{"id":4142,"title":"\u0412\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u044b \u043b\u0438 \u0440\u043e\u043c\u0430\u043d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043e\u0441\u043c\u043e\u0441\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=4142&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/259126-open-talk&hash=619216e3e9743866f344bb263e71457c73d6babac6c93e7424a225d484d8095d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Магазины-склады с дешёвыми продуктами: что известно о «таинственной» сети «Светофор» с выручкой почти 200 млрд рублей Статьи редакции

Её основатели вдохновились успехом Walmart и открыли сеть магазинов с минимальным оформлением. В 2021 году они попали в список Forbes, но о них никто ничего не знает.

Сеть продуктовых «Светофор» насчитывает 1700 магазинов в России и работает в других странах, в том числе в странах Европы. Однако компания не такая публичная, как X5 Retail Group или «Магнит», поэтому о ней почти ничего неизвестно.

В 2021 году название «Светофор» дважды прогремело в новостях:

  • 13 апреля аналитики Infoline поставили «Светофор» на седьмое место в списке крупнейших в России сетей товаров повседневного спроса. Ритейлер стал самой быстрорастущей сетью с выручкой 189 млрд рублей в 2020 году (рост за год на 39%).
  • 22 апреля Forbes впервые включил основных владельцев в рейтинг 200 богатейших бизнесменов России. Валентина Шнайдер, мать основателей «Светофора» и совладелица в части юрлиц компании, заняла 182 место. Журнал оценил её состояние в $650 млн.

«Светофор» развивают предприниматели из Красноярска, которых когда-то вдохновил успех дискаунтера Walmart.

За 11 лет работы они не делали никаких публичных заявлений и не давали интервью, пока в их бизнесе разбирались деловые издания — Forbes в 2017 и The Bell в 2021 году.

На основе материала The Bell и других открытых источников собрали главное о том, что известно про «Светофор» и его подход к работе с магазинами и поставщиками.

Магазин «Светофор» в городе Кумертау YouTube-канал ТРК «АРИС»

Что известно об основателях «Светофора» и как росла сеть

Первый магазин «Светофор» открыли братья Сергей и Андрей Шнайдеры в Красноярске в 2009 году.

Опыт в торговле у них уже был — семья владела сетью пивных магазинов «Напильник», которую в 2015 году обанкротил «Сбербанк».

Шнайдеры — непубличные люди и не общаются не только с журналистами, но и с потенциальными партнёрами.

Когда впервые с ними столкнулся, немножко охренел от того, какие они таинственные. Мне понравился концепт, я передал через общих знакомых, что хотел бы встретиться. Никто даже не перезвонил! У нас в ритейле так не принято. Все друг с другом общаются.

один из бывших руководителей нескольких торговых сетей
в разговоре с The Bell

Для открытия первых двух магазинов в Красноярске и Ачинске Шнайдеры взяли кредит на 200 млн рублей в «Сбербанке». Старшего брата, Сергея Шнайдера, вдохновила концепция Walmart, и он решил её повторить в России.

Walmart, Aldi и Lidl — иконы для всех нас. Сейчас они гораздо более user friendly, чем «Светофор», но если заглянуть в прошлое, общие черты найдутся.

Помню, в 1998 году послал сотрудника с видеокамерой на разведку в Aldi. Скромный ассортимент, до 900 позиций. Никаких стеллажей — всё на паллетах.

Но парни [из «Светофора»] пошли дальше. У них не просто паллеты — у них паллеты в несколько ярусов. Машины приезжают загруженными под завязку, хранение ничего не стоит. Максимальный бенефит!

топ-менеджер одной из крупнейших российских торговых сетей
в разговоре с The Bell

До 2013 года сеть развивалась только в Сибири: 80 магазинов «Светофор» покрывали Красноярский и Алтайский края, Читу, республику Хакасию, Томскую, Омскую, Кемеровскую, Новосибирскую и Иркутскую области.

  • 2014 год — сеть выросла до 175 магазинов и вышла в новые регионы: Тюменскую, Свердловскую и Челябинскую область, Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ и республику Башкортостан.
  • 2015 год — «Светофор» вырос в три раза, до 550 магазинов.
  • 2017 год — компания запустила гипермаркеты под вывеской «Маяк». Магазины «Светофор» открываются в Казахстане и Беларуси.
  • 2018 год — сеть достигла 1000 магазинов.
  • 2018 год — сеть вышла в Европу под брендом Mere, первый магазин открылся в Румынии.
  • 2019 год — открылся первый Mere в Германии, магазин стал конкурентом местных сетей Aldi и Lidl.

  • 2020 год — магазины Mere открываются в Литве, Польше, Украине.
  • 2021 год — сеть насчитывает более 2200 торговых точек в России, СНГ, Европе и Китае. Открыт первый магазин в Сербии.

В планах компании в ближайшее время запуститься в Испании, Франции, Греции и Великобритании.

Репортаж немецкого издания Bild из магазина Mere в Лейпциге

Почему в «Светофоре» всё дёшево и как устроены его магазины

Главная особенность сети — продукты дешевле, чем в магазинах других сетей. Разница может быть в полтора или даже в два раза, пишет The Bell.

Руководитель одной из торговых сетей в разговоре с изданием предположил, что основатели с самого начала хотели сделать магазины для россиян, которые живут крайне бедно.

Сам «Светофор» заявляет, что его аудитория — это семейные люди со средним доходом или ниже среднего, которые планируют свои покупки и посещают магазин один-два раза в неделю. Также ритейлер обещает покупателям цены на 20% ниже, чем у других.

В «Светофоре» продаются в основном товары длительного хранения — консервация, замороженные продукты и товары не требующие специальных условий хранения. Магазины закупаются как через логистику «Светофора», так и самостоятельно. Из-за этого ассортимент в них сильно отличается.

Скоропортящиеся продукты, например, хлебобулочные изделия и торты, в магазинах не продаются. Судя по комментариям покупателей, ритейлер недавно отказался от поставок замороженного мяса в некоторых городах.

Предлагать низкие цены «Светофору» позволяет жёсткая экономия практически на всём:

  • Ритейлер закупает товары напрямую у производителей.
  • Ассортимент магазинов — не более 2000 наименований.
  • В магазинах нет мерчандайзеров и работников торгового зала. Всего на точку площадью 1000 м² приходится 10 сотрудников, рассказал The Bell Александр Митрохин, директор по развитию «Светофора» в Санкт-Петербурге.
  • Компания арендует помещения на городских окраинах и в промзонах.

Внутри торговые точки средней площадью 1000 м² похожи склады, а не на магазины: все товары выставлены на паллетах — деревянных подставках для грузов. В «Светофоре» это называют «аскетичным оформлением торгового зала».

Это не магазины, а именно склады. В этом отличие «Светофора» от «Доброцена» и других дискаунтеров, с которыми его сравнивают.

Они не понимают, что такое магазин, но очень хорошо понимают, что такое эффективный склад: высотное хранение, весь товар приходит полными паллетами.

топ-менеджер одной из торговых сетей
в разговоре с The Bell

Компания открывает магазины в городах и поселениях, где живёт не меньше 15 тысяч человек. Расстояние между двумя торговыми точками должно быть больше пяти километров.

«Светофоры» и «Маяки» редко открываются в густонаселённых районах, покупатели добираются до магазинов на общественном или личном транспорте. Поэтому сеть требует от арендодателей организовать для посетителей парковку на 30-40 автомобилей.

С улицы магазины привлекают «броским внешним оформлением» — большой красной вывеской с названием сети Сайт магазина «Светофор»

В агентстве коммерческой недвижимости RentQuick рассказали The Bell, что искали «Светофору» помещение в Московской области с арендной ставкой до 300 рублей за 1 м².

По данным RentQuick, в 15 км от МКАД 1 м² коммерческой недвижимости стоит от 800 до 1500 рублей без учёта коммунальных платежей, содержания здания и уборки. А «Светофор» хотел, чтобы за 300 рублей было всё включено.

В обмен компания предлагает арендодателям до 2% от оборота магазина сверх арендной платы, рассказали The Bell два источника на рынке.

У «Светофора» сложная структура с множеством юрлиц, но основным владельцем остаётся семья Шнайдеров

Примерно 1,7 тысячи «Светофоров» и «Маяков» оформлены на сотню ООО в разных регионах, пишет The Bell. Братья Шнайдеры остаются основными владельцами компании.

Кроме них есть миноритарные акционеры — родственники Шнайдеров, а также старые соратники и несколько ключевых менеджеров. Так, их мать — Валентина Шнайдер в 2017 году имела долю более чем в 50 юрлицах сети.

У сети децентрализованная структура: после открытия десятка магазинов в регионе регистрируется юрлицо, в котором руководитель получает миноритарную долю.

Юрлица называются примерно одинаково — «Торгсервис» и номер региона, в котором оно работает. Например, торговые точки Алтайского края объединяет юрлицо «Торгсервис 22». «Маяки» открываются по такой же схеме под юрлицами «Восторг».

За операционное управление отвечает Андрей Шнайдер, а за стратегию — Сергей. Но при этом они соревнуются, собирают команды менеджеров в разных регионах и сравнивают результаты, говорят собеседники The Bell.

Выручка новой точки в большом городе должна быть около 10 млн рублей в месяц, узнал The Bell у одного из менеджеров «Светофора». Нормальная выручка — 30 млн, желательная — 50 млн рублей в месяц.

Финансовые показатели некоторых юрлиц «Светофора» за 2020 год (данные из системы «Контур.Фокус»):

  • «Торгсервис 324» в Красноярске сделал 1,98 млрд рублей выручки и 25,35 млн рублей прибыли.

  • «Торгсервис 27» в Хабаровске получил 9 млрд рублей выручки и 122,19 млн рублей прибыли.

  • «Торгсервис 75» в Чите заработал 7,18 млрд рублей выручки и 263,43 млн рублей прибыли.

Крупный бизнес может искусственно дробиться на малые предприятия, чтобы пользоваться налоговыми льготами, отметила юрист налоговой практики консалтинговой компании Crowe CRS Евгения Заинчуковская.

Например, вместо НДС, налога на прибыль и имущество платить единый налог с более низкой ставкой — 6% или 15%.

Если будет установлено, что основная цель деления бизнеса — экономия на налогах, действия налогоплательщика могут быть квалифицированы как злоупотребление. Это чревато серьезными налоговыми доначислениями и привлечением к публично-правовой ответственности.

Евгения Заинчуковская

Как «Светофор» работает с поставщиками

«Светофор» отдаёт предпочтение российским производителям и закупает у них товары без посредников.

Поставщик, который желает работать с сетью, должен выполнить несколько требований.

  • Продать товар на 20-30% дешевле, чем другим сетям. Для известных брендов эта разница должна быть не менее 50%. «Этого можно достичь за счёт экономии на упаковке — нам не нужны яркие и броские "обёртки"», — поясняет ритейлер.
  • Обеспечить доставку своей продукции по всем торговым точкам в пределах как минимум одного региона.
  • Правильно оформить импортные товары на таможне.

Кроме того, поставщик должен вернуть ритейлеру деньги за продукцию, которую он не смог продать.

Для части продуктов это требование запрещено по закону, а для остальных товаров — так делают все ритейлеры, рассказал vc.ru основатель и аналитик агентства Infoline Иван Федяков. Иногда возврат оформляется по договору обратного выкупа.

В марте 2021 года Минпромторг внёс в правительство законопроект о регулировании работы оптовых и розничных продовольственных рынков, чтобы избавить производителей от избыточных требований ритейлеров. Из-за них они не могут попасть на полки крупных сетей, заявил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.

После внесения законопроекта крупные FMCG-сети перестали ужесточать свои требования, считает Федяков.

Поставщики «Светофора» жаловались на тематических форумах в 2017 и 2019 году, что при жёстких требованиях сеть нарушает свои обязательства:

  • Задерживает выплаты по поставкам на месяцы.
  • Запрашивает большие объёмы продукции, не может её реализовать и возвращает обратно.
  • Не принимает поставку товаров в срок, чтобы обвинить поставщика в нарушении договора и потребовать скидку в качестве компенсации.

Компнаия «Витал», которая называет себя официальным логистом сети «Светофор», настаивает на том, что все партнёры работают на одних условиях.

«Любые обещания привилегий не могут быть предоставлены и являются обманом. Если кто-то из сотрудников требует от Вас вознаграждение за рассмотрение заявки, особые условия, или другие привилегии, сообщите об этом по адресу sb@svetofore.ru», — указано на сайте «Витала».

Кроме требований «Cветофор» даёт поставщикам некоторые преимущества: в сети отсутствует «плата за вход» и ретро-бонусы, как у других федеральных игроков.

Кто пытается конкурировать со «Светофором»

Одно из главных преимуществ сети в том, что у неё нет прямых конкурентов, отмечает The Bell. По ценам к «Светофору» близки сети Fix Price и «Доброцен».

Формат жёстких дискаунтеров в России формируется с середины 2010-х. К 2020 году на рынок вышли крупнейшие торговые сети — X5 Retail Group и «Магнит».

  • В 2015 году сеть «О'кей» открыла дискаунтеры под брендом «Да!».
  • В 2016 году на рынок вышел уральский дискаунтер «Доброцен».
  • В 2020 году жёсткие дискаунтеры «Чижик» открыла X5 Retail Group, вслед за ней «Магнит» начал тестировать магазины «Моя цена». Они вышли на рынок на фоне падения реальных доходов россиян.
  • В январе 2021 года тестовые дискаунтеры «365+» запустила «Лента».

Федеральные сети станут угрозой для «Светофора», потому что у него нет собственных торговых марок, в отличие от «Чижика», «Моей цены» и «365+», рассказал The Bell Иван Федяков.

В будущем конкуренция будет строиться именно вокруг СТМ, а не вокруг самой низкой цены на условный батончик Snickers.

Мы это видим по европейскому опыту, где Aldi и Lidl в свое время просто убили конкурентов, когда пришли на рынок и сказали: «Нам не важно, какие у вас цены. Мы просто будем заказывать и производить доступные товары, будем продавать с комфортной для нас маржой».

Это существенно изменило рынок, а цены на СТМ и некоторые аналогичные товары национальных брендов — какие-нибудь бритвенные станки, например, — стали отличаться в разы.

В нашем случае это горизонт пяти лет. Успеет ли «Светофор» за это время вырасти до размера, который позволит ему заняться СТМ? Может быть.

Иван Федяков
{ "author_name": "Виктория Степанова", "author_type": "editor", "tags": ["\u0441\u0432\u0435\u0442\u043e\u0444\u043e\u0440","\u0440\u0438\u0442\u0435\u0439\u043b","\u0434\u0438\u0441\u043a\u0430\u0443\u043d\u0442\u0435\u0440\u044b","fmcg"], "comments": 536, "likes": 193, "favorites": 210, "is_advertisement": false, "subsite_label": "trade", "id": 236537, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 22 Apr 2021 15:03:45 +0300", "is_special": false }
0
536 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
29

Светофор не нуждается в СТМ.
По факту них 90% СТМ.
Они сделали хитрее Ленты, магнита.
Они сделали бренды своими СТМ.
Ленор, хенор, что продается у них - все выпускается на отдельных производственных линиях, пониженного качества в измененных упаковках.

Ответить
15

У них брендовых товаров от силы треть, остальное под такими марками которые вы нигде кроме как в Светофоре и не встретите. Если колбасы то это любая знакомая мужская фамилия, типа, ну вы ж знаете этого знаменитого колбасных дел мастера, если горошек то это игровое "В рот прыг-скок", иногда просто ШПРОТЫ, МАСЛО псевдодревнерусским шрифтом.

Ответить
22

Маспо

Ответить
7

Далеко не сразу понял, что это не опечатка. Ну и жулики)

Ответить
4

вы когда родились? этой теме лет 10 минимум, а уж после того как путин нас санкциями облагодетельствовал.. у меня в городе например невозможно найти шоколадные конфеты не от пальмовой коровы

Ответить
–1

то есть путин добрался до воллмарта? там не из пальмы все кончилось еще при обаме

Ответить
–2

По Штатам я, конечно, сказать не могу, но даже в соседней Украине тренд ровно обратный - на резкое улучшение качества супермаркетов.

Даже дискаунтеры или магазины формата "под домом" открывают новые магазины (или реконструируют старые) с отличным ремонтом, крутым дизайном, ассортиментом, качеством. Какое-нибудь новое АТБ (жёсткий дискаунтер с самыми низкими ценами среди товаров шаговой доступности) - магазин уровнем выше российского Перекрёстка. А типичное "Сильпо" круче "Азбуки вкуса" - притом что вообще не позиционируется как "люкс".

За 5 лет украинские супермаркеты резко выросли уровнем, а российские деградировали. И это, конечно, удивительно.

Ответить
3

Бггг) Даю им еще идеи: Моккароны, Пыво, Хлеп

Ответить
5

Годная идея — CbIP
Расшифровку лень придумывать. Может какой маркетолог займется. 

Ответить
3

Писать Масло запрещено по закону, если в продукте чтото кроме натурального сливочного масла.  вот и извернулись.   А макароны Пыво хоть по 3 раза.

Ответить
0

думаю, что на хлеб тоже должно быть ограничение. Но вообще очень подло сделано. Явно расчет на пенсионеров со слабым зрением

Ответить
3

Они и так этим вовсю пользуются. Вот, например, сметанка. 

Ответить
0

это точно нарушение закона о защите прав потребителей

Ответить
–1

Мякотка в том, что формально МАСПО это аббревиатура, а не попытка наебать подслеповатых бабок.
Как будете маскировать "пыво" и "моккароны"?

Ответить
3

Пивко - Пастеризованный ИВовый КОнцентрат. 

Ответить
9

Это в том числе. Некоторые производители не хотят портить свой бренд и поставляют "макароны от Матрёны".
По факту это и есть СТМ для светофора.

Ответить
7

Макароны от Матрёны - вкусны, нажористы, ядрёны!

Ответить
0

Особенно с маспом.

Ответить
8

Я пошёл в погреб пересматривать горошек. Не дай бог... Иван, спускайтесь ко мне, будем проверять прыг-скок.

Ответить

Опытный корабль

Д
4

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

eto bil ne goroshek

Ответить
4

Иван, спускайтесь ко мне

будем проверять прыг-скок

Здравствуйте, я Иван Добски, а это мистер Прыг..

Ответить
8

Т.е. производитель запускает отдельную линию для отдельной поставки, где выпускает продукцию хуже? Не выйдет ли это ему дороже?

Ответить
13

 Говорю от лица представителя производителя. Звонок от байера светофора.
- здрасьте, хотим продавать ваш продукт
- да, отлично, вот цена
- нас устраивает, доставляйте
- куда везти?
- +600 км от вас, на склад
- ок, +1,5 р. кг продукта
- аааа, нет, тогда не устраивает цена
- дешевле такой продукт продать не можем при любом объеме
- удешевите!
- ??? как, простите?
- ну пусть не высший сорт будет, а хуже
- но это уже будет другой продукт, мы такой не делаем, дорожим именем и все дела
- да пох, че вам стоит....
- до свидания!

сижу и думаю, майонез, конфеты, колбаса и другие товары от известных производителей в сети имеется, так что сильно сомневаюсь, что внутри то, что написано на упаковке....
купил тайд, нормальный кстати оказался стиральный порошок, но на сайте производителя я его не нашел)))

Ответить
4

- но это уже будет другой продукт, мы такой не делаем, дорожим именем и все дела

- да пох, че вам стоит....
- до свидания!
Сделаем.

Ответить
1

в основном ,скорее всего, так все разговоры и заканчиваются, но нет.

Ответить
2

В фиксе таже хрень покупал чай в пакетах марку уже не помню. Граммовка меньше визуально коробка такая же. Даты аналогичные шк разный. Дешевле

Ответить
0

Это просто пиратский тайд. Состав тайда приблизительно известен, вот и в какой нибудь промзоне в бочках смешивают химикаты и фасуют по коробкам. Как палееая водка, ей же тоже не всегда травятся если без металла. 

Ответить
1

а логотип Procter & Gamble тогда как оказался на пачке? Неужели паль такая жесткая?

Ответить
0

думаю, состав тайда приблизительно и в других порошках, разница может быть только в том, что или дорого, или другим недоступно

Ответить
0

У них ассортимент плавающий, такое ощущение, что по акциям набирают многие позиции. 

Ответить
0

вот поэтому юнилевер и проктер будут процветать, а вы нет.
они не воротят нос от светофора и поставляют туда под своими тм

Ответить
13

Чтобы положить в условную консерву поменьше рыбы и побольше воды, отдельная линия не нужна. Просто активируете отдельную технологическую карту для партий, заказанных жадным клиентом.

Ответить
8

Клиент светофора не разбирается, а если разбирается - это лояльность светофора, а не бренда.

Ответить
0

клиент "светофора"  очень далекий от понимания того из чего сделан продукт, ему банально выжить надо в этом мире. 

Ответить
7

выпускается на отдельных производственных линиях, пониженного качества

Вот и мне кажется, что отпускную цену не получится снизить на 30% только за счёт упрощения упаковки.

Ответить
1

С чего вы взяли что пониженного ?

Ответить
15

Знаю, от производителей. Какао масло меняют на пальмовое, какао на краситель и ароматизатор. И цена для светофора готова.
Вы статью то читали?
"Дайте на 30%дешевле - не нужны красивые упаковки"
Производитель делает линию для светофора, с другой наклейкой, с другим содержимым.

Ответить
6

Иногда такая жесть на вкус. Рыба не рыба.
Но зато дрессируют производителей.

Ответить
0

Какао масло меняют на пальмовое, какао на краситель и ароматизатор

А в составах на упаковке это отражают? А то может я зря их читаю :)

Ответить
0

Не пониженного, а "лайт эдишн" 

Ответить
Читать все 536 комментариев
Что если Виктор Цой работал бы в ИТ-компании?

Сегодня день рождения Виктора Цоя. В честь этого решили обратиться к его мудрости для решения рабочих вопросов. Кажется, вышло эффективно

Инвестируйте с «БКС Мир инвестиций» и получите возможность выиграть iPhone 12

Новые клиенты «БКС Мир инвестиций», открывшие брокерский счет через мобильное приложение в период с 15 июня по 15 июля 2021 года станут участниками акции «Подарки за инвестиции», в рамках которой будут разыгрываться смартфоны iPhone 12 и беспроводные зарядные устройства.

Как бизнесу зарабатывать в соцсетях: стратегия, цифры и примеры

Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами для предпринимателей и маркетологов от директора Студии Чижова

Как начать экспортировать и продавать свои товары онлайн: советы Почты России

Мы расскажем, какие российские товары востребованы за рубежом, пошагово объясним, как начать экспортировать, и опишем подводные камни, с которыми может столкнуться продавец.

TikTok Hashtag Challenge: как запускать рекламные кампании, которые процитируют миллионы пользователей

Реклама конкурирует со всем существующим контентом, и простых просмотров уже недостаточно, чтобы привлечь внимание аудитории к бренду. 64% пользователей хотят, чтобы бренды обращались к ним лично. 57% увеличивают расходы, когда это происходит.

Hyundai закрыла сделку по покупке 80% в Boston Dynamics при оценке в $1,1 млрд Статьи редакции

Компания планирует использовать роботов в производстве и строительстве.

«Текучка такая…», или что мы изменили в работе компании после шумной публикации на vc.ru

Три недели назад я опубликовал статью про «текучку» стажеров в МАКО и получил обратную связь от аудитории vc.ru. Делюсь от лица компании произошедшими после этого изменениями.

Владельца «М.Видео» Михаила Гуцериева внесли в санкционный список ЕС — после этого акции сети упали на 4% Статьи редакции

ЕС внесла бизнесмена в список за «давнюю дружбу с Лукашенко».

Роспотребнадзор рекомендовал сократить рабочий день в жару Статьи редакции

И не работать на открытом воздухе.

Финтех-сервис Revolut в 2020 году удвоил убытки до $280 млн, выручка выросла на 57% — до $361 млн Статьи редакции

Основным рынком для компании остаётся Великобритания.

Забудьте про гороскопы — теперь будущее можно узнать по ИНН
Комментарии
null