{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тренды DTC на 2024 год. Товары по подписке, возрождение email-маркетинга и старый-добрый офлайн

«Бум на DTC» стал катализатором серьезных изменений в покупательском поведении. Теперь задача брендов — не просто продавать, а выстраивать более тесные отношения с клиентами и при этом контролировать весь процесс оказания услуги, включая доставку, последнюю милю и возврат.

В новых условиях работать стало сложнее, но несмотря на это, бренды все чаще делают выбор в пользу DTC.

По данным исследования компании eMarketer, в 2024-м году мировая индустрия DTC вырастет до 160 млрд. долларов. Что еще готовит для DTC наступающий год? В этой статье мы собрали актуальные тренды рынка США, на которые можно опереться как на маркеры российским компаниям.

Покупатели беднеют и более взвешенно подходят к покупкам

Мировая экономика еще не успела оправиться после ковидного кризиса, как инфляционное давление на нее еще больше усилилось. Во многом это связано с военными действиями в разных точках мира.

Первое место по уровню инфляции в мире, по данным СтатБюро, занимает именно Россия. В сентябре 2023-го года уровень инфляции в стране составил 0,87%, что на 0,82% больше, чем в аналогичный период 2022-го года.

Да, инфляция – глобальная реальность, которая заставляет потребителей сокращать расходы и более внимательно относиться к тратам. Но в ответ на это брендам необходимо планировать увеличение маркетинговых бюджетов – считает Оксана Любивая, основатель и генеральный директор компании ProStore by Lubivaya.

Даже незначительное повышение позволит увеличить объем рекламы во всех каналах и чаще взаимодействовать с покупателями. Они, в свою очередь, будут уверенно делать выбор в пользу товаров, которые на слуху.

Особенно важно смотреть в сторону увеличения маркетинговых бюджетов молодым российским брендам, для которых ключевую роль играет высокая осведомленность покупателей о компании в целом и новых коллекциях в частности.

Персонализация как способ коммуникации

Тренд на персонализированный покупательский опыт останется с нами и в 2024 году. Потребителям больше не нравятся универсальные продукты, они хотят, чтобы каждый продукт закрывал их уникальные потребности. Теперь брендам, работающим с DTC, необходимо найти способы создать со своими клиентами более глубокую связь, которая продлится дольше, чем разовая покупка.

С этой целью многие ритейлеры используют специальные анкеты – они помогают изучить потребительские предпочтения, а полученные данные использовать для сегментирования целевой аудитории, разработки более продуманной маркетинговой стратегии и настройки таргетированной рекламы.

Персонализировать покупательский опыт можно и через личное общение с покупателями в соцсетях: консультации, напоминание про заказ и уточнение его особенностей. Российские потребители всегда делают выбор в пользу брендов, которые обеспечивают сервис на высоком уровне.

Инфлюенсеры открывают собственные DTC-бренды

Знаменитости и блогеры постепенно отказываются от продвижения чужих продуктов и успешно стартуют с собственными брендами. На зарубежном рынке есть много примеров: это косметика Kylie Cosmetics от американской модели Кайли Дженнер, веганские продукты Laird Superfood от профессионального серфера Лэрда Гамильтона, пищевые добавки Truvani от основателя маркетингового сервиса Social Trigger Дерека Халперна и блогера Вани Хари, больше известной как Food Babe.

Многие российские селебрити давно и активно работают с этим трендом и добиваются неплохих результатов: Настя Ивлеева со своими чипсами Easy Peasy, Наталья Шик с одноименным брендом косметики, Ольга Бузова со своей водой, шоколадом и одеждой.

Секрет в том, что инфлюенсеры имеют большой запас «теплых» клиентов в виде своих подписчиков и могут сэкономить ресурсы на продвижении своего продукта, используя для этого собственные соцсети и личный бренд.

Модернизация системы продаж

Необходимость модернизации ИТ-систем – тренд, который сформировался именно на российском рынке под влиянием ограниченности стоков. Бренды активно внедряют инновации в свою работу, в том числе и крупные игроки рынка (например, фулфилмент-оператор ProFashion Solutions, известный как бывший eSolutions) .

В новых условиях возможность торговать с одного стока позволяет решить все проблемы, связанные с распределением товаров между несколькими каналами продаж, и дает ритейлерами большую свободу действий. Бренды, которые работают по старинке, активно теряют трафик на маркетплейсах и в других DTC-каналах.

Подписка на товары с фиксацией цены

Все больше брендов следует тренду, зародившемуся в 2022 году, и выбирает модель взаимодействия с покупателями через ежемесячную подписку. Опция разовых покупок при этом пока сохраняется, но эксперты не исключают возможность появления брендов, которые будут взаимодействовать с клиентами только через подписку.

Стратегия особенно хорошо работает у брендов, которые торгуют товарами первой необходимости: средствами для стирки и уборки, детскими товарами и товарами для животных.

Например, американский DTC-бренд Butcher Box предлагает покупателям оформить подписку на так называемую «ежемесячную коробку». На товары из такой коробки компания устанавливает более выгодные цены и добавляет в нее бесплатные бонусные продукты. Покупатель может собрать коробку на свое усмотрение или купить уже готовую, которую разработала компания.

Идею с подпиской подхватили не только нишевые бренды, но и такие гиганты как Amazon. На сайте маркетплейса доступна функция «Подписаться и сохранить», которую можно применять к определенным продуктам.

Прогнозируется, что в 2024 году еще больше брендов последуют их примеру и подписка станет одним из самых востребованных инструментов для удержания клиентов и повышения клиентской лояльности.

В тоже время некоторые эксперты ставят под сомнение «живучесть» тренда на российском рынке. Объясняют они это тем, что подписка требует гарантировать клиентам единую и самую выгодную цену, а в наших реалиях постоянных промо сделать это затруднительно.

FMCG-брендам стоит пробовать формат подписки, но зачастую беспредел, который устраивают маркетплейсы и ритейл, убивает ценность такого предложения. В первую очередь, оно должно обеспечивать скидку, так как сегодня для потребителя ключевую роль играет экономия – чем дешевле, тем лучше. Повышать ценность подписки после установления сбалансированной цены нужно через сервис, например, доставку, гарантии и прочее

Оксана Любивая, Prostore by Lubivaya

Альтернативные способы оплаты покупок

Брошенная корзина — актуальная проблема в электронной коммерции. Согласно исследованиям Baymard Institute, 70,19% пользователей, добавивших товар в корзину, так и оставляют его там, не переходя к дальнейшему оформлению заказа.

Один из способов снижения процента отказа от корзины — альтернативные способы оплаты. Зарубежные бренды добавляют возможность использования Apple Pay и Google Pay.

Как альтернативу недоступным сервисам российские компании предлагают воспользоваться Яндекс Pay.

Большим спросом у покупателей и продавцов пользуются BNPL-сервисы, основанные на принципе «Купи сейчас — плати потом». Благодаря оплате «долями» интернет-магазины повышают конверсию и средний чек, поскольку клиенты покупают чаще и не бросают корзину. Кроме того, растет лояльность потребителей.

За рубежом один из самых популярных BNPL-сервисов — это Afterpay, которым пользуются более 100 тыс. предприятий в Австралии, США, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Италии и Испании.

В России первым такой способ оплаты ритейлу предложил банк Тинькофф, который запустил сервис «Долями» в 2021 году.

Повышение важности офлайн-опыта

Цифровые бренды, которые появились и выросли в интернете, теперь видят необходимость присутствия в обычных магазинах. Физический магазин является дополнительным маркетинговым каналом, где покупатели могут протестировать продукты и пообщаться с брендом.

При этом компании не просто выставляют товары на витрины магазинов, а стремятся сделать офлайн-опыт максимально эффективным: проводят опросы клиентов, предлагают скидки для новых покупателей, бесплатные пробники и возможность попробовать товары перед покупкой.

Например, новозеландско-американская марка обуви Allbirds, которую носят селебрити и называют самой экологичной обувью в мире, начиналась в интернете. Теперь бренд расширяет сеть магазинов в тех регионах США, где проживает больше цифровых покупателей.

В России также есть компании, которые на собственном примере подтверждают выигрышность этой стратегии. Например, бренд сестер Голомаздиных 12storeez, который начинал работать в соцсетях. Теперь у компании 50 магазинов в России и Казахстане, а в этом году появился первый магазин в Дубае.

Возрождение email и SMS-маркетинга

Офлайн-магазины — не единственный тренд, связанный с возвращением к классическим инструментам продаж. Несмотря на обилие новых технологий, популярность SMS- и email-маркетинга растет. Так, 77% покупателей позитивно относятся к компаниям, которые используют SMS-рассылки.

По данным сервиса Statista, количество пользователей email-рассылок в 2020 году составило 3,9 млрд, а к 2024-му вырастет до 4,9 млрд. Эксперты уверены, что SMS- и email-маркетинг представляет собой «золотую жилу» для привлечения клиентов, потому что позволяет эффективно работать именно с «теплой» аудиторией и информировать ее о текущих рекламных акциях и предстоящих выпусках продуктов.

Популярность чат-ботов продолжает расти

Глобальный размер рынка чат-ботов в 2022 году составил более 5 млрд. долларов. Специалисты GrandView Research ожидают увеличение этой цифры на 23,3% с 2023-го по 2030-й год.

Поэтому тренд на использование этой технологии уверенно переходит из года в год, и 2024 не станет исключением.

Чат-боты не просто выводят оказание услуг в новое увлекательное измерение, но и помогают ускорить многие операционные процессы. Их применение позволяет сократить до 92% обращений в службу поддержки клиентов.

Например, в американском бренде органического шоколада Feastables, созданном звездой Youtube Джимми Дональдсом (или Mr. Beast) , практически все операционные процессы переданы на ведение чат-бота с искусственным интеллектом.

FeastyBot помогает клиентам размещать заказы, обновляет статусы о доставке, обрабатывает платежи, раскрывает информацию о продуктах и даже проводит лотереи.

Согласно данным опроса VK Мессенджер, о чат-ботах знают 90% россиян, причем 73% активно используют их для взаимодействия с продавцами. В опросе уточняется, что чаще всего россияне пользуются чат-ботами в приложениях или мессенджерах банков, на сайтах товаров и услуг.

Покупки в соцсетях становятся мейнстримом

Соцсети становятся одним из основных каналов DTC-продаж благодаря поколению Z и миллениалам. И если раньше покупатели использовали эти площадки только для того, чтобы изучить товар, а затем перейти по ссылке на сайт и совершить покупку, то теперь речь идет о покупках напрямую через соцсети.

Зарубежные бренды активно используют Instagram Checkout, TikTok Shopping и магазин Facebook, которые позволяют оплачивать покупки непосредственно в приложении.

В России набирает популярность платформа VK Pay для коммуникации бизнеса и пользователей. С ее помощью также можно выбрать товары в Магазине Вконтакте и оплатить их напрямую. При этом, чтобы принимать переводы от пользователей, нужен «Расширенный» тип аккаунта, который можно получить только через подтверждение личности с помощью документов.

По данным Statista, к 2024-му году объем продаж социальной коммерции составит 30 млрд. долларов, что составляет 20% мировых розничных продаж электронной коммерции.

Выводы

Несмотря на проблемы с цепочкой поставок, нехватку рабочей силы и ограничения на рекламу, компании продолжают инвестировать в развитие DTC-канала. При этом клиенты предъявляют все больше требований к брендам в части покупательского опыта, и ритейлеры вынуждены активно реагировать на этот запрос.

И поскольку выиграть в конкурентной борьбе удастся только тем, кто готов слышать свою аудиторию и не боится экспериментировать с новыми форматами и технологиями, мы можем ожидать еще больше инноваций и более ориентированных на клиента инициатив в ближайшие годы.
***

Всех, кто неравнодушен к теме Direct to Customer (DTC) , приглашаем в телеграм-канал «Заказ подтвержден». Здесь мы пишем про ритейл и каналы прямых продаж – регулярно, с интересом и экспертной увлеченностью.

Собрали для вас всё в одном месте: новости, аналитику, тренды, бренды, рынки, сегменты.

0
2 комментария
Леся

Содержательно. Лайк!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Григорьева

Важная тема, которую недооценивают на фоне "очарованности" маркетплейсами.
Очень интересно наблюдать, как бренды ищут новые возможности заявить о себе, выделиться, предложить что-то особенное

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда