Рубрика развивается при поддержке Почты России
Торговля
Brand Analytics

Рейтинг Топ-50 онлайн-ритейлеров в соцмедиа в 2021 году. Статичная динамика

Brand Analytics представляет рейтинг компаний рынка e-commerce, которые наиболее активно обсуждались пользователями в русскоязычных социальных медиа в первом полугодии 2021 года.

В рамках исследования рынка e-commerce было проанализировано более сотни компаний, среди которых отобрано 50 самых популярных онлайн-ритейлеров среди русскоязычных пользователей в социальных медиа.

Если в 2020 году большинство потребителей массово привыкали к шоппингу в формате “дома на диване”, то сейчас покупки онлайн стали частью повседневной жизни. Благодаря чему рынок российского e-commerce постепенно стабилизируется – рейтинг покинул лишь 1 ритейлер, 8 игроков сохранили позиции, а каждая пятая компаний показала рост интереса со стороны пользователей.

“Большая тройка”: лидеры рейтинга e-commerce

Один из признаков становления рынка e-commerce в России — стабильные позиции лидеров. Топ-3 рейтинга 2021 года совпадают с результатами исследования Brand Analytics за 2020 год:

1 место — AliExpress

2 место — Ozon

3 место — Wildberries

Большая тройка маркетплейсов вызвала наибольший интерес у пользователей, собрав 9,3 млн упоминаний — это 66% от суммарного числа сообщений всех участников рейтинга. Свою позицию сохранил и Сима-Ленд (4), совместно с лидерами образуя «Big Four» российского ритейла.

“Большая тройка”: лидеры рейтинга e-commerce

СберМаркет (6, +3) продолжает лидировать в сегменте food. Компания поднялась на 3 позиции вверх, оставив позади всех конкурентов food-сегмента. Сервис постоянно расширяет партнерскую сеть: в июне компания объявила о доставке продуктов из IKEA (9, +4) – теперь шведские фрикадельки можно заказать в приложении или на сайте СберМаркета.

Вторая десятка рейтинга оказалась захвачена миром высокой моды: появление в топе Shein (12, new) и Zara (13, new) укрепили позиции fashion-сегмента в рейтинге. Российская Lamoda (14, +2) за период исследоваия обогнала по популярности ASOS (15, -1).

Но не модой единой: во вторую двадцатку ворвался ВкусВилл (16, +11) — с 27 строчки в 2020 году продуктовый ритейлер поднялся сразу на 11 пунктов. Такому росту способствовали активная экспансия в регионах и фокус на доставку продуктов.

В сегменте доставки продуктов представителей из оффлайна больше, но они проигрывают битву за внимание пользователя онлайн-ритейлерам: ВкусВилл (16,+11), Пятерочка (26), Перекресток (23,+6), Азбука Вкуса (29, new), О’кей (39, new) и Метро Кэш энд Кэрри (43) суммарно получили 351 тыс. упоминаний, тогда как у “цифровой четверки” – СберМаркета (6,+3), Самоката (27, new), Яндекс.Лавки (31, new) и Утконоса (47, new) – суммарно почти 500 тыс. сообщений.

Полная таблица с участниками рейтинга - в блоге Brand Analytics.

Не маркетплейсами едиными: интерес к сегментам e-commerce в соцмедиа

Если динамика интереса к категориям в 2020 году была похожа на американские горки, то сейчас общий интерес к ритейлу в разрезе категорий стабилизировался: динамика по большинству сегментов имеет лишь сезонные пики и не демонстрирует системных колебаний. Исключение — food-ритейл.

Food (10 позиций). Доставка продуктов стала настоящим must в период пандемии и адаптировалась к ежедневным потребностям пользователей. В рейтинге присутствует сразу 10 представителей продуктового ритейла. Суммарно у сегмента 841 тыс. упоминаний.

Маркетплейсы (7 позиций). У сегмента традиционно главные позиции в рейтинге и более 10,6 млн суммарных упоминаний — это самое сильное направление в e-commerce, которое активно расширяет свое проникновение в повседневную жизнь потребителей. На категорию приходится 77,6% от всех упоминаний участников.

Fashion (7 позиций). С начала года сегмент вырос как в количестве представителей, так и в суммарном числе упоминаний — 646 тыс. упоминаний за 2021 год. Лидерство Shein не стало сюрпризом, бренд активно развивается как на российском, так и на международных рынках, ежемесячно наращивая аудиторию и объемы продаж.

Электроника (6 позиций). Данный сегмент продемонстрировал стабильность — в рейтинге присутствуют все участники прошлого рейтинга, суммарно собравшие 473 тыс. упоминаний. Такая ситуация подтверждает сильную конкуренцию в сегменте за внимание потребителя: бренды «идут» по порядку, лишь незначительно уступая друг другу по числу упоминаний.

Товары для дома (5 позиций). Среди представителей сегмента в рейтинге сразу 5 участников, суммарно набравших 374 тыс. упоминаний. В топ впервые вошли Аскона (34), Леруа Мерлен (37) и Все инструменты (41) – в итоге у сегмента 395 тыс. сообщений.

Фарма (4 позиции). В рейтинге сразу 4 онлайн-аптеки против одного представителя в прошлом году. Россияне переключают свое внимание на онлайн-аптеки — суммарно сегмент набрал 273 тысячи упоминаний с начала года.

Ювелирные украшения (3 позиции). И даже люксовые направления хотят быть в тренде – покупка драгоценностей тоже переходит в онлайн. В рейтинге три представителя ювелирных брендов — Sokolov (33, -17), 585*Золотой (40, new) и небезызвестный Sunlight (42, new), они суммарно получили 126 тыс. упоминаний.

Книги (2 позиции). Интерес к чтению у пользователей, который стал открытием рейтинга 2020 года, сохраняется — у Лабиринта (7, -2) и ЛитРеса (8) устойчивые позиции и более 500 тыс. упоминаний, хотя в рейтинге представлено всего 2 площадки.

Детские товары, красота и товары для животных (по 2 позиции). Данные сегменты также получили достаточное внимание пользователей, хотя в каждой из категорий всего по два бренда. Детскому миру (21,-4) компанию составил детский интернет-магазин ДочкиСыночки (36, new), а в категорию товаров для животных вошли Бетховен (48) и PetShop (50).

Куда дальше: тренды российского e-commerce

Заказ через приложение — тренд, который продолжает набирать обороты. По данным отчета App Annie за II квартал 2021 года, Ozon и Wildberries заняли 8 и 9 места в рейтинге самых скачиваемых приложений в России, уступив лишь соцсетям и развлекательным сервисам. 49 из 50 участников нашего рейтинга предлагают клиентам совершить покупку в собственном приложении, причем часть из них — это сервисы mobile-only, недоступные с десктопа.

Рост доли мобильных продаж онлайн-ритейлеров подтверждают не только финансовые отчеты. Активное развитие маркетплейсов, таких как Instagram Shopping и Facebook Marketplace, внутрисоциальных сетей, а также интеграция функций e-comm в мессенджеры говорит о хороших перспективах развития «in-app» ритейла.

Еще один интересный тренд — маркетплейсы активно покупают банковские структуры, чтобы создать устойчивую платформу для развития e-commerce. Так в феврале 2021 года Wildberriesкупил банк «Стандарт-кредит», Яндекс недавно завершил сделку с покупкой банка Акрополь, а Ozon ожидает одобрения ФАС для подтверждения сделки с Совкомбанком. Интеграция банка с маркетплейсом позволяет замкнуть цикл коммуникации с покупателем внутри своей экосистемы и помогает маркетплейсам агрегировать данные о покупателях, необходимые для более точного удовлетворения спроса и улучшения качества сервиса.

В момент бурного роста и борьбы за рынок между российскими экосистемами, основные игрокиактивно расширяют свою экспансию в электронной коммерции. Сбер — лидер по интеграциям: врейтинге представлено сразу 4 компании цифровой экосистемы. Среди представителей Яндекса в наш рейтинг вошли маркетплейс Яндекс.Маркет и сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка. Mail.ru Group тоже активно осваивает онлайн-ритейл — совместно с партнерами ему принадлежит доля в AliExpress Russia, Самокате и ряде других проектов. Ждем новых слияний и поглощений.

Как мы считали

Для расчета рейтинга были проанализированы более 14 млрд русскоязычных сообщений в социальных медиа за период 1 января по 30 июня 2021 года. Данные включают сообщения социальных сетей ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, TikTok, Youtube, Facebook, Twitter (в том числе упоминания в Stories, анализ текста на картинках и видеороликах), а также блогов, форумов, сайтов отзывов, публичных каналов мессенджеров, комментарии к новостным статьям и другие источники.

При расчете исключались сообщения с упоминаниями компаний — участников рейтинга в контексте розыгрышей и конкурсов, чтобы минимизировать влияние маркетинговой активности бренда на результаты исследований. Также был исключен весь контент категории 18+.

Для компаний, представленных и в онлайне, и в офлайне, при анализе популярности учитывались только сообщения, имеющие отношение к онлайн-продажам.

В рейтинге участвовали онлайн-ритейлеры, которые позволяют сделать покупку и заказать доставку товаров на территорию России, а также имеют русскоязычный интерфейс. В рамках исследования анализировалась популярность всех компаний, входящих в «Рейтинг ТОП-100 крупнейших интернет-магазинов России», публикуемый компаний Data Insight, а также популярность ряда новых игроков отрасли. Компании, предлагающие цифровой мультимедийный контент (музыка, фильмы), в рейтинг не включались.

0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Мой опыт общения с Почтой России

Первым делом хочу попросить прощения у всех граждан России. Благодаря моим действиям, описанным вкратце в этой статье, я получил некоторую сумму денег, которая иначе могла бы попасть в бюджет РФ. Но произошло это по вине сотрудников АО «Почта России». Учредителем и единственным акционером АО «Почта России» является Российская Федерация.

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Сайты в 2021 году
От чтения мыслей до вторжения во сны: зачем исследуют сознание и чем это грозит Статьи редакции

Учёные научились считывать структуру фраз и даже визуальные образы из мыслей. Теперь они переживают, что компании внедрят в сны рекламу.

ИТ-специалисты сообщили о блокировке Tor в России Статьи редакции

На проблемы с доступом пользователи жалуются с начала декабря.

Tele2. Недоразумение со сменой тарифа

Моя бабушка пользуется тарифом без абонентской платы от Tele2. Недавно ей позвонили и предложили поменять тарифный план. Бабушка в этом ничего не понимает, но прекрасно понимает, что не стоит принимать решения, не посоветовавшись с детьми/внуками. Поэтому она, почти сразу,прервала разговор. На следующий день выяснилось, что с ее номера телефона…

Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
null