{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Трафик не вырос, площади перераспределились между новыми игроками, а H&M и Uniqlo не заменить — как живут ТЦ в 2023 году Статьи редакции

Главное из материала Forbes о ситуации в отрасли.

ТЦ «Авиапарк» в Москве
  • Крупные международные ритейлеры массово закрывали магазины в России весной и летом 2022 года, но большинство — с формулировкой «приостановка деятельности» и продолжая платить аренду. Замена арендаторов началась только осенью, поэтому только к концу 2023-го можно оценить, каких результатов «удалось добиться», отмечает Forbes.
  • Большую выгоду от ситуации получили новые арендаторы, преимущественно российские ритейлеры. Торговые центры же «бежали изо всех сил, чтобы остаться на месте» — то есть сохранить трафик.

Место иностранных магазинов заняли новые арендаторы

  • В марте 2022 года доля закрывшихся магазинов в ТЦ составила 15% по наименованиям и 20% по площадям, подсчитали для Forbes аналитики. Весной и летом управляющие торговыми центрами ожидали решений международных ритейлеров, чтобы понять, что им делать дальше. А осенью ситуация изменилась: потенциальные арендаторы и ТЦ начали работу по наполнению пустующих площадей.
Торговые центры в России оказались в кризисе — из-за исхода брендов, высоких ставок по кредитам и падения трафика Статьи редакции

Основные тезисы из материала Forbes о ситуации в отрасли.

  • По данным компании Focus, по итогам 33 недель 2023 года посещаемость торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге чуть снизилась относительно показателей 2022 года: в Москве — на 3%, в Петербурге — на 2%. Traffic Index компании Rstat показывает, что посещаемость московских торговых центров по состоянию на 35 неделю года была на 5,5% ниже, чем за аналогичный период 2022-го.
  • Вакансия (свободные площади — vc.ru) не снизилась, даже наоборот — немного выросла. На конец первой половины 2022 года её доля была 13%, летом 2023-го — 13,5%, по данным Nikoliers. CORE.XP оценивает вакансию в 10,6% (+2,2 п.п.). NF Group же отмечает снижение: с 13,4% в середине 2022-го до 9,5% на середину 2023-го.
  • Доля свободных площадей почти не изменилась, так как новые арендаторы занимают так называемую «скрытую вакансию» — площади, которые до последнего момента были заняты приостановившими работу магазинами иностранных брендов. Они перераспределились между российскими игроками и теми зарубежными ритейлерами, что остались на рынке.

На площадке бывших магазинов Inditex в ТЦ «Авиапарк» теперь располагаются новые арендаторы: мультибрендовый бутик «Слепая курица shoes» (вместо Zara Home), магазин нижнего белья Tezenis и магазин товаров для дома BY (вместо Zara Men), магазины женской одежды российских брендов — Emka, 2MOOD, Mavelty и Charuel (вместо Zara и Zara Kids), сетевой магазин товаров для дома Williams Et Oliver (вместо Stradivarius).

Магазин Gloria Jeans в ТРЦ «Европейский» переехал с третьего этажа (занимал около 840 м²) на площадку на первом этаже (около 4000 м²), Lime занял пространства, ранее занимаемые Uniqlo, в ТРЦ Columbus и ТРЦ «Павелецкая Плаза», и уровень его товарооборота сопоставим с H&M.

из исследования NF Group
  • Российские бренды стремятся занять эти площади, так как понимают, что на «семь-десять лет закрывают возможность конкурентам встать обратно», говорят эксперты. Например, если Zara вернётся в ТЦ, откуда ушла, она уже «будет сидеть на втором-третьем этаже либо на месте закрывшихся “Ашана” или “Ленты”».

H&M, Uniqlo и Zara не заменить

  • Причин, по которым новые арендаторы не смогли удержать трафик, много. Одна из основных — «не очень удачная работа» тех, кто не ушёл с российского рынка, а провёл ребрендинг. Они сталкиваются с проблемами в логистике и трудностями с ассортиментом.
  • Бренды, которые остались «максимально похожи на предшественников» и сохранили ассортимент, работают успешно. Но когда изменения более глобальные — например, пришлось полностью обновить коллекцию, — арендаторы «чувствуют себя не так уж уверенно».
  • Другая причина, по которой трафик не растёт — уникальность ушедших брендов. Заменить таких арендаторов, как Uniqlo и H&M, оказалось просто невозможно, признаются собеседники Forbes.

ТЦ сейчас становятся похожи друг на друга, так как состав арендаторов примерно одинаковый: примерно 20 ключевых игроков, представленных в большинстве магазинов. В этих условиях задача ТЦ — отстроиться наполнением и привлечь посетителей именно в свой объект. Но самая большая проблема сейчас — заменить арендаторов типа Zara, H&M, Uniqlo и так далее. На российском рынке подобных арендаторов пока ещё нет.

коммерческий директор ТРЦ «Весна» Лариса Черкасова
  • Ритейлеры формировали вокруг себя «все тренды покупательского спроса», кроме того, в их ценовом сегменте никто не может предложить подобное качество и ассортимент. Другая проблема — спортивные товары: российские бренды «не дотягивают», а «заместители» предлагают слишком скудный ассортимент.
  • Также незаименимой оказалась IKEA — так как это «не просто бренд или товар, но и уровень сервиса, уникальная концепция». Можно лишь предложить альтернативу по товарным категориям.
  • Некоторые арендаторы после ребрендинга работают неплохо, отмечают собеседники Forbes. Они хвалят Fiba Retail Group (ранее управляла фешен-брендом Marks & Spencer), которая взяла под управление несколько магазинов Mango, оставшихся работать под прежним названием. Она же представила представила рынку новые турецкие бренды: Club, Network, Mudo и Oxxo.
0
182 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лютостанский

Джинсы довольно хорошого качества есть у LC Waikiki. Живут дольше, чем h&m/zara

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Boyko

По люксу есть серые баеры. Плюс доставка вещей, купленных на зарубежных маркетрлейсах типа Farfetch (стоимость заказа + 20% комса), но это все равно дешевле, чем в ЦУМе. Хотя с учетом текущего курса большого преимущества такая схема не даст.
В Maag недавно нашел джинсу с денимом оч хорошего качества, цена вопроса 3-3,5 руб

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Maxim Zolotov

Одеваюсь в спормастере в основном, срок жизни вещей явно не один сезон, по цене если брать по акциям, с бонусами и тд выходит довольно дешево. Никогда не понимал переоцененного тряпья из всяких хм и зары, у них ещё и фасоны были, тупо на каких-то жирных мужиков с супер худыми ногами, размер всегда либо в натяжку на икрах, илбо талия такая что два человека влезут. Единственный норм магаз был палбир, очень уж штаны и джинсы там хорошие были, но вместо него открылся турецкий бренд, ассортимент тот же абсолютно, нашел свои же штаны из палбира там, похоже шьют на одной фабрике по одним лекалам в Бангладеше. Что касается люкса то туда им и дорого, переоцененное говно за офигеть какие деньги, кроссовки гучи разваливаются быстрее китайских хороших скечерсов.
А из дешевого у нас есть ТВОЕ, как раз вещи на 1-2 сезона по супернизким ценам.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Наталья

С женскими вещами чуть попроще. В том же бифри можно себе взять хорошие джинсы за тот же ценник. Мужские коллекции похоже более бедные.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Vyacheslav.O

https://tanakasan.shop/ - мы здесь одеваем всю семью и родню. У Uniqlo и H&M размерная сетка очень стабильная, особенно по части джинс, т.к. даже у Tommy Hilfiger из Турции и Бангладеша и Вьетнама 36-й размер будет поразительно разным.

Рыболовные снасти и японскую косметику тоже на Танаке. В среднем 2-3 недели через Владивосток.

Обувь на Ламоде или Спортмастере. Короче, где реально надо мерить.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Беженцы с TJ

в москве все еще продаются настоящие new balance и найки в оффлайн магазинах в центре. но цены 20-30тр за пару, сложно сказать сколько в этом курс виноват а сколько наценка барыг которые их тащат (возможно как личные покупки)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Stanislav Kychanov

Джинсы, которые живут один сезон - это тряпка. Без относительно бренда. О какой-то аутентичности денима тут даже заикаться не надо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Ivan Mart

В Trend island в авиапарке много интересных вещей, которые как раз не "копирование". Поэтому про middle-сегмент не правда.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Влад Светлый

Ты просто не был в Слепой курице шуз, вот и ноешь:)

Ответить
Развернуть ветку
Ракс

Сколько я не пытался купить что-то в ХМ или юникло, ни разу ничего дельного там не находил. Дизайн и качество откровенный Ашот-Шоп на рынке. Вы и сами пишете что одежда снашивается за сезон. Только вот в Ашот-Шопе на рынке ваши джинсы за 2-2.5к будут стоить от 0.8 до 1.5. Футболки, которые эти магазины продавали по косарь-двум на рынках стоят по 300 рублей.
Поэтому если я шёл в ТЦ за одеждой, я шёл в ТЦ за одеждой, а не за тряпками с рынка по цене х2, в которую тупо вкинули множитель за бренд и аренду.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

А как же «незаменимых нет» и знаменитое «они вернутся»?
Приходит осознание, видимо.

Ответить
Развернуть ветку
Дрюс Уилис

Скорее всего тц сразу все понимали.
А знаменитые фразы сказаны совсем другими людьми.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Григорий Красильников

Вернутся, как мне кажется, но минимум лет через пять, если вся эта история закончится, естественно..

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Руслан Бофт

Ну, насчет "вернутся", мне кажется это маловероятно..

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
KICK-ASS SPB

написали что Uniqlo, IKEA и H&M оказалось заменить не возможно

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Griby Lenina
Mudo

Не, брат, с таким названием ты слона не продашь.

Ответить
Развернуть ветку
Император Нолимоций
мультибрендовый бутик «Слепая курица shoes» (вместо Zara Home)

С таким берут, интересно?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
kir.st
Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру

А как вам

«Слепая курица shoes»
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Polizist

New Yorker это какой-то мрак, заглянул туда будто на рынок в 2006 попал

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Po...

Не так!
Теперь мусор для нищих из стран третьего мира за Х2/Х3...
Прежний уровень качества скорее всего нет вообще...

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий Б.
cтрана экспортер не Бангладеш, а Турция

Производитель, может быть?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Посторонним В

я честно потратила свой законный выходной и прошлась по всем точкам в большом ТЦ. что касается тех магазинов, которые якобы вернулись и переименовались: качество пиздец, нитка на нитке и ниткой погоняет,
а российские бренды посчитали себя незаменимыми и взвинтили цены в вдвое, а то и втрое.
а потом тут люди вопрошают хуле мы по прежнему пользуемся WB которые постоянно в чем-то косячат - так вариантов-то и не особо много.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Если кто не в курсе.

Ответить
Развернуть ветку
Степан Беленький
Они сталкиваются с проблемами в логистике и трудностями с ассортиментом.

Помещения забрали, а как работать забыли спросить?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Chernev

Посещение забрали, привезли китайское и турецкое говно за копейки, а народ нос воротит, нече, скоро побегут как миленькие

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Император Нолимоций

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!»

Ответить
Развернуть ветку
St Olezhka
как живут ТЦ в 2023 году

Плохо живут, и дальше будет тоже не очень.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Слегка Придурковатый

«Слепая курица shoes»

Если уж хотели шуткануть, зачем вот это "shoes" на латинице добавлять? Назвали бы тогда «Слепая курица в сапогах», например.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Быстров

Хромая утка.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юрий Б.

Нормально шутканули с shoes

Ответить
Развернуть ветку
D F

Нормально все в магазинах, одежды горы. Тот же OSTIN, ZOLA, ни чем не хуже Uniqlo и HM.

Ответить
Развернуть ветку
Po...

О! Боты приползли...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Polizist

Да вообще, а я то думаю, чего меня тошнило от Остина и золы(ну ладно если уж быть откровенным буквально 1 мб 2 вещи и зашли за все врем), но в остальном беда.

Ответить
Развернуть ветку
jonewayne

Я не опускаю другие бренды (сам люблю затариться в той же глории), но юникло - это изумруд среди массмаркета. И да, я не понимаю, почему тот же HM ставят с ним в один ряд, т.к. по мне качество и разнообразие одежды там на уровне GJ. Не плохое, просто ничем не примечательное.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Фуфачев

Конечно объем одежды который поставляли Zara, H&M и Uniqlo это одно, но качество я бы сказал посредственное.
А чем наши бренды одежды хуже?
Вот мы к примеру шьём одежду из качественного материала, разрабатываем дизайн, качество держим на высоком уровне. При том цена не выше указанных брендов. Кто хочет модно одеваться тот найдёт свою модную точку. Всем велком в наш шоп https://zanzibara.ru/

Ответить
Развернуть ветку
Олег Морозов
А чем наши бренды одежды хуже?

Тем, что вы ебучие пиздаболы, за французский извините

цена не выше указанных брендов

Базовая оверсайз футболка - 1700, базовая футболка в нормальном UNIQLO - 1500. А базовых футболок вообще нет.

одежду из качественного материала

Из материала "ничего не найдено" в категории "для него".

Пиздец, "чем наши бренды хуже". Всем

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Панов
А чем наши бренды одежды хуже?

Не хуже. Я готов и хочу поддерживать местных производителей, но это делать всё более сложно.
Есть один бренд одежды, российский, в котором я очень много всего покупал - Individ, а теперь только по скидкам что-то беру, так как цены улетели в космос.

Они никогда не были самыми дешёвыми, хорошее качество за которое я готов платить больше, но в последнее время тупо охренели и подняли цены в 2 раза за полгода.
Длинное худи - в марте покупал за 6700р, сегодня на сайте оно за 12 000 рублей
Рубашка по Атаке Титанов - покупал за 7500р, сегодня на сайте она 12 000 рублей.
Клетчатая рубашка - покупал за 4500, сейчас 7500 рублей стоит.
Олимпийка русского киберпанка была за 12 000р, через пару месяцев уже 16 000 рублей.

Я всё понимаю, цены растут, рубль дешевеет, но блеать, не в 2 же раза, совсем охуели без конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Плюхина

Базовых футболок нет, либо оверсайз, либо короткая, спокойных цветов нет, присутствуют надписи на одежде бренда (дада, в других тоже присутствуют типа gap, но у тех что в примере юникло и H&M надписей нет), худи странных фасонов опять же, классической модели нет.
То, что продается у вас, есть и на wb дешевле. Тренч 13к классический, ну не знаю, в ушедших магазинах он был дешевле

Ответить
Развернуть ветку
SOFI Я

Все образуется, когда вырастит новое поколение не знавшее этих марок, они вырастут на новых китайских марках)))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Да уж конечно. Будут смотреть западные клипы музыкальные (или другим способом получать информацию) и будут хотеть такую же одежду. Китайские марки будут как бы второго сорта в этом смысле.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Фоксик

Что-то в СССР не прокатило

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Uniqlo и правда были хороши, но HM то типичный массмаркет. Не говно конечно, но ничего необычного.

Ответить
Развернуть ветку
qqrq

есть такой бренд SHU, дороже, чем юникло и скромнее ассортимент, но достойный внимания

Ответить
Развернуть ветку
Антон Зайцев

А почему никто не возит товары Юникло по серому импорту?

Ответить
Развернуть ветку
AleTem

На ламоде давно есть юникло

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Беженцы с TJ

возможно потому что юникло продает свой товар лишь в своих магазинах, а не отгружает на сторону тому кто замтем может барыжить им в другой стране

Ответить
Развернуть ветку
Тимоха

Возят, просто надо поискать и чуть переплатить

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дима Коренев

С уходом брендов ТЦ погибли наши. Что сейчас там делать и покупать — ума не приложу. Брожу час и ухожу без покупок, так как купить просто нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Да и раньше купить было нечего.

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Ужас! Какой кошмар! Что же вы покупали раньше? Поделитесь :((

Ответить
Развернуть ветку
Алeкcандр Блoxин

Я делаю ставку на сценарий, когда успешные продавцы маркетплейсов займут места в торговых центрах.

Шаг 1. Якорные одёжные арендаторы уходят из торговых центров.
Шаг 2. Торговые центры ищут альтернативу там, где её нет — аналогов H&M, ZARA и Uniqlo не найти.
Шаг 3. Выручка и трафик торговых центов падают, торговые центры меняют подход: снижают арендные ставки, привлекают средний бизнес.
Шаг 4. Успешные продавцы маркетплейсов хотят диверсифицировать источники выручки. Условия аренды в торговых центрах становятся доступными для малого и среднего бизнеса. Успешные продавцы маркетплейсов открывают свои магазины в торговых центрах.

Пока рынок на шаге 2.

Разумеется, есть риск, что сценарий и не случится. Но не за счёт того, что торговые центры не адаптируются — им деваться некуда, а за счёт того, что успешные торговцы маркетплейсов не захотят лезть в «оффлайн». Всё же это непростой бизнес со своими особенностями, а в маркетплейсах всё знакомо.

Но есть риск, что сценарий и случится, особенно, если маркетплейсы продолжат менять комиссии и правила игры каждый квартал и бизнес устанет жить на американских горках.

Подробнее пишу в канале про стратегии присутствия на маркетплейсах: https://t.me/mpstrategy

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
qqrq

Ламода уже собиралась, а сами продавцы еще не накопили жирок и ассортимент видимо

Ответить
Развернуть ветку
Kiss
Например, если Zara вернётся в ТЦ, откуда ушла, она уже «будет сидеть на втором-третьем этаже либо на месте закрывшихся “Ашана” или “Ленты”».

Че?)
Им дадут сразу же самые топ места, че за ор вообще

Ответить
Развернуть ветку
Стакан чая

Есть секретный отечественный бренд где норм шмот

Ответить
Развернуть ветку
Иван Помидоров

Большевичка?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Denkotovskiy

военторг?

Ответить
Развернуть ветку
Mik Petrov

Вообще не понимаю проблемы, идёшь к на рынок к перекупам турецким, берешь нормальные вещи. Весь Питер ходит в одинаковой одежде с ТЦ, а у перекупов можно взять красивые и оригинальные шмотки.

Ответить
Развернуть ветку
SOFI Я

В Питере всегда блекло одевались подстать погоде, можно вообще не париться где одеваться и там это будет модно)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Milton Fridman

Юникло ван лав просто, покупаешь 5 базовых футболок, носишь целый год

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Грушин

Кому и трёх было достаточно, две чёрных и белую одну брал

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Панов

Так в каком-нибудь Эконом Маркете можно купить те же базовые футболки за 200 рублей, сделанные в Узбекистане. Качество конечно более чем среднее, но камон 200 рублей.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Со всем уважением

"Большую выгоду от ситуации получили новые арендаторы"
Ну вот, есть же польза!
И явно наблюдается рост вакансии, что тоже..

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

А как же ДЛТ и ЦУМ? Бабочка в конце концов))

Ответить
Развернуть ветку
Po...

А кто это?

Ответить
Развернуть ветку
Артур Мороз

ТЦ живут плохо, тут никакой анализ и не нужен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист
переехал с третьего этажа (занимал около 840 м²) на площадку на первом этаже (около 4000 м²)

них..я себе апгрейд

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

В чем сложность серым образом везти ту же Юниклошку? Очень популярный был магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Soulis
«Слепая курица shoes»

Лайк за нейминг

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Grigoryev

Мудо - хорошее название, сильное

Ответить
Развернуть ветку
Denkotovskiy

Ну хоть не mudlo

Ответить
Развернуть ветку
Скоро осень

пару раз проблегал мимом ТЦ... вообще не понял. Половина площадей закрыто... половина какие-то странные, никому ненужные магазины. Кто туда вообще ходит? И зачем?

Ответить
Развернуть ветку
Золотой крюк

не знаю ,что там люди не могут заменить из брендов ,но на маркетплейсах огромный выбор одежды ,так что печали не вижу

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Гоги Твардовски

Покупательская способность народа тоже упала, вслед за рублем. Если бы даже бренды не уходили, покупали бы там уже меньше все равно.

Ответить
Развернуть ветку
179 комментариев
Раскрывать всегда