{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы разработали свою модель скоринга, а потом клиенты пытались угнать наши авто

В августе мы уже рассказывали о нашем сервисе AzurDrive. Тогда мы вскользь упомянули, что разработали собственную скоринговую систему для оценки заемщиков. В этом материале хотим рассказать, как мы ее создавали.

Когда мы анализировали существующие скоринг-системы, заметили, что везде нужен анализ финансов, личные встречи и глобальный контроль. Нашу систему мы автоматизировали на 90%, остальные 10% информации она запрашивает у клиента.

Скоринг принимает решение за одну-две минуты, еще десять — уходит на то, чтобы человек проверил данные, где мы изначально знаем, что система не работает стабильно. Всего скоринг отсеивается около 30% заявок — люди, которым совсем нельзя доверять и что-то давать.

Как работает скоринг

В банках кредиты поставлены на конвейер, где скоринг — часть процесса. Чтобы он работал быстро, нужно формализовать требования к клиентам или к сделкам, которые он предлагает. Для проверки алгоритма через него прогоняют большой массив данных и сверяются, дает ли она какой-то результат, который потом можно интерпретировать: хорошо работает модель или плохо.

У нас много физических и юридических лиц, которых нужно типизировать. Они разные, но внутри группы можно выделить определенные категории. Часть из них будут с плохой платежной дисциплиной. Задача скоринга — отсеять такой тип людей и одобрить сделки только потенциально добросовестным плательщикам.

Систему скоринга AzurDrive мы автоматизировали на 90%, остальные 10% информации она запрашивает у клиента. Скоринг принимает решение за одну-две минуты, еще десять — уходит на то, чтобы человек проверил данные, где мы изначально знаем, что система не работает стабильно.

Когда человек не выплачивает кредит или задерживает оплату, в следующий раз ему, скорее всего, откажут. Причем в любом банке. И тогда он начинает искать другие варианты, как получить желаемое. Отсюда возникает дилемма: клиент не очень благонадежный, но ему что-то очень-очень надо. Он даже готов заплатить повышенную стоимость, потому что кредит под 10% годовых ему точно не светит. И тогда лизинговая компания предлагает ему товар под 20% годовых.

Чем лизинг отличается от кредита?

Рассмотрим на примере машины. По автокредиту транспорт сразу же находится в собственности человека, автомобиль — это всего лишь залог. Поэтому если клиент просрочивает платежи, банку приходится судиться и каким-то образом взыскивать имущество через множество инстанций. За то время проходит 12-15 месяцев, и клиент полностью забивает на машину и отдает убитое авто. А еще лучше — он может ее просто разбить.

В лизинге автомобиль не принадлежит заемщику. Поэтому как только клиент нарушает договор, компания имеет полное право приехать на следующий день и изъять свое имущество. Что считается нарушением? Просрочки по платежам, отсутствие регулярного техобслуживания или другие пункты, прописанные в договоре. Более того, не возвращается первоначальный залог — 10% от стоимости автомобиля. Такой подход сильно повышает ответственность и платежную дисциплину.

Наша задача — отстоять фрод. Например, когда берут машину в лизинг, чтобы потом ее угнать. Или людей, которые не оценивают реалистично свои возможности. Либо молодых парней, вернувшихся из армии, которые хотят «бэху», но на первый взнос у них есть только 100 тысяч рублей. Угонщиков мы, скорее всего, найдем. У неплатежеспособных быстро заберем автомобили. Но зачем это, если можно заранее предупредить?

Первая модель комом

Когда мы только запускались, планировали сдавать машины для таксистов, которые работают в сегментах «Эконом», «Комфорт» и «Комфорт+». И все примерно представляют портрет такого таксиста: приезжий из СНГ, который недавно получил российское гражданство. Чаще всего он никак не может подтвердить свой доход, даже если зарабатывает 5 тысяч рублей. За душой у него тоже ничего нет: ни имущества, ни родственников, ничего. Поэтому когда мы попробовали оценивать таких людей по обычному банковскому финансовому скорингу, в конце пути нас ждало фиаско.

Тогда мы решили разрабатывать свою модель, которая бы подходила для скоринга таких таксистов. Но при этом она должна быть не менее жесткой и анализировать без звонков и встреч с клиентов. Поэтому мы пошли по пути социального скоринга. Пока что мы даже не знаем, кто еще применяет такое в кредитовании.

Клиенты проходили опрос, на основе которого модель и проверяла человека. Финансовые доказательства нужны были по-минимуму. 50% людей даже просто не могли подтвердить, что они хоть что-то зарабатывают. Такой скоринг нас вполне устраивал, потому что отсеивал достаточный уровень фрода, чтобы не сломать наши модели, и поддерживал прогнозный уровень потерь, который нас как лизинговую компанию вполне устраивал.

Пора что-то менять

Модель перестала работать, как только мы чуть-чуть замахнулись на премиум-сегмент. Например, пару раз у нас пытались угнать автомобиль. Как так? Потому что скоринговая модель была настроена на таксистов. И когда по ней прогоняли человека, который пришел за лексусом, естественно, ему все одобряли, потому что смотрели как на таксиста. В итоге человек брал дорогую машину и пытался уехать в далекие края. К счастью, всех, кто пытался так сделать, мы поймали. Но этот опыт сказал нам: надо делать вторую итерацию модели, которая будет отсеивать такие случаи.

Сейчас у нас уже новый скоринг, который как раз учитывает новые сегменты. Мы его расширили, добавили новые источники данных и стали смотреть финансы.

Коэффициент Джини (мера оценки эффективности скоринговой модели) у новой модели сейчас 87%. В среднем по банковскому сектору Джини равняется где-то 75-85%.

Наша модель оценивает не только финансовое благополучие, но и базируется на возможности отсеять фрод, обеспечить стабильное поступление ежемесячных платежей без выворачивания клиента и изучения всей его финансовой базы.

Как тестировать скоринговую модель

Пока у нас не было собственной базы, мы тестировали на ретробазе и базе контрагентов. Потому что чтобы выпустить сырой продукт, надо быть очень самонадеянным человеком или гостем из будущего. Поэтому любая система должна проходить тестирование.

Сейчас модель, которая оценивает фрод, уже умеет отсеивать клиентов с небольшой погрешностью. Но с ростом базы она улучшается и больше адаптируется под клиентов.

Главное правило тестирования модели — репрезентативная выборка. Нужно смотреть каждый сегмент в отдельности, потому что у него свои тонкости. Возможно, если одной группе не хватает какой-то дополнительной score-карты — нужно добавить ее. Лучше сделать несколько карт на разные сегменты, чем схватить фрод и потом все оперативно чинить.

Еще для каждого сегмента нужны собственные стоп-факторы, которые разрабатываются рисковиками на основе статистики и личного опыта

Где искать выборку? Мы берем либо из СПАРКа, либо с Федресурса — зависит от наших целей. Для лизинга основа — Федресурс, который обогащается данными из СПАРК, СМЭВ и так далее.

Мы прогоняем модель по ретробазам и смотрим, чтобы клиенты, которые погасили задолженность и успешно закрыли все свои платежи по лизингу, были одобрены. А клиенты, которые у конкурентов не смогли оплачивать обязательства или угнали машину, ушли в отказ.

В среднем весь процесс настройки и тестирования занимает от недели до двух. Первая модель у нас настраивалась и тестировалась очень долго, потому что мы использовали подход, который еще никто не применял. На нее у нас ушло около месяца. А вторую мы где-то за две недели привели в рабочее состояние.

Главное — модель должна обеспечивать сбалансированность двух показателей: Approval Rate (уровень одобрения) и Probability of Default, PD (уровень потерь). Задача рисковика в том, что при прогнозируемом уровне одобрения соблюсти плановый уровень потерь. Например, нам нужно одобрение не меньше 70% клиентов, а потери — не более 2%. Если этот баланс соблюдается, значит модель работает. Если потом оказывается, что клиентов одобряется меньше или потерь больше, чем планировали, то модель надо докручивать и настраивать.

Мы довольны тем, что получилось. Потому что такой подход мало где применяется. Сейчас нам нужно набрать базу клиентов, чтобы точнее верифицировать цифры, после чего можно полностью автоматизировать принятие решений. Без ложной скромности скажу, что мы привели в лизинг ноу-хау.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Журиков

Начинали свой путь со сдачи в аренду под такси В 2012 году. Работаем как автопрокат только для туристов с 2015 года, очень редко сдаём даже местным,ввиду их неадекватности и низких доходов в наших городах. Какие я сделал для себя выводы за весь опыт работы:
1. Как бы ты не проверял человека, это бесполезно, он сегодня хороший , а завтра плохой. Вы должны понимать , что у таксистов берущих машины под выкуп/аренду нет личной цели ее выкупить, там все как пойдёт , получится , супер , нет убегу. Вы с такого человека ничего не получите, так как он гол, как сокол, что и написал автор статьи. Тогда , как турист берет машину с конкретной целью, поехать в Сочи и обратно, например, у него есть деньги, он не хочет проблем в чужом регионе, поэтому аккуратен и вежлив. Плюс мы всегда берём оплату картой или хотя бы предоплату, что б потом можно было безакцептно списать, если человек неадекват. С 2015 года у нас нет вообще дтп при парке в 50 автомобилей. Разумеется , моя команда играет тут большую роль, без неё , никуда.
2. Работает только схема с выкупом авто , с предоплатой от 20%. Люди попадаются ответственные и настроенные на выкуп. Человек сознательно тратит большую сумму денег на старте, значит имеет цель. Это наш клиент.
3. Возрастные рамки , у нас от 24 лет и со стажем 2 года, именно активным. Просим человека подтвердить это хоть как-то. В 97% случаев люди это делают без проблем, остальным отказываем.
4. Полностью перешли на электронный документооборот. Сразу уходят глупые, тупые, с дешевыми мобилками и прочий маргинальный контингент. Уж извините, если вы не можете подгрузить 4 фотографии в электронное письмо , нам с Вами не по пути, без обид.
Мое мнение: разработка может и крутая, но ничто не заменит личное общение и хороший фильтр на входящих звонках для минимизации ваших потерь.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Авдеев

Я занимаюсь сдачей авто в аренду, под такси в основном. Все собеседования, естественно, провожу лично ввиду небольшого количества авто.

Бывает приходят такие «милые» ребята и обещают что все будут вовремя платить, и за машиной следить, а в итоге приходится удаленно глушить авто (на каждом авто есть маяк позволяющий это сделать) и забирать его почти силой.

Было бы не плохо такую скоринговую
систему в массы запустить, для людей которые занимаются таким же или подобным видом деятельности. Я бы пользовался

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Удаленно "глушить" ребят.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

На каждом ошейнике специальный маяк...

Ответить
Развернуть ветку
Igor Igor

Поддерживаю, три машины сдаю, действую так же. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Если запустить модель в массы, сильно повышается вероятность, что заабьюзят - и придется делать новую. Такие дела.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Заречный

А кого вы считаете достойным тачек из премиум-сегмента? Таксистов скоринг отметает, а совсем уж богатым ребяткам лизинг под покупку лескуса не нужен. Менеджеры среднего звена? 

П.с. было бы интересно почитать про то, как вы ловили тех, кто пытался уехать далеко и надолго на дорогих авто

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кондрашкин
Автор

Лизинг часто берут владельцы бизнеса, поэтому немаленькая часть нашего портфеля - премиальные автомобили. Это гораздо выгоднее, чем выводить деньги на себе как физическое лицо + экономия на НДС и уменьшение налогооблагаемой базы

По угонам, думаю, через некоторое время расскажем 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Eduard Luckyman

Покупка дорогого авто как альтернатива выводу средств на физ лицо ( с уплатой налогов ) так себе идея. Роман, понимаю, что это не ваша идея и вы просто констатируете факт того, что так делают. Но на личном примере могу сказать, что это не айс. Потому что машина теряет в цене (+ обслуживание, ТО) намного больше, чем если бы просто вывести деньги на счёт и уплатить налог.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Воробьев

Лизинг часто оформляют на юрлица просто чтобы не платить налоги и на машинках красивых ездить.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

С налогами да, но не забывай, что закон о защите прав потребителей не работает и если машина сломалась, можно встрять на крупную сумму или ждать ремонта оооочень долго.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

WTF?))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт отморожен

Не надо «исключительно в личных». Пусть водитель встречает партнёров в аэропорту на ней же, документы возит иногда туда/сюда. Всё это документировать правильно - и не проиграете суд, если вдруг.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Жесть((

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val

а если пару раз в год сотрудников подвез это уже будет для целей компании? :) вопрос конечно для меня лично неактуальный, но интересный

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Иванович

На самом деле, по своему опыту могу сказать, что чем больше начинаешь зарабатывать, тем выгоднее становится пользоваться кредитами и другими вариантами заёмных средств

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

По настоящему богатые используют лизинг потому что это пипец какая экономия

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Борис Королев

на какие проекты вы ориентировались при создании скоринга, у кого из финтех-стартапов самая крутая модель? 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кондрашкин
Автор

Мы разрабатывали модель ни на кого не оглядываясь :) 

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Шакиров

интересно, какой процент «отказников» по лизингу сейчас?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кондрашкин
Автор

Не раскрываем таких данных

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

Плюсанул в поддержку права не раскрывать то, что не считаешь нужным :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Tarkhof

Интересно, как выглядит изъятие авто. Вы же не подаете на авто в угон? Следовательно в МВД вы не обращаетесь и пользуетесь услугами парней на "джипах" ( из статьи про кухню) . Которых у вас, полагаю, по всей стране и на каждой границе. Такая обширная сеть СБ поводимому закладывается в стоимость лизинговых платежей? И вообще насколько правомерно силовое изъятие лизинговой собственности, без участия Органов?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

Очень хороший вопрос, по факту бывшие менты раскулачивают. Чаще всего. И не только машины а оборудование, для производства и другие вещи для лизинговых компаний нет понятия реструктуризации долгов, и по факту это ростовщики мафиози. Только действующие в правовом поле. Мог бы рассказать пару историй да не буду. Единственное что отмечу, у сб сдельная оплата труда...

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Можете пояснить, как модель реагирует на те случаи когда авто угнали у добросовестного заемщика? Такие случаи искажают вашу модель или случаи угоны вы учитываете только достоверные - те где было решение суда?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кондрашкин
Автор

В обучающую выборку попадают только случаи подтвержденного угона клиентами. Все кейсы дефолта перед загрузкой в обучающую матрицу проходят ручную валидацию и отбраковку. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Подливчук

А если я прилежный и ответственный гражданин, что выгоднее  - брать кредит или лизинг?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dariya Murashova

 "Сейчас нам нужно набрать базу клиентов, чтобы точнее верифицировать цифры, после чего можно полностью ..."
Я являюсь продакт менеджером в компании Топливные решения, и никто из AzurDrive не ответил на наше предложение о партнерстве, хотя ЦА у нас одинаковая на 80% и это могло увеличить обороты обеих компаний.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кондрашкин
Автор

Пропустили. Пожалуйста, напишите на почту [email protected], там точно ответят 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

У самого стартап по автотематике, наделал кучу ошибок, но все ошибки и все риски были только на свободные деньги от своего бизнеса, без инвесторов, без кредитов и прочего. В этом стартапе вижу несколько, на мой взгляд, не то чтобы ошибочек, но непонятных лично мне вещей:

1) если есть бюджет, 1 - 2 млн. руб в месяц ТОЛЬКО на один маркетинг + изначально включающая в разработку 15 человек (даже если з/п у каждого разработчика по 100к в среднем), расходы составляют около 3 млн в месяц. Думаю при таком бюджете и вложениях можно было бы сделать другую, более выгодную тему.

2) не думаю, что идея может стать массовой, лично у меня из знакомых никто никогда не брал в лизинг. И раз гипотеза с таксистами не подтвердилась, и перешли на обычных юриков и физ диц, то покупают в основном бэушку за наличку. 

3) это очень специфичный бизнес. лизинг. здесь скорее получите не удовольствие от стартапа, а погрязните во всех этих операционных волокитах. НДС, и т.д. Это больше не автомобильный даже стартап, а какой то финтех. Взялся читать ТОЛЬКО из за того, что связан с автомобилями, а чуть копнешь - очень сложная, финансов-емкая и без драйва тема. Более похоже не не автомобильный стартап, а на  классическую бухгалтерскую историю.

4) все было бы хорошо. но ведь надо еще проект выкатить на самоокупаемость. ну и дальше - зарабатывать. это возможно получится при постоянном потоке клиентов. но без постоянных ЗАТРАТНЫХ маркетинговых вливаний получится ли создать такой постоянный входящий поток?  

Так то ребята молодцы, что хоть что то ДЕЛАЮТ, но все свои замечания я выше указал, может что возьмут для себя. 

Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда