Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США Статьи редакции
Основатель Дэвид Тран сбежал из коммунистического Вьетнама, открыл свой бизнес в США и достиг выручки в $150 млн в год без торговой марки и маркетинга.
Кто первым придумал соус шрирача
В начале 20-го века бизнесмен из города Сирача в Таиланде Гимсуа Тимкраджанг путешествовал по Мьянме, Камбодже и Лаосу и заметил, что у всех трёх стран есть популярные соусы: сладкий, солёный и кислый.
Он решил создать единую добавку, которая сочеталась бы со всеми тайскими блюдами. Для этого предприниматель отбирал красные перцы, чистил и мариновал чеснок и варил большие куски соли. Смесь продуктов сушил на солнце, прежде чем дать ей забродить в бочках. Тимкраджанг следил, чтобы ни один из ингредиентов не перекрывал вкус других.
Добавку под названием «Шрираджа Панич» начала продавать его дочь Таном Чаккапак. Разработка Тимкраджанга с незапатентованным рецептом стала самым продаваемым соусом чили в Таиланде. Позже предприниматель Дэвид Тран использовал её состав для создания своего продукта.
Побег из Вьетнама
Дэвид Тран родился в 1945 году в провинции Шокчанг во Вьетнаме. В 1954-м страна разделилась на коммунистический Север и капиталистический Юг — и спустя год началась Вьетнамская война, длившаяся 20 лет. Тран служил майором южновьетнамской армии и в это время начал экспериментировать на кухне.
В 1975 году он создал свой первый соус чили на основе рецепта Тимкраджанга. Приготовил добавку из перцев серрано, которые выращивал его брат на земле к северу от Сайгона, и назвал её Pepper sa-te.
Предприниматель упаковывал соус в банки из-под детского питания Gerber, которое поставляли американские военные. После развозил их покупателям вместе с братом на велосипедах. Каждую банку Тран украшал изображением петуха — в его год он родился по китайскому календарю.
После окончания войны в 1975 году власть во всём Вьетнаме получило коммунистическое правительство. Тран был этническим китайцем — их начали преследовать в стране. Также он боялся репрессий за службу на Юге.
В 1979 году он перевёл свои накопления в золото и отправился вместе с семьёй и 2700 эмигрантами из Вьетнама в тайваньский город Гаосюн на корабле Huey Fong. Название последнего в переводе с вьетнамского означало «собирающий процветание».
На пятый день плавания корабль по пути остановился у берегов Гонконга. Это приказали сделать беженцы — они обещали убить капитана, если он продолжит движение в сторону Тайваня. Эмигранты хотели остаться в Гонконге, так как город был «гораздо более гостеприимным» к этническим китайцам.
Власти не разрешили судну остановиться в порту, но приняли беженцев: те приплыли в город на лодках, им дали еду, воду и лекарства. А после — временное место для жизни. Спустя год Тран и его семья получил политическое убежище в США и отправился туда на том же Huey Fong.
Бизнес в Америке
Корабль доставил предпринимателя в Бостон, но он жаловался, что из-за холодной зимы в городе мало свежего перца. Тогда Тран переехал в Лос-Анджелес в 1979 году. В Калифорнии ему понравилось: это фермерский штат с множеством продуктов.
В феврале 1980 года предприниматель создал компанию и назвал её в честь корабля, на котором приплыл в Америку, — Huy Fong. В США он встретил иммигрантов из Юго-Восточной Азии и понял, что это его потенциальные покупатели.
Тран пытался взять кредит в местном банке, но ему отказали. Поэтому бизнесмен использовал семейные деньги для открытия производства площадью около 232 м².
Самым первым продуктом Huy Fong стал соус с перцем в китайском стиле, который Тран приготовил в 189-литровом миксере.
Предприниматель развозил добавки на голубом грузовике Chevrolet по рынкам в Китайском квартале. Он продавал чесночный чили, самбал и самбал со вкусом лука. За первый месяц работы Тран получил $1000 прибыли.
Однако бизнесмен остался недоволен своим ассортиментом. Тран хотел создать что-то своё, и на идею производить шрирачу его подтолкнули Олимпийские игры.
В 1984 году бизнесмен создал свой самый знаменитый соус. Чтобы приготовить шрирачу, Тран добавил красный халапеньо в смесь из чеснока, уксуса, сахара и соли.
На старте он работал с вьетнамскими магазинами и не собирался выходить на массовый рынок. При поставках предприниматель ориентировался на города с большой концентрацией мигрантов из Юго-Восточной Азии.
С 2000 по 2015 год рынок острых соусов в США вырос на 150%, а в 2009 году журнал Bon Appétit назвал соус Дэвида Трана ингредиентом года. При этом предприниматель не регистрировал торговую марку и не использовал рекламу.
Состав и производство
Несмотря на то, что за основу Тран взял тайский рецепт Тимкраджанга, итоговый продукт сильно отличается. Предприниматель не только заменил перцы Прик Чи Фаа на красное халапеньо, но и доработал технологию:
- Фермеры собирали перцы и отправляли их на производство спустя три-четыре часа.
- Халапеньо и чеснок промывали и измельчали, чтобы смешать с уксусом, солью и сахаром.
- Получившийся густой соус затем сразу отправляли в бочки для хранения.
Несмотря на конкуренцию на рынке, выручка компании стабильно росла на 20% ежегодно. При этом Huy Fong не использовала рекламу. Тран объяснял, что отказался от маркетинга из-за ограниченного производства, которое не сможет справиться с высоким спросом.
Чтобы перцы попадали на производство в тот же день, компания разместила завод в часе езды от фермы-поставщика. А для своей плантации оценивала ещё качество земли. «Я не могу купить землю, которая используется для сбора апельсинов. Это не подходит для чили», — объяснял Тран.
Дизайн Huy Fong
Основатель хотел сделать официальным логотипом на бутылках с соусом изображение петуха — для этого понадобился крупный и чёткий макет. По словам Трана, он заказал логотип у уличного художника в Китайском квартале. Однако имя дизайнера осталось неизвестным, а оригинальный эскиз потеряли.
Фирменное оформление бутылки с соусом шрирача от Huy Fong не менялось с момента начала продаж. Зелёная крышка упаковки, по задумке компании, — отсылала к цвету молодых перцев чили.
Почему компания не регистрирует название «шрирача»
По словам предпринимателя, он не обращал внимания на конкурентов и просто старался «приготовить лучший соус и держать цены на низком уровне». В 2013 году Тран отметил, что хотел создать соус «для богатого человека по цене бедняка», а не стать миллиардером.
К 2021 году почти каждый из известных производителей соусов, таких как Heinz, Frito-Lay, Subway, Jack in the Box, Taco Bell и других, представил собственную версию шрирача и закусок на его основе. Однако Huy Fong на это не реагирует.
Тран не хочет общаться с инвесторами
Основатель утверждал, что за всё время существования компании он ни разу не повышал оптовую цену на соус, несмотря на трёхкратный рост цен на продовольствие с 1980 года. По данным издания Grub Street, в Калифорнии в 2013 году оптовая цена одной бутылки соуса для дистрибьюторов составляла $1,75 при розничной цене около $5.
В 2013 году Тран заявил, что за время существования Huy Fong он неоднократно отказывался продавать компанию или её акции. Бизнесмен построил производство с нуля и хочет сохранить его как семейное предприятие.
Основатель также не раскрывает публично данные о росте Huy Fong, потому что не хочет общаться с бизнесменами и потенциальными инвесторами. «Люди, которые приходят сюда, не интересуются продуктом, только прибылью», — отметил Тран.
По данным предпринимателя, у Huy Fong было десять дистрибьюторов, через которых его острый соус попадал на рынок. Сам основатель утверждает, что не знает, где точно продаётся его продукция.
Борьба с подделками и суды
Фальшивый соус на Восточном побережье
В 2005 году в компанию пожаловались покупатели из Восточного побережья США. Они говорили, что качество соуса шрирача стало хуже: казалось, будто в нём заменили ингредиенты или его разбавили водой.
Huy Fong попросила покупателей отправить им их бутылки — это оказались подделки с ошибками на упаковке. Через суд Huy Fong пыталась наказать розничных продавцов и дистрибьюторов, но не могла отследить источник фальшивок.
Вскоре из калифорнийского города Индастри в компанию позвонил охранник. Он пожаловался, что десять поддонов с товарами Huy Fong уже несколько дней стоят на парковке без хозяина. В город приехал сотрудник и увидел на месте копию всей линейки их продуктов в коробках с надписью «Сделано в Китае» и имитацией оформления.
На следующий день на стоянку приехал сам Дэвид Тран. Там он обнаружил двух мужчин, которые перебрасывали коробки в мусорный контейнер. Они так торопились, что один из «уборщиков» был весь покрыт пролившимся острым соусом.
Подозреваемые заявили, что их нанял клиент для утилизации 13 тонн «твёрдых бытовых отходов». Услуги он оплатил чеком, по которому полиция отследила настоящий источник контрабанды — им оказался владелец склада электроники Як Сзето.
Конфликт с поставщиками
Когда Дэвид Тран только запустил производство, он столкнулся с проблемой: мало кто из калифорнийских фермеров был готов поставлять ему красные перцы, так как их выгоднее и быстрее продавать зелёными. Huy Fong заключила договор на исключительную поставку красного халапеньо с Underwood Ranches.
К 2014 году производство поставляло на рынок около 45 тысяч тонн перца в год. При этом 75% дохода приносило сотрудничество с Huy Fong.
Каждый год компания Дэвида Трана вносила предоплату за урожай, чтобы покрыть на затраты выращивание и сбор перцев. Однако осенью 2016-го потребовала от поставщика выплатить $1,46 млн якобы за собственную переплату.
В следующем году компании прекратили сотрудничество, и Huy Fong подала в суд иск против Underwood Ranches.
Поставщик же в феврале 2018 года подал встречный иск, в котором потребовал от компании Трана компенсацию за простой и вынужденное увольнение 45 сотрудников: когда Huy Fong перестала закупать у них перцы, компания потеряла основной источник дохода.
В июле 2019 года суд штата Калифорния признал правоту Underwood Ranches и постановил выплатить компании компенсацию в $23,3 млн из средств Huy Fong.
Производитель соуса в ответ пообещал обжаловать приговор, но на момент июля 2021 года не добился в этом больших успехов: судья отклонил ходатайства компании без объяснения причин. Huy Fong в ответ пообещала подать апелляцию.
Underwood Ranches, в свою очередь, начала производить собственную версию соуса шрирача под лозунгом «перец делает продукт».
Huy Fong против Ирвиндейла
В 2012 году производитель соуса открыл новую фабрику в городе Ирвиндейл. Спустя год город подал иск против Huy Fong в Верховный суд округа Лос-Анджелес — с жалобой, что у местных жителей слезятся глаза и появляется чувство жжения в горле из-за работы завода.
Дэвид Тран сравнил местное правительство с коммунистами из Вьетнама и повесил перед фабрикой баннер с надписью «Здесь не производится слезоточивый газ». В феврале 2014 года предприятие открыли для публики и журналистов, чтобы те могли убедиться в безопасности места.
В 2014 году Ирвиндейл отказался от иска. Представители города отметили, что их удовлетворило обещание компании решить проблему.
Но уже в 2015 году на Huy Fong подали новый иск, в котором власти утверждали, что компания не оплатила сборы на сумму более $400 тысяч. По словам заявителей, в 2009 году город заключил с компанией договорённость о выплате муниципалитету $250 тысяч ежегодно в течение 10 лет в обмен на отказ от налогов.
Представители Ирвиндейла отметили, что Huy Fong с 2012 по 2014 год закрыла первые три платежа, но просрочила последний даже после того, как ей дали отсрочку до ноября. Вместо денег компания заявила, что не будет платить никаких «взносов», пока местные жители не перестанут жаловаться на запах с фабрики.
В ответ на обвинения Huy Fong в 2016 году подала встречный иск на город и заявила, что Ирвиндейл подписал соглашение не с Huy Fong Foods Ltd., а с Huy Fong Irwindale LLC, и что сборы были недействительны.
Компания заявила, что платила взносы на благо общества, пока не началась «кампания преследования». Huy Fong потребовала от города вернуть ей $750 тысяч. В 2018 году стороны отозвали взаимные иски без компенсации.
Заняла 10% рынка США
Показатели роста Huy Fong последние 20 лет:
К июлю 2021 года Huy Fong производит три основных вида соуса: чесночный чили, шрирача и самбал олек. Каждый из вариантов поставляется в трёх видах бутылок: на 226 грамм, 510 грамм и 3,8 кг.
Помимо соуса, компания торгует сувенирами: на заводе в Ирвиндейле она открыла «Комнату Петуха», где продаёт одежду, кофейные кружки и плакаты с символикой компании.
Основатель Тран считает, что в своей карьере уже достиг всего и ему больше не о чем мечтать.
Очередной якобы "выросший из гаража" бизнес с красивой легендой и наверняка огромной кучей скелетов в шкафу.
Ход конфликта с Ирвиндейлом подтверждает, что это не милый дедушка из сказок про восточных мудрецов.
Думаю, тут не обошлось без богатеньких родственников или даже Триад...
Комментарий недоступен
Напомнил мне другого милого дедушку.
"якобы", "наверняка", "думаю"... Одни домыслы без доказательств, но столько лайков у коммента словно это уже доказанная правда. Уверен, что автор коммента никогда в жизни не добьётся даже близко того, чего добился этот "выросший из гаража" дедушка, и так и останется безизвестным всем кем-то.
- как его зовут?
- Huy, через два h
Спрашивается, какого Fong'a я прочитал эту статью..??
Ах да, я хотел посмотреть, какие в комментах будут шутки на тему Huy Fong
Перешел по ссылке в телеге, чтобы прочитать этот коммент, а не статью))
His name is Phu uc!
Если делаешь что либо от души- никакая реклама не нужна.
Начинает работать лучшая - сарафанное радио.
Ага, и рост рынка на 150% в год.
Так и есть - первый раз попробовал Шрирачу (с орлом) в лапшичной в Берлине 10 лет назад, после этого категорически не могу есть без этого соуса. Приходилось покупать по 5 бутылок каждый раз, потом он появился в Деликатеске, потом в Метро. С этого момента подсадил всех друзей, раньше многие покупали Табаско, сейчас у всех дома Шрирача. Только не покупайте вьетнамскую лабуду в Перекрестке, это никчёмный эрцаз.
в Калифорнии в 2013 году оптовая цена одной бутылки соуса для дистрибьюторов составляла $1,75 при розничной цене около $5.
Это всё, что нужно знать про "американский принцип ведения бизнеса" !
5-1.75/1.75 = 186% торговой наценки.
Как тебе такое, Илон Маск ?
Вы реально думаете, что в России или других странах оптовая торговля как-то иначе работает? Чем "мельче" товарная позиция, тем выше наценка в рознице.
Ох уже «эксперты» по рыночному ценообразованию.
Вы же понимаете, что цена десятка фур соуса на отгрузке с завода != себестоимости продажи в магазине напротив Вашего дома?
Есть стоимость
1. Логистики
2. Тупо места на полке
3. Труда продавцов, мерченлайзеров, …
4. Потери от порчи, просрочки, …
И чем мельче позиция, тем больше удельный вклад этих факторов в себестоимость розничной продажи.
P.S. Сравните ещё разницу цены блюда в ресторане с ценой кг мяса на оптовом рынке. А потом сходите к рестораторам и расскажите им про прибыль в 400%.
адепты тезиса "только в этой стране" смущённо молчат
5-1.75/1.75 = 4
Математики бля
На цену моркови во ВкусВилл обратите внимание.
покупал борфрезы у нас на всех инструментах и на алике. сравнивал их между собой. там ничего сложного, стерженек 6мм диаметром из стали и напайка из карбида вольфрама на конце, определенной формы. только наши, определенно, чуть хуже по качеству, по износостойкости, чем те, что с алика. наши затупились за пару недель, те что с алика, работали полгода и почти как новые. но с виду - один в один. а теперь цена. на алике я покупал набор из 5 борфрез - конус, цилиндр, "пламя", тонкий цилиндр, шар - за 651 рубля + бесплатная доставка почтой. а на всех инструментах я покупал бор фрезу "пламя" - ОДНУ за 750 руб. это наверно не 186% торговой наценки а чет примерно в 5 раз. илон маск нервно курит в сторонке.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
А что именно вы попытались сказать этим комментарием?
Что чтобы бизнесу было выгодно заниматься розничной продажей в цену должны быть зашиты куча микроплатежей?
И чтобы бизнесу было интересно заниматься продажей чего то у продукта должна быть наценка?
Так это вроде итак достаточно очевидно.
Комментарий недоступен
И как только ты добьешься успеха, налетят коршуны и попытаются тебя разорвать. Все эти кампании, особенно про "слезотечение", понятно, что были организованы нужными людьми, ведь кетчупы/перец Heinz такое дерьмище, что его есть невозможно. Любой азиатский будет лучше
И как только я завязал, они снова меня затащили! (с)
это че за рыночная экономика такая?
вот это тоже не понял. Либо там договор между двумя компаниями официально не рвали (и он был на N лет вперед), либо поясните кто-нибудь, кто разбирается плз) выглядит реально очень странно
От зеленого халапеньо глаза на лоб лезут. А тут красный!
Острота перца определяется не его цветом. Острота перца измеряется в тепловых единицах Сковилла.
Чё за бред, тайский ориджинал соус из провинции Срирача готовится каким-то вьетнамцем-эмигрантом из мексиканского халапеньо на восточном побережье в США?
Глобализация :)
Классная история! В Москве можно где-то купить эту штуку?
В большинстве онлайн магазинах еды. Я в Утконосе, Переке и Озоне покупал
"В 1975 году он создал свой первый соус чили на основе рецепта...."
Возможно он просто создал свой соус раньше чем появилась реклама :D
Да не, в 1870 году в Европе свободный капитализм уже перешел в монопольный капитализм.
Тиньков, например, говорит, что рекламе научился в 10 лет, когда прочитал произведение "Том Соер", а он написал был в 1876 году. А если почитать труды Аристотеля того же... Короче, читать надо и учиться, а не пургу от себя нести 😂
Шрирача хороший. Правда я обычно беру видимо клон от uni eagle.( с орлом)
Красавчик😎🤙, открыл свой бизнес💪💪 и осуществил свои мечты✨✨👍👍, а я написал комментарий за который мне не заплатят😪.
Спасибо за статью! Сегодня нашёл этот соус в магазине, офигенный, ващще!!)))
Самый вкусный чилли соус, что я пробовал. Именно Вкусный, а не тупо жгучий :-D
Страннно как-то, пишете что не тратятся на маркетинг т.к. ограниченые производственные мощности, но при этом прикрепляете масса фотографий доказывающих обратное.
Например: рост компании,
или пос материалы это разве не маркетинг,
или мерчи и атрибутика тоже кажется маркетинг,
или принглс тоже маркетинг,
или фото из ньюйорктаймс (не уверен, но в эпоху заказаных статей все может быть),
или также не удивлюсь, что это статья тоже “не реклама”.
Не нравится этот соус с петухом - очень уксусный на вкус. С орлом лучше, но вообще все шрирачи не особо.
Первая часть статьи вызвала положительные эмоции и интерес к компании. Вторая же открыла глаза на очередного охеревшего предпринимателя.
Всё что нужно знать про неумение строить бизнес, но умение создавать конторку. Вместо того чтобы обкэшится после роста выручки и максимально капитализироваться на бренде, патентах, рыночной доле и тп. Чувак просто просрал всё на свете и ещё этим гордится. Фееричный долбоёб. Следующее поколение продаст его говно-контору за $100млн в лучшем случае, при том что могли бы продаться за $300-400млн как два пальца.
Захотел соуса, вот Хуй Фонг тебе и Шрирача. 🙂
После прочтения статьи, сразу же ютуб решил порекомендовать посмотреть как сделать вок с Шрирачей.
Если интересно: https://youtu.be/BughF692iEY
Если человек осуществил все свои мечты, то как же дальше-то жить?)))
После этой статьи купил шрирачу - ну по крайней мере он более острый в сравнении с остальными магазинными соусами, но говорить что этот соус бесподобный я бы всё-таки не стал. Хотя из того, что есть в магазинах, наверное один из лучших