Занимательная математика бизнеса на Wildberries (и не только)
Допустим, вы с другом решили открыть бизнес на маркетплейсах. Насмотрелись видео, начитались успешных кейсов, замотивировались и решили играть по- крупному: во влажных мечтах напророчили себе, что хотите выводить по 1 млн рублей на каждого в месяц. Для этого будете закупать товар в Китае и продавать на WB. Давайте теперь считать.
Чтобы получить на руки по миллиону - нужно заплатить еще налог на дивиденды (13%), а значит нужно подготовить к распределению 2,3 млн рублей.
Если вы хотите, чтобы ваша компания продолжала развиваться — вы не можете вытаскивать всю прибыль. Нормой для развивающейся компании будут дивиденды в районе 30%. Больше вы вытаскивать сами не захотите из хорошей компании. Деньги нужны на дальнейший рост, обучение сотрудников, погашение займов и пр. Значит чистая прибыль компании в целевой месяц должна быть:
2,3/0,3 = 7,667 млн рублей
Чтобы обеспечить такую прибыль вы должны и оборот делать соответствующий. Предположим, что вы нашли супер товар, и все бизнес-процессы у вас отлажены, и вообще вся ваша компания очень эффективна и смогла обеспечить рентабельность по чистой прибыли 25% (а это очень круто). Тогда в месяц ваша выручка должна быть:
7,667/0,25 = 30,668 млн рублей
Это в месяц. Значит в год ваша компания должна делает оборот:
30,668*12 = 368 млн рублей
Не пугаемся. Вы же решили, что хотите миллион, вот и терпите теперь. Считаем дальше.
От заказа товара в Китае до получения и отправки на WB в среднем нужно 60-90 дней (сейчас еще больше). Значит в любой момент времени у вас в оборотном капитале должно быть товара минимум на 3 месяца. Это 36,8 млн.
Китайцы вам отсрочку вряд ли дадут, а значит оборотный капитал должен быть сформирован из собственного и/или заемного. Есть такое правило: агрессивная бизнес-стратегия должна компенсироваться консервативной финансовой стратегией. Бизнес на маркетплейсах очень рискованная тема, а значит в идеале весь капитал должен быть свой. Но, допустим, вы рисковый и уверенный, и решили, что соотношение 50/50 собственного и заемного капитала для вас норм, хотя это и очень опасно. Но допустим. Значит у вас должно быть:
1) 18,4 млн рублей заемного капитала. А это тоже прям задача, идите попробуйте кредит на бизнес получить. Мне пару лет назад Альфабанк отказал в кредитном лимите 500 тыс рублей при годовой выручке компании 60 миллионов. Новому бизнесу получить кредит невероятно сложно, и по любому потребуется личное поручительство вас и вашего партнера, а значит вы начинаете отвечать за все своим имуществом. Об ограниченной ответсвенности тут речи уже не идет.
2) И 18,4 млн рублей собственного капитала. Собственный капитал формируется из:
- вложений учредителей (если у вас есть такие деньги и вы готовы вложить в рискованный бизнес — прекрасно, вам будет чуть проще)
и накопленной чистой прибыли. Если вы в первый же месяц работы сделаете выручку 1 млн рублей и будете расти каждый месяц на 20% вам нужно почти 1,5 года, чтобы накопить такую прибыль. Это при учете, что вы не будете вытаскивать из бизнеса ни рубля дивидендов и не будете тратить прибыль ни на что, кроме закупки товара. Что маловероятно, учитывая сколько всего неожиданного может произойти. Поэтому тут лучше закладывать больше 2-х лет.
Вот такие циферки.
А теперь помножьте все это на риски:
- ваш товар случайно сгорит, или фура с ним перевернется, или его затопит на складе, или украдут, или…
- wb начнет брать сильно больше за свои услуги, или по ошибке распродаст ваш товар по 1 рублю, или просто заблокирует личный кабинет вашей компании с раскачанными карточками
- конкуренты увидят, что у вас классная тема, тоже залезут на ваш рынок и демпингом заберут клиентов
- мода на товар пройдет через 3 месяца и у вас останется куча никому не нужного товара
- закроют границы и вы не сможете пополнить остатки, продать товар и заплатить по займам
Миллион вам нужен всего один в месяц, а по одному месту все может пойти примерно миллиардом способов. Вот тебе и бизнес. Но зато это все страшно интересно)
P.S. Рассуждали вчера с другом на эту тему и он прислал мне один пост. Понравилось сравнение: "Хорошая проститутка в Москве зарабатывает как совладелец бизнеса с годовым оборотом пару миллиардов рублей". С единственным отличием, что бизнес предпринимателя капитализируется.
Ссылка на канал
Со всём солидарен. Нихрена не понимаю, почему все прутся в маркетплейсы. Как будто тут халява и золотые горы. Тут в первую очередь огромная куча работы. И рисков.
Все прутся в маркетплейсы потому, что туда перетекают все клиенты. Посмотрите на США. Уже сейчас покупатели часто ищут товар не в гугле, а на амазоне с ибэем. И если Вас там нет, то Вас никто не найдет.
Через несколько лет это станет реальностью и у нас. Зачем мне, как покупателю, идти на сайт магазина, когда тот же товар я могу купить на Озоне, ВБ и Яндекс-маркете? Более того, мне не надо будет думать о том, чтобы создавать кучу личных кабинетов, давать неизвестно кому данные своей кредитки, разбираться каждый раз с правилами доставки и возврата, и.т.д.
Покупателю гораздо удобнее один раз зарегистрироваться на трех маркетплейсах. А уже они загонят всех мелкописечных продаванов в общее стоило. В том смысле, что навяжут им свои стандартизированные правила работы. Более того, на маркетплейсах продавцы, как пауки в банке, начинают грызьться между собой и демпинговать. Что для меня, как для покупателя, дает более низкую цену.
Какие минусы для меня, как для клиента, есть у маркетплейсов? И в чем для меня плюсы покупать не там, а на сайтах продавцов?
Минусы? Мятые коробки, нет уверенности ни в оригинальности, ни в работоспособности. Для тряпок и бытовых вещей ещё сойдёт, но электронику чот стремно стало покупать.
А какая разница в этом по сравнению с простыми онлайн магазинами?
Некоторые из них дорожат своей репутацией, у кого то есть оффлайн магазин, доставка намного аккуратнее. А в МП все обезличенно как-то.
Наоборот. На маркетплейсах покупатели оставляют отзывы. И продавцы трясутся над ними, поскольку низкий рейтинг убьет как сам товар, так и магазин продавца на маркетплейсе. Амазон, например, если выявляет факт пересортицы или брака какого-то товара (читай, получено несколько однотипных жалоб-отзывов от разных клиентов) тупо отправляет назад продавану всю палету (контейнер). Причем, за его счет.
Зато на собственных сайтах продавцов отзывы только хвалебные. Негатива нет 😕
Так что за репутацию на маркетплейсе продаваны трясутся гораздо больше, чем в оффлайне или в своем собственном онлайн-магазине.
Отзывы - это отдельное зло.
Даже если отзывы могли бы оставлять только реальные покупатели, совершившие сделку…. - это все равно зло!
Если я Ваш конкурент и у меня цены выше чем у Вас, то я:
1. покупаю Ваш дешевый товар, пишу вам отзыв-убийцу и ставлю 1 звезду;
2. Повторяю пункт 1 10/50/100 раз до сравнивание Вашего профиля с землей.
3. Выставляю Ваш товар на полку к своему и поднимаю на него цену.
А «покупатели-ангелы-любители-почитать-нагадить-в-профиль», начитавшись нелестных отзывов о вас - ИДУТ ко МНе!
Вот и все ваши «великие отзывы»…. Фуфло! Не отражающее ничего, кроме того, что любой негативный отзыв честному продавцу (который искренне готов исправить любой свой промах) пишет только неадекватный мамкин жалобщик.
Все так. Но есть еще момент, как на негативный отзыв реагирует продавец. Если с извинениями предложит возврат денег (money back, no questions asked), я буду спокойно покупать у такого продавана.
Кроме того, на Ваш товар Вы получите негативных отзывов по той же схеме от другого продавана, прекрасно понимающего, откуда ноги растут. А покупателям придется разбираться, какие негативные отзывы по делу, а какие - от конкурентов.
Так «покупателю много букв не требуется».
Ему «пришёл, увидел цену/рейтинг/отзывы, купил».
Разбираться в «оттенках» сложно и мало кому нужно.
Инфо-перегруз - люди действуют по принципу «упрощай».
Ведь плакаты с надписью «у нас сегодня переучёт» читают только после того, как лбом ударятся о стекло… или упрутся в закрытую дверь…
Когда из-за действий конкурентов рейтинги у всех продаванов и товаров станут ниже плинтуса, покупатели еще как пойдут разбираться в оттенках. Им тупо будет некуда деваться.
В этом случае Площадка всем обнулит рейтинги и все станет красиво! :)
Какая же она ТОР площадка - если у неё все продавцы с рейтингом 1 по шкале от 1 до 5 :)))
Ну, Амазон, идущий на 5-10 лет впереди, как-то решил эту проблему. Решат ее и наши маркетплейсы.
Комментарий недоступен
Мне, как покупателю, проще вернуть товар и купить другой, чем разбираться. В Амазоне имеется та же проблема. Так там, когда покупаешь что-то сложное, продавцы сразу кладут в коробку просьбу, что, если не удалось разобраться, не возвращать товар, а звонить им. И у нас скоро так будет.
Комментарий недоступен
За что, за ЭТО?
Комментарий недоступен
На Али давно решено - связь на платформе АлиЭкспрессса.
Мне так китайский продавец с телефоном несколько дней помогал, в итоге все решили.
"Какие минусы для меня, как для клиента, есть у маркетплейсов? И в чем для меня плюсы покупать не там, а на сайтах продавцов?"
Тех поддержка маркетплейсов ниже плинтуса.
:D А остальные идеальные ?
«Даёт более низкую цену»?!
Да Вы БРеДИТе!
Чуть выше картинка, где товар себестоимостью в 410 ₽ продаётся на ВБ за 1160 ₽, то есть почти в три раза дороже!
Вы «ЭТО» называете «дешевле»?!
Да все эти торговые площадки вносят весомейший вклад в инфляцию и рост цен на товары народного потребления!
МарХеТОлухи, пилин!
Кстати, заметил, что у покупашек сформировано мнение, что на Озонае/Вб - цены ниже. Это чистая лажа, но факт остается фактом. Люди вообще перестали сравнивать цены, у них по умолчанию галочка в мозгу "здесь выгоднее".
Методичная обработка «пациентов» и вдалбливание им в голову одной и той же мысли всегда даёт свои результаты.
Пол страны и особенно из молодёжи считают Россию адом, помойкой, концлагерем и хотят «валить туда, ГДЕ ПО РЕКЛАМЕ И КИНО - КЛАССНО»!
Но только 0,001% говорят - Это Моя Великая Родина!
Я горжусь ею!
Сейчас она больна, но моими усилиями и усилиями таких как я мы превратим ее в Рай и Мечту!
Социальная инженерия, однако…
Все так и есть, причем, получив монополию, маркетплейсы смогут как хотят прессовать продавцов и, хрен класть на покупателей.
Посему нормальное государство должно их демонополизировать, а не предустанавливать их приложение на смартфоны всех граждан.
Не факт, что положат хрен на покупателей. В США уже лет десять маркетплейс один (Амазон), а уровень сервиса только растет. А у нас аж три маркетплейса (озон, ям, вб) между собой конкурируют. Да и Али (как чисто китайский, так и али-раша) не стоит сбрасывать со счетов. С учетом того, что на всех этих маркетплейсах в значительной степени одни и те же продаваны продают один и тот же товар, покупатель пойдет туда, где будет дешевле и удобнее. Так что конкуренция еще какая будет.
А если вам понадобится этакий фильдиперсовый, с рюшечками и нестандартной длины гроб, тоже на маркете заказывать будете!? ;) Есть масса нишевых товаров, которые алгоритмы маркетов просто никогда не переварят. И это я ещё об услугах не говорю! Так что, вы сильно торопитесь с укладкой большого болта на "мелкие" интернет-магазины.
Нишевые интернет-магазины со специфической тематикой будут по-прежнему существовать и без маркетплейсов. Хотя, опять же, они будут использовать их для, как минимум, рекламы своего товара. Иначе, как я узнаю, что именно Вы продаете фильдиперсовые гробы с рюшечками, если я привык искать все на маркетплейсах?
Но, глобально, мы говорим не о нишевом и специализированном бизнесе, а о масс-маркете. О тысячах перепродаванов китайского барахла. Вот их бизнес маркетплейсы убьют. Поскольку, обладая всей информацией о продажах, они скоро начнут сами заказывать и продавать наиболее популярные товары. Например, Амазон уже лет 5-10 назад сделал для этого линейку "Amazon basics".
Мне, как покупателю, такое крайне выгодно. Поскольку цена будет ниже (маркетплейсы заказывают миллионами и не тратятся на рекламу), а качество - выше.
Вот правильно говорите. Однажды (в 90-х) я обратился в другу, главному инжерену завода, изготовить мне некие детальки, на изготовление которых тратил много времени и сил. Его ответ меня поразил: Я наклепаю тебе этих деталек тысячу штук за день.. А ты сможешь их сбыть???
И тогда я понял, что крупный изготовитель мне не конкурент, т.к. он на этом прогорит. А мне моих деталек на мой век хватит... И спокойно продолжил свои тернии...
Так и с агрегаторами. Не всё там хорошо и богато, как это подносят ГУРУ-советчики с их курсами . Их кормит только продажа курсов. А потом этот курс в мусор летит... И тот же реальный 1 млн можно намного спокойнее заработать без маркета., хотя и чуть медленнее. Зато это в меру своих сил и терпения.
В целом все ок, но мало кто помнит, что озон, например, раньше заказы отправлял без оплаты. И таких пунктов много.
А ещё я открою страшную тайну, но маркетплейсы уже давно не про "дешевле". В какой-то момент я, человек который всегда топил за низкие цены и большую выручку, сказал: а почему у нас дешевле чем на озоне? Особенно комично это выглядит когда ты видишь такой же товар от, например, импортёра, у которого цена на 80% выше твоей, но есть манящее "скидка 70%".
Но удобно, тут не поспоришь.
Сравнить озон и Амазон дело так себе: они развиваются в разных странах и разных реалиях. Есть у Амазона 100500 ПВЗ, большая часть из которых в 5-ти метрах друг от друга?
ПВЗ - это особенность нашей страны и, отчасти, Европы. США - на 90+% одно-двухэтажная застройка. Бесконечная сабербия. Посылки кидают прямо под дверь. И даже во многих многоквартирный домах есть консьержи. Соответственно, ПВЗ не нужны.
А у нас ситуация обратная. На самых сладких рынках (города - миллионники) в основном - многоквартирные дома. Днем большинство на работе. Консьержей мало. Соответственно, ПВЗ не нашем рынке - неизбежность для всех маркетплейсов. Пришел бы к нам Амазон, тоже бы их делал.
Глобально это ничего не меняет. Амазон тратит больше на курьеров, Озон - на ПВЗ. Те же яйца, вид сбоку.
Пока не ясно, что получится в итоге.
Но если смотреть по такси и сервисам доставки еды, то постепенно условия будут ухудшаться.
Самое весёлое, это как покупатель получить блокировку в магазине.
Это незаконно. Почитайте про публичную оферту.
Да ну. Можете здесь на форуме поискать, куча тем с блокировкой на различных ресурсах.
инерционное мышление, я например, как покупатель постепенно ухожу с озона и вб как покупатель, потому что там тупо дорого. я тут компьютер решил обновить, на озоне все железо тупо дороже процентов на 30 (про видеокарты даже говорить не хочу). через Ямаркет уже подешевле но все равно дороже. А напрямую если искать тогда нормальная цена. причем все эти магазины есть на маркетплейсах, но торгуют там всякими наушниками и прочим калом.
Железо для компа - это уже нишевой и, видимо, низкомаржинальный продукт. А, например, сами компы стоят дешевле (или столько же) на маркетплейсах. Я, например, этим летом купил на Яндекс-маркете ноутбук за 160 килорублей. И в самих магазинах было нифига не дешевле. Наоборот, нужно было морочиться с оплатой (наличные курьеру) и доставкой (за доп деньги). А на Яндексе заплатил картой и получил бесплатно в ПВЗ. Кроме того, платеж провел именно Яндекс (их реквизиты на чеке). То есть, в случае, если что-то пойдет не так, отвечать будут именно они, а не левый ИПшник.
ноутбук за 160к в ПВЗ? ну очень рисковый человек )
А какие были варианты, если в магазинах такой не продается?
Ну если не продается то да, но в условии задачи сказано "в самих магазинах было нифига не дешевле", что предполагает, что они все же были )
Да и брать дорогой ноут не повертев его в руках как минимум на предмет удобства в работе... Обзоры обзорами, но лично я доверяю только своим рукам и глазам ) Сходить в магазин повертеть а потом заказать доставкой чтобы сэкономить вполне рабочая схема )
Комментарий недоступен
Тут мы не сторону клиента обсуждаем. А селлеров, которые прут из всех щелей. С производителями-то всё понятно. Им одна дорога. Но вот почему все любители халявы туда прутся. Которые думают, сейчас куплю на рынке/в Китае подешевле, продам тут подороже и разбогатею.
Ну а тебе жалко? Или конкуренции боишься? То что они прогорят это их проблемы.
Статья не о минусах покупателя, а о рисках Изготовителя и Продавца.
А покупатели, - Вы правы, все идут искать товар на Маркет-плейсы. И я в т.ч. Тем не менее, часто нахожу товар по нужной цене и другим критериям не на агрегаторе, а у прямых продавцов (изготовителей).
Через несколько лет большая часть покупателей соберется на маркетплейсах. Скажите, это - риск продавца или новая реальность?
Они уже там собрались.
Но как показал 2020-2021 год, покупатель легко меняет свои потребительские привычки.
Что Вы имеете в виду? Что покупатели могут уйти с маркетплейсов?
Конечно могут, когда что-нибудь поинтереснее придумают
Все может быть. Но на данный момент я не вижу, что для покупателей может быть лучше маркетплейсов. Все продавцы уже собраны в одном месте и яростно конкурируют между собой. Предлагают скидки, бесплатную доставку, и.т.д. Сверх этого маркетплейсы навязывают этим продаванам дополнительные скидки и перестают показывать товары тех, кто не готов их давать. В результате, все торговцы ужасно боятся вылететь с маркетплейса, так как это может означать закрытие всего бизнеса. И вынуждены вести себя максимально клиентоориентировано.
За последние пять-десять лет агрегаторы изменили в лучшую сторону индустрии отелей и такси. Теперь очередь за FMCG.
На маркетплейсы нормальные фирмы обычно выставляют только ходовые товары. Эксклюзивов и новинок там нет.
Вы правы. Но это только пока. Сейчас часть компаний пытается использовать маркетплейсы как рекламную площадку, надеясь найти там клиентов, чтобы затянуть к себе на сайт и продать более дорогой товар напрямую. Но, как показывает опыт амазона, это ненадолго. Рано или поздно (скорее, рано) один из их конкурентов в борьбе за долю рынка выложит на маркетплейс все свои товары. После чего рекламная модель перестанет работать. И этим компаниям придется выбирать: либо выложить все товары, либо отдать долю рынка конкурентам.
Все товары невыгодно, потому что часто маркетплейсы устраивают распродажы и требуют скидку.
Согласен. Невыгодно. Но скоро выбора другого не будет. Клиент будет тупо выбирать из того, что есть в наличии на маркетплейсе, и не пойдет ни на какие сторонние сайты. Более того, скоро даже искать товар клиент будет не в Яндексе или Гугле, а на маркетплейсе. И как после этого он узнает о существовании Вашего сайта и товара на нем?
Такое уже происходит на амазоне. А это - наша реальность через несколько лет.
По кукам с поиска даже в амазоне можно таргет настроить. Реклама в социальных сетях.
Я думаю маркетинг тоже не стоит на месте и будет развивать новые каналы продаж.
Как Вы себе представляете эти новые каналы продаж? Допустим, клиент зашел на озон (или вб/я.маркет) и вбил в их поиске, ну, скажем, "масло 5W30". Вывалилось несколько марок. Он отсортировал результаты по цене и купил одно из самых дешевых. Плюс, бесплатная доставка. На выбор: курьером или в ПВЗ/постамат. Как удобнее.
Все. Потребность удовлетворена. И чем Вам в такой ситуации помогут куки с таргетом и соцсети? Даже если, вдруг, у Вас на сайте продается самое лучшее и/или самое недорогое масло в мире, клиент просто не узнает о его существовании. Поскольку в 99.9% случаев он удовлетворится тем, что нашел на маркетплейсе. И постаматов с ПВЗ у Вас нет. Да и доставка, скорее всего, платная. И зачем клиенту с этим морочиться? Опять же, с вероятностью 99.9% товар у Вас не уникальный. Проще купить то же самое у Ваших конкурентов на маркетплейсе.
Поэтому, уже скоро будет так, что если Вы (Ваш товар) не представлены на маркетплейсах, значит, Вас (Вашего товара) как бы не существует в природе. Welcome в новую реальность.
Инста?