Китайское экономическое не чудо: почему китайский товар на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже
Продолжаю серию материалов о «китайском экономическом не чуде». Сегодня материал о том, как товар с китайской фабрики обрастает налогами и расходами в результате чего его стоимость на полке существенно отличается от себестоимости.
Это простая и понятная арифметика, в которой нет никакой тайны.
1. Расходы на транспортировку.
Чтобы доставить товар из Китая, нужны время и деньги. Товар отправляется в морских контейнерах, жд вагонах, фурах или летит на грузовых самолётах (что сильно ограничено в условиях пандемии).
Сейчас, когда цены на транспортировку выросли в 5-10 раз (читайте об этом в предыдущих материалах канала), транспортировка всё сильнее сказывается на себестоимости продукции. До 2021-го года транспортировка добавляла 5-12% к стоимости товара, но сейчас скорее составит 8-15%.
2. Налоги НДС и РСП
НДС в России 20% (в Европе от 19 до 26%). Налог уплачивается от закупочной цены и расходов на доставку сразу же после таможенной очистки товара. Для большей части электронных товаров к НДС добавляется 1% налог РСП (народное название — налог имени Никиты Михалкова, взимается за импорт оборудования и носителей информации, позволяющего воспроизводить, записывать или хранить аудио- и видеоматериалы).
Все налоги закладываются в стоимость товара для конечного покупателя.
3. Расходы на сертификацию
Товар, который официально завозится на территорию России обязан иметь официальные сертификаты. Сейчас с этим стало строже, и продукцию, в большинстве своём, реально тестируют на соответствие региональным регламентам. Сертификат на электронику без зарядного устройства обойдётся ~ $2000.
Получение сертификата на зарядное устройство я специально выделил отдельной строкой, так туда входит не только само тестирование, но и выезд специалиста по качеству на китайскую фабрику для ознакомления с условиями и стандартами производства. Всё это оплачивает заказчик товара. К счастью, лаборатории уже завели сотрудников в Китае для таких целей, что очень выручает при закрытых границах.
Помимо стандартных сертификатов, в России есть ещё и расходы на «Нотификацию» — исключительно российскую процедуру, во время которой вы доказываете ФСБ, что устройства передачи данных не передают эти данные по неразрешенным протоколам и перечисляете все рабочие протоколы.
Было время, когда под нотификацию попадали даже Bluetooth-колонки, и приходилось доказывать, что колонки не сливают личные данные в Вашингтон или Пекин. К счастью, сейчас перечень устройств, подлежащих Нотификации, сокращен, но он есть. И получение разрешения ФСБ требует времени и денег.
4. Плановая наценка импортёра, дистрибьютера, бренда и торговых сетей.
В России и Европе аппетиты на плановую рентабельность (маржу), составляет от 20 до 50% в зависимости от категории товара, а на некоторые товарные группы она возрастает в 2-3 раза. Это наценка на товар, за доставку которого уже заплатили, и удержали НДС. Более того, и импортёр, и локальный бренд, который перепродаёт китайскую продукцию под своей торговой маркой, тоже хотят заработать.
_
Формула получается громоздкой на вид, но простой для понимания:
Стоимость товара на полке в России = Закупочная стоимость товара в Китае + Расходы на доставку (для этого примера возьмём 10% от себестоимости) + НДС (20%) + Таможенная пошлина (размер зависит от категории товара) + Расходы на сертификацию + Наценка местного дистрибьютера или бренда (считается к себестоимости товара в РФ или Европе после уплаты налогов и расходов на доставку) + Наценка торговой сети + Коммерческие бонусы (при наличии).
Если российский оптовик покупает товар в Китае за $10, то получается:
$10 + $1 (10% от $10) + $2.2 (НДС считается на себестоимость + стоимость доставки) + $2.64 (наценка местного бренда 20%) + 3.96 (наценка торговой сети 25%) = $19.8.
Налицо двукратное увеличение стоимости при самом простом расчёте без учёта коммерческих бонусов, таможенных сборов, сертификации, затрат на рекламу и продвижение.
Чтобы получить реалистичное значение для российской или европейской розницы, лучше умножать закупочную стоимость товара в Китае в два-два с половиной раза, и брать пессимистичный курс валюты на планируемый день начала продаж.
Что получает за двукратное увеличение стоимости потребитель? Как минимум, гарантийное обслуживание, что актуально для технически сложных товаров. Уверенность в соответствии товаров местным нормам и стандартам качества.
И ещё потребитель может спокойно спать, так как буквально из своего кармана оплатил таможенные платежи и налоги. Потребитель и поставщик китайского товара чисты перед государством.
Как потребитель, который считает деньги, я прекрасно понимаю покупателей, которые не хотят платить ни локальному бренду, ни торговым сетям, где этот бренд реализует товар. Да и налоги платить тоже не хочется. Но как человек, который занимается китайской электроникой, так же понимаю, что я и мои коллеги не готовы работать бесплатно.
Мы прилагаем большие усилия, чтобы товар с китайских фабрик попал на прилавки и проводим большую работу по его доработке и контролю качество. Мы помогаем китайцам сделать продукцию лучше и не испортить то, что уже сделано хорошо.
Только в теории китайцы могли бы цивилизованно работать с массовым потребителем в его рынке. На практике они цивилизованно не могут работать даже с местными представителями. Читайте об этом подробнее в моих статьях и моей книге.
В следующей статье я расскажу, зачем за производством в Китай идут корпорации, и какую выгоду от этого получают.
***
Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.
Автор книги «Китайцы: руководство по применению» (доступна на LitRes, Ozon и Ridero), веду одноименный телеграм-канал.
Всегда рад новым подписчикам.
Такое чувство, что школотрон открыл учебник экономики и излил всю ярость на Китай. То, что ты перечисляешь - накладные расходы - они есть у всех импортеров, а не только Китая. И в ряду с этими импортерами китайский товар на порядки дешевле, именно поэтому его считают демпинговым, тк в развитых экономиках китайский товар все равно дешевле своего собственного производства, и страны принимают протекционистские антидемпинговые пошлины в отношении Китая, и Китай протестуют, тк является членом ВТО, к тому же, не являясь де юре рыночной экономикой, хотя по факту она ни разу не плановая, а смешанная, как и все нынешние "рыночные" экономики. Возможно, для тебя китайские товары дорогие, но это сугубо дело твоего достатка. И Китай, и Россия — развивающиеся экономики, поэтому импорт в обе стороны диктуется курсовыми колебаниями, но в случае развитых стран, повторюсь, Китай все равно дешевле, чем импорт из Европы, даже если цены подняты.
уже спорно где дешевле в Китае или в рф. слышал швеи в Китае в два раза дороже уже чем в рф стоят.
Это всё зависит от количества операций (сколько строчек, сколько деталей кроя, сколько деталей требует предварительной обработки). Чем больше всего этого, тем дороже, причём в любой стране. На промышленном оборудовании дешевле.
безусловно, я скорее говорил при прочих равных условиях у нас швея будет дешевле стоить на одном и том же оборудовании
В Китае рабсила дешевле - ниже оплата труда, малый охват пенсионного страхования и практически отсутствие бесплатной медицины. Всё это сильно снижает ту часть себестоимости, что связана с трудовыми ресурсами. На внутреннем рынке у них достаточно дешёвые цены. Для нас накрутка импорта идёт за счёт антидемпинговых пошлин и налогов, чтобы защитить местных производителей
Из того что я знаю: пример: рабочий в цеху гидравлическим прессом с ручным управлением штампует жестяные подносы. Цех так себе. Цешок я бы сказал, допотопный такой, с оборудованием еще 70-х годов, наверное. Так вот, он там получает от 900 долларов в месяц. У нас за такую же работу получают, ну баксов 600 примерно, это еще если работает в крупном городе. А если такой же цех будет где-нибудь в отдаленном райцентре, то ЗП будет вообще долларов 400.
Так что вопрос про дешевую рабочую силу в Китае уже не так актуален. Дешевая рабочая сила теперь в РФ.
А пенсия, медстраховка? Затраты на рабсилу включают и эти факторы.
Не знаю какая там налоговая нагрузка на ФОТ, но даже если у нас она официально и больше, то по факту же все равно огромный объем ЗП в РФ идет в конвертах, так что этот факто скорее всего нивелируется.
Сейчас уже далеко не все дешевле везти из Китая. Очень много местных (российских) производителей успешно заместили китайские товары. Думаю, в том числе и за счет дешевой раб силы в РФ.
Полностью согласна по поводу нашей проблемы.
Но при этом нужно платить отчисления и нести ответственность за условия труда местной швеи. В то время, как в Китае эти расходы и риски ложатся на исполнителя. Об этом будет статья на следующей неделе.
Плюс, с китайцами можно договориться, и они отработают "в ноль", чтобы прокрутить деньги. Сложно представить эту операцию в другом регионе.
И, как могу судить, швейное производство из Китае перемещается в другие регионы Средней Азии, где нет проблем с сырём, условия жизни хуже, а оплата труда ниже, чем в Китае.
Ты лучше расскажи, почему товар с Алика, через АлиЭкспресс.ру (майл.ру) начинает стоить в два раза дороже, чем если брать минуя российское представительство, которое только собирает бабло по факту.
Так те же самые факторы: НДС, таможенные платежи, наценка местного представительства.
Не совсем. Российское представительство выполняет только функции дропшиппинга. А из всех остальных наценок только НДС. Все остальное как работало из Китая, так и работает. Какой можно сделать вывод?
Комментарий недоступен
АлиЭкспресс Россия это прокладка между российскими покупателями и китайскими продавцами, которая выполняет функцию сбора платежей по заказам и дропшипа из Поднебесной. Ну и накручивая к цене конечного продавана наш НДС и свои непонятные комиссии, не предоставляя никаких больше возможностей.
Про российский базар этой площадки (наши продавцы и представители китайской стороны, имеющих склады у нас) я умолчу, тут он работает аналогично всяким озонам
Вы уверены, что все товары доставляются из Китая? Обычно для востребованных позиций есть трансграничные склады в Прибалтике, доставка оттуда и быстрее, и дешевле, и без НДС от прибалтов.
Ну и российское представительство, всё же, было открыто для поднятия имиджа. Чтобы Али воспринималась как сомнительная и дешёвая барахолка, а как крупный недорогой магазин. Отсюда куча рекламы, частичные обязательства по гарантии.
И ещё один факт: когда канал продаж становится слишком крупным, другие игроки начинают просить контролировать рекомендованные в регионе цены.
Вы же сами пишете про функции российского представительства. Ему же тоже нужно на что-то жить, платить зарплаты и обеспечивать эту быструю доставку. Плюс "сбор бабла" и отправка его в головной офис - это валютные операции, где так же есть издержки.
Это прокладка, увеличивающая стоимость товара практически вдвое.
а как покупать минуя российское представительство?
Убрать из доставки Россию и корректировать адрес доставки уже после оплаты через алипэй (китайский аналог наших киви, юмоней). Один из вариантов
а что в этом такого удивительного? так же во всем мире работает международная торговля? Во вьетнаме например налоги вообще гигантские на импортную продукцию и автомобили например могут стоить в два раза дороже чем в рф. Не понял что хотел автор сказать этой статьей.
Рассказать про азбучные истины.
А кому они нужны то? Здесь много людей, кто этого не понимает?
Ну... и ещё прорекламировать свой труд, который продается на трёх площадках.
Воооот, это уже другой разговор)
На самом деле, площадок больше, но результат есть только от этих трёх. И на эту тему есть отдельная статья с цифрами :)
Второй абзац состоит из предложения "Это простая и понятная арифметика, в которой нет никакой тайны" :)
Статья из цикла. Она в нём самая очевидная и не самая полезная для тех, кто в теме, но без неё цикл разваливается.
Это риторический вопрос?