{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

DTC и маркетплейсы – 2023. Новые акценты в мультиканальной модели продаж

Маркетплейсы ощутимо изменили российский рынок и разделили игроков на несколько лагерей. Одни делают выбор в пользу торговых площадок, другие ставят на развитие собственного DTC-канала, третьи пытаются совмещать и развивать оба направления, а четвертые не готовы перефокусироваться с офлайна на онлайн. Какую стратегию присутствия в ecommerce выбирают производители в 2023-2024 году, рассказали эксперты рынка в сегментах DIY, Fashion, Food, Товары для йоги и Металлургия.

РЕХАУ. Можно и окна продавать на маркетплейсах

Большая часть бизнеса компании РЕХАУ – это продажи через строительные объекты и своих партнеров, но вслед за аудиторией покупателей компания пошла и на маркетплейсы.
Главная проблема в работе с маркетплейсами – не со всеми удается решить вопрос доставки такого хрупкого товара, как окна, который нужно доставлять с помощью специальной техники. Кроме того, на некоторых площадках в стоимость доставки закладывается тариф, что повышает стоимость товара и напрямую влияет на продажи. Достичь хороших результатов удается только с теми торговыми площадками, которые готовы идти навстречу селлерам и вступать с ними в диалог.

В нашей стране активно развивается индивидуально-жилищное строительство, благодаря чему мы анализируем типовые дома и предлагаем покупателям окна для наиболее популярных серий домов. Такую продукцию можно купить в том числе и на маркетплейсах.

Андрей Куц, руководитель проекта по работе с маркетплейсами

Бастион. Партнеры – для продаж, DTC – для информирования

Поддержкой партнеров пользуется и производитель электрооборудования «Бастион». Компания полагается на партнеров во всем, что касается продаж, использования и доставки сложной техники, расширения присутствия на маркетплейсах. При этом собственный магазин составляет около 1% от общего товарооборота «Бастиона».
Используя маркетплейсы как витрину, производитель присутствует на маркетплейсах одновременно с партнерами и приоритетной задачей в ближайшей перспективе видит объединить партнеров, блогеров-промоутеров, интернет-магазин и маркетплейсы.

У нашего DTC-канала миссионерская цель – информировать покупателей о том, зачем нужен определенный товар и где его можно купить. При этом, где его после этого купят, нам все равно.

Дмитрий Лакизенко, директор по работе с ключевыми клиентами и ecommerce

НЛМК. Трансформация DTC-канала в маркетплейс

Как рассказал ecommerce-директор Новолипецкого металлургического комбината Максим Сакиб, компания производит большое количество типов продукции и исходя из этого использует различные способы реализации.
Собственный интернет-магазин у комбината появился в конце 2018 года. За 4 года он трансформировался в строительный маркетплейс, где мерчанты могут размещать свои товары.
С тех пор развитие мультиканальности является стратегическим направлением для НЛМК. Компания запустила продажи на внешних площадках (например, продажа метизов на Яндекс Маркете), а на отдельной цифровой платформе использует модель аукциона. Активно развиваются и соцсети, в частности телеграм-канал, который также является площадкой для онлайн-продаж.

ЕВРАЗ Маркет. Как продавать индустриальные здания через интернет

Идея продажи зданий онлайн кажется нереальной из-за узкого восприятия понятия маркетплейса. Такое мнение высказал директор по электронной коммерции ЕВРАЗ Маркет Андрей Сорокин. По его словам, существует много специализированных площадок, рассчитанных исключительно на b2b-клиентов, и яркий пример тому — китайский рынок.

Процесс продаж изменился кардинально. С помощью конфигуратора мы делаем чертежи и можем продать их без единой встречи с заказчиком. Проектировщик получает готовые чертежи, и уже на этом этапе мы можем подключить партнеров

Андрей Сорокин, директор по электронной коммерции, Евраз Маркет

Перевести процессы полностью в онлайн помогает в том числе и высокий уровень сервиса. Порядка 40% заказов компании пользователи делают самостоятельно на сайте благодаря хорошему юзабилити.

RamaYoga. Маркетплейс как канал привлечения трафика

Основатель бренда RamaYoga Олег Свечкин уверен, что собственные магазины бренда могут и должны продавать больше, чем любой маркетплейс. Но при этом присутствие на торговых площадках имеет важное значение для привлечения трафика в DTC-канал.

Пользователи часто переходят с маркетплейсов в интернет-магазин бренда, так как у производителя товар может стоит дешевле, у него больше ассортимент и лучше сервис.

Андрей Свечкин, CEO Rama Yoga

Помимо маркетплейсов и собственных магазинов, компания активно работает с крупными ритейлерами и партнерами: продает товары как под своей торговой маркой, так и производит товары под брендами и в цветовой палитре партнеров. Опт составляет не менее 50% продаж компании.

WHO/AM. Сотрудничество с маркетплейсами — открытый вопрос

С самого начала команда WHO/AM делала акцент на собственный DTC-канал, ориентируясь на офлайн. На данный момент собственный ритейл составляет 50-60% в общем объеме продаж.
Также у бренда есть собственный интернет-магазин, но он не является основным каналом продаж. Не сотрудничает компания пока и с маркетплейсами. Джейкоб Якубов, основатель бренда объясняет это желанием не просто продать товар, а «погрузить клиента в бренд», в том числе продемонстрировать премиальные ткани, с которыми работает компания.
Пока на маркетплейсах бренд WHO/AM планирует представляться через капсульные коллекции и, возможно, детский ассортимент.

MonZa & Mono-Stil. Полный отказ от маркетплейсов и ставка на DTC

Скептически в адрес маркетплейсов высказывается и советник по стратегическому маркетингу бренда MonZa Анна Иоспа. Компания начинала свой путь в онлайне и выстраивала стратегию продвижения исключительно под цифровые площадки. Сегодня ситуация изменилась: онлайн-продажи составляют всего треть от всей выручки, остальное приходится на два офлайн-магазина бренда.
MonZa работают по всем направлениям кроме маркетплейсов. Основная проблема – большой процент возвратов, который на торговых площадках составляет 89%, тогда как этот показатель в собственном интернет-магазине не превышает 10-15%.
В ближайшем будущем компания планирует развиваться через франшизу и максимально усиливать роль DTC-канала.

«Хлеб и торты» на маркетплейсах — миссия невыполнима

Через собственную службу доставки с клиентами работает компания «Хлеб и торты», партнер комбината «Черемушки». Хлебобулочная продукция выпускается вечером и ночью, а уже утром курьеры развозят её по Москве и Московской области. По словам генерального директора Татьяны Жигалиной, это гарантированный способ оперативно привезти клиентам скоропортящиеся товары.
На данный момент работа ведется по нескольким каналам продаж: оптовые продажи, b2c и маркетплейсы по определенным категориям товаров. В ближайшее время запланирован выход на маркетплейсы с собственной торговой маркой.

Level Kitchen. Своя доставка must have

Изначально бренд Level Kitchen существовал полностью в онлайне, сейчас команда пришла к тому, что необходимо миксовать онлайн- и офлайн-каналы продаж и использовать последний для формирования знаний о бренде и коммуникации с клиентами.
У компании собственная служба доставки, которая работает в Москве и Московской области. Иногда приходится привлекать сторонние службы доставки, но они составляют не более 10% от общего объема.

“С точки зрения логистики мы не можем отвечать за качество продуктов, когда их доставляет кто-то другой”, – пояснила digital-директор в Level Kitchen Анастасия Полева.

IDDIS. Маркетплейсы не про лояльность

Руководитель D2C-направления и интернет-магазина IDDIS Владимир Пашков убежден, что у маркетплейса и бренда разные цели. Маркетплейсы только про деньги, они хотят заработать, при этом бренду важна лояльность. Поэтому в брендовом магазине должен быть представлен максимальный ассортимент, чтобы покупатель мог получить полное представление о продуктовой линейке.
А лояльность в категории сантехники в значительной степени зависит от сервиса доставки. Сейчас у компании 15 логистических партнеров, но проблему ошибочных или проблемных доставок решить пока не удалось.

Роль доставки в DTC

Директор по развитию Logsis Алексей Вайсберг подчеркивает, что для тех компаний, которые стремятся сохранить прямые продажи, ключевой услугой является курьерская доставка. Чтобы конкурировать с крупными торговыми площадками, компании начинают дополнять сервис доставки интересными «фенечками» – например, возможность «брендировать» курьера с помощью мерча, добавлять в заказ подарки или промопродукцию. В сложившейся ситуации дополнительная возможность заработать для логистического оператора – это оказывать сервис максимального качества.

Начальник управления по развитию сегмента B2C компании DPD в России Мария Бурмистрова, также подтвердила тезис о том, что служба доставки – важный элемент сервиса, с помощью которого интернет-магазин может отстроиться от маркетплейсов. А также назвала четыре ключевых элемента, которые повышают процент выкупа: грамотно настроенная нотификация по заказу, своевременность доставки, возможность выбирать между курьерской доставкой и самовывозом, а также дополнительные услуги, такие как проверка комплектности полученного товара и возможность частичного выкупа.

Работа с маркетплейсами. Взгляд сервисных компаний

Не смотря на очевидные плюсы маркетплейсов в виде широкой аудитории покупателей, этот канал продаж требует внимательного и осмысленного подхода. Сооснователь GoOMNI Ефим Алдухов подчеркивает: на маркетплейсах можно продавать то, что у тебя есть, а можно то, что продается. Работая с СJM покупателя и CJM продукта, можно выстроить стратегию, которая либо принесет успех продаж на маркетплейсе, либо покажет, что в этот канал компании идти не надо.

Виктория Марочкина, директор департамента бизнес-развития «Кактус» поделилась, что подавляющее большинство компаний, которые выходят на рынок ecommerce после пандемии, выбирают в качестве стартового канала маркетплейсы, а подрастив на них знание своего продукта, строят собственный DTC-канал, потому что только в нем можно работать с клиентским опытом и добавлять продукту дополнительную ценность.

Анна Яковлева, Генеральный директор и соучредитель ProFashion Solutions уверена, что собственный интернет-магазин для fashion-бренда необходим – не зависимо от масштабов бизнеса. И обратила внимание, что объем продаж через мобильные приложения остается стабильно высоким в этом сегменте.

Маркетплейсы в России растут даже быстрее, чем за рубежом. Конкуренция высокая, данные о покупателях и продажах непрозрачны, а во многих компаниях работа с маркетплейсами ведется по остаточному принципу. Из-за этого маркетплейсы превращаются в проблемный канал, а собственник теряет понимание, как же правильно строить работу на МП.
По словам руководителя направления «Маркетплейсы» в SF.RU Юлии Новиковой, есть два пути решения проблемы – периодическое обучение и обновление экспертизы ин-хаус команды с помощью сторонних экспертов или внешний консалтинг.

У нас сейчас высока культура привлечения внешнего консалтинга. Если раньше собственники старались не пускать лишних лиц, то сейчас это стало актуальным. Это хорошо, потому что внешние эксперты, которые регулярно работают с разными проектами, имеют более глубокие знания, чем те, которые работают с одним или двумя проектами.

Юлия Новикова, руководитель направления "Маркетплейсы", SF.RU

А Георгий Терновский, основатель агентства N-Gram рассказал, почему не стоит опасаться автостратегий Яндекс.Директа, который превратился в монополиста-автоматизатора и постепенно забрал у рекламодателей и специалистов контроль за управлением рекламой. Внимание к показателю КПСС (коэффициент проработки семантического соответствия) позволяет управлять релевантностью показов и доходностью рекламных кампаний.

***

Обо всем этом рассказали участники конференции DTC Day, которая прошла в Москве 14 сентября 2023 года. А основным посылом стала мысль, что рынок перманентно находится в состоянии трансформации, которая в итоге приводит всех в ecommerce. Даже крупные промышленные компании со сложным продуктом заимствуют успешные практики коллег из других сегментов и перестраиваются под новые реалии.

Мероприятие организовало агентство Sees Group, а участие в нем приняли эксперты компаний РЕХАУ, НЛМК, Бастион, WHO/AM, ЕВРАЗ Маркет, MonZa, IDDIS, и не только.

Переходите в наш новостной телеграм-канал Retail Today. Там мы собираем самые важные новости ритейла и ecommerce России и всего мира, делимся инсайтами с наших конференций и публикуем анонсы ближайших мероприятий.

0
1 комментарий
Владимир Пашков

Спасибо за материал.
D2C за океаном давно занял свои крепкие позиции.
Пора бы и нам усиливаться в этом направлении)

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда