{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Манифест против маркетплейсов и ИТ-гигантов. Есть ли шансы выжить у малого и среднего бизнеса?

Пару лет назад, на одной из конференций экс-глава «Я.Маркета» Максим Гришаков сказал: «Рынку не нужно столько интернет-магазинов, наверно их нужно не более 100». Цитата не точная, но смысл понятен.

Меня по-прежнему зовут Вик Енот (@vikenot) и я думаю, пришло время, что-то делать с монополизацией товарного рынка крупными игроками типа Wildberries, Ozon, Я.Маркет, Сбер.

Вик Енот
Основатель Hooglink.com

В конце статьи будет конкретное предложение.

За последние полгода, я тут написал 500 триллионов статей на эту тему, создал CPA-сеть hooglink.io реклама с оплатой по факту заказа и телеграм канал.

Ребята, может вместе начнем уже что-то делать?

Если полгода назад, когда вышла статья "маркетплейсы убивают бизнес" мы все смеялись и было двоякое отношение к действиям маркетплейсов, то сейчас вообще порнография началась какая-то...

1. Каждый игрок купил себе по банку (банку, Карл!!!) Теперь они еще и финансовые организации. Я бы кстати, на месте Олега Тинькова подумал бы вступить в наши ряды сопротивленцев.))

2. Сбер купил крутой маркетплейс goods и заполонил все своей рекламой. У них безлимитные бюджеты. Особенно интересно смотреть как они выкупают все спецразмещения - на книжном, аптечном и других рынках.

Также завалили промокод-сайты и CPA своими деньгами (подробнее напишу в телеге).

Хочешь суши купить по промокоду? Скачай приложуху сбер-маркета и получи их еще на 250 рублей дешевле. Ох уж этот яркий первый период монополизации, когда все дешево)))

3. Яндекс.Маркет для многих регионов стал работать только как маркетплейс. То есть все, никакой тебе ADV системы оплаты за клик. И, о чудо, как я писал ранее, Я.Маркет начал круто ранжироваться самостоятельно в поисковой выдаче. А также колдунщиками. Из-за этого SEO-трафик у многих начал проседать.

4. Яндекс похоже собирается полностью переходить на DBS и FBS системы во всем своем бизнесе (тут нужно тоже расписывать в отдельной статье) скажу, что после внедрения "близких фраз" https://yandex.kz/adv/news/samye-blizkie-frazy-v-direkte-otbor-obyavleniy-stal-tochnee-a-nastroyka-reklamy-prosche и увеличения количества "мусорных" сайтов в РСЯ - контекст в яндексе отрабатывает все хуже.

Да, с этим можно работать. Да, те кто в агентском бизнесе придумывают новые фишки как привлекать целевой трафик - но общая тенденция понятна. Рекламный бизнес перегрет - Яндекс ищет пути оптимизировать прибыль со своих активов.

Интересно, что Яндекс идет по пути южно-корейского naver.com - хочет полностью монополизировать рынок, используя преимущество поиска.

Хотите вести бизнес как в Южной Корее? Тогда можно просто ничего не делать.

5. Wildberries - хочет стать новым Amazon. Самый зверский, наверное, маркетплейс по отношению к партнерам. Поэтому столько жалоб на эту компанию на vc. Посидите пару дней в их телеграм канале для партнеров, там такого начитаетесь, кошмары будут сниться.)

6. Все компании задумываются или анонсировали свою CTM-линейку, а значит товары площадок будут вступать в прямое противостояние с товарами партнеров.

И многое другое, о чем писал я и другие авторы на vc.

Есть ли шансы выжить в долгосрочной перспективе у малого с среднего e-commerce бизнеса?

Хороший вопрос...

Знаете, пару лет назад, когда все это начиналось я был на одной из конференций, где экс-глава Я.Маркета Максим Гришаков сказал: "Сейчас тысячи интернет-магазинов, рынку столько не нужно..."

Тогда будучи топ-менеджером крупной e-commerce компании я понял что грядут перемены.

Думаю, что если ничего не предпринимать - весь бизнес будет другим. Как и рынок такси, доставки и мобильных операторов - он будет принадлежать нескольким крупным игрокам.

А что сообщество предпринимателей?

Самое смешное, что на каждой конференции выступают эти самые ребята из Сбера, Я.Маркета, Озона и WB, которыми все восхищаются. И все меньше слышен голос обычного бизнеса.

Сейчас идет жесткий рекрутинг производителей в маркетплейсы, поэтому представители ИТ-гигантов звучат из всех щелей.

Что делать?

Нужно строить свою экосистему для малого и среднего e-commerce бизнеса. Мы в hooglink.io хотим объединить трафиковые площадки и вебмастеров, чтобы создать альтернативный инструмент привлечения клиентов. Альтернативный великому Яндексу и непотопляемой Wildberries.

Но это только трафик. Есть еще вопросы логистики, управления заказами, производства.

Можно создать децентрализованную платформу, на которой каждый магазин имеет свой голос, и которая работает по общим правилам и принадлежит всему сообществу.

Будем обсуждать этот вопрос в телеграм канале @vikenot

Не много пафоса звездных войн для эмоциональной окраски происходящего. Не счастливых же людей с коробками изображать как на рекламе Маркета)))

Так как телеграм - единственный инструмент независимой коммуникации, предлагаю опер-штаб перенести туда)))

В комментариях, пишите что вы думаете по поводу децентрализованной платформы и как она должна по вашему выглядеть.

0
115 комментариев
Написать комментарий...
Alex V. Povar

Давайте я расскажу со стороны покупателя, почему при первой возможности я выбираю озон, а не ваш_сайт.ком (отзыв не проплачен, а жаль).

Потому что:
- выбрал товар, нажал кнопку купить
- зашёл в корзину
- выбрал место доставки и оплатил
- гарантированный уровень адекватности саппорта, если что-то пойдет не так - решить проблему значительно больше шансов

Через ~5 дней я зайду по пути в магазин в дом напротив забрать его. 

Никаких:
- "ваш заказ отправлен, менеджер свяжется с вами"
- выборов из огромного количества служб доставки разной паршивости (и кстати в половине случаев в итоге отправят другой службой доставки)
- в целом я вообще напрямую не плачу за доставку
- никаких писем менеджеру "вы отправили товар?" "а сегодня?"

Как именно кооперация малого бизнеса с их бюджетами (не в обиду, но давайте будем реалистами) решит все эти проблемы? Проработать полностью всю цепочку по всей стране ну просто же безумных денег стоит. А если кто-то этот ворох проблем решит, то чем он будет принципиально отличаться от озона со товарищи?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Kantor

Вы удивитесь , но мы тоже продаем используя доставку Озона и можно зайти на их ПВЗ забрать товар через эти же пять дней и заплатить постоплатой . И отправляем или в этот же день или на следующей и обо всем СМС приходит. И цена той доставки - три копейки или бесплатно от 3000. На Озоне многое тупо дороже. У нас на сайте стоят ряд товаров или дешевле Озона впрямую или со скидкой. И мы эти же товары поставляем на Озон и там цена выше , так как комиссия Озона присутствует. Хотите платить больше -  жмите дальше кнопки на Озоне.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Вик Довнар
Автор

Ozon - меньшее из зол. Если бы остальные игроки не использовали свои ресурсы и не создавали такие экосистемы. Яндекс с помощью поиска, сбер с безлимитными бюджетами и т.д. все было бы круто... 

С озоном можно конкурировать. Плюс они ребята которые более менее делают нормальные для партнеров условия. 

Второе, в начале развития диструктивных платформ все круто. Но через время когда они остаются одни, условия меняются. 

Посмотрите на такси, посмотрите на доставку. Как привычка сформируется и остальные "сдохнут" все будет не так выгодно. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey T

вполне так норм позиция современных потребитилей; сто лет назад  похожий тип людей в Европе вообще не видел проблем в том, чтобы поддержать новую прогрессивную партию пассионарных и активных людей в Германии и Австрии, обещающих такие эффективные меры решения накопившихся проблем :)) главное, чтобы все удобно и лично мне не мешало :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Думаю не только. Скоро маркетплейсы запустят CTM (маркет ужен анансировал) и будут во всю копировать ваш "уникальный" бизнес. Как раз контробанду садоводу и выгодно продавать на WB и Озон - потому что это не полноценный бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
К М

А зачем экстраполировать бизнес-модель части интернет-магазинов на весь екоммерс?

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

"Думаю, что если ничего не предпринимать - весь бизнес будет другим. Как и рынок такси... "

Как же я тоскую по тем временам, когда не было Яндекс Такси и мне приходилось с ночного клуба 10-20 лет назад добираться до дома за 500-800 рублей. А из-за этого Яндекса мне приходится платить СЕЙЧАС за такое расстояние всего 150-200 рублей. 😁😁😁

Ответить
Развернуть ветку
Галина Кайнова

Когда у нас был Везёт, я добиралась домой с вокзала за 200 р. Меньше года назад их подмял под себя Яндекс, и теперь то же самое стоит 300 р.

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Аркадный

Забавно читать то как человек предлагает бороться, с огромным Капиталом Капиталом мелким. Смешно прямо даже. Один ныне яросто опровергаемый бородатый человек, еще в 19 веке написал книгу и назвал ее не очень оригинально Капитал, но все процессы неизбежного роста и монополизации описаны достаточно четко. А также кризисы и проблемы которые этот самый рост капитала порождает. Но  дядька естественно фантазер, написал утопию, на основании этой утопии построили нежизнеспособное и люто кровавое государство, а вспоминать теперь его вообще моветон. Но факт остается фактом Яндекс и Сбер разрослись в абсолютное зло, равно как и Газпром и прочий Русал) Но мы в едином порыве! объеденимся против монополистов! своими гордыми и незаыисимыми бизнесочками и как дадим отпор))  Выглядит это как стояние очень крутых гордых и независимых русских князей на реке Калка перед монгольской ордой. Чем кончилось известно, хотя у князей тогда шансов было больше, чем у вас сейчас, противостоять КАПИТАЛУ) 

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Лушников

"люто кровавое"-это какое?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Антон Ефимов

В принципе, в статье правильно отражены тревожные моменты.
Но что предлагается - не понятно вообще. Автор сделал какой-то непонятный сайт. Хорошо, что вы признаёте наличие проблем логистики, управления заказами и производства (чего, кстати?). Но как их решать, у вас, похоже, нет никакого представления. Изложенное в статье - утопия. Странные фантазии, не более того, на мой взгляд.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Какой именно сайт?

hooglink.io - это CPA-сеть, которая началась кстати, тоже со статьи на vc. Работающий инструмент.

Hooglink.com - это бизнес журнал и мое диджитал агентство которое уже давно на рынке.

Но в статье про другое, про то что нужно обьединится чтобы представлять мало-мальскую силу!

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Goodeni

Почему, это он должен решать? Ты, решай, раз "бизнес" хочешь открыть и думай за хранение, логистику и т.д., а то я хочу, чтоб у меня всё было, но ничего мне за, это не было! 
https://youtu.be/vIZVWVJ4_9M?t=13

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Манифест.  Клоунада какая то. Где покупать решает покупатель а не Вы. И по моему он уже сделал свой выбор. Мелкие магазины должны умереть. Вы . хоть чучело Бакальчук сожгите на красной площади не чего не измените. На агонию больше похоже чем на манифест...

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Я, как потребитель, хотел бы продолжать пользоваться услугами Яндекса и подобным ему компаниями, пока не сделают что-то ещё лучше и дешевле. 
Ненавижу тех людей и компании, которые пытаются мне помешать пользоваться услугами таких компаний. 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Пользуйтесь) 

Только из Москвы в Химки на я.такси не ездите, а то иногда дешевле в Питер слетать)))

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Будет развернуто! Будет материал!

Ответить
Развернуть ветку
Василий Белогородов

Большой поход начинается с маленького шага. Надо ддосить гигантов)

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Ддосить в плане злома не поддерживаю. А в плане создания альтернативы - всегда пожалуйста)

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

Есть такой момент.
Нам в школах, когда преподавали теорию Дарвина, всегда говорили, что выживает сильнейший, но это или случайно или намеренно кривой перевод. В оригинале выживает самый быстро приспосабливающийся.
Можно бегать как муравьи по слону и орать, что нам главное его завалить, потом ногами запинаем, но лучше потратить свои силы на адаптацию.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Но, если перед вами не слон, а удав.

Он медленно обвивается перед вашими ногами и вы думаете что он хороший, он же ничего плохого не делает. А потом он бац и сьедает вас целиком. И когда вы медленно переваривайтесь в его желудке, вы думаете блин, удав сожрал васю (такси) и асю (доставку), а я почему-то думал что он хороший))) 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Pavel Drozd

Отличная идея👍успехов в её реализации! 

Ответить
Развернуть ветку
Журавлёв Николай

много работая можно и самому стать гигантом)

Ответить
Развернуть ветку
MrKompoman

Сказки, пустые слова

Ответить
Развернуть ветку
Ревизор

По моему эта проблема существует только у продавцов какого нибудь ширпотреба, или у тех, у которых нет и не было сервиса. Любая маленькая, но хорошая компания обеспечит лучший сервис и качество, чем любой гигант, просто для этого нужно из барыжек превратится в тех, кто заботится о своих клиентах, о своём продукте, о своём позиционировании. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

И да и нет. Конечно, Вы можете быть лояльной компанией, но у Вас просто не будет финансовых возможностей предоставить все, что делают маркетплейсы такими привлекательными. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир AngryCEO

Вот описали вы в статье куда развиваются гиганты и хотите создать альтернативу. Призываете бизнес в помощь. Но самое главное забываете - потребителю это нужно? У него есть проблема что гиганты развиваются? Цены на мп скачут, но в целом там обычно дешевле. Доставка быстрая. Решение проблем с товарами обычно тоже быстрое и в большинстве своем в пользу потребителя. Так зачем нужен ещё один маркетплейс (а точнее агрегатор, судя по тому что он будет давать только трафик)? Почему я как потребитель должен пойти на другую площадку?

Ответить
Развернуть ветку
MrKompoman

Как прекрасно. Только что маркет вытер ноги об мой малый бизнес, перестав показывать товары если я не состою в секте маркетплейса с грабительским подходом к доставке за 49₽ (а 250₽ я должен теперь выложить из своего кармана Курьеру) как сразу натыкаюсь на эту статью. И знаете что я хотел сказать : яндекс это монстр, который вытирает ноги об нас мелких предпринимателей. Я не понимаю с какого такого места яндекс теперь решает что доставка стоит 49₽??? А может там кто нибудь из топ менеджеров Маркета повозит заказы за 49₽ а??? Идиотизм! Куда мы катимся? Куда смотрит государство? Где ван эти хваленые ФАС? Пора бы уже скомандовать Фас!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Bad

"Почитал. Смешные рассуждения про "фас" (команда собаке, и не только ей) и прочее. Это никому и не нужно на сегодняшнем этапе. Нужно только дождаться пока "большие" не сожрут маленьких" и потом, только потом "прибрать к рукам" этих самых "больших" (и пусть они о себе так и думают-что они "большие"). А методов существует великое множество (как прибрать к рукам). 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Бровкин

Исключительно мое мнение, не претендующее на единственное верное:
Симпатизирую переживаниям Енота, но методы борьбы, мне кажутся не действенными. МП - это выбор людей, выбор не потому что их заставили, а манифест - это как раз принуждение. Исходить надо из когнитивных паттернов, из глубокой психологии, об этом мало говорят, еще меньше делают что-то на основе их. Вспомните исследование, что 74% пользователи уходят с веб-страницы, если она загружается дольше 5 сек.(хотя мне кажется я видел отчет гугла, где цифры еще меньше). Посмотрите, как магазины самообслуживания вытесняют классические с прилавком, это особенно видно когда около дома есть классический магазин, потом появляется какой-нибудь магнит и первым начинает загибаться. И это происходит повсеместно. Лень и нежелание человечества вникать в продукт - вот ключевые факторы заранее проигранной войны, между МП и идеалистами-предпринимателями. 
Войну, которую развязывает Енот, можно отнести на большую часть рынка. Порой мне кажется, что об этом стоит написать книгу. 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Спасибо. Книга, это интересно)

Я считаю нужно создавать децентрализованные альтернативы. Вообще все основные системы типо банков, поиска, маркетплейсов, благотворительных фондов и  не должны принадлежать нескольким миллиардером. 

Это вредит как экономике, так и индивиду в целом. 

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Janis Mednis

Вопрос из оперы - как противостоять гипермаркетам. Тоже все боялись, а в итоге... перестали ходить в гипермаркеты, так как микрорынок за углом удобнее, хоть и дороже гречка ну пусть на 20р. А молоко так же, поскольку сеть маленьких фирменных отделов с РРЦ такой же как и в гиперах.

Я вижу наш шанс в гибкости. Продаю напрямую и на Али с Озоном. Последние кстати удобны для розницы и можно даже самому заработать больше, чем напрямую. Трудозатрат также меньше.

А что будет дальше... триалектика. Заранее гадать бессмысленно, как заранее просчитать, что будешь делать за рулём по пути на работу. Тактика рулит.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Странно, что ни один кто написал, что якобы, на их сайтах товары дешевле чем на ОЗОН, или я не заметил - не написал название своего сайта!
Маркетплейсы особенно раскрывают всю прелесть ассортимента и доставки, когда ты живёшь не в областном центре, а в областном городке, посёлке, деревне...

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Эти компании конкурируют между собой и будут конкурировать ещё очень долго. Не вижу смысла потребителям волноваться по поводу цен. 
Как только эти крупные компании начнут давать слабинку и повылезают эти рыночники и таксисты с заоблачными расценками основанными только на том, что им приходится половину отдавать рэкету и ментам. 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Это не для потребителей статья, а для предпринимателей.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Максим Дреер

Может, есть смысл давить с юридической точки зрения? Что по поводу действий Яндекса думает ФАС?

Ответить
Развернуть ветку
MrKompoman

Ой как же я с вами согласен! Почему доставка должна стоить 49₽ если в реальности она стоит 300₽ ну или 250 на край? 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Denis

Автор, у тебя на сайте в title опечатка

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын
которыми все восхищаются. И все меньше слышен голос обычного бизнеса.

Рыночек порешал. Дикие перекупы (в вашей терминологии - обычный бизнес) не нужны. Цивилизованные перекупы (в вашей терминологии - маркетплейсы с СТМ) - нужны. Все просто.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Петров

Не, мы будем зарабатывать на Маркетплейсах, зачем эта бессмысленная борьба.

Ответить
Развернуть ветку
Против Спама

Выжить среди "гигантов" бизнеса можно и даже победить их тоже можно. Советские заводы в пример, которые не смогли конкурировать даже с мелкими фирмами. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Азин

Имхо это естественное развитие истории, как пример: раньше были сотни отдельных княжеств, сейчас они в составе одной страны, те кто с этим боролись-проиграли

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

А потом пришли демократы и повесили всех королей на площадях и фанарных столбах. Мы эти демократы (децентрализаторы)!

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

выхода нет

Ответить
Развернуть ветку
Роман Левенцов

Надо это хорошо обдумать... 

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Что именно?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Так чего же вы хотите?

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

ну по факту надо делать свой поиск, свои сервисы типа справочников и карт, свой банк, свою связь, свою доставку, свои пвз. и всё это честное и независимое.

Ответить
Развернуть ветку
хахаджа наполовин

То что надо. Ну так если прикинуть заходишь в поиск и ищешь часами днями то что нужно, у нас в влг ничего путного ни для чего тока на сайтах. Вот и нужен маркетплейс для этого. Это как каталог магазинов. Норм. Нужно? Мне да. Но и тут амно и сами сайты и часть продавцов. Вывод нужен тупо качественный каталог по алфавиту или там еще как по колву товаров у кого больше тот  и первый в каталоге  всё! Не?
А еще это нужно покупателям не меньше чем продавцам производителям. Вот на взносы лиги покупателей делаем такой маркет где членство дает гарантированную скидку на все что в каталоге ибо сумма скидки честно согласована с продавцом по логистике и тп. Ну чтототипаэтого чисто штурм шиз)

Ответить
Развернуть ветку
хахаджа наполовин

Ну  и сам каталог нужен особенный ни как всех и др фишки

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Есть цикл жизни продукта. Пока идет монополизация ему выгодно покупать на маркетплейсах, потому что они делают шеколадные условия (зачастую кстати, за счет продавцов). Но пройдет время и крупняки захотят зарабатывать больше и станет не так выгодно.

По поводу платформы: она должна строится так же на выгодах.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Teplyakov

К стати по поводу "Они даже купили себе банк".
Вам кажется, что купить банк это что-то из ряда вон, но в покупке банка нет ничего такого, их давно покупают и продают и в большом количестве, много бизнесов приходят к тому, что было бы удобно иметь свой банк, для своих операций. И стоит это не космические деньги, в принципе даже обеспеченное частное лицо, при желании инвестировать в этот бизнес и заниматься им, может купить себе банк. 😁

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар
Автор

Я к тому, что эти ребята стали фин.организациями. Это значит они будут расширятся и на финансовый сектор упрочняя свои позиции. С экосистемой которая тесно вплетена в твою жизнь сложно боротся.

Ответить
Развернуть ветку
К М
Думаю, что если ничего не предпринимать - весь бизнес будет другим

думаю, что первая часть предложения до тире тут лишняя

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Kuchmak

кто будет кормить сотрудников мсб, когда маркетплейсы накроют многих? такси и заводов на всех может не хватить

Ответить
Развернуть ветку
Beauty Comfort

Дело не только в этих маркетплейсах, а в том, что у нас люди бедны. У 70% в гардеробе одни штаны и одни кроссовки условно. 10ки млн людей в квартире ремонт делают не раз в 3 года, а раз в жизни; зимнюю одежду покупают не каждый год, а раз в 5 лет и т. д. Нет у людей денег на разнообразие товаров и услуг, не нужно и много продавцов. У 15% деньги есть только на еду; 49% могут позволить себе еду, коммуналку, какую то одежду, на покупку кр бытовой техники им уже надо копить, занимать (это бедность).

Ответить
Развернуть ветку
Stan Manowa

Отличное предложение! Реально.
Немножко исправления "..Интересно, что Яндекс идет по пути южно-корейского never.com" - naver.com

Ответить
Развернуть ветку
112 комментариев
Раскрывать всегда