Электроитоги 2019 года
Мы регулярно видим статьи, заметки, видеоролики и репортажи о том, что электромобили наступают, заполонили все вокруг, акции Tesla выросли во много раз, выхлоп электромобилей генерирует бабочек и все мы скоро будем жить в новом дивном мире.
С другой стороны, пессимисты ворчат о крупнейшем в мире заговоре и о мечтателе и иллюзионисте Илоне. Давайте вместе попробуем оценить скорость прогресса в этой области за последнее время, выделив ключевые события прошедшего года.
Tesla как пример
Начнем с компании Tesla — она для многих воплощение, а для некоторых — икона современной электромобилизации.
Запущена Gigafactory 3 в пригороде Шанхая. И это было не показушное открытие — завод уже выпускает более 3000 автомобилей в неделю. Напомню, гигантская по своим размерам производственная площадка была построена и введена в эксплуатацию менее чем за год — прошлой осенью там еще собирали урожай китайские фермеры.
Степень локализации пока невелика, но в ближайших планах довести ее до 80%, а в перспективе — все компоненты должны выпускаться на территории Китая.
Заметный прогресс с Gigafactory 4 в Европе. Слышал многих пессимистов о том, что эта затея завязнет в европейской бюрократии, однако сейчас выбрана площадка, получены почти все необходимые разрешения, и площадку начали готовить к стройке. По прогнозам производство стартует в середине 2021.
Побит рекорд выпуска автомобилей — 112 тысяч в Q4’19, более 370 тысяч за год. Много это или мало? Это сравнимо с объемом выпуска Lada, Land Rover, Mini. Больше Infinity & Porsche, но немного меньше Lexus & Volvo.
Капитализация Tesla превысила $90 млрд, и по этому показателю компания сейчас находится на третьем месте в мире среди автопроизводителей, обогнав все остальные автокомпании из США. Впереди — только Toyota и Volkswagen. Стоимость акций на рубеже лет вплотную приблизилась к $500, за год увеличившись в полтора раза, а с минимальной цены в 2019 году — в два с половиной.
Представлен Cybertruck, и несмотря на революционный дизайн, автомобиль смог собрать более 150 тысяч предзаказов уже за первые три дня после анонса. Кстати, Tesla не будет первым производителем, выпускающим электропикапы, но об этом дальше.
Официально представлена и активно готовится к производству и проходит дорожные испытания Model Y.
В феврале будет опубликован финансовый отчет за 2019 год, и предполагаю, что последний квартал окажется прибыльным (как и предпоследний). И скорее всего, впервые в истории будет прибыль по итогам года. Напомню, что до этого в истории Tesla было три прибыльных квартала и ни одного прибыльного года.
Model 3 — признана автомобилем года, Model S — гаджетом десятилетия (наравне с Iphone 4, в котором впервые появилась камера для селфи и окончательно на первое место вышла платформа для приложений).
Общеиндустриальные вехи
В автопроме прошли тектонические сдвиги, о которых можно судить, если посещать индустриальные мероприятия. В частности — никто больше не разрабатывает и почти никто не улучшает ДВС. Весь фокус на электромобилях и их технологиях — двигатели, контроллеры, инверторы, батареи, зарядные станции.
Автомобильные компании наперегонки представляют электромобили, инжиниринговые компании — узлы и агрегаты для них, отстающие показывают гибриды, самые перспективные — технологии на водороде (здесь нужно уточнить, что водородные модули обычно предполагаются как замена батареи, то есть водородный автомобиль останется электромобилем).
Представлены электрические гиперкары — Rimac C_two, Lotus Evija, Pininfarina Battista. До недавнего времени разгон до 100 км/ч в пределах 2 секунд был уделом избранных мотоциклов и реактивных самолетов, а теперь сразу несколько электромобилей покушаются на этот рубеж.
Икона автомобилестроения и автоспорта — компания Porsche — представила свой первый электромобиль, и спустя девять лет после выхода на рынок у Tesla Model S появился реальный конкурент по динамическим характеристикам. Секрет в наличии двухступенчатой коробки передач (редуктора) для электромотора на задней оси, что при сравнимой мощности дает больше тяги на старте с места.
Электромобили (в частности Volkswagen ID.R) бьют рекорды скорости на некоторых спортивных трассах (например, Pikes Peak, Goodwood), на остальных (например, на Нюрбургринге) пока еще доминируют гибриды, но их время сочтено. Последний рубеж ДВС — ралли-рейды, но как только плотность энергии в батареях вырастет еще в два-три раза, падет и этот бастион.
Концерн VW разработал с нуля платформу для электромобилей и поставил на нее все. Они открыто говорят, что ID.3 — это третий автомобиль по значимости в истории компании. После «Жука» и «Гольфа», конечно же.
Представлена целая плеяда утилитарных электромобилей — Rivian, CyberTruck, Bollinger.
Продажи электромобилей в Норвегии превысили 50% местного рынка. Помехой не стали ни холодные зимы, ни большие расстояния.
Продолжилось снижение цен на аккумуляторы (тяговые батареи), и сейчас удельная цена (стоимость 1 квт/ч) приближается к $100, для примера во время старта производства Model S она равнялась примерно $1000.
Правительства многих стран приняли программы, согласно которым в период с 2025 по 2040 год должны быть ограничены, а в некоторых случаях даже запрещены продажа и эксплуатация автомобилей с ДВС.
В Европе активно идет строительство (на конец 2019 года готово 200 комплексов) перспективных электрозаправок мощностью 350 кВт и с напряжением до 800В — из анонсированных электромобилей пока только Porsche Taycan будет способен переварить такую мощность, зато подзарядка будет занимать 5-10 мин, что уже сравнимо с заправкой автомобиля на АЗС.
Домашние зарядки для электромобилей стали таким же обыденным товаром, как чехол для телефона — их теперь можно приобрести на Aliexpress и вместо цвета товара выбрать тип разъема вашего электромобиля (Type1, Type2, Chademo). Мощность — до 22 кВт при подключении к трехфазовой сети.
Общемировые продажи электромобилей по прогнозам должны превысить 2 млн штук, что составит около 2–2,5% мирового рынка новых автомобилей.
Новости из Поднебесной — (к сюрпризу многих) основного локомотива в наше электрическое будущее
Китайские автокомпании представили целую плеяду электромобилей нового поколения. Это больше не гадкие утята, это лебеди :) Необходимо упомянуть как машины от классических автопроизводителей: Geely Geometry A, BYD Tang EV, GAC Aion S, BAIC EX & EU series,
так и модели от многочисленных стартапов — XPeng G3, XPeng P7, NIO ES6, NIC EC6, Weltmeister.
Мне удалось поездить на многих из них, и я остался в восторге. За $12–15 тысяч китайцы предлагают электромобили, на которых уже не стыдно ездить, за $30–40 тысяч — с приятным дизайном (для этого им пришлось либо открыть студии разработки в Европе, либо переманить именитых дизайнеров из европейских брендов), отделкой на уровне немецкого премиума и пробегом от одной зарядки почти как у Tesla (до 600 км по циклу NEDC, до 500 по WLTP). Китайский номенклатурный бренд Hongqi (аналог Rolls Royce, Bentley, Чайка/Aurus) тоже делает ставку на электромобили.
Китай окончательно утвердился как, возможно, самое удобное место для разработки и производства электромобилей: новые Smart (принадлежит Daimler наряду с Mercedes & Maybach) будут разрабатываться и производиться в Китае, Polestar (суббренд Volvo) разработан в Китае с использованием технологий Geely, производиться тоже будет в Китае.
BMW после спорной i3 и достаточно неудачных конверсионных моделей анонсировала iX3 и… производиться он будет в Китае.
Илон Маск предположил, что следующую модель Tesla для глобального рынка необходимо разработать и начать производить именно в Китае.
В нескольких крупнейших Китайских городах завешен переход таксопарка на электромобили (в южных провинциях это, как правило, BYD e6). Весь китайский каршеринг, с которым я сталкивался, — электрический.
Уже объявлено, что в ближайшие годы для DiDi (китайский аналог Uber) можно будет использовать только электромобили, и под эти требования рынка некоторые производители уже представили модели — большие, надежные, но при этом простые и дешевые, да еще и с гарантией, которая может достигать 8 лет и 800 тысяч пробега. Опечаток нет — у меня лежит буклет из автосалона с такими числами.
Ближе к середине года китайское правительство отменило большую часть льгот и субсидий для электротранспорта, что говорит о зрелости рынка и возможности конкурировать на равных с автомобилями на ДВС. Хотя, пожалуй, торговая война сыграла и здесь свою роль.
И, наконец, пока весь мир увлекался красочными анонсами футуристичных пикапов и маркетинговыми войнами, китайцы первыми начали серийно их выпускать. Отличилась компания Dongfeng-Nissan.
И напоследок: другие направления электротранспорта
Китайцы утвердились как лидеры по производству электробусов. Заказываете ли вы их из Бельгии или Бразилии — если вы делаете это по правилам свободного рынка — скорее всего это будут электробусы BYD.
Экспансия китайского электротранспорта после электробусов пришла в грузовики — BYD отгрузила более 100 тягачей в США, в то время как другие компании ограничиваются анонсами. Кстати, из личного опыта могу подтвердить — встретить в Китае малотоннажные электрические грузовики — не такая уж редкость в городах. Отличить легко — у них номерные знаки другого цвета.
Новости про электросамолеты перестали восприниматься как что-то абсурдное, и уже идет речь о коммерциализации разработок.
Стоимость электросамокатов упала до отметки $100–150, а компании по электросамокат-шерингу захватывают города по всему миру и лидируют по скорости роста и привлечению инвестиций.
Почти все бренды из мира мототехники начали производить или по крайней мере анонсировали электромотоциклы — Harley Davidson, Honda, KTM, BMW и так далее.
Появились электрические снегоходы и квадроциклы, сперва детские, а потом и серьезные модели подтянулись.
В Москве и еще нескольких российских городах-миллионниках начали эксплуатацию электробусов, где-то самостоятельно, где-то с прицелом заменить троллейбусный парк. Делают акцент на развитии технологий и получение компетенций местными производителями, поэтому заказы выполняют «Камаз», «Нефаз» и «Троллза».
В Москве же появился электрокаршеринг — для многих это единственная возможность прикоснуться к тематике электромобилей в демо-режиме и за вменяемые деньги.
Подытоживая, можно сделать вывод, что год получился очень насыщенным — как по степени инноваций, так и по разнообразию событий в индустрии электротранспорта.
С удовольствием отвечу на вопросы в комментариях.
Незамерзающих батареек так же минет? Или я что то пропустил?
я тоже думаю, что за такие деньги, электрокары по-любому должны это уметь
Да, минет гораздо лучше незамерзающих батареек
Классика уже не та...
Имелось в виду conventional, в противовес стартапам
Эти новости как с другой планеты. Настолько это все далеко от нас
Почему? Каршеринг в Москве доступен любому, электробусы тоже, самокаты за 9 тыс рублей - почти любому, Ниссан Лиф пусть и праворульный (не готов категорически отстаивать, но почему бы и нет?) за 500 тыс любому автомобилисту. Но если мы говорим про Теслу или топовых китайцев, - да, к сожалению пока это немногим доступно в России и СНГ. Я уверен, это временно. Батареи продолжают стремительно дешеветь, а это было главным ограничивающим фактором для снижения цены на новые автомобили. Если бы еще пошлину убрали, и бу китайцев разрешили таможить... эх...
Царь сказал будем газомоторное топливо развивать, т.е. пойдем своим путем.
В России держать электрокар с нашими морозами - самое то...
Так писали же про Норвегию
На мой взгляд решения достаточно очевидны - тёплый гараж в частном доме или подогрев в ходе зарядке встроенными тэнами или за счёт собственной энергии (правда будет еньше пробег)
В норвегии довольно тепло
"Незамерзающих батареек"
я в ауте!! что нет технологий утеплить батарею и поставить термостат?
при работе и заряде батареи она выделяет нехилое тепло!!! где надо заморачиватся по его отводу - жидкостные системы охлаждения!!!
что за тупые вопросы?
За ночь при обычных у нас -25 батарея замерзает до полной потери энергии. Сейчас батарею можно только подогревать - но уходит тьма энергии в итоге. Поэтому ночевать электрокару в Сибири без подзарядки на стационарной парковке сейчас нереально.
И тупые те- кто это не осознает
Я думаю речи идёт о режиме ожидания, например когда ночью зимой машина стоит я на улице мороз - 20. Понятное дело что когда идер расход энергии в движении батарейки нехило так греются (кстати от этого тепла можно зимой салон отапливать :сделать контур на внутренний радиатор-печку - экономичнее чем фено греть и двойная польза)
По личному опыту элекросамоката, тепла этого не хватает на обогрев батареи и емкость теряется прилично, а с утеплением наоборот летом будут проблемы. (разве что батарейные отсеки как резину менять.) Про простой снизу написали.
Такой электропузырь надувается в мире...
Самый полезный из всех пузырей, может хоть часть выбросов переместится за пределы городов.
Извозчики тоже так говорили примерно 100-120 лет назад.
Вячеслав, ты слышал про компанию Gogoro с Тайваня? Если да, как она тебе? В 2019 году она вроде как рванула. Интересная концепция мне кажется, особенно в шеринге в южных городах. А станции по замене аккумуляторов можно распространять как вендинг и брать плату с пользователей. Нравится мне эта компания.
Подробно не интересовался - там где я жил их скутеры не очень по цене зашли, но их станции подзарядки/замены батарей впечатлили, в прошлом году информацию о них как о крутой инновации включал в свой курс по электромобилям.
Если честно, я сдержанно отношусь к идее быстрозаменяемой батареи (но если бы спросили меня 2-3 года назад, я бы сказал обратное) - все из-за развития сверхмощных зарядных комплексов (Tesla Supercharger V3 в Штатах на 250кВт, Ionity в Европе на 350 кВт) - они дают возможность подзарядить батарею быстрее, чем закончится чашка кофе. К тому же есть не очень удачный опыт NIO в Китае, когда они вложились в конструкцию авто со сменной батареей и станции замены в городах и вдоль крупнейших трасс, а это оказалось не очень востребовано.
бизнес на битых электромобилях
Кстати, эти ребята молодцы, наряду с TSK являются самыми яркими евангелистами электромобилей в русскоязычном инете, хотя и первые и вторые из Украины.
Джессика Мейер и Кристина Кук должны улучшить систему энергообеспечения станции. Выйдя за пределы МКС в скафандрах им предстоит заменить устаревшие никель-водородные аккумуляторы на более современные и долговечные литий-ионные. На 15 января был также запланирована сменна панели системы терморегулирования модуля «Заря»
доктор Максимилиан Фихтнер (Maximilian Fichtner), профессор химии и директор Института электрохимических хранилищ энергии им. Гельмгольца в Германии.
для производства лития, необходимого для батарейного блока мощностью 64 кВт⋅ч, требуется около 3840 литров воды. По словам исследователя, это примерно сопоставимо с производством 250 граммов говядины или 30 чашек кофе.
До того, как электрические автомобили, такие как Tesla, стали популярными, литий уже активно использовался во многих промышленных и химических процессах. Литий-ионные аккумуляторы широко используются в мобильных устройствах и ноутбуках. "Я всегда удивлен, что люди никогда не задумываются о литии в мобильных телефонах или ноутбуках - но считают это проблемой в электромобилях", - говорит Фихтнер.
Возьмем в пример Tesla Model 3, чья дальность хода достигает 450 км. Если предположить, что аккумуляторная батарея электромобиля может оставаться в оптимальном состоянии после 2000 полных циклов зарядки, это может равняться общему пройденному расстоянию около 900 000 км. Имея это ввиду, литиевые аккумуляторы Tesla на самом деле даже меньше загрязняют окружающую среду, чем обычные продукты, такие как стейк или 30 чашек кофе, упомянутые выше, поскольку они могут оставаться в эксплуатации в течение очень долгого времени. Ожидается, что к 2025 году средний срок службы аккумуляторных батарей электромобилей составит 3000 циклов, что сделает аккумуляторы EV еще более экологичными.
В своем недавнем разговоре с изданием профессор обсудил одну из самых больных тем, связанных с производством батарей: добыча кобальта. Кобальт приобрел очень негативную репутацию из-за тяжелых условий работы в кобальтовых шахтах в Конго. Но в настоящее время многие автопроизводители обязаны получать кобальт, используемый в их электромобилях, из мест, которые соответствуют строгим стандартам. Tesla планирует в ближайшем будущем разработать аккумуляторы без кобальта.
Батареи, используемые в хорошо продаваемом электромобиле Volkswagen ID.3, например, содержат около 12-14% кобальта. Tesla Model 3, с другой стороны, содержит только 2,9% кобальта по данным 2018 год. Фихтнер прогнозирует, что батареи, не содержащие кобальт могут появиться на рынке уже в 2025 году.
Фихтнер уверен в развитии автомобилей с аккумуляторным питанием, т.к. альтернативы находятся в гораздо худшем положении. Профессор подсчитал, что конечное энергопотребление транспорта в настоящее время составляет около 800 ТВт⋅ч. Если бы эта транспортная услуга предоставлялась исключительно электромобилями, то в связи с более высокой эффективностью потребовалось бы всего около 200 ТВт⋅ч. Автомобили на водороде с топливными элементами, с другой стороны, потребуют около 1000 ТВт⋅ч.
классический двигатель внутреннего сгорания также будет иметь проблемы в будущем, если он будет работать на ископаемом топливе. К 2025 году более половины нефти должно добываться из "нетрадиционных источников", таких как: гидроразрыв пласта и битуминозные (нефтяные) пески (из четырёх тонн битума в результате обычно получают один баррель тяжелой нефти). Кроме этого, нынешние технологии добычи нефти из битуминозных песков требуют большого количества пресной воды. Выбросы CO2 так же намного превышают ранее принятые и рекомендованные международными стандартами измерения, глубоководное бурение и добыча нефти в Арктике так же будут приносить огромный экологический ущерб.
И даже если бы человечество использовало все эти источники, этой нефти хватило бы всего на 13,5 лет.
Есть проблема и с потреблением воды для промышленности: в настоящее время во всем мире в день потребляется 17,5 млрд литров нефти. Для её производства требуется 46 млрд литров воды. И вода, используемая для добычи нефти, не испаряется, а отравляет окружающее пространство. "Такое количество воды, как для добычи нефти, можно было бы использовать для производства лития для 1,5 млн батарей Tesla каждый день"
Спасибо! Дополню примером с водой свои материалы
Ладно Китай с их в большинстве тёплым климатом.
А для северного полушария Земли, особенно стран с резко-континентальным климатом, какое есть решение?
Страны Европы с самым большими продажами - Норвегия, Исландия, Швеция, Финляндия. Во многом обусловлено тем, что на парковках этих стран раньше стояли станции подзарядки для "незамерзания" двигателя. Теперь они же используются для подзарядки электрокаров.
Есть )
1. Литиевые батареи - здесь выделю 3 момента:
1.1. Зарядка на морозе невозможна, необходим подогрев батареи
1.2 На морозе крайне желательно не создавать высоких нагрузок - решается ограничителем отдаваемой мощности до прогрева батареи до рабочих температур
1.3 Хранение энергии в мороз ничем ужасным не грозит. Да, часть емкости батареи становится недоступна, но при нагреве она восстанавливается.
2. Железо-фосфатные батареи нечувствительны к морозам
3. Суперконденсаторы не чувствительны к морозам (а вроде именно для них Тесла купила Maxwell)
Я знаю только про банальный подогрев литиевых батареек. Иных решений не видно. Интересно - как в космосе с этим справляются - гелевые батарейки?
На вскидку...
Можно поставить автономный отопитель типа Планер, Вебасто
А там лучше не жить на постоянке
спасибо за статью!сложилось впечатление что РФ совсем совсем в печальной Ж.. А да, и у нас сейчас за окном холодно и снежно ))Теслу тут не встречал еще ни разу)) Южный Урал
Привет из Канады. У нас тут в Монреале и снежно и холодно но Теслы вижу каждый день.
Познавательная статейка, как раз для большинства россиян, у многих же в гараже Тесла уже давно стоит.
Для повышения познавательности ресурса надо рядом статейку разместить с какого-нить фермерского сайта, например как кроликов в смотровой яме в гараже разводить :)
у многих ужо ездют по всей эрефии нисан-лиф и прочая китая
конешна не новые, а немного бу и даже многа бу
но ездють!!!
А что за серьезные модели электрический квадроциклов появились или хотя бы были анонсированы тем, кто реально может их сделать?
Есть еще Polaris, но у них пока электрическая модель только в компоновке багги.
Не знаток этой ниши, но так навскидку Yamaha, Stealth и много китайцев. Гоночных пока не видел, а утилитарные вполне продаются.
Вопрос: а что будет с миллионами обычных машин и другим транспортом через 50 лет, когда их заменять электро?! Тесла уже строит завод по их переработке?
кого, чего, куда?
авто ДВС как то утилизируют? неа?
Большинство из них будут выбывать естественным путем. Например, в России ежегодно продается порядка 2 млн автомобилей (и это только легковых). В первом приближении утилизируется самыми разными способами примерно столько же. В мире ситуация чуть иная за счет развивающихся рынков - производится ежегодно 90-100 млн, "утилизируется" 40-60 млн
Их никто не заменит. Просто когда люди пойдут за новой машиной, то купят электро.
Что стало с миллионами кнопочных телефонов? Четвертый мой купленный телефон стал вдруг без кнопок.
Машины электро да ещё на автопилоте, гаражи на пультах управления https://www.alumarket.ru/products/automate/ и прочие новшества. В хорошее время живем, интересное ))
Китай та Ілон Маск поховають Лаптєстан. Роскосмос більше не конкурент у космосі. Китай переводить транспорт на електрику. Маск виводить США в лідери виготовлення елекромобілів, 150 тис. тільки для Німеччини, + німці самі будують електрокари. Нафтова "жижа" з Росії в Европі втрачає обєми продажів та ціну. Росснефть збиткова - 156 млрд рублів прямих збитків.