звучит нелепо, но в компаниях такое часто бывает.
Разве никто не помнит, как Стива Джобса вынудили уйти из Apple?
У вас в комменте опечатка - вместо "холопы" случайно набрали "наемные сотрудники".
Наемные сотрудники тратят свое время и годы карьеры, и зарплата - лишь часть того, что ожидают взамен. Когда менеджмент становится проблемой для развития компании - и сотрудника - его нужно проинформировать. Менеджмент должен либо пояснить, что это не является проблемой, либо решить ее самостоятельно, либо заменить руководителя на того, кто это сможет сделать. По мере роста квалификации, глубина погружения в бизнес, вовлечение в его дальнейшую судьбу растет. Никого не впечатлит, если боярин будет ножкой топать.
Возможно, вы «закопались» в локальный минимум или выгорели, работая над одним и тем же классом задач, таких, как поиск новых продуктов для расширения ассортимента, и с каждым новым вложением времени профита все меньше и меньше.
И решение не в том, чтобы радикально сменить деятельность и начать писать книгу, запускать курсы или исследовать космос, а в том, чтобы подняться немного выше уровнем над текущим бизнесом и подумать, что можно сделать с трендами, которые пересекаются с ресурсами Madrobots и вашей компетенцией, например, IoT, пересечение социальных сетей и eCommerce, нишевый маркетплейс или кикстартер, возможно, есть интересные инструменты внутри компании, которые можно масштабировать и прочее.
Спасибо за хороший комментарий, примерно этим я и планирую заниматься, параллельно излагая ход своих размышлений.
А расскажи зачем так?
Кстати, интересно, как это с точки зрения налогового органа выглядит? Я так понимаю, что они извлекают прибыль займа (75%) без перехода денег к ним (т.е. без налога)?
Это удобный способ фиксации нераспределённый прибыли в управленческом учете.
А какие альтернативы? Просто оставлять прибыль в компании и никак не фиксировать обязательства перед акционерами?
А это для того, чтобы деньги в печи просто не сгорали.
Чтобы было видно, что деньги приносят N% дохода, сравнить с другими видами инвестиций.
Ну блин, если телек недешевый (не знаю цены) и кредит беспроцентный, пусть чужие деньги работают. Разве не правильно?
Вообще жить на заёмные средства выгоднее, особенно у нас, так как реальная инфляция покрывает все платежи, в определённые годы даёт и не плохой плюс.
Заходит молодой человек, попаривая вейп, потягивая смузи, в налоговую.
-"Вы генеральный директор ООО Рога и Копыта?" - спросила Маша( инспектор налоговой лет 50)
-"я CEO" - ответил молодой человек
-"хто-хто??" - переспросила Маша, жуя бутерброд
-"Chief Executive Officer"
-"ЧАВО БЛЯТЬ, КАКОЙ ОФИЦИАНТ, У МЕНЯ ОБЕД ЧЕРЕЗ 5 МИНУТ НАЧНЕТСЯ, ГОВОРИ ПО-РУССКИ" - и крошки разлетались из забитого рта Маши...
Интересно, что спустя время начали рассказывать про результаты успехи мэдроботс. Раньше работал в b2b сувенирке и интересны были функциональные гаджеты, новинки, трендовые штуки и тд., и смотрел на ваши бренды завтра, биван, бобби. Если бы жил в Москву возможно бы на работу бы к вам пошёл, ибо близко было по духу😃. Сейчас свой бренд есть и нахожу какие то пересечения. С телевизором абсурдно, но удачи 👍
третья уже, вроде, часть из саги с момента про кредит на телек. почему-то складывается ощущение беспредельной депрессии, подавленности и выгорания; потребности в психотерапевтической помощи автору. "чемодан" довлатова вспомнился, там где фарцовщик столкнувшись в экзистенциальным кризисом легкого заработка, говорил "ну хорошо, съем я две тысячи котлет, изношу двадцать пять темно серых костюмов. перелистаю семьсот номеров журнала «огонек», и все?". типа вам этот ТВ нужен просто как навязанная самому себе через самовнушение мотивация что-то предпринимать.
Денис, спасибо за сравнение с Довлатовым.
Телевизор вообще ни при чем, это абстрактная вещь, которая выступает мотиватором что-то делать.
Основная проблема (лично моя) — исчезновение "предпринимательского голода" при достижении определённого уровня благосостояния.
В этих текстах я стараюсь максимально достоверно передать, какие эмоции я испытываю как предприниматель и о чём думаю. Возможно со стороны это читается как экзистенциальный кризис и выгорание.
"О том как у нас идут дела я написал пост и советую его почитать для понимания сути бизнеса. Если коротко, хорошо. Проиллюстрирую этот тезис парой картинок:
"
Урла нет в "и советую его почитать для понимания сути бизнеса"
Может он имел в виду...
Почитать - чтить
Проявлять уважение к автору и посту.
Превозносить в упоминаниях.
Скупить все книги которые автор ещё не написал, но хорошо прорекламировал.
Поделить шкуру не убитого медведя...
URL потерся при редактуре, речь в нем про предыдущий текст серии.
Мне это напоминает вот это видео 😂😂😂
Это про вас?
https://youtu.be/fqWQ2tePQk8
«а перформанс-маркетинг имеет свойство снижения ROI вплоть до отрицательных значений при серьезном росте объемов инвестиций.»
Интересная мысль, но у меня возникло желание вставить эпитет «посредственный» перед словами «перформанс-маркетинг».
Но тогда и смысл существенно меняется, так как хочется возразить почему бы не сделать «качественный перформанс маркетинг»...
Было бы правда очень интересно услышать почему у вас сложилось такое мнение по этому вопросу.
Поделитесь? 🙂
Спасибо!
Ну вообще ведь и правда CAC имеет свойство расти со временем. Сначала выгребаем дешевые каналы, потом дорогие. Конечно, вначале ещё идёт процесс обучения (получения данных и пр), который частично компенсирует, но в конечном счете каждый следующий клиент дороже предыдущего.
(Про виральность и LTV не будем, потому что не тот случай)
У них инхаус маркетинг. Возможно их понимание предела = предел возможностей их внутренней команды.
Мы пробовали работать по перформанс маркетингу с известными агентствами, но их ДРР оказывался выше нашей инхаус команды, а при масштабировании затрат уводил нас в минус.
Возможно дело в том, что мы работаем не на существуем спросе, а создаем его. Это приводит к тому, что набор инструментов маркетинга сильно ограничен.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"... я больше не CEO компании, а только основной акционер с долей 68,4%." - после этой цифры стало скучно и перешел читать камменты
60 тыс руб для СЕО компании какая-то маленькая зарплата. Я знаю людей, получавших на 30 тыс. больше, работая продавцом консультантом
Ну дык продавец работает, а СЕО ничего не делает, о чем он честно сам и пишет ))
VC превращается в Яндекс.Дзен